Механизм функционирования рынка




Для характеристики рыночных процессов уже употреблялись такие понятия, как спрос, предложение и равновесная цена. Здесь мы рассмотрим их как “многомерные” явления в процессе рыночного ценообразования. Так, спрос является, по меньшей мере, двуединым понятием, связывающим количество покупае­мых экономических благ с их ценой. Это со­отношение цен и количеств следует рассмат­ривать относительно фиксированной единицы времени. Как увидим ниже, фактор времени может существенно менять соотношение коли­чества продаж и цен за единицу товара.

Своеобразие закона спроса — в обратной зависимости между ценой и покупаемым ко­личеством: чем выше цена, тем меньшее ко­личество товаров будет куплено потребителем. И наоборот, если цена ниже или снижается, количество продаж возрастает. Когда на ры­нок поступает больше данного товара, то при прочих равных условиях его реализация воз­можна лишь при снижающейся цене.

Понятие спроса, характерную для закона спроса обратную зависимость между количеством продаж товаров и их ценой можно показать на графике с помощью кривой спроса.[13]

На оси абсцисс - OX - можно отложить количество продаж данного товара, а на оси ординат - OY -его цену. Кривая спроса будет графическим выражением двух важнейших особенностей закона спроса. Во-первых, кривая DD в любой ее точке демонстрирует обратную зависимость между ценой и количеством продаж.

Во-вторых, кривая спроса - это пологая линия с весьма характерным наклоном (иногда ее изображают вогнутой вовнутрь). Крутизна наклона может быть большей или меньшей, так как у различных товаров спрос неодинаков. Но сам по себе наклон кривой - это графическая иллюстрация закона постепенного убывания спроса, отражающего субъективные оценки покупателей о снижающейся предельной полезности покупаемых ими товаров. Индивидуальный спрос отдельных покупателей может не подчиняться общей закономерности, но, при рассмотрении кривых спроса в совокупности (по отдельным товарам, у индивидуальных покупателей) обнаруживается подтверждение описанного здесь действия закона спроса.

При прочих равных условиях действие закона спроса осуществляется согласно представленному описанию и графику.[14]

Р

 

 

A

A

 

B B

 

C C

DD

 
 


A B C Q

Рисунок 2.1 Кривая спроса

 

Любой произвольно взятой точке на его кривой спроса — DD соответствуют определенные значения двух переменных — цены и количества продаж. Спрос не изменился, если количество продаж изменяется в обратной зависимости от движения цены. Не произошло также изменений в положении кривой спроса DD: она осталась неподвижной. Движение имело место по неизменной кривой спроса — DD из одной ее точки в другую, соответственно тому, как менялась одна из переменных, вызывая соответствующее обратное изменение другой.

Например, в точке А на кривой DD имеет место ситуация высоких цен и малого количества продаж; в точках В, С — постепенное снижение цены и увеличение продаж, в точке C— наибольшее количество продаж, вызванное низкими ценами. По этой же кривой спроса можно проделать движение в противоположном направлении, продвигаясь по этим же или другим произвольно взятым точкам. Переходя от точки C к точкам В и т. д., можно зафиксировать сокращение количества продаж вследствие более высокой цены. Итак, движение вверх по кривой DD — это рост цен и снижение продаж; движение вниз — снижение цен и рост продаж. Спрос не изменился, хотя создается видимость его “регулирования” за счет изменения цены.

Что же следует понимать под изменением спроса? Ответ на этот вопрос однозначен: изменение спроса — это движение всей кривой спроса DD, означающее изменение продаж независимо от цены. При возросшем спросе и той же цене количество продаж товара возрастает; при снижении спроса количество продаж сокращается, хотя цены остаются теми же, или даже ниже.

P

 

 

B B2 B B1

           
     


 

 

DD

 

B2 B B1 Q

Рисунок 2.2 Движение кривой спроса

Движение кривой спроса вправо и вверх относительно прежнего ее положения DD означает рост спроса. В качестве примера взята точка B1, показывающая увеличение продаж товара по той же цене.

Движение кривой спроса произошло влево и вниз от ее прежнего положения, что означает снижение спроса, показанного на кривой DD. Снижение объема продаж по той же цене зафиксированно в точке В2.

Спрос постоянно изменяется, статичным он бывает только на графике. Но все же принято учитывать не просто его случайные колебания, а воздействие конкретных условий. Вот некоторые важнейшие из них:[15]

− увеличение доходов и платежеспособности вызывает рост спроса; снижение их - сокращение спроса,

− по мере наполнения рынков одноименными товарами спрос будет снижаться, а уменьшение их количества приведет к росту спроса,

− наличие на рынке товаров-заменителей (например, пшеница и рожь, говядина и свинина, уголь и нефть и т. п.) снижает спрос на каждый из них, а отсутствие - вызывает рост спроса на безальтернативный товар,

− спрос может измениться вследствие субъективных вкусов и склонностей потребителей. Например, изменение образа жизни вследствие высоких доходов, роста культуры и технической грамотности, в особенности молодых групп населения, вызывает рост спроса на компьютеры, видеотехнику, автомобили и т. п. товары.

Изменения в области спроса требуют адекватной реакции со стороны предложения. Что оно собой представляет?

Предложение - это та сторона рыночного процесса, которая характеризует непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством, производимым и предлагаемым к продаже. Уровень цен и объем продукции, количество ее продаж изменяются однонаправленно: если цены выше, то на рынок будет поступать к продаже больше товара. И наоборот, если цены на данный товар снижаются, будет сокращаться и его предложение.

Основным индикатором здесь выступает цена. По каждому из великого множества товаров и услуг цена дает оперативную информацию о необходимости сокращения или наращивания производства и предложения товаров, пользующихся спросом. От уровня цен зависит выручка, доход, прибыль; чем они выше, тем оперативнее предложение. В этом смысле предложение—это довольно сложная работа, выполняемая не ради альтруизма и требующая соответствующего вознаграждения.

В условиях конкуренции рост предложения имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены, и наоборот, при неудовлетворяющих, снижающихся ценах потребуется сложная организационная работа по переориентации предложения на другие товары, связанные с ними издержки, технологии, объем выпуска и т. д.

P

SS

 

D D

 

A A

 

 

E E

 

 

 
 


E A D Q

Рисунок 2.3 Кривая предложения

 

Предложение кривая SS. На оси абсцисс можно обозначить количество товаров, предлагаемых к продаже; на оси ординат — их цены. Полого поднимаю­щаяся линия SS (или кривая предложения) в любой ее точке характеризует важную зако­номерность: чем выше цена, тем большее ко­личество товаров будет предложено для про­дажи на рынке. Если цена ниже, количество предлагаемых к продаже товаров меньше, так как их издержки не будут возмещены, а тем более не будет дохода.

Теоретически кривая предложения может быть изображена прямой или изогнутой поло­го поднимающейся линией с большей или меньшей крутизной наклона. Но общий вид кривой предложения не содержит ничего случайного: она лишь моментальная “фотография” и иллюстрация закона предложения, т. е. движения производства в строгом соответствии с экономической целесообразностью, подтверждаемой фактором цены.

Двигаясь по кривой предложения SS от точки А и вверх к точке D, фиксируем рост предложения под влиянием повышающихся цен; движение по кривой SS вниз от точки A к точке E вызывает снижение предложения под влиянием падающих цен.

Предложению, как и спросу, свойственны по меньшей мере две закономерности. Во-первых, закономерность прямой зависимости между ценой и количеством предлагаемых к продаже товаров. Используя эту закономерность можно представить как альтернативы ресурсовложения для предпринимателя. Площадь выше кривой предложения SS — это область альтернатив со знаком “плюс”, а площадь под этой кривой — альтернативы со знаком “минус”. Наилучшая альтернатива — это ресурсовложение, возмещенное денежной ценой со стороны спроса.

Во-вторых, имеет место и другая закономерность: предложение может возрастать и при той же цене. Ее также можно изобразить графически кривой предложения SS, передвинутой вправо и вниз. Под влиянием каких факторов возможен рост предложения при той же цене? Отметим их:

рост конкуренции на рынках одноименных, взаимодополняемых и взаимозамещаемых товаров;

рост доходов, платежеспособности и других факторов, вызывающих в конечном итоге расширение спроса:

научно-технический прогресс и совершенствование технологий, снижающих издержки производства товаров;

улучшение условий продажи за счет рекламы, маркетинга и т. п. факторов, способствующих увеличению спроса.[16]

Как видим, кривые предложения, как и кривые спроса — это лишь формализованные с помощью графика отдельные явления рыночного процесса. С их помощью можно выявить наиболее общие закономерности, но охватить все многообразие рыночных сил невозможно. То же можно отметить и о понятии рыночного равновесия цен.

Оно устанавливается под влиянием многочисленных конкурентных сил на рынке, в этой связи цену называют конкурентным равновесием спроса и предложения, или уравновешивающей рыночной ценой, при которой совокупное предложение и совокупный спрос равны друг другу. В наиболее общем виде их можно представить с помощью совмещенных кривых спроса и предложения.

Уравновешивающая рыночная цена находится в точке пересечения кривых предложения SS и спроса DD. Точка пересечения соответствует определенной величине, которая может быть установлена как на оси абсцисс (количество товаров), так и на оси ординат (цены за единицу товара). Рыночное равновесие цены устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда:

− количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое предложение согласно продать;

− отсутствует тенденция изменения цен и количеств товара, исключены также прочие экономические условия.

Равновесие спроса и предложения установилось на уровне точки В, которая соответствует определенному ценовому значению Р и количеству продаж Kр, удовлетворяющему этому ценовому равновесию. В указанных значениях, в течение фиксированной единицы времени, экономические интересы продавцов и покупателей совпадут, уравновесятся, будут удовлетворительны для обеих сторон. Любое понижение цены, отклонение ее от точки равновесия означает превышение спроса над предложением. И наоборот, рост цены выше равновесной точки вызовет ситуацию превышения предложения над спросом.

Разумеется, в реальной действительности колебательные отклонения происходят не так редко: равновесие - это скорее динамичное, чем статичное состояние экономики. Но, фиксируя равновесие в данном временном отрезке, можно объяснить то, что происходит за пределами точки равновесной цены.[17]

Высокие цены предложения могут послужить причиной товарного избытка, перепоризводства и переполнения рынков, а значит, и затруднений с продажей товаров данного вида. И наоборот, недостаточное количество товара на рынке вызовет избыток спроса, “изнанкой” которого является дефицит, ажиотаж и другие нездоровые явления. Уравновешивание спроса и предложения сопровождается движением цены, ее отклонением в ту сторону, где требуется противовес для установления равновесия на рынке.

Таков в наиболее общем виде механизм установления цены на конкурентном рынке любого из множества товаров. По каждому виду товаров - свой равновесный уровень цены, поэтому принято считать, что существует множество рынков, равное множеству товаров (например, рынок стали, рынок автомобилей, рынок одежды, рынок рабочей силы, рынок денег, валют и т. д.). Равновесие—закон для каждого из них, благодаря чему поддерживается равновесие экономической системы в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: