Оргмомент
Вступительное слово учителя
Древний Египет. Самые почитаемые люди – жрецы. В Древнем Египте их искусству обучали только самых подготовленных, прошедших процедуру серьезных испытаний: огонь, вода, угроза смерти… и шанс еще раз тщательно подумать, с какой стороны будет закрыта дверь в храм. Преодолев эту суровую систему, Пифагор основал собственную школу, и испытания при поступлении в нее были очень серьезными.
Древний Вавилон. В школах, где готовились писцы, проводились серьезные испытания, так как профессиональный писец должен был очень много знать и уметь и даже играть на музыкальных инструментах.
Нередко, результаты, достигнутые при испытаниях, были предметом гордости того или иного народа, а иногда служили даже для извлечения доходов. Индийский царь Девсарам, чтобы испытать мудрость иранцев, прислал им шахматы. Девсарам думал, что иранцы не сумеют разгадать смысл этой игры, и потому, по условию, отошлют в Индию подать. Однако один из визирей понял правила игры и, в свою очередь, изобрел игру, называемую сейчас нарды, которую он отослал в Индию, и там выяснилось, что разгадать правила игры в нарды индийцы не сумели.
В 1884 году выходит первая книга с материалами тестирования, которая содержит задания и ответы к ним с оценкой по пятибалльной шкале. Книга была сборником заданий по математике, истории, грамматике, навигации, примерных текстов для сочинений.
А спустя 120 лет тестовые испытания пришли в Россию для всех выпускников сначала 11, а затем и 9-х классов.
Но прежде чем мы перейдем к теме занятия несколько вопросов:
1. Поднимите руки те, кто из вас считает, что знания по химии пригодятся для продолжения обучения в ВУЗе?
|
2. Поднимите руки те, кто из вас считает, что знания по химии пригодятся в дальнейшем в повседневной жизни?
3. Поднимите руки те, кто считает, что знания по химии в дальнейшей жизни не пригодятся?
(Результаты опроса фиксируются, так как будут использованы в конце урока при подведении итогов).
Сегодня в рамках занятия элективного учебного предмета мы повторим вопросы классификации и номенклатуры органических веществ.
Итак, тема занятия
«Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)» (задание 12 КИМ ЕГЭ)
Система названий веществ – интереснейший предмет для исследования, так как на протяжении веков в истории химии появилось огромное количество названий, данных первооткрывателями веществам. Поэтому наряду с международной, тривиальные названия в органической химии используются и по сей день довольно часто.
Вот два примера:
Отечественный пирацетам и импортный ноотропил (препарат эффективен при восстановлении после инсульта)
венгерский седуксен и польский реланиум (сильнодействующий препарат, внесен в список психотропных веществ)
Поэтому при подготовке к ЕГЭ вам необходимо знать два названия вещества: международной номенклатуры и тривиальные.
Устный опрос.
А) Ацетилен - представитель класса ______________, имеет формулу _______;
Б) Дивинил – это ______________ (класс), потому что название по международной номенклатуре __________________;
В) Глицерин – это не аминокислота, а ________________ (класс), так как название вещества - _______________;
|
Переход к отработке навыков решения тестовых заданий
(разбор задания 12 КИМ ЕГЭ совместно с учителем)
12. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА
А) 2 -метилбутен-1 1) алканы
Б) анилин 2) амины
В) 2,3 – диметил, 5 – этилдекан 3) алкины
4) алкены
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В |