Теоретическое обоснование причин инфляции и ее влияние на банковский сектор




Инфля́ция — процесс обесценивания денег. Она может происходить по разным причинам. Во-первых, общий объём товаров, которые можно приобрести на имеющуюся в данной экономической системе денежную массу, может расти медленнее, чем объём денежной массы, или даже уменьшаться — в таком случае, стоимость товаров растёт, а стоимость денег уменьшается. Во-вторых, поскольку соотношение объёма товаров и объёма денег связано не напрямую, а через скорость оборота денежной массы в данной системе, то при увеличении скорости оборота денег в системе их стоимость падает Кроме того, на уровень инфляции существенное влияние оказывает объём денежной массы, выведенной из непосредственного потребления путём осуществления долгосрочных инвестиций, не предусматривающих быструю отдачу, уровень вкладов, находящихся в банках, величина ставки рефинансирования и так далее. Для современных экономик, в которых роль денег исполняют обязательства, собственной стоимости не имеющие, незначительная инфляция является нормой и необходимостью и находится обычно на уровне нескольких процентов в год. Уровень инфляции обычно несколько увеличивается в конце года, когда растёт как уровень потребления товаров домохозяйствами, так и уровень расходов корпораций.

Значительная инфляция, свидетельствует об экономических проблемах в государстве. Достаточно часто сильная инфляция, называемая также гиперинфляцией возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков.

В экономической науке различают следующие причины инфляции: монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый уровень зп; сокращение реального объема национального производства, Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии

Инфляция есть процесс обесценивания денег в результате переполнения каналов товарного обращения денежной массой. Инфляция является результатом макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор).

Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства.

Инфляция предложения - означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

Cбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга. Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях. Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов. Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

В зависимости от темпов роста различают:

Ползучую инфляцию (менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, незначительная инфляция (сопровождаемая ростом денежной массы) способна стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5 %. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Галопирующую инфляцию (от 10 до 100%). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Она преобладает в развивающихся странах;Гиперинфляцию (парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену).

Банковская система - это единственный сектор экономики, для которого инфляция до определенного кризисного уровня, чем выше, тем лучше, поскольку чем ниже инфляция, темпы роста денежной массы - тем медленнее растут пассивы и тем ниже ставки по активам, а значит и маржа. Существенный рост денежной массы приводит к инфляции, а это в свою очередь ударяет по компаниям реального сектора, которые берут кредиты. Номинальные кредитные ставки при высокой инфляции высоки и предприятия не могут справиться с высокими процентныи платежами, что сокращает их спрос на кредиты. Аналогично для потребительствого кредитования. Высокая инфляция, высокие процентные ставки, и сокращающаяся реальная маржа предприятий приводят к сокращению кредитования. Кризисным будет уровень, который существенно превышает ожидания относительно инфляции и роста денежной массы.

 

2. Особенности проявления инфляции в России.

Исторически инфляционные процессы в российской экономике возникли еще в начале 60-х годов и были связаны с низкой эффективностью социалистического общественного производства. Однако до 1992 г. она носила скрытый характер, что проявилось в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах. Открытый взрыв инфляции в России произошел в январе 1992 г. с прекращением государственного контроля практически над всеми ценами.

Главные неденежнеые факторы инфляции в России: кризис административно-командной хозяйственной системы; затратный характер производства; низкий уровень производительности труда; низкое качество и неконкурентоспособный характер продукции.

Основными денежными факторами инфляции в России являются: либерализация цен в условиях монополизированного состояния российской экономики; постоянный дефицитный характер государственного бюджета; кредитная экспансия банков; долларизация денежного обращения в стране;

бегство капиталов из страны, связанное с нестабильной экономической и политической ситуацией в стране; высокие военные расходы, связанные с военными действиями на Северном Кавказе.

В связи со специфическими особенностями инфляционного процесса в российской экономике необходимы и специальные подходы к осуществлению эффективной антиинфляционной политики, к которым можно отнести следующее: разработка и реализация реалистичной, а не популистской финансовой политики государства; разработка и осуществление государственных программ развития экономики страны; проведение жесткой и последовательной антимонопольной политики; реальное укрепление стабильности национальной валюты; сбалансированная бюджетная политика государства; принятие закона о частной собственности на землю и введение земли в финансовый оборот; создание рынка государственных ценных бумаг при полной и безусловной ответственности государства по своим долговым обязательствам перед юридическими и физическими лицами; совершенствование налоговой системы; создание условий для прекращения импорта инфляции.

Безусловно, для проведения в жизнь этих мер потребуется определенное время, однако они неизбежно приведут к укреплению денежной единицы России и стабилизации денежной системы страны в целом.

В современном мире существует немало проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества, положила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была, т.к. появились новые и более сложные ее формы. В некоторых странах определенные успехи уже достигнуты, другие как и Россия, находятся в начале этого пути, что ставит их в привилегированное положение. Они, используя накопленный исторический опыт, могут избежать чужих ошибок. Однако копирование действий других стран, пусть даже и успешно вышедших из инфляционного кризиса, как правило, ведет к плачевным последствиям. Поэтому при формировании антиинфляционной политики в необходимо учитывать уникальные особенности экономики государства:

1) Монопольный ее характер.

2) Развал прежней кредитно-денежной и финансовой системы страны и сложности с формированием новой, адекватной российским условиям.

3) Неконвертируемость рубля и вытеснение его на внутреннем рынке страны были сильными валютами.

4) Наличие мощной теневой экономики, развившейся во время подавленной инфляции.

5) Слабость спирали "зарплата - цены" и огромная роль спирали "цены сырья - общий уровень цен".

Интенсивный инфляционный пресс всегда сопровождает преобразование административно-коммерческой системы в рыночную. Корни его находятся в структурно-системных диспропорциях развивающегося хозяйства, поэтому сейчас нам необходима мощная и жесткая политика, включающая в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых мер, нужно снять все барьеры на пути действия рыночных механизмов, чтобы преодолеть все структурные, управленческие и монетарные глубинные причины инфляции.

 

3. Монетарные методы подавления инфляции.

Монетарная или денежно-кредитная политика - политика государства, которая воздействует на количество денег, введенных в обращение с целью обеспечения стабильности внутренних цен, занятости населения страны и роста реальных показателей производства. Монетарную политику осуществляет Центральный банк. Монетарная политика Центробанка направлена на достижение и последующее сохранение финансовой стабильности, главными показателями которой для являются укрепление курса национальной валюты и обеспечение платежного баланса на необходимом уровне. Помимо этого, ЦБ осуществляет денежно-кредитное регулирование – совокупность мер ЦБ, направленных на изменение денежной массы, находящейся в обращении, выдаваемых кредитов, размера процентных ставок и других показателей. Воздействие на инфляцию, безработицу, экономический рост и прочие макроэкономические процессы, осуществляется этим регулированием. Монетарная политика является частью единой экономической государственной политики. Экономическая политика государства предусматривает меры по решению проблем в каждом блоке, в котором Центробанк отвечает за проведение денежно-кредитной (монетарной) политики. Монетарная политика государства может быть жесткой, то есть направленной на поддержание конкретного размера денежной массы, либо гибкой – направленной на регулирование процентной ставки.

Стимулирующая монетарная политика проводится в периоды экономического спада, ее цель – «взбадривание» экономики, она также призвана стимулировать рост деловой активности для борьбы с безработицей. Суть стимулирующей монетарной политики заключается в проведении Центробанком мер по увеличению предложения денег. Для этого используются следующие инструменты: снижение ставки дисконта скупка Центробанком государственных ценных бумаг, снижение нормы резервных требований.

Сдерживающая или ограничительная монетарная политика проводится Центробанком для уменьшения предложения денег. Для достижения этой цели ЦБ использует следующие меры: повышение учетной ставки процента, продажа Центробанком государственных ценных бумаг, повышение нормы резервных требований.

Методами монетарной политики называют совокупность операций и приемов, посредством которых субъекты монетарной политики воздействуют на объекты для достижения определенных целей. Методы могут быть прямыми или косвенными (воздействие на мотивацию поведения субъектов). Различают также общие методы (влияют на денежным рынок в целом) и селективные (они носят директивный характер).

Центробанк может использовать следующие меры: Проведение операций на открытых рынках. Покупка и продажа Центробанком государственных ценных бумаг на открытых рынках. Это приводит к тому, что уменьшаются/увеличиваются кредитные возможности коммерческих банков, уменьшаются/увеличиваются резервы банков, уменьшается/увеличивается процентная ставка. Данный метод монетарной политики применяется в краткосрочном периоде.

Увеличение или уменьшение минимальной резервной нормы. Увеличение приводит к уменьшению избыточных резервов. Тем самым снижается способность банка расширять денежную массу путем кредитования. Применяется в долгосрочном периоде.

Увеличение/уменьшение учетной ставки. При понижении увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты Центробанка, увеличиваются также их резервы и способность кредитования населения. Понижаются процентные ставки по кредитам, растет предложение денежной массы в стране. Для понижения деловой активности, уменьшения денежной массы, борьбы с ростом инфляции, ЦБ повышает учетную ставку.

Политика «дешевых» денег подразумевает увеличение Центробанком предложения денег путем скупки государственных ценных бумаг на открытом рынке. Понижается учетная ставка и резервная норма, тем самым в страну привлекаются инвестиции и повышается деловая активность. Политика «дорогих» денег проводится как антиинфляционная политика. Для сокращения денежного предложения и ограничения денежной эмиссии, на открытых рынках производится продажа государственных ценных бумаг. Увеличивается учетная ставка и минимальная резервная норма.

 

4. Структурные и монетарные факторы инфляции в России

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами: монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:

1. Монетарные факторы: неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства; финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).

2. Высокий уровень монополизации экономики. Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин.

3. Милитаризированность экономики. Производство вооружений, увеличивая ВВП, не повышает производственный потенциал страны. С экономической точки зрения высокие военные расходы сдерживают развитие страны. Последствиями милитаризации являются бюджетный дефицит, диспропорции в структуре экономики, недопроизводство потребительских товаров при повышенном спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция.

 

5. Развитие системы безналичных расчетов в банковском сервисе

Согласно статистике, в Российской Федерации безналичный денежный оборот занимает около 80% от всего денежного оборота в стране. Безналичные расчеты осуществляются путем обращения средств в безналичной форме, с помощью таких форм, как чек, платежное поручение, аккредитив, инкассо, кредитных карточек и других.

Безналичное обращение осуществляет оплату большинство видов движения товарооборота и оказания услуг на товарном, финансовом, даже трудовом рынках. Основу безналичного обращения составляют безналичные расчеты, которые контролируются на законодательном уровне, под контролем коммерческих банков и Центрального банка РФ. Исходя из существующих форм безналичных расчетов, клиент банка, может выбрать ему подходящий, в зависимости от ряда факторов: общая экономическая ситуация в стране; характер экономических связей между контрагентами; характеристики поставляемой и оплачиваемой продукции, характер доставки и приемки; местонахождение сторон сделки; логистические особенности; финансовое положение продавца и покупателя.

После того, как стороны (покупатель и продавец) выбрали необходимую форму расчета, она указывается в договоре между ними и между обслуживающими банками. Для обслуживания таких операций в банках открываются счета для организаций и физических лиц, с помощью которых происходит денежное обращение, которое производится по инициативе двух сторон, посредством услуг коммерческих банков. Согласно статистическим данным, в 2016 году на одного жителя России приходится 5,5 счетов, открытых учреждениями банковской системы. Это связано с тем, что граждане страны используют для безналичных расчетов счета в коммерческих банках, чаще всего несколько счетов, открытых в нескольких кредитных организациях, в связи с различными факторами: разные условия обслуживания счетов, поступления денежных средств на разные счета, личные обстоятельства и предпочтения. Учитывая все вышеизложенные особенности организации безналичных расчетов в России, для осуществления бесперебойной работы, безопасности расчетов и предоставления гарантий клиентам, необходим банковский контроль за ходом безналичных расчетов. Банк должен рекомендовать клиентам заключать договоры между поставщиками и покупателями, в которых указывается форма расчета, сумма, условия поставки товаров и их оплаты, обязательные реквизиты. Банк обязан проверять подлинность расчетных документов и наличия в них всех обязательных реквизитов. В ином случае банк не имеет права принять расчетные документы, и операция не совершается до тех пор, пока не будут предоставлены документы в надлежащем порядке.

В обязанности банка входит контроль за порядком, сроками и обоснованностью отказов от акцепта. В случаях если указанные в заявлении причины отказа от акцепта не соответствуют зафиксированным в нормативных актах или в договорах, банк обязан не принимать отказ к исполнению. Для осуществления наиболее полного и четкого контроля необходимо посредничество в платежах между банками. Банки в сотрудничестве должны обмениваться данными об осуществлении расчетных операциях, для того чтобы не иметь рознящихся балансов, и чтобы организовать быстрое реагирование на запросы клиентов, и иных лиц или служб, предоставление данных которым является законным по их требованию.Самой распространенной формой безналичных расчетов в РФ является расчет платежными поручениями, которое представляет собой некое поручение предприятия или физического лица банку о перечислении определенной суммы денег со своего счета, в целях оплаты товара или услуги. В 2014 году расчеты с помощью платежных поручений составляли до 99% от всех безналичных расчетов. Это связано с тем, что платежное поручение – документ, который составляется в простейшей форме, не требуя присутствия всех сторон и без непосредственного контакта с банковскими сотрудниками. Полномасштабное развитие систем и технологий электронного обмена информацией, платежей и системы безналичных перечислений в целом, позволят банковской системе соответствовать информационному прогрессу и не отставать от него. Данный фактор позволит обеспечить высокий процент востребованности, сделать банки более конкурентоспособными, удерживать высокие рейтинги на рынке банковских услуг. Увеличение объемов безналичных расчетов в общем итоге способствует повышению значения денег в народном хозяйстве России, а также постепенному и последовательному развитию путей к условиям рынка, увеличению процента взаимодействия совокупного предложения на те или иные товары, а также формированию платежеспособного спроса.

 

6. Наличный денежный оборот и его организация в рамках рассчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов.

Организация налично-ден оборота на тер-рии РФ регла­ментируется следующ нормативными док-тами ЦБ РФ. 1. Порядком ведения кассовых операций в РФ

2. Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредит­ных организациях на территории РФ

3. Положением «О правилах организации наличного денежного об­ращения на территории РФ»

4. Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе №31.

Ден наличность сдается пред-тиями непосредственно в кассы кредорг-ций или через объединенные кассы при пред-тиях, а также почтовым отде­лениям для перевода на соотв-щие счета в банках. Нал деньги м сдаваться на договорных усл-ях через инкассатор­ские службы банков или специализированные инкассаторские служ­бы, имеющие лицензию БР на осущ-ниесоотв-щих операций по инкассации ден средств и др ценно­стей.

Каждому пред-тию по согласованию с их рук-лями банк устанавл-ет порядок и сроки сдачи нал денег, исходя из необ­х-ти ускорения оборачив-ти денег и своевременного по­ступления их в кассы в дни работы банка. При этом м устанавл-ся след-щие сроки сдачи предприятиями нал ден средств:

- для пред-тий, расположенных в населенном пункте, где име­ются учреждения банков — ежедневно в день поступления нал денег в кассы пред-тий;

- для пред-тий, которые в силу специфики своей деят-ти и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкасса­ции или вечерней кассы в банке не могут ежедневно в конце ра­б дня сдавать нал ден средства в учреждения банков — на следующий день;

- для пред-тий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков, а так­же находящихся от них на отдаленном расстоянии, — 1 раз в несколько дней.

В целях обеспечения полной и своевременной сдачи нал де­нег в банк их остатки в кассах пред-тий лимитируются. Для установления лимита остатка нал денег в кассе пред-тие представляет в банк по стандартной форме специальный расчет лимита остатка кассы.

Банк определяет лимит остатка кассы для пред-тия индивиду­ально, исходя из объемов его налично-денежного оборота, особенно­стей режима его деят-ти, порядка и сроков сдачи нал денег в банк, а именно.

По пред-тию, не представившему расчет ни в одно из обслужи­вающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается 0, а не сданная в банк ден наличность — сверхлимитной.

Предприятиям предоставле­но право хранить в своих кассах полученные нал деньги на з/п, стипендии, премии сверх установленных лимитов в течение 3 раб дней, включая день получения денег в банке. Предприятия, постоянно имеющие налично-ден выручку в силу специфики своей деят-ти (торговля, транспорт, зрелищные мероприятия и т. д.), по согласова­нию с обслуживающими учреждениями банков могут часть ее расхо­довать непосредственно на месте без сдачи в банк. В наст вр таким пред-тиям разрешено расходование собственной кассовой выручки на следующ цели: з/п и выплаты соцхар-ра; закупку сельхозпродукции у населения;скупку тары и вещей у населения; командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей и хоз-венного инвентаря;оплату срочных ремонтных работ и горюче-смазочных материалов; выплаты возмещения убытков по договорам страхования физ лиц.

Для оприходования всех поступающих в банк наличн денег и вы­полнения расходных операций каждое учреждение банка имеет операционную кассу. В ее состав могут входить: приходные кассы, расход­ные кассы, приходно-расходные кассы, кассы для размена денег, вечерние кассы, кассы пересчета денежн наличности. В крупных банках при большом объеме движения денежной наличности перечис­ленные кассы организуются отдельно. В небольших банках работа мо­жет осущ-ся через приходно-расходную кассу.

Рациональная организация внутрибанковского налично-денежного оборота осущ-ся каждым коммерч банком в ходе составления прогноза кассовых оборотов на каждый квартал, что явл-ся составной частью общей работы банк системы по управлению налично-денежным оборотом.

Прогнозные расчеты составляются коммерч банком на осно­вании динамических рядов отчета банка о его кассовых оборотах, а так же на основе полученных от обслуживаемой клиентуры кассовых зая­вок. Кассовая заявка предприятия в конечном счете должна показать банку; с одной стороны, сколько наличн денег поступит от данного клиента в кассу банка, а с другой — в каком размере потребуется ему выдача наличн денег из кассы банка. Кассовая заявка имеет 2 раздела. В первом разделе отражаются все суммы поступления наличн денег в кассу предп-тия (кроме сумм, полученных из банка) по от­дельным статьям кассового прогноза банка (торговая выручка, выруч­ка пассажирского транспорта, выручка зрелищных предприятий и др.), а также указывается, какие суммы из этой выручки будут сданы в банк. Во втором разделе кассовой заявки клиента приводится расчет ожидаемых выплат зар платы, стипендий, выплат социально­го характера, пенсий, пособий соцстраха и выдач на др цели.

Кроме собственно кассовых заявок, предпр-тия должны подать в банк доп-ные расчеты к нимСоставленный на очередной квартал прогноз кассовых оборотов сообщается банком расчетно-кассовому центру, в котором ему открыт корр счет, за 14 дней до начала планируемого квартала. Расчетно-кассовые центры составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслужи­ваемым кредитным орг-циям на основе анализа оборотов налич­н денег, проходящих через их кассы, и получаемых от кредитных орг-ций сообщений об ожидаемых оборотах наличн денег. Расчеты осущ-ся ежеквартально с распределением по меся­цам и за 7 дней до начала прогнозируемого квартала сообщаются тер­риториальному учреждению Банка России.

Прогнозные расчеты кассовых оборотов по регионам сообщаются территориальными учреждениями Банка России Департаменту регулирования ден обращения ЦБ РФ за 3 дня до начала прогнозируемого квартала. В свою очередь Департамент регулирования де­н обращения, обобщив полученные данные, составляет свод­ный расчет потребностей экономики страны в ден наличность. В этом расчете учитываются также такие факторы, как происходящее в эк-ке структурные изменения, темпы инфляции, а также при­нимаемые Банком России меры в области ден-кред поли­тики по стабилизации ден обращения. Составленный сводный прогноз потребностей народного хоз-ва в ден наличности на предстоящий квартал передается в Департамент эмиссионно-кассовых операций ЦБ РФ и в конечном счете определяет механизм эмиссионно-кассового регулирования ден массы в обращении в предстоя­щем квартале.

Прием наличн денег от предпр-тий и орг-ций производится в основном при личной явке клиента, в его присутствии. Работа приход­ной кассы организована таким обр, что клиенты банка им воз­м-ть сдать выручку в течение операционного дня (дневная касса) и после операционного дня (вечерняя касса).

Док-том на прием наличности в приходную кассу банка явл-ся объявление на взнос наличными, предст-щее собой комплект док-тов, состоящий из 3 частей: объявления, ордера и квитанции. При взносе денег по объявлению клиент передает его операционному работ­нику, ведущему лиц счет данного клиента. Операционный раб-к проверяет правильность заполнения док-та, отражает Σ денег в кассовом журнале по приходу, указывая род операции, № док-та, символ кассовых оборотов, и передает подписанное им объявление в при­ходную кассу.

Получив объявление на взнос наличными, кассир приходной кассы проверяет наличие и тождественность подписи операционного раб-ка по имеющемуся у него образцу, соответствие Σ цифрами и прописью, вызывает вносителя денег и принимает от него ден наличность. После приема денег кассир сверяет Σ, указанную в объявлении на взнос наличными, с Σ, фактически получившейся при подсчете. При соотв-вии сумм кассир подписывает объявление, квитанцию и ордер, ставит печать на квитанции и вручает ее вносителю денег. Объявление кассир оставляет у себя, а ордер к объявлению пере­дает соотв-щему операционному раб-ку для проведения бух проводки по счету клиента. В дальнейшем ордер выда­ется клиенту вместе с выпиской по его лиц счету.

Если кассовым раб-ком установлено расхожде­ние м/д Σ сдаваемых денег и Σ, указанной в объявлении на взнос наличными а также при обнаружении неплатежных или со­мнительных ден знаков объявление на взнос наличными пере­оформляется на фактически принимаемую сумму денег. Первоначаль­ный документ старший кассир перечеркивает и на обороте квитанции к этому док-ту проставляет сумму фактически принятых денег, а так­же достоинства, серии, номера и Σ сомнительных ден знаков, принятых на экспертизу, ставит свою подпись и возвращает операцион­ному раб-ку. Вновь заполненное объявление на взнос наличными операционный раб-к проверяет, вносит исправления в кассовый журнал по приходу, а на сомнительные ден знаки, подлежащие экспертизе, оформляет спец квитанцию, на оборотной стороне которой указывает достоинства, серии, номера сомнительных ден знаков и общую Σ. Объявления на взнос наличными и спецквитан­цию операционный раб-к передает в кассу. Спецквитанция о при­нятых на экспертизу сомнительных ден знаках и квитанция в объявлении на взнос наличными на фактически принятую Σ де­нег, подписанные кассовым раб-м и скрепленные печатью кас­сы, выдаются клиенту. Все посту­пившие в течение операционного дня нал деньги д быть оприходованы в операционную кассу банка и зачислены на соотв-щие счета клиентов в тот же раб день.

Прием банком ден наличности в послеоперационное время произ­водится вечерними кассами. Принятые вечерней кассой деньги д быть зачислены на соотв-щие счета клиентов банка не позднее следующего раб дня. При приеме ден наличности непосред­ственно от орг-циивноситель сдает деньги в вечернюю кассу так­же по объявлению на взнос наличными. Оформление объявления и прием денег от клиентов осущ-ся аналогично порядку осуще­ствления этих операций в операционное время банка. По окончании приема денег произ­водится сверка их фактического наличия с данными приходных док-тов и кассового журнала по приходу и подписывают кассовый журнал. Нал деньги, приходные кассовые док-ты, кассовый журнал и печать по окончании операций вечерней кассы хранятся в сейфе, кото­рый сдается под охрану. Утром след-го дня работники вечерней кассы принимают сейф от охраны и сдают деньги и приходные док-ты заведующему кассой под расписку в кассовом журнале.

Другой канал поступления нал денег в банк — через annapат инкассации. Банк может осущ-лять инкассацию и доставку cвоихден средств и ценностей, а также ден средств и ценностей клиентов собственными силами и средствами либо на договорных ус­ловиях через специализир службы инкассации, имеющие ли­цензию БР на проведение операций по инкассации.

Выдача нал денег пред-тиям и орг-циям производит­ся по ден чекам.

Ден чеки явл-ся бланками строгой отчетности и выдаются клиенту в виде чековых книжек. Каждая выдача чековой книжки реги­стрируется операционным раб-ком банка в регистрационной кар­точке клиента с указанием даты выдачи и номеров чеков с первого до последнего. Заполненный ден чек клиент предъявляет операци­онному раб-ку. Тот проверяет правильность заполнения чека и све­ряет соотв-вие печати и подписей должностных лиц пред-тия с образцами. В бланке чека д б указаны Σ, дата выписки, чека, наим-ние получателя, счет, с которого снимаются деньги, и подпись чекодателя. На оборотной стороне де­н чека клиент обязан указать, для какой цели берутся деньги.

Проверив правильность заполнения чека, операционный раб-к записывает Σ чека в кассовый журнал по расходу, отрезает от чека контрольную марку и передает ее получателю денег для предъявления в кассу, а сам чек передает в расходную кассу.

Получив денежный чек, кассир: - проверяет наличие подписей должностных лиц кредитнорг-ции и тожде­ственность этих подписей имеющимся у кассира образцам; - сличает сумму, поставленную в ден чеке цифрами, с сум­мой, указанной прописью; - проверяет наличие на ден чеке расписки клиента в получе­нии денег, сведений о предъявлении паспорта или др док-та, удостоверяющего личность получателя денег;

- подготавливает сумму денег, подлежащую выдаче; - вызывает получателя денег по номеру чека и спрашивает у него Σ получаемых денег - сверяет № контрольной марки с № на чеке и приклеи­вает контрольную марку к чеку; - повторно пересчитывает подготовленную к выдаче сумму денег в присутствии клиента; - выдает деньги получателю и подписывает чек.

Снятие денег со счета клиента производится в день получения их в кассе банка.

Работа банка с ден наличностью по обслуживанию клиен­тов — физ лиц, а также сотрудников самого банка производит­ся по приходн и расх кассовым ордерам. Прих кассо­вый ордер исп-ся прежде всего для приема нал денег от населения, а также для внутрен операций самого банка, связанных с возвратом неизрасходованных денег, выданных под отчет раб-­кам банка, погашением ими банк ссуд и др.

Выдача денег по расх кассовым ордерам исп-ся при погашении ценных бумаг банка, выдаче вкладов гражданам, выдаче под отчет раб-кам банка командировочных, при оплате представи­тельских расходов.

 

7. Тенденции изменения учетной ставки

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального Банка. Он может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях. Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Цб предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства. Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой. Устанавливая ее, центральный банк тем самым определяет ее низшую границу для коммерческих банков. Процент коммерческих банков превышает ставку центрального банка на 0,5—2%.

В случае повышения ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям. Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки.

Коммерческие банки всегда рассматривают центральный банк страны в качестве «кредитора в последней инстанции». Со своей стороны центральный банк страны волен определять экономические и прочие условия для доступа коммерческих банков к таким централизованным кредитам.

Процентную ставку центральный банк использует, выполняя функцию кредитора коммерческих банков. Изменяя объем «денег центрального банка», главный банк страны получает возможность влиять и на общий объем предложения денег в национальной банковской системе.

<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: