Тематика практических (семинарских) занятий
Практическое занятие № 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса (2 часа).
План:
1. Понятие воспитания. Сущностные характеристики воспитания.
2. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, органичная составляющая педагогической длительности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Документы, регламентирующие организацию воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации.
3. Воспитание как сложное, многоаспектное явление. Воспитание как система.
Литература:
Документы:
Конвенция о правах ребенка// Директор школы. – 1998. - № 2. – С. 98 - 125; Документы ООН о детях, женщинах и образовании. – М.: Народное образование, 1995. – С. 7 – 33.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ//Официальные документы в образовании. – 2002. - № 4. – С. 3 – 31.
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001 годы. Утверждена приказом Минобразования России от 18.10.99 № 574//Вестник образования. – 1999. - № 12. – (декабрь). – С. 16 – 49.
Учебники, учебные пособия
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2008. –С. 32 – 40.
Каменская Е.Н. Педагогика: учебное пос. – М.: Изд-ко-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 – С. 83 – 84.
Методика воспитательной работы: учеб. пос. для студ-тов высш. учеб. заведений/Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., испр. и перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – С. 3 – 14.
Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М.: Пед. общество России, 2001. – С. 156 – 172; 195 – 205.
Общая педагогика: учеб. пос. для ст-тов высш. учеб. заведений/Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н./под ред. В.А. Сластенина: В 2 Ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 2. – С. 9 – 26.
Педагогика: Учеб. пособие для ст-тов пед. учеб. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – С. 226 – 239.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений (С.А. Смирнов, И.Б. Котов, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: изд. центр «Академия», 2006. – С. 34 – 76, 352 – 358.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гардарики, 1999. – С. 293 – 302.
Педагогика/под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2004. – С. 344 – 369.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – С. 6-10.
Дополнительная литература:
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998. - 208 с.
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: книга для учителя – воспитателя. – М., 1999. - С. 15 – 45; 116 – 140.
Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М., 1996. – С. 8 – 14; 23 – 38; 90 – 93.
Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – С. 63 - 84.
Практическое занятие № 2. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Закономерности и принципы воспитания (2 часа).
План:
1. Воспитание как процесс. Внешние и внутренние противоречия воспитательного процесса.
2. Этапы воспитательного процесса.
3. Понятие о закономерностях воспитания. Характеристика закономерностей воспитания.
4. Понятие «принцип воспитания». Характеристика принципов воспитания.
5. Взаимосвязь закономерностей и принципов воспитания.
Литература:
Документы
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001 годы. Утверждена приказом Минобразования России от 18.10.99 № 574//Вестник образования. – 1999. - № 12. – (декабрь). – С. 16 – 49.
Учебники, учебные пособия:
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2008. –С. 32 – 33.
Каменская Е.Н. Педагогика: учебное пос. – М.: Изд-ко-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 – С. 84 – 90.
Методика воспитательной работы: учеб. пос. для студ-тов высш. учеб. заведений/Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., испр. и перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – С. 14 – 17, 61 – 62.
Общая педагогика: учеб. пос. для ст-тов высш. учеб. заведений/Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н./под ред. В.А. Сластенина: В 2 Ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 2. – С. 26 – 38.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений (С.А. Смирнов, И.Б. Котов, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: изд. центр «Академия», 2006. – С. 352 – 358.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гардарики, 1999. – С. 83 – 120.
Педагогика: Учеб. пособие для ст-тов пед. учеб. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – С. 171 – 185.
Педагогика/под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2004. – С. 372 – 390.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – С. 11 – 26; 39 – 58.
Рожков М.И. Теория и методика воспитания/ М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – С.
Дополнительная литература:
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998. - 208 с.
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: книга для учителя – воспитателя. – М., 1999. - С. 57 – 92.
Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М., 1996. – С. 17 – 26.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 83 – 147.
Практическое занятие № 3. Содержание воспитания. Основные направления воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения (2 часа).
План:
1. Понятие «содержание воспитания». Содержание воспитания и базовая культура личности. Современные подходы к трактовке содержания воспитания. Нормативные документы, регламентирующие организацию различных направлений воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации.
2. Основные направления воспитания учащихся в современной школе (гражданское воспитание; нравственное воспитание; формирование ценностей здорового образа жизни; экологическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание; трудовое воспитание и др.).
3. Национальное своеобразие воспитания. Формирование культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.
Литература:
Документы:
Государственная программа «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 гг.»//
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 г. № 422)//Вестник образования. – 2005. - № 19. – С. 11 – 59.
Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования. Письмо Министерства образования Российской Федерации № 30-51-914/16 от 15.12.02//Вестник образования России. – 2003. - № 5. – С. 54 – 61.
О физической культуре и спорте в Российской Федерации. – ФЗ № 329 от 04.12.2007. Принят Государственной думой 16 ноября 2007 г. Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 г.//Официальные документы в образовании. – 2008. - № 7. – С. 24 – 39; № 8. – С.
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001 годы. Утверждена приказом Минобразования России от 18.10.99 № 574//Вестник образования. – 1999. - № 12. – (декабрь). – С. 16 – 49.
Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005 годы)». Утверждена постановлением Правительства РФ от 25.08.2001 № 629//Официальные документы в образовании. – 2001. - № 30. – С. 67 – 94.
Учебники, учебные пособия:
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2008. –С. 35 – 40, 57 – 61.
Каменская Е.Н. Педагогика: учебное пос. – М.: Изд-ко-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 – С. 93 – 103.
Методика воспитательной работы: учеб. пос. для студ-тов высш. учеб. заведений/Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., испр. и перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – С. 113 – 129.
Общая педагогика: учеб. пос. для ст-тов высш. учеб. заведений/Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н./под ред. В.А. Сластенина: В 2 Ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 2. – С. 40 – 74.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений (С.А. Смирнов, И.Б. Котов, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: изд. центр «Академия», 2006. – 512 с.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гардарики, 1999. – С. 340 – 413.
Педагогика: Учеб. пособие для ст-тов пед. учеб. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – С. 240 – 274.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – С. 27 – 31.
Рожков М.И. Теория и методика воспитания:/ М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – С. 165 - 185.
Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей: методическое пособие. – М., 2001. – С. 3 – 40.
Дополнительная литература:
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998. - С. 29 – 41; 88 – 138.
Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения//Педагогика. – 1999. - № 6. – С. 52 – 55.
Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития//Педагогика. – 2002. - № 10. – С. 93 – 96.
Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999. – С. 10 – 72.
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: книга для учителя – воспитателя. – М., 1999. – С. 156 – 203.
Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе//Педагогика. – 1999. - № 2. – С. 53 – 56.