Роль государства в рыночной экономике




 

 

Государственные органы играют большую роль в экономической жизни. Государство влияет на рынок:

− Разрабатывая законы, нормы и правила.

− Покупая и продавая товары и услуги.

− Осуществляя трансфертные платежи.

− Облагая налогами.

− Предпринимая попытки стабилизировать экономику.

− Воздействуя на распределение ресурсов.[18]

1. Государственные органы власти определяют право­вую основу, в соответствии с которой устанавлива­ются основные нормы (правила) владения собствен­ностью и функционирования рынков. Если правовая основа не допускает частной собственности на пред­приятия, то экономика — социалистическая; если предприятия находятся в собственности отдельных лиц и действуют ради частной прибыли, то экономика — капиталистическая.

Даже в наиболее “чистых” капиталистических экономиках существуют ограничения на права собственности. Например, как верно то, что не каждый может владеть писто­летом, так верно и то, что люди не являются пол­ностью свободными в использовании своей соб­ственности в соответствии со своими желаниями; так, строительство фабрики на территории жилых массивов является, как правило, незаконным актом.

Вдобавок к этому государственные органы всех уровней регулируют экономическое поведение, устанавливая подробные правила (нормы) деятель­ности предприятий. Регулирующие правила прости­раются от зональных требований, ограничивающих использование земли и размещение предприятий, а также правил соблюдения техники безопасности и охраны здоровья на предприятиях и строительных правил до попыток полного запрещения некоторых видов экономической деятельности, таких, как продажа героина.

Некоторые правила относятся ко всем предприятиям; в их число входят законы против мошенничества и расовой дискриминации при найме на работу, а также антитрестовские законы, которые (кроме всего прочего) запрещают соглаше­ния между конкурентами об установлении фикси­рованных цен. Некоторые правила касаются только определенных отраслей, как, например, требования к парикмахерам и врачам иметь соответствующую подготовку, и законы, запрещающие конкуренцию с местной электрической компанией.

2. Государственные структуры покупают и производят много товаров и услуг, таких, как оборона, образо­вание, парки и дороги, которыми они обеспечивают фирмы и домашние хозяйства. Большая часть этих блат, например оборона и образование, предоставля­ется пользователям без непосредственной их опла­ты. Некоторые, как, например, поездки на местных автобусных маршрутах, пользование автотрассами и государственные издания, оплачиваются непосред­ственно пользователями.

Государственным структурам, как и частным фирмам, приходится решать, что покупать и что производить самим. Например, обычно государственные органы приобретают компьютеры, но сами производят программы, необходимые для рабо ты на компьютерах. Для этого они должны выступать как покупатели на рынках программных продуктов.

Государственные структуры также производят и продают товары и услуги. Во многих странах находятся в собственности государства телефонные компании, системы снабжения электроэнергией. В некоторых штатах США только государственные магазины (находящиеся в собственности правительства штата) могут продавать алкогольные напитки. В ряде зарубежных стран государство является монопольным продавцом табачных изделий.

3. Органы государственного управления производят трансфертные платежи, такие, как выплаты пособий по социальному обеспечению и безработице отдель­ным гражданам.

Трансфертные платежи представляют собой выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление в текущем периоде какой-либо непосредственной экономической услуги.

Оклад пожарного не является трансфертным платежом; чек социального страхования — это трансфер­тный платеж, так же как и пособия по социально­му обеспечению и безработице.

Государственные расходы равны сумме государ­ственных покупок товаров и услуг и выплат транс­фертов.

4. Государственные органы власти оплачивают приоб­ретаемые ими товары и производимые трансферт­ные платежи главным образом за счет налогообло­жения. (Остальное финансируется за счет займов.

Свыше 60% всех государственных доходов в Соединенных Штатах собирается федеральным правительством и только примерно 40% — правительствами штатов и мест­ными органами власти. Однако федеральное прави­тельство передает крупные суммы правительствам штатов и местным органам власти, оставляя себе только 54% общей суммы поступлений.

Наибольшая часть суммарных и федеральных на­логовых поступлений обеспечивается за счет личных подоходных налогов; вслед за этим идут отчисления в фонд социального обеспечения. Местные правительства и пра­вительства штатов опираются в большой мере на общие налоги на продажи (зачастую с исключением некоторых категорий товаров типа еды и одежды) и налоги на доход от собственности. В целом общая сумма налогов составляет около 30% ВНП; это озна­чает, что государство в лице федерального прави­тельства, правительств штатов и местных органов власти изымает почти треть совокупного дохода (ВНП) в виде налогов.

5. Каждая рыночная экономика развивается цикли­чески.

Экономический цикл (цикл деловой актив­ности) складывается из колебаний общего объема производства или ВНП, сопровождае­мых колебаниями в уровне безработицы и темпах инфляции.[19]

С помощью этих рычагов макроэкономической политики государство пытается стабилизировать экономику, максимально приближая ее к состоя­нию полной занятости с низким уровнем инфляции.

6. С помощью расходов и налогов государство, конеч­но же, играет ведущую роль в распределении ресур­сов в экономике. В терминах “что”, “как” и “для кого” государство выбирает многое из того, что производится, — от расходов на оборону и образо­вание до поддержки различных видов искусств. Оно воздействует на то, как производятся блага, посред­ством регулирования и правовой системы. Оно воз­действует на то, для кого производятся блага, через налоги и трансферты, посредством которых изыма­ется доход у одних и передается другим.

Помимо этих прямых воздействий, государство также оказывает косвенное воздействие на распре­деление ресурсов через налоги (и субсидии, которые прямо противоположны налогам), на цены и уро­вень производства на отдельных рынках. Когда пра­вительство облагает некий товар, например сигаре­ты, налогом, то это в целом уменьшает объем про­изводства данного товара; когда оно вводит субси­дии на товар, например на молоко, то это в целом увеличивает объем производства данного товара.

Кривая спроса показывает количество, которое покупатели хотят приобрести при каждой цене, ко­торую они платят. Налог не изменяет количество, которое покупатели желают приобрести при любой данной цене, и это, следовательно, не сдвигает кри­вую D.

Но S сдвигается. Продавцы желают продать то же количество, что и прежде, при каждой цене, ко­торую они получают. Но теперь они получают меньше, чем платят покупатели; разница представ­ляет собой налог. Кривая предложения сдвигается вверх в положение S' на величину, в точ­ности равную размеру налога. Таким образом, при каждом объеме выпуска фирмы получают после уплаты налогов точно ту же сумму, что и на кривой S, при том же объеме выпуска.

Это гарантирует то, что при любом объеме предложения остающаяся у продавцов сумма после уплаты налога является в точности такой, что и на кривой S, которая показы­вает объем предложения при каждом значении це­ны, полученной продавцами. Размер налога равен расстоянию между кривыми S и S'.

До сих пор мы задавались вопросом, как налог сдвигает кривые спроса и предложения. Он совсем не сдвигает кривую спроса. Он сдвигает кривую предложения вверх на величину налога — от S к S'. В результате сдвига кривой предложения рыночное равновесие изменится. Налог сдвигает точку равно­весия из точки Е к точке Е' на рис.7. В новой точке равновесия Е' покупатели платят цену Р1 за каждую пачку — большую, чем первоначальная це­на Р0. Продавцы получают Р2 за каждую пачку сига­рет — меньше, чем раньше. Разницу забирает госу­дарство. Реализован объем Q1 — меньший, чем пре­дыдущий реализованный объем Q0. Создавая разни­цу между ценой, заплаченной покупателями, и ценой, полученной продавцами, налог сокращает и производство, и потребление.

Заметьте, что налог ухудшает положение и поку­пателей, и продавцов, по крайней мере в экономи­ческих терминах. Покупатели платят более высокую цену, а продавцы получают более низкую.

Полномочия в налогообложении оказываются, та­ким образом, полномочиями в воздействии на рас­пределение ресурсов в экономике или в изменении того, что производится. Облагая налогом сигареты, правительство может сократить количество выку­риваемых людьми сигарет и тем самым укрепить их здоровье.

Облагая налогом полученный в резуль­тате работы доход, государство воздействует на ко­личество времени, в течение которого люди хотят работать. Поскольку косвенное влияние государства на распределение ресурсов (через воздействие на относительные цены) имеет такой же эффект, как и прямое, налоги многое проясняют в функциониро­вании рыночной системы и оказывают глубокое воздействие на способ распределения обществом ограниченных ресурсов.[20]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: