Для анализа выделен комплекс признаков: степень наполненности пространства, величина графических элементов, тематика изображения, способы перехода графических элементов относительно стены, цветовое решение, использование шрифтового начертания, использование инфографики. По каждому признаку выделено от 2-х до 10 вариантов решений с видоизменениями основного признака. Данные анализа представлены в табличной форме, фрагмент которой для 15-ти аналогов показан в таблице 1.
Анализ данных, с целью выявления наиболее распространённых предпочтительных признаков аналогов, проведен с использованием методов математической статистики.
Результат обработки данных по признакам оформления пространственных зон показывает, что тематика изображений чаще всего связана с природными мотивами, геометрическими решениями, абстрактными композициями, сюжетами развлекательного характера или акцентирование сферы деятельности (рисунок 4, а). Цветовое решение в большинстве случаев очень разнообразно, но наиболее часто используются следующие колористические сочетания: контрастные цвета, тёплые, холодные тона, многоцветность (рисунок 4, б). Использование шрифтового начертания встречается не часто, в основном в виде инфографики в зонах, отражающих сферу занятости.
Таблица 1 – Данные анализа аналогов средового пространства школ
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
По степени наполненности средового пространства | ||||||||||||||||
1.1 | Очень наполнено | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||
1.2 | Средне наполнено | X | X | X | X | X | ||||||||||
1.3 | Не наполнено | X | ||||||||||||||
По величине графических элементов относительно стены | ||||||||||||||||
2.1 | Большие | |||||||||||||||
2.2 | Средние | |||||||||||||||
2.3 | Маленькие | X | ||||||||||||||
2.4 | Большие и средние | X | ||||||||||||||
2.5 | Средние и маленькие | X | X | X | X | X | X | |||||||||
2.6 | Большие, средние, маленькие | X | X | X | X | X | X | |||||||||
По тематике изображения | ||||||||||||||||
3.1 | Природные | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||
3.2 | Животные | X | X | X | ||||||||||||
3.3 | Геометрическое решение | X | X | X | X | X | X | |||||||||
3.4 | Сфера занятости | X | X | X | X | X | X | |||||||||
3.5 | Развлекающий характер | X | X | X | X | X | X | |||||||||
3.6 | Абстракция | X | X | X | X | X | X | |||||||||
По способу перехода графических элементов на отдельные части пространства | ||||||||||||||||
4.1 | Переход на потолок | X | X | |||||||||||||
4.2 | Переход на пол | |||||||||||||||
4.3 | Переход на потолок и пол | X | ||||||||||||||
4.4 | Нет перехода | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||
По цветовому решению | ||||||||||||||||
5.1 | Один цвет | |||||||||||||||
5.2 | Два цвета | |||||||||||||||
5.3 | Три цвета | X | X | X | X | X | ||||||||||
5.4 | Многоцветность | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||
5.5 | Однотонные | X | X | X | ||||||||||||
5.6 | Тёплые | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||
5.7 | Холодные | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||
5.8 | Ахроматические | X | X | X | ||||||||||||
5.9 | Хроматические | X | X | X | X | X | ||||||||||
5.10 | Контрастные | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||||
По использованию шрифтового начертания | ||||||||||||||||
6.1 | Имеется | X | X | X | X | |||||||||||
6.2 | Не имеется | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||
По использованию инфографики | ||||||||||||||||
7.1 | Имеется | X | X | |||||||||||||
7.2 | Не имеется | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
Рисунок 4 – Диаграмма данных анализа аналогов по оформлению пространства холлов: по признакам тематики изображения (а) и цветовое решение (б)
На основе диаграмм выявлено, что по признаку наполненности в оформлении присутствуют пространства, наполненные графическими элементами или иллюстрациями любых размеров. В ряде аналогов встречается приём перехода иллюстрации на стену и потолок, что расширяет пространство, выглядит как необычное решение. Поэтому данный принцип может быть использован для внесения новизны в композицию школьного пространства.
В результате проведенного анализа осуществлен выбор предпочтительных признаков, которые целесообразно взять за основу при создании изобразительных композиций для оформления стен холлов школы № 1375. Принято решение в зоне кабинетов технической направленности, таких как физика, химия таких использовать геометрические композиции, как показано на рисунке 5.
Рисунок 5 – Эскиз технической зоны образовательного пространства
В зоне гуманитарных предметов: русский язык и литература, история применить приемы иллюстраций в изысканном стиле, с использованием тематических сюжетов. Пример такого эскиза с сюжетом из сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» представлен на рисунке 6. Предложен вариант стилевого решения в шуточной форме, как, например, для кабинета химии (рисунок 7). Для этой композиции выбрано более яркое и активное цветовое сочетание, которое соответствует возрасту школьников 5-11 классов.
Рисунок 6 – Эскиз пространства для кабинета