Совершаются Великопостные часы 3-ий, 6-ый и 9-ый с изобразительными и затем литургия Преждеосвященных Даров.




Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)

ЦИКЛ 3 «ГИМНОГРАФИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА И СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ»

ТЕМА 3.5.2. Страстная Седмица. Великий Вторник.

Страстная Седмица - Пасха Крестная.

Великий Вторник. Гимнография.

Архим. Савва Мажуко

Страстная седмица — самое насыщенное время церковного года, время настолько содержательное, что мы не в состоянии воспринять всю полноту тех глубоких и таинственных знаков и откровений, которые предстают перед нами со всем своим неизбывным трагизмом и безжалостной честностью.

Страстной Вторник

Во второй день Страстной седмицы предмет нашего созерцания, наш урок на сегодня — 25 глава Евангелия от Матфея. Очень сложное, насыщенное образами изложение трёх притч о Царстве Небесном, о той точке, в которой сходится смысл жизни и смерти, о том состоянии, в котором открывается подлинный лик человека, обнажённого перед правдой Божией, перед правдой Любви. Важно отметить, что говорит эти притчи Христос, идущий на смерть ради человека, из любви к нему. Поэтому и содержание этих трёх Христовых речений — о любви и о той ответственности, что ложится на каждого человека, несущего в себе талант любви — дар Бога Человеколюбца.

Притча о десяти девах, притча о талантах и описание Страшного суда — такие разные сюжеты, такой непохожий ритм действия, — но основа одна — ответ перед Богом за самую главную задачу нашей жизни: научиться любить своих ближних, всех тех, с кем Господь дал мне прожить в одно время и в одном месте мою небольшую жизнь.

Что получают работники в притче о талантах? Каждый получает некую силу любить, каждому даётся по его силам, по его мере. И как человек приумножит эту любовь, насколько он сможет вовлечь в это круговращение любви как можно больше людей, заразить ею своих ближних — настолько оправдана его жизнь. Ведь вся жизнь человека — что это, как не творчество в любви, творчество, делающее нас богоподобными. Древние толкователи притчи о десяти девах видели в символе елея дела любви, сотворённые человеком. Пять дев ведь тоже ждали Жениха-Христа, искренно и терпеливо, но Он не узнал их: истинно говорю вам: не знаю вас (Мф. 25:12). Здесь уместно вспомнить другие слова Спасителя: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). В описании Страшного суда, интересного прежде всего тем, что его приводит Сам Судия, всё человечество разделяется по делам любви, оказанным ближним. И тем более важно нам обратить внимание на то недоумение, какое будит суд Христов у людей как грешных, так и праведных: когда мы видели Тебя странником, алчущим или жаждущим? Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40). Христос отождествляет Себя с нашим ближним, тем самым неказистым и рядом живущим современником, слишком простым, таким обычным, что вряд ли он способен разбудить наш интерес. Слушая эти серьёзные и даже суровые слова Спасителя, — суровые, потому что касаются они нашей последней судьбы и участи, — мы должны спросить себя: достаточно ли мы христиане, можно ли в нас узнать учеников Человеколюбца? Нам следует «взвешивать» свою христианскую жизнь очень простым вопросом: есть ли у меня интерес к человеку? Если я подвизаюсь, стараюсь вжиться в Церковь всем своим существом, но при этом у меня исчезает интерес к человеку — конкретный интерес к конкретному человеку, рядом стоящему, рядом живущему, на общение с которым обрёк меня Господь, — я должен признаться себе, что что-то со мной не так, что-то я делаю не правильно и недостаточно во мне той бодрости любви, к которой призвал меня Христос. Бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25:13). Конечно, это слова о Страшном суде и о Судие Грядущем, о Женихе, не объявившем времени Своего прихода. Но каждый человек, нуждающийся в нашей любви, есть такой жених, неожиданный и опасный. Христос идёт на страдание из любви к

человеку, из любви к каждому из нас. Потому мы — ученики Человеколюбца должны в жизни своей, в своём духовном труде поддерживать интерес к человеку, иметь запас света и тепла для каждого нуждающегося в них жениха. Тогда и только тогда мы будем достойно и по праву носить на себе имя Христа, любовь Которого познали мы в том, что Он положил за нас Свою душу (1 Ин. 3:16).

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Е.Н. Никулина. Устав и гимнография

В Великий Вторник вспоминаются обличительные притчи и беседы Господа в Иерусалимском храме: о десяти девах, о талантах, о кончине мира и Страшном суде.

С точки зрения уставных положений и общего содержания богослужения эти первые три дня обычно рассматривают как нечто единое. Службы в Великие Понедельник, Вторник и Среду совершаются по одной схеме и сохраняют свой покаянный характер.

В начале утрени после «Аллилуиа» трижды поется знаменитый тропарь: «Се Жених грядет в полунощи» «косно [медленно] и велегласно [громко, в полный голос], и со сладкопением равно [красивым напевом и ровно] ». Читается Евангелие, содержащее повествование о делах и речах Господа в последние дни Его земной жизни, Его притчи и беседы о кончине мира и втором пришествии.

Вместо целого канона в Великий вторник положен двупеснец.

После его окончания трижды, «косно и со сладкопением» поется эксапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Его положено петь с Великого Понедельника по Великий Четверг, 12 раз за четыре дня. Конечно, это не случайно. Этот эксапостиларий является одним из важнейших текстов Страстной Седмицы. Он составлен от 1-го лица, от лица каждого из нас. Эта молитва об очищении нашей души, о даровании ей светлых одеяний, без которых нельзя войти в Небесный чертог (Мф. 22:2-14).

Славословие читается, и концовка утрени великопостная.

Совершаются Великопостные часы 3-ий, 6-ый и 9-ый с изобразительными и затем литургия Преждеосвященных Даров.

Особенностью часов в первые три дня Страстной седмицы является то, что на них прочитывается полностью все Четвероевангелие. Евангелия от Матфея и Марка читаются каждое в два приема, Евангелие от Луки – в три приема. Евангелие от Иоанна читается в два приема, но не полностью, а только до слов: «Ныне прославися Сын человеческий…» (13:31), то есть до начала прощальной беседы Господа с учениками. Таким образом в течение трех дней на каждом из трех часов (3, 6, и 9) бывает по одному чтению, а всего девять чтений.

Еще одной особенностью первых трех дней Страстной Седмицы является смена паремий. Весь пост паремии вечерни брались их книг Бытия и Притчей Соломоновых, а паремия шестого часа – из книги пророка Исайи. Теперь на шестом часе читается пророчество Иезекииля, а на вечерне – книги Исход и Иова. Книга Исход повествует о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них, о пути к земле обетованной. Это прообраз изведения человечества из греховного плена. Безропотные страдания праведного Иова являются прообразом спасительных страстей Господних. Из книги пророка Иезекииля взято то место, где говорится о его призвании к пророческому служению (главы 1-2, начало гл. 3).

Первые три дня Страстной Седмицы имеют отпуст: «Грядый на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш…».

Великий Вторник

Утреня. Седален по 1-й кафизме. Жениха, братие, возлюбим, свещи своя украсим, в добродетелех сияюще и вере правой: да яко мудрыя Господни девы, готови внидем с Ни на браки: Жених бо дары, яко Бог, всем подает нетленный венец.

Кондак. Час конца помысливши, и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова.

Икос. Что унываеши, душе моя окаянная; что мечтаеши безвременно попечения неполезная; что упражняешися к мимотекущим; последнейший час есть отселе, и разлучитися имамы от сущих зде. Дондеже время имаши, возникни, зовущи: согреших Ти, Спасе мой, не посеци мене, якоже неплодную смоковницу, но яко благоутробен, Господи, ущедри со страхом зовущую: да не пребуду вне чертога Христова.

Двупеснец, песнь 8. Леность далече нас отвержим, и светлыми свещами безсмертнаго Жениха Христа пением усрящим, благословите, вопиюще, дела Господня Господа.

______________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: