XI. Самостоятельная работа с учебником.




План изучения нового материала.

1. Правление Ярославичей.

2. Любечский съезд.

3. Правление Владимира Мономаха.

4. Причины раздробленности Древнерусского государства.

5. Государственное правление в период раздробленности.

6. Последствия феодальной раздробленности.

I. Работа с картой: «Русь в IX – X в.», «Русь в XII – начале XIII в.»

Сравните две карты. Какие выводы вы можете сделать?

Вспомните, что такое феодальная раздробленность?

Какие известные вам Европейские страны переживали период феодальной раздробленности?

Назовите признаки феодальной раздробленности в Западной Европе.

Опираясь на знания истории средних веков, вспомните причины раздробленности в Западной Европе.

Делаем вывод: раздробленность это закономерный процесс, который не миновали государства Европы и Азии. Следовательно, у него должны быть объективные причины.

Задание для учащихся.

Выясните причины феодальной раздробленности Руси.

II. Самостоятельная работа с текстом параграфа

Прочитав материал, заполните пропуски схемы. Покажите на карте города. Где стали править сыновья Ярослава.

Ярослав Мудрый

Изяслав Святослав Всеволод Вячеслав Игорь

Святополк Олег Давыд Владимир Мономах Борис Давыд

III. Учащиеся работают с документом и характеризуют порядок управления, который сложился после смерти Ярослава Мудрого.

Документ: «Все наличные князья по степени старшинства составляли одну генеалогическую лествицу… на верху лествицы стоял старший из наличных князей, великий князь киевский… это старшинство давало ему кроме обладания лучшей волостью известные права и преимущества над младшими родичами… «Быть в отца место» - эта юридическая фикция поддерживала политическое единство княжеского рода при его естественном распадении… Великий князь распределял владения между младшими родичами, «наделял» их, разбирал их споры и судил их, заботился об их осиротелых семьях… но руководя Русью и родичами, великий князь в более важных случаях действовал не один, а собирал совет, снем или поряд…»

Вывод: после смерти Ярослава Мудрого на Руси был установлен порядок управления, названный впоследствии В.О.Ключевским «лествиничным».

IV. Учитель, опираясь на схему и карту, кратко знакомит учащихся с историей усобиц.

Беседа с учащимися. Каковы были причины конфликтов между князьями?

V. Учащимся предлагается записать в тетрадь дату Любического съезда, а также познакомиться с документом

VI. Вопросы учащимся.

1. Можно ли считать решение «каждый да держит вотчину свою» началом распада государства, а решение о совместном походе против половцев – фактом, способствовавшим объединению русских земель?

2. Как вы думаете, могли князья выполнить решение съезда?

VII. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Учащиеся выполняют следующие задания:

1. Выпишите в тетрадь дату и причины восстания.

2. Как вы думаете, почему Мономах вначале отказался прийти в Киев и отверг просьбу киевлян? При ответе обратите внимание на порядок престолонаследия.

3. Какие дополнения внёс Владимир Мономах в Русскую Правду?

VIII. Краткая характеристика внутренней и внешней политики Владимира Мономаха. (Рассказ учителя).

IX. Обсуждение проблемного вопроса: Причины феодальной раздробленности. Составление таблицы.

Причины раздробленности

Древнерусского государства

Экономические причины раздробленности   Политические причины раздробленности
     
Развитие натурального хозяйства   Усиление власти князя в своих землях (вотчинах)
     
Рост городов в отдельных землях, развитие в них ремесла и торговли   Умножение рода Рюриковичей и запутанность определения порядка старшинства

По ходу объяснения учитель задаёт опережающие вопросы:

1. Вспомните, как развивалась внешняя торговля на Руси. С какими странами и чем торговали славяне? Какое значение имел для развития внешней торговли путь «из варяг в греки»?

2. Дайте определение натурального хозяйства.

3. Как в условиях натурального хозяйства развивалась торговля между отдельными княжествами?

4. Вспомните причины княжеских усобиц. Почему, например, Владимир Мономах, имея возможность дважды занять киевский престол после смерти отца, не делал этого?

X. Краткий рассказ учителя об управлении государством в период раздробленности.

XI. Самостоятельная работа с учебником.

Определите положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности Руси. Заполните таблицу.

 

Положительное Отрицательное
Развитие хозяйственной жизни Расцвет городов Расцвет культуры Сохранение единого языка, единой культуры. Усобицы (борьба между знатными феодалами) Конфликты между боярами и князьями Дробление княжеств между наследниками Ослабление обороноспособности и политического единства страны

XII. Закрепление.

Отметьте красным цветом политические, а зелёным цветом экономические причины раздробления Древнерусского государства.

1. Князья-наместники имели свой аппарат управления.

2. Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего их интересы.

3. В Древнерусском государстве не было чёткого порядка наследования киевского престола.

4. Упадок Киевской земли из-за княжеских усобиц и половецких набегов.

5. Возвышение новых городских центров.

6. Упадок торгового пути «из варяг в греки».

7. Оседание княжеской дружины на землю.

XIII. Домашнее задание.

Параграф изучить, даты, понятия, начать подготовку проекта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: