Методические рекомендации для курсантов




МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра уголовного процесса

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

уголовного процесса

полковник полиции

 

А.В. Миронова

«____»_________2013 г.

 

 

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Планы семинарских (практических) занятий

для курсантов 2 курса очной формы обучения

(031001.65 – Правоохранительная деятельность, специализация – административная деятельность ОВД, узкая специализация – сотрудник подразделения по обеспечению дорожного движения)

во 2 полугодии 2013/2014 учебного года

 

Руза 2013


Уголовный процесс: Планы семинарских (практических) занятий для курсантов 2 курса очной формы обучения (031001.65 – Правоохранительная деятельность, специализация – административная деятельность ОВД, узкая специализация – сотрудник подразделения по обеспечению дорожного движения) во 2 полугодии 2013/2014 учебного года. – Руза: Московский областной филиал МосУ МВД России, 2013. – 45 с.

 

Подготовлены: кандидатом юридических наук, старшим преподавателем кафедры уголовного процесса, майором полиции Кокоревой Л.В.

Обсуждены и одобрены

на заседании кафедры уголовного процесса

протокол №21 от 09.07.2013 г.

 


Введение

Изучение дисциплины «Уголовный процесс» имеет целью получение курсантами качественных теоретических знаний, развитие и закрепление практических умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности по применению уголовно-процессуального законодательства, защите прав и законных интересов потерпевших от преступлений, установлению виновных в их совершении, защите личности от незаконного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач:

- овладение курсантами системными знаниями теории уголовного процесса, сущности уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда;

- выработка умения толковать и применять нормы уголовно-процессуального законодательства;

- развитие навыков принятия процессуальных решений;

- формирование у курсантов уважения к отечественному уголовно-процессуальному законодательству и общепризнанным принципам и нормам международного права, международных договоров Российской Федерации, понимания основных проблем уголовного судопроизводства, относящихся к конкретной области их будущей практической деятельности;

- воспитание нетерпимости к любому нарушению закона в профессиональной деятельности, бережного отношения к чести и достоинству гражданина, ответственности за судьбы людей и порученное дело.

- профессиональное становление будущего специалиста, способного после окончания образовательного учреждения при минимальной адаптации в должности самостоятельно выполнять свои функциональные обязанности;

- максимальное приближение теоретического обучения к практической деятельности правоохранительных органов.

«Уголовный процесс» является комплексной дисциплиной, аккумулирующей знания, получаемые курсантами по таким дисциплинам, как «Правоохранительные органы», «Уголовное право», «Административное право», «Криминалистика» и др.

Изучение дисциплины «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» призвано способствовать: повышению у курсантов общей и профессиональной культуры; формированию у них навыков самостоятельной работы с нормативной и научной литературой, умений применения полученных знаний при решении конкретных практических задач, а также навыков публичного выступления; воспитанию у будущих юристов внимательного отношения к правам человека.

Эффективному и плодотворному усвоению материала дисциплины курсантами будет способствовать не только их активная работа в ходе аудиторных занятий, но и организация самостоятельной подготовки по изучению законодательства и специальной литературы.

Формой контроля знаний после изучения дисциплины является сдача экзамена.

 

Методические рекомендации для курсантов

 

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рабочим учебным планом курсанты 2 курса очной формы обучения, обучающихся по специальности: 031001.65 – правоохранительная деятельность, изучают дисциплину «Уголовный процесс» во втором полугодии 2013/2014 учебного года в объеме 84 часов, из них: 26 часа лекционных занятия, 38 часов семинарских и 18 часов практических занятий. Формой контроля знаний после изучения дисциплины является сдача экзамена. После изучения предусмотренных тем дисциплины предусмотрено написание аудиторной контрольной работы (2 часа). В соответствии с рабочей учебной программой, тематическим планом по теме №7 предусмотрено проведение деловой игры.

В результате изучения дисциплины курсант должен:

знать:

- уголовно-процессуальный закон и иные нормативные правовые акты, регламентирующие уголовное судопроизводство;

- требования правовых норм о назначении, принципах, участниках уголовного судопроизводства, доказательствах и доказывании, мерах процессуального принуждения и иных общих положениях уголовного процесса;

- порядок производства по уголовным делам.

уметь:

- анализировать положения уголовно-процессуального закона и иных нормативных правовых актов;

- определять компетенцию и полномочия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство;

- работать с заявлениями, иными процессуальными документами, принимать различные процессуальные решения.

владеть:

- навыками производства следственных и иных процессуальных действий;

- навыками принятия процессуальных решений, составления протоколов, постановлений и иных процессуальных документов.

Условиями успешного усвоения учебного материала являются тщательная проработка курсантами рекомендованных к изучению нормативных актов, учебной и научной литературы, а также постоянное взаимодействие с преподавателями кафедры для разрешения возникающих вопросов, особенно в часы, отведенные для консультации.

Подготовка к групповому занятию осуществляется в соответствии с расписанием учебных занятий и темой, определенной тематическим планом для соответствующего курса очной формы обучения.

Семинары направлены на проверку, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы, выработку умений публичных выступлений. Они могут проводиться в виде заслушивания ответов курсантов на поставленные вопросы, обсуждения докладов (или сообщений), проведения дискуссий по определенным вопросам. Эффективность данного вида занятий зависит от доброкачественной самоподготовки курсантов.

Каждому семинарскому занятию должна предшествовать самоподготовка. Ее целесообразно проводить в следующей последовательности:

- изучить план занятия (вопросы, подлежащие обсуждению);

- ознакомиться со списком рекомендованной литературы (основной и дополнительной) по теме;

- изучить конспект лекций и рекомендованную литературу (изучать рекомендованную литературу необходимо с учетом внесенных изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство);

- составить план ответа на каждый вопрос.

Целью практического занятия является выработка у курсантов умений и навыков применения законов и ведомственных актов в правоприменительной деятельности. В ходе данного вида занятия курсанты анализируют нормативные акты, решают ряд практических заданий и задач, тестируются по пройденной теме. Тесты могут использоваться для проведения контрольного рубежа по данной теме или блоку тем, для итогового контроля знаний или оценки остаточных знаний по всей дисциплине. Кроме того, преподаватель может предложить курсантам выполнить тестовые задания при отработке ими пропущенных занятий или неудовлетворительных оценок.

При изучении дисциплины курсанты могут воспользоваться консультацией преподавателя. Плановые консультации проводятся преподавателями в соответствии с графиком консультаций преподавателей кафедры уголовного процесса.

При изучении каждой темы рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу, а также периодические издания: Адвокат; Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации; Государство и право; Законность; Законодательство; Право; Прокурорская и следственная практика; Следственная практика; Российская газета; Российский следователь; Российский судья; Российская юстиция; Уголовное право; Уголовный процесс; «Черные дыры» в российском законодательстве; Юридический консультант; Юрист и др.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Уголовный процесс» для курсантов 2 курса очной формы обучения, обучающихся по специальности: 031001.65 – Правоохранительная деятельность, специализация – административная деятельность ОВД, узкая специализация – сотрудник подразделения по обеспечению дорожного движения во 2 полугодии 2013/2014 учебного года

№ темы Название темы Всего В том числе Примечание
Лекции Семинары Практич. занятия Контр. работы
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
  Понятие, сущность и значение уголовного судопроизводства (уголовного процесса)            
  Уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальное законодательство            
  Принципы уголовного судопроизводства            
  Участники уголовного судопроизводства            
  Уголовное преследование            
  Доказательства и доказывание            
  Меры процессуального принуждения             Деловая игра
  Ходатайства и жалобы            
  Процессуальные сроки. Процессуальные издержки. Процессуальные документы              
  Реабилитация            
  Контрольная работа по т.т.1-10         (учебн. план)  
  ВСЕГО            
  ЭКЗАМЕН            

Тема 1: « Понятие, сущность и значение

уголовного судопроизводства (уголовного процесса) »

Семинарское занятие – 2 часа, практическое занятие – 1 час.

Цель семинарского занятия: уяснение теоретических знаний об основных понятиях уголовного процесса, сущности и значении уголовного процесса, рассмотрение процессуальной деятельности на каждой стадии уголовного судопроизводства, полученные курсантами на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Привить навыки устного изложения материала, ведения полемики.

Цель практического занятия: закрепить теоретические знания об основных понятиях уголовного процесса, стадиях уголовного судопроизводства, а также приобрести умения принятия решений в конкретных ситуациях.

План семинарского занятия

Теоретические вопросы:

1. Понятие уголовного судопроизводства (уголовного процесса), его правовая регламентация и научные определения.

2. Исторические формы уголовного процесса, их понятие.

3. Назначение и задачи уголовного судопроизводства в России. Средства реализации назначения уголовного судопроизводства.

4. Понятие и система стадий уголовного процесса, их отличительные признаки.

5. Основные уголовно-процессуальные понятия (уголовно-процессуальные правоотношения; уголовно-процессуальная форма; уголовно-процессуальные гарантии; уголовно-процессуальные функции).

Темы докладов (сообщений):

- понятие и система стадий уголовного судопроизводства.

План практического занятия

Теоретические вопросы:

1. Уголовный процесс как наука: ее предмет, система, методы и задачи в современных условиях.

2. Уголовный процесс как учебная дисциплина: ее предмет, система и взаимосвязь с другими учебными дисциплинами и отраслями законодательства.

Решение практических задач:

1. Ознакомьтесь с содержанием следующих четырех определений:

1) «Уголовное судопроизводство … это порядок, юридически установленный для решения вопроса о применении уголовно-правовой нормы к отдельным случаям нарушения ее. По своим задачам оно примыкает к уголовному праву материальному, содействуя осуществлению его норм» (См.: Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. – СПб., 1884);

2) «Советский уголовный процесс – это установленная законами Советского государства система действий органов следствия (дознания), прокуратуры и суда и правовых отношений этих органов с гражданами и организациями, на которых распространяется их деятельность, и которые участвуют в этой деятельности, а равно отношений этих органов друг с другом при расследовании и разрешении дел. Эта система действий и правоотношений обеспечивает осуществление задач социального правосудия по уголовным делам: охрану Советского государства и советского правопорядка от преступных посягательств путем изобличения, осуждения и наказания совершивших преступления лиц выполнения судом его воспитательных задач» (См.: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. – М., 1968. Т.1. С.3).

3) «Уголовное судопроизводство – это осуществляемая в установленном законом порядке деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел (См.: Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П.А. Лупинская. – М.: Юрист, 2003. С.19).

4) Уголовный процесс – это регламентированная законом деятельность суда, прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя и других участников уголовного судопроизводства, включающая в себя: проверку сообщений о преступлениях, предварительное расследование, судебное рассмотрение и разрешение уголовных дел, исполнение и пересмотр решений суда, которая предназначена для защиты прав и законных интересов, потерпевших от преступлений, а также прав и законных интересов, подвергаемых уголовному преследованию лиц, с тем, чтобы исключить незаконное ограничение их прав и свобод, что призвано обеспечивать надлежащее применение норм уголовного закона (См.: Шаталов А.С. Уголовный процесс: понятие, система, типы: Учебно-методическое пособие. – М.: ГУ ВШЭ 2006, С.3-4).

В чем различие и в чем сходство этих определений?

2. Какие из приведенных в перечне процессуальных процедур производства по уголовному делу являются стадиями уголовного процесса?

1) Проверка сообщения о совершенном или готовящемся преступлении; 2) Отказ в возбуждении уголовного дела; 3) Возбуждение уголовного дела; 4) Дознание; 5) Предварительное следствие; 6) Предварительное расследование; 7) Подготовка к рассмотрению дела судом первой инстанции; 8) Предварительное слушание; 9) Подготовительная часть судебного заседания; 10) Судебное следствие; 11) Прения сторон и последнее слово подсудимого; 12) Постановление приговора; 13) Производство в суде первой инстанции; 14) Производство в суде второй инстанции; 15) Апелляционное производство; 16) Кассационное производство; 17) Исполнение приговора; 18) Надзорное производство; 19) Возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; 20) Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда; 21) Пересмотр вступивших в законную силу решения суда; 22) Производство о применении принудительных мер медицинского характера.

Тема 2: « Уголовно-процессуальное право.

Уголовно-процессуальное законодательство »

Семинарское занятие – 2 часа, практическое занятие – 1 час.

Цель семинарского занятия: уяснение теоретических знаний об уголовно-процессуальном законодательстве, его источниках, действии во времени, пространстве и на различные категории граждан, полученные курсантами на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Привить навыки устного изложения материала, ведения полемики.

Цель практического занятия: закрепить теоретические знания об уголовно-процессуальном праве и уголовно-процессуальном законодательстве, а также приобрести умения принятия решений в конкретных ситуациях.

План семинарского занятия

Теоретические вопросы:

1. Уголовно-процессуальное право как отрасль российского права. Его соотношение с уголовным правом и другими смежными отраслями права.

2. Уголовно-процессуальные нормы: понятие, виды, структура, их толкование и применение.

3. Источники уголовно-процессуального права: понятие, система и общая характеристика.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: его общая характеристика, структура и содержание. Основные понятия, используемые в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.

5. Иные источники уголовно-процессуального права: федеральные конституционные законы, федеральные законы.

План практического занятия

Теоретические вопросы:

1. Уголовно-процессуальный закон: его понятие и значение в осуществлении уголовного судопроизводства. Пределы действия уголовно-процессуального закона.

2. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, во времени.

Решение практических задач:

1. Российский пассажирский теплоход под флагом Российской Федерации находится в круизе по Черному морю. Во время стоянки в порту города Стамбула, один из туристов, вернут на теплоход в нетрезвом состоянии, ударил бутылкой по голове помощника капитана, сделавшего ему замечание за недостойное поведение.

Кем, и в соответствии с законодательством какой страны должно осуществляться предварительное расследование и судебное разбирательство по уголовному делу об этом факте?

2. Ознакомьтесь с приведенным ниже перечнем нормативных правовых актов. Какие из них, являются законами, определяют: порядок уголовного судопроизводства на территории: Российской Федерации?

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

3. Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»;

4. Закон Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;

5. Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»;

6. Конституция Российской Федерации;

7. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

8. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации;

9. Приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации;

10. Решения Конституционного Суда Российской Федерации;

11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

12. Указы Президента Российской Федерации.

Тема 3: « Принципы уголовного судопроизводства »

Семинарское занятие – 6 часов, практическое занятие – 2 часа.

Цель семинарских занятий: уяснить основные положения Конституции РФ, международных правовых актов, УПК РФ о принципах уголовного процесса; теоретические знания о понятии, значении, системе принципов уголовного судопроизводства, полученные курсантами на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Привить навыки устного изложения материала, ведения полемики.

Цель практического занятия: закрепить теоретические знания о принципах уголовного судопроизводства, а также приобрести умения принятия решений в конкретных ситуациях.

План первого семинарского занятия

Теоретические вопросы:

1. Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства.

2. Характерные черты принципов уголовного судопроизводства.

3. Система принципов уголовного судопроизводства.

4. Принципы – основные начала правосудия:

· законность

· осуществление правосудия только судом

· независимость судей

· состязательность сторон в уголовном процессе

· свобода оценки доказательств

· язык уголовного судопроизводства

Темы докладов (сообщений):

- защита прав и законных интересов потерпевших от преступлений, как важнейшая задача уголовного судопроизводства Российской Федерации.

План второго семинарского занятия

Теоретические вопросы:

Характеристика принципов уголовного судопроизводства (ст.6-19 УПК РФ): понятие, значение, содержание.

1. Назначение уголовного судопроизводства (ст.6 УПК РФ).

2. Разумный срок уголовного судопроизводства (ст.6.1 УПК РФ).

3. Законность при производстве по уголовному делу (ст.7 УПК РФ).

4. Осуществление правосудия только судом (ст.8 УПК РФ).

5. Независимость судей (ст.8.1 УПК РФ).

6. Уважение чести и достоинства личности (ст.9 УПК РФ).

7. Неприкосновенность личности (ст.10 УПК РФ).

8. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст.11 УПК РФ).

9. Неприкосновенность жилища (ст.12 УПК РФ)

10. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.13 УПК РФ).

11. Презумпция невиновности (ст.14 УПК РФ).

12. Состязательность сторон (ст.15 УПК РФ).

13. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст.16 УПК РФ).

14. Свобода оценки доказательств (ст.17 УПК РФ).

15. Язык уголовного судопроизводства (ст.18 УПК РФ).

16. Право на обжалование процессуальных действий и решений (ст.19 УПК РФ).

План третьего семинарского занятия

Теоретические вопросы:

1. Понятие и система конституционных принципов уголовного судопроизводства (ч.1 ст.118, ч.2 ст.120, ч.1 ст.123, ч.3 ст.123, ч.1 ст.120, 47, 48, 49, ч.1 ст.50, ч.1, ч.2 ст.68 Конституции РФ).

2. Принципы уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (сравнительно-правовой аспект);

План практического занятия

Решение практических задач:

1) Председатель суда, подводя итоги работы за год, стал критиковать судью Парамонову за большое количество вынесенных ею оправдательных приговоров. В качестве оснований для такой критики он привел следующие аргументы:

а) вынесение оправдательных приговоров в системе российского правосудия на протяжении многих лет исчисляется единичными случаями, и увеличение их количества традиционно считается недопустимым;

б) каждый судья, выносящий оправдательный приговор, допускает брак в своей работе и ставит под сомнение не только свою репутацию, но и профессиональную компетентность дознавателя, следователя, прокурора;

в) судья Парамонова, вынесла оправдательных приговоров больше чем любой другой судья этого суда;

г) до него дошли слухи, что у них в суде кто-то берет взятки.

Согласуется ли сказанное председателем суда с принципами уголовного судопроизводства?

2) В районную больницу за медицинской помощью с множественными телесными повреждениями в области спины обратился представитель местной цыганской общины Яхонтов. Он рассказал врачу, что его избили нагайками казаки по приказу своего атамана. Об этом стало известно прокурору. Решив лично разобраться в ситуации, он вызвал казачьего атамана Мелехова, и опросил его. Мелехов пояснил, что этого цыгана поймали станичники, когда он пытался украсть у них лошадей. Малый казачий круг признал его виновным в краже и постановил наказать плетьми. На глазах всей станицы два молодых казака всыпали ему пятьдесят нагаек, после чего отпустили на все четыре стороны. Прокурор сказал, что это справедливо, именно так и поступали в старину, а если бы с этим цыганом обошлись по закону, то ему пришлось хуже.

Соответствует ли позиция прокурора, принципам уголовного судопроизводства?

3) В подготовительной части судебного заседания, в ходе которого должно было рассматриваться уголовное дело по обвинению двадцати двух членов организованной преступной группы в совершении нескольких десятков тяжких и особо тяжких преступлений, государственный обвинитель заявил ходатайство о том, чтобы свидетелей обвинения привозили в суд не просто под охраной, но еще в масках и пальто, скрывавших фигуру. Помимо этого, он попросил суд, чтобы их размещали в соседней комнате, где должны быть установлены микрофоны, изменяющие голос, и видеокамера. Обвиняемые и их защитники не поддержали это ходатайство и заявили, что процесс по такому «громкому» уголовному делу должен быть полностью открытым. Однако судья, счел необходимым полностью удовлетворить ходатайство государственного обвинителя.

Соответствует ли данное решение суда принципам уголовного судопроизводства?

Тема 4: « Участники уголовного судопроизводства »

Семинарское занятие – 6 часов, практическое занятие – 2 часа.

Цель семинарских занятий: уяснить теоретические знания об участниках уголовного судопроизводства, полученные курсантами на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Привить навыки устного изложения материала, ведения полемики.

Цель практического занятия: закрепить теоретические знания об участниках уголовного судопроизводства, а также приобрести умения принятия решений в конкретных ситуациях.

План первого семинарского занятия

Теоретические вопросы:

1. Понятие и признаки участников уголовного судопроизводства, их классификация.

2. Суд и судья как участники уголовного судопроизводства.

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения:

- прокурор: понятие, процессуальные полномочия; предмет прокурорского надзора;

- следователь: понятие, процессуальные полномочия;

- руководитель следственного органа: понятие, процессуальные полномочия;

- органы дознания: понятие, виды, процессуальные полномочия;

- начальник органа дознания: понятие и правовое положение в уголовном судопроизводстве.

- начальник подразделения дознания: понятие, процессуальные полномочия;

- дознаватель: понятие, процессуальные полномочия.

План второго семинарского занятия

Теоретические вопросы:

1. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения:

- потерпевший: понятие, процессуальное положение. Потерпевший – юридическое лицо: основания и порядок признания, правовое положение;

- частный обвинитель: понятие и процессуальное положение;

- гражданский истец: понятие и процессуальное положение в уголовном судопроизводстве. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

2. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты:

- подозреваемый: понятие и процессуальное положение;

- обвиняемый: понятие и процессуальное положение (подсудимый, осужденный, оправданный);

- законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, их процессуальное положение;

- защитник: понятие, процессуальные права и обязанности; Случаи обязательного участия защитника.

- гражданский ответчик: понятие, привлечение лица в качестве гражданского ответчика, процессуальное положение. Представитель гражданского ответчика.

Темы докладов (сообщений):

- отказ от защитника.

План третьего семинарского занятия

Теоретические вопросы:

1. Иные участники уголовного судопроизводства:

- свидетель: понятие, процессуальное положение, ответственность;

- эксперт: понятие, процессуальные полномочия;

- специалист: понятие, процессуальные полномочия;

- переводчик: понятие, процессуальное положение, ответственность; назначение лица переводчиком;

- понятой: понятие, процессуальное положение, ответственность.

2. Обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу.

3. Отводы: понятие, заявление об отводе и его разрешение. Самоотводы.

План практического занятия

Решение практических задач:

1) Ознакомьтесь со статьей 5 УПК РФ и определите, какие пункты этой статьи имеют отношение к теме «Участники уголовного судопроизводства».

2) В связи с отказом подсудимого Петренко от дачи показаний Октябрьский районный суд г. Мурманска, по ходатайству прокурора вызвал и допросил в судебном заседании в качестве свидетелей следователей Ланина и Майорова, проводивших в ходе досудебного производства его допрос соответственно в качестве подозреваемого и обвиняемого. Таким образом, суд, восстановил показания, данные Петренко на предварительном следствии в отсутствие защитника.

Могли ли следователи Ланин и Майоров допрашиваться в качестве свидетелей по данному уголовному делу?

3) Пехтин, начальник отдела налоговой инспекции, привлекается к уголовной ответственности по ст.290 УК РФ («Получение взятки»). Следователь вызвал на допрос его заместителя Миронова. Но перед допросом выяснилось, что Миронову, ничего не известно о взяточничестве Пехтина, и что он может охарактеризовать его только с положительной стороны.

Может ли Миронов выступать свидетелем по данному уголовному делу?

4) Перед началом обыска в квартире обвиняемого Кощеева, следователь поинтересовался у членов его семьи, кто из их соседей сейчас находится дома, и мог бы выступить в роли понятых. Жена Кощеева ответила, что наверняка дома находится ее двоюродная сестра Карамышева Надежда, проживающая этажом выше и Спирин Василий, из квартиры напротив, которому сегодня исполняется восемнадцать лет.

Могут ли Карамышева и Спирин являться понятыми при обыске в квартире обвиняемого Кощеева?

5) Рахмонов, таджик по национальности, задержанный в аэропорту Домодедово с партией героина, заявил, что не владеет русским языком и нуждается в переводчике. Одновременно он объяснил следователю, что хорошо понимает только диалект таджикского языка, на котором у него разговаривают жители трех высокогорных аулов. Следователь обратился в Московский культурный центр Таджикистана с просьбой о выделении Рахмонову переводчика, свободно владеющего диалектом, на котором он говорит. Правление культурного центра удовлетворило просьбу следователя и направило к нему семнадцатилетнего студента Шамаркулова, который до поступления в институт жил в одном ауле с обвиняемым и является его дальним родственником.

Может ли Шамаркулов участвовать в качестве переводчика в уголовном деле по обвинению Рахмонова?

Тема 5: « Уголовное преследование »

Семинарское занятие – 2 часов, практическое занятие – 2 часа.

Цель семинарского занятия: уяснить теоретические знания об уголовном преследовании, полученные курсантами на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Привить навыки устного изложения материала, ведения полемики.

Цель практического занятия: закрепить теоретические знания об уголовном преследовании, а также приобрести умения принятия решений в конкретных ситуациях.

План первого семинарского занятия

Теоретические вопросы:

1. Понятие уголовного преследования. Соотношение уголовного преследования и обвинения.

2. Виды уголовного преследования. Публичный, частно-публичный и частный порядок уголовного преследования.

3. Органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование от имени государства. Порядок осуществления уголовного преследования.

4. Привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации.

Темы докладов (сообщений):

- участники уголовного судопроизводства, осуществляющие уголовное преследование.

План практического занятия

Решение практических задач:

Обоснуйте свой ответ с указанием необходимых статей УПК РФ.

1) на кого возложена обязанность осуществления уголовного преследования от имени государства?

2) дела частного обвинения, как указано в Законе, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя. Если потерпевший несовершеннолетний, достаточно ли для возбуждения уголовного дела его заявления или требуется также заявление его законного представителя?

3) можно ли принять примирение несовершеннолетнего потерпевшего без согласия законного представителя?

4) может ли уголовное дело быть прекращено в связи с примирением сторон, если с заявлением об этом со стороны потерпевшего обратился его представитель?

5) какая ответственность установлена за неисполнение требований, поручений и запросов прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя?

 

Тема 6: « Доказательства и доказывание »

Семинарское занятие – 8 часов, практическое занятие – 4 часа.

Цель семинарских занятий: уяснить теоретические знания о доказательствах и доказывании в уголовном судопроизводстве, полученные курсантами на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Привить навыки устного изложения материала, ведения полемики.

Цель практических занятий: закрепить теоретические знания о доказательствах и доказывании в уголовном судопроизводстве, а также приобрести умения принятия решений в конкретных ситуациях.

План первого семинарского занятия

Теоретические вопросы:

1. Теории доказательств и доказывания в уголовном судопроизводстве.

2. Обстоятельства, подлежащие доказыванию при производстве по уголовному делу.

3. Предмет и пределы доказывания при производстве по уголовному делу: понятие, значение.

Темы докладов (сообщений):

- понятия «доказательственное право» и «теория доказательств».

План второго семинарского занятия

Теоретические вопросы:

1. Доказательства: понятие, значение.

2. Классификация доказательств (по отношению к обвинению; по отношению к обстоятельствам, подлежащим доказыванию; по отношению первоисточнику; по происхождению).

3. Свойства доказательств: относимость, допустимость, достоверность, достаточность.

Темы докладов (сообщений):

- правовые последствия получения доказательств с нарушением требований Закона.

План третьего семинарского занятия

Теоретические вопросы:

1. Формы (виды) доказательств:

- показания подозреваемого: понятие, предмет и значение;

- показания обвиняемого: понятие, предмет и значение;

- показания потерпевшего: понятие, предмет и значение;

- показания свидетеля: понятие, предмет и значение;

- заключение и показания эксперта и специалиста как доказательство по уголовному делу;

- вещественные доказательства: понятие, виды, хранение;

- протоколы следственных и судебных действий как доказательства. Требования, предъявляемые к составлению протоколов следственных действий и судебных заседаний;

- иные документы как доказательства, их виды.

План четвертого семинарского занятия

Теоретические вопросы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: