Жидкова О. М
студентка гр. 43-ДЗ-16, IV курс,
ГБПОУ Московский техникум
креативных индустрий им. Л. Б. Красина,
специальность «Дизайн (по отраслям)»
Руководитель:
Кривобородова Е.Ю.,
докт. техн. наук, профессор,
преподаватель спец. дисциплин
В поисках красоты человек постоянно стремился к достижению гармоничной предметной среды в разных сферах деятельности, включающей все предметы окружающего его пространства. Человек является частью среды и воспринимает её всеми органами чувств: через зрение, слух, тактильные ощущения, моторно-двигательные реакции [1].
Предметно-пространственное окружение в образовательном учреждении выполняет по отношению к личности школьника различные функции: информационную, являясь средством передачи социального опыта, мотивирующую, побуждая к деятельности и активной познавательной позиции, психологического влияния, воздействуя на его эмоциональный мир. Образовательная среда является отражением коммуникации между педагогами и учениками, в школе происходит их становление как личностей, поэтому необходимо обеспечить комфортное пребывание обучающихся в учебном заведении, где они проводят большую часть своего времени.
Интерьер нового здания общеобразовательнойШколы № 1375 г. Москвы не отвечает современным требованиям образовательной организации. Его интерьер создан в 50-е годы прошлого столетия и требует реконструкции. По заказу руководства данной школы необходимо разработать дизайн холлов, где располагаются учебные кабинеты, главным образом, гуманитарной направленности.
В настоящее время существуют Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, но они не затрагивают вопросы визуального оформления внутреннего пространства. Эффективное визуальное решение пространства может быть использовано для того, чтобы оказывать влияние на результат образовательной деятельности, увеличить мотивацию учащихся в пребывании в стенах данной школы, их работоспособность, вовлечение в учебный процесс.
Цель дизайн- проекта заключается в разработке оформления интерьера холлов ГБОУ Школа №1375, отвечающего нормам стилевого решения общеобразовательных школ, а также требованиям учеников, их родителей и педагогов.
Объектом разработки является оформление интерьера общеобразовательного учреждения и его влияние на имидж образовательной организации.
Предметом разработки является создание дизайн-проекта интерьера холлов учебных предметов химии, биологии, географии, русского языка, истории и литератур для учащихся общеобразовательной школы № 1375 города Москвы.
На основе фактографического сбора информации о состоянии Школы № 1375 (рисунок 1), ее традициях, направленности обучения [2], а также методом беседы с руководством, выявлены общие пожелания об оформлении внутренней среды. По результатам функционального анализа деятельности школы [3], сформированы группы целевой аудитории, которые могут посещать школу и попадать в проектируемые холлы: учащиеся 5-11 классов, их родители, учителя, школьники другого возраста, посещающие тематические кружки, слушатели курсов дополнительного образования.
а б
Рисунок 1– Интерьер школьного холла (а)
и план оформляемого пространства (б)
С учетом запросов к оформлению школьного пространства, выдвигаемого руководством школы и целевой аудиторией, разработан комплекс требований по показателям качества (ПК), представленный на схеме рисунка 2.
Социальные ПК отвечают за соответствие оформления среды возрастным и психологическим особенностям школьников, нормам поведения и морали, принятым в образовательном учреждении. Поэтому оформление должно соответствовать современному укладу жизни, имиджу Московской школы, направлению деятельности учебных кабинетов. Основное назначение ф ункциональных ПК – создание мотивации для регулярного посещения школы, эффективного настроя школьников на учебные процессы, создание благоприятной атмосферы путём разделения и оформления учебных зон, а также отдыха во время перемен. Поэтому дизайн внутренней среды школы должен быть привлекательным и для будущих первоклассников, их родителей и всех посетителей школы, оставляя желание вернуться в данную атмосферу.
![]() |
Рисунок 2 – Комплекс наиболее значимых ПК к оформлению среды школьных холлов
Эстетические ПК направлены на достижение гармоничной композиции изображений и их современных цветовых решений, во взаимосвязи и целостности изобразительных сочетаний главных и второстепенных композиционных элементов. Большое влияние на комфортное восприятие оказывает не только дизайн оформления, но и товарный, качественный вид отделки школьных коридоров их выразительность. Эргономические ПК служат для решение задач, обеспечивающих удобство зрительного восприятия графических элементов, таких как размер рисунка, отсутствие многоцветности, слишком ярких сочетаний в окрасе стен, бликов. Согласно требованиям гигиенического соответствия необходимо обеспечить отсутствие опасных веществ в составе краски при нанесении изображений на стены холлов. Чтобы сохранить привлекательность дизайна помещений в течение длительного времени, с точки зрения эксплуатационных ПК, следуетучесть устойчивость используемой краски или других материалов к истиранию и светопогоде.
Для создания дизайна интерьера заданного пространства, проведен всесторонний анализ аналогов. Детально изучены 57 аналогов, которые реализованы в учебных пространствах как в России, так за рубежом. В ходе анализа сформированы шесть групп аналогов по принципу разделения характерных, отличительных признаков оформленных средовых зон: геометрические формы, простые формы, природные мотивы, детализированные композиции, тематические композиции, с трехцветным колористическим решением. На рисунке 3 показаны два варианта аналогов из групп трехцветной (а) и тематической (б) композиций.
а б
Рисунок 3 – Примеры аналогов школьного пространства,