Цена как важнейший регулятор рыночных отношений, виды цен




В новых социально – экономических условиях лечебно – профилактические учреждения сталкиваются с необходимостью установления цены на медицинские услуги как на специфический товар. Это естественно, поскольку оказание медицинской помощи немыслимо без материальных затрат (издержек производства). Следовательно, необходим их учет и комплекс методов расчетов, что и составляет систему ценообразования.

Цена – это важнейший элемент рыночных отношений. Она является денежным выражением стоимости – рыночным параметром, характеризующим и регулирующим экономические отношения между производителями, продавцами и покупателями (потребителями) в процессе производства и купли – продажи товаров и услуг. Цена выполняет следующие основные функции: информационную, стимулирующую, регулирующую, распределительную. Именно поэтому ценообразование является одной из сложнейших медико – экономических проблем здравоохранения.

В системе здравоохранения страны различают следующие виды цен на медицинские услуги населению:

1. Бюджетны е («Бюджетные оценки») – это глобальные общие цены, то есть расчетная стоимость медицинских услуг. Они определяются на обобщающие показатели медицинской деятельности (стоимость посещения, случаи госпитализации, койко – дня и т.д). они включают все расходы ЛПУ. Как правило, они используются для осуществления взаимных расчетов между учреждениями одной территории или подразделениями внутри одного учреждения, а так же расчета территориальных программ ОМС и финансирования целевых бюджетных программ медицинской помощи. Величина их не зависит от величины реальных расходов медицинских учреждений, а методы расчета построены по принципу «от общего к частному», т.е общий объем ограниченных финансовых средств распределяется между лечебными учреждениями по принципу: не, сколько нужно, а сколько им можно дать для осуществления их хозяйственной деятельности. Бюджетные цены не предусматривают деления на себестоимость и прибыль;

2. прейскурантные, то есть имеющие аналог в прейскуранте. Они ближе всего к государственно – регулируемым ценам. В качестве регулятора выступают органы управления здравоохранения территории. Прейскурантные цены – это цены на платные медицинские услуги, оказываемые в в государственных и муниципальных ЛПУ. Они используются для расчетов с населением, предприятиями и организациями при оказании медицинской помощи на так называемой хозрасчетной основе. Такие цены обязательно должны включать:

1. список видов помощи;

2. порядок поступления денег;

3. методику ценообразования;

4. порядок контроля.

Эти цены разрешается применять только к услугам не входящим в территориальную программу ОМС:

1. по виду медицинской помощи (лечение и обследование больных не входящих в ОМС, профосмотры недекретированных контингентов, и т.п);

2. по степени комфортности (дополнительное питание, пребывание больного в сервисной палате и т.д);

3. по месту оказания услуги (лечение больных не имеющих для того показаний в стационаре, проведение отдельных манипуляций больному на дому и т.п);

4. по степени срочности услуги;

Для улучшения качества услуг при применении прейскурантных цен разрешается увеличивать затраты на заработную плату путем применения надбавок за сложность труда, его интенсификацию и т.д. Эти цены включают фактические затраты и прибыль, но ограничивается ее максимальный размер. Обычно это 20 – 25%. Оказание услуг по прейскурантным ценам разрешается только внерабочее время.

3. Договорные (самостоятельно утвержденные ЛПУ), фактически это свободные цены, они наиболее выгодны для учреждений здравоохранения. Обычно они применяются на медицинские и сопутствующие им услуги по заказам организаций и предприятий любой формы собственности. Эти цены утверждаются прямыми договорами между медицинским учреждением и организацией – заказчиком работ. Размер прибыли ограничивается лишь здравым смыслом.

4. Тарифы на медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию отражают денежные суммы, определяющие возмещения расходов медицинских организаций по выполнению территориальной программы ОМС и состав этих расходов, причем себестоимость и прибыль в структуре затрат также не выделяются, как и при бюджетных ценах. Тарифы – это всегда неполная цена. Они применяются при наличии ограничений, когда цену необходимо подогнать под имеющийся объем финансовых средств.

В основе действия механизма рынка услуг здравоохранения лежит спрос и предложение.

Спрос– это потребность в медицинских услугах, которые могут оплатить пациенты. Спрос определяется ценой, чем она выше, тем меньше спрос и наоборот, и уровнем жизни населения, чем выше доходы, тем выше спрос. Снижение уровня жизни влечет снижением спроса. При приемлемой цене и достаточном уровне доходов на спрос дополнительное влияние оказывают:

1. демографическая ситуация в стране. Чем более старым является население, тем естественно больше спрос на медицинские услуги;

2. экологическая обстановка. Чем она хуже, тем спрос выше;

3. уровень культуры, нравственности, медицинского просвещения населения. Чем он ниже, тем больше спрос на аборты, лечение венерических заболеваний, наркологическую помощь.

Увеличивают число пациентов неблагоприятные погодные условия, неудовлетворительное состояние техники безопасности на производстве, рост преступности, соответствующая реклама, мода, рекомендации врачей и т.д.

Предложение – это объем медицинских услуг, которые могут быть оказаны населению. Спрос тесно связан с предложением. В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Если спрос опережает предложение, то цена растет и наоборот. Рост цены побуждает производителей наращивать сферу предложения услуг здравоохранения, что сулит им (медицинским учреждениям и врачам) получение дополнительного дохода.

Зависимость между ценой предложением не обратная, а прямая. Закон предложения гласит: «предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены».

Ценакак денежное выражение стоимости услуги формируется при взаимодействии на рынке носителей спроса и предложения, т.е. пациента и производителя услуги.

Если вопрос о цене решен, то услуга может быть оказана. Результатом этой рыночной операции является получение прибыли.

Если рассмотреть вышеназванные категории с позиции производителя и потребителя медицинских услуг, то получится следующая картина: производитель, имея цепью получить максимальную прибыль устанавливает минимальную цену предложения а потребитель, желая приобрести товар или услугу с меньшими затратами, имеет ввиду максимальную цену.

Таким образом, цена спроса – максимальна, а цена предложения минимальная.

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пресекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а цена равновесной. Только в этой точке цена одновременно устраивает как производителя медицинских услуг, так и потребителя. Цена это сложное понятие, в рыночной экономике она формируется в результате воздействия многих факторов. Поэтому в процессе ценообразования не обойтись без понятий стоимость и себестоимость.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: