вопрос. Особенности и периоды современной философии.




Лекция №2

По учебной дисциплине «Философия»

Тема: «Современная западная философия»

 

План

Особенности и периоды современной философии.

2. Главные течения постклассической (неклассической) философии.

Постнеклассическая философия: постмодернизм и его альтернативы.

Цель: познакомиться с особенностями и проблемами современной философской мысли, прояснить собственные мировоззренческие предпочтения.

Словарь терминов: антропность, герменевтика, интенциональность, интерсубъективность, иррационализм, монологизм, плюрализм, позитивизм, постмодернизм, прагматизм, симулякр, феноменология, экзистенциализм.

Литература

1. А.Н.Суворова А.Н. Введение в Современную философию:Учебное пособие

/А.Н.Суворова.-М.,2003

2.Апель К.-О Трансформация философии/Карл-ОттоАпель.- М.,2001.

3. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики/Х.Г.Гадамер.-

М.,1998.

4. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф.Лиотар, -СПб.,1998.

5. Скирбекк Г, Гилье Н.Ъ/ История философии/ Г.Скирбекк, Н.Гилье.-М., Владос,2003

вопрос. Особенности и периоды современной философии.

1.1. Кризис мировоззрения Нового времени. Термин «современность» (по фр. «модерн») имеет различные смысловые оттенки. В политологии, к примеру, эпоху Модерна отмеряют с середины ХVII cт., когда благодаря Вестфальскому мирному договору 1648года, образовались буржуазно - демократические государства, а суверенность независимость, во внешних отношениях и полновластие государственной власти внутри стран Запада, утвердилась в качестве основного принципа. Экономисты отсчитывают современность с ХVIII ст. - началом промышленного переворота в Англии, а социологи - с 70-ых гг. ХХст. – от перехода к «постиндустриальному», «информационному», обществу, решающей производительной силой в котором являются не машины, а знания.

В философии современность (модерн, постклассика, неклассика) отсчитывают с начала мировоззренческого переворота сознания европейцев − примерно со второй половины ХIХ ст. Суть мутации ментальности – нарастающее сомнение в фундаментальных ценностях Нового времени: вере во всемогущество Мирового Разума и «суперменовских» притязаний человека на господство над природным бытием благодаря обладанию частицей этого Разума - научным знанием. К началу ХХ века «Божество науки утратило часть своего ослепительного блеска», а в обществе вопреки романтическим надеждам просветителей истребление людьми друг друга, бедность и страдания не исчезли.

1.2 Особенности современной западной философии. Главными особенностямисовременной философии являются:

во-первых, критическое отношение к классической философии нового времени (отсюда и термин «постклассическая» философия»),

во-вторых, - смена ареала (пространства, области) философствования - метафизики познания метафизикой языка (смыслов).

Критике подверглись следующие принципы классики:

- Принцип субъективности и его главное оружие – научная рациональность - требование, согласно которому для получения истинных знаний необходимо следовать неизменным правилам логического вывода. С ХIХ в. в философии усиливается иррационализм (с лат. неразумный) − установка, когда не логика, а интуиция признается не менее значимой чертой сознания.

- Монологизм – желаниесоздать универсальную философскую систему, способную дать окончательные ответы на философские вопросы - метанарратив (рассказ). Современную философию, напротив, отличает плюрализм – признание равноправия разных философских рассказов (нарративов). «Современная философия представляет собой диффузное и труднообозримое поле учений, школ, концепций» (Ю.Хабермас).

Смена темы связана с «лингвистическим поворотом» (австр. Густав.Бергман) – революцией языка, высказываний, которые стали предметом пристального внимания философов. Речь, тексты – это символы, коды, основа культуры. В словах представлено внешнее и внутреннее, социальное и индивидуальное бытие людей. «Язык есть дом бытия» (М.Хайдеггер).

Задача современной философии - не познание «сущности вещей», их значений, а рефлексия над смысламивысказываний, включающих субъективные моменты (цели, мотивы, установки, ценности).

1.3 Периоды современной философии. Тезисы современной философии получили обоснование в различных философских течениях, которые можно объединить в две тенденции а в эволюции С.Ф. выделить два периода:

1-ый период - со 2й половины ХIХ в. до70-х гг. ХХ в. Его принято называть с приставками «пост» и «не»: «постклассический», «неклассический» или еще «модерн» в пер. с лат «современная» философия. Несколько упрощая и обобщая, можно считать, что особенностью этого периода было стремление философов сблизить человека с миром, субъекта с объектом.

2 – ой период – с 70-ых гг. ХХ в. до н. вр. – «постнеклассическая философия» или «постмодерн». Целью философии считают развитие творческого потенциала человека в так называемых «языковых играх».

На первом этапе С.Ф. задачу вернуть человека в мир решали исходя из двух главных установок:

1. Сторонники перовой позитивисты и прагматики, стремятся сблизить человека с миром, умерив его претензии, но в основном, прежними средствами научной рациональности.

2. Сторонники другой, представители философии жизни, неокантианства, феноменологии, герменевтики, экзистенциализма, ищут путь к сближению человека с миром, исследуя глубинные, способности субъекта. И те, и другие, вслед за И. Кантом раскрывают и развивают новые способности субъекта.

На втором этапе С.Ф. можно различить постмодернизм и неоклассику, о которых поговорим в конце лекции.

П вопрос. Главные течения постклассической (неклассической) философии.

2.1 Позитивизм, аналитическая философия, прагматизм.

Позитивизм - (с лат. «положительный») − философское направление, цель которого−освободить философию от мнимых (нереализуемых) проблем и тем сблизить ее с реальной жизнью, сузив ее функции до наставницы-помощницы науки. Основателем позитивизма считается французский философ О.Конт, а большинство - англичане, ученые Оксофорда и Кембриджа Б.Рассел, Дж. Мур, А.Айер, К.Поппер и др. Они утверждали, что философия, размышляющая над трансцендентными, недоступными опытной проверке проблемами, должна «сойти со сцены». Вопросы о предельных «почему?», и «что?» следует заменить вопросом «как?».

В науке следует руководствоваться другими принципам – верификации и фальсификации. Верификациясведение сложных высказываний к «проткольным» - доступным опытной проверке (К.Поппер). Т. о. все гипотезы и теории, которые в принципе нельзя проверить, например марксизм и фрейдизм, должны быть выдворены за границы научности. («Студенты гр. ниже 180 см» можно свести к проверяемым – измерив каждого студента. Сферичность Земли у Аристотеля). Развитие науки определяет принцип фальсифиции - опровержениястарых теорий новыми фактами. Суть его в следующем: поскольку безошибочных теорий не бывает (каждая теория содержит ошибки (принцип фаллибилизма - с англ – ошибка), то принципиально непроверяемые, т.е. метафизические теории должны быть отброшены, а из оставшихся научных гипотез выбрать ту, которая содержат наименьшее число ошибок.

Генератором развития науки является сбор новых фактов, опровергающих старые теоретические принципы. Общая модель научного познания выглядит следующим образом:

1) постановка проблемы, обусловленная открытием новых фактов;

2) выдвижение новых гипотез и выбор из них наиболее перспективной;

3) построение новой теории.

Это метод называют гипотетико-дедуктивным.

Совр. позитивисты, представители т.наз. «аналитической философии» главное внимание уделяют анализу языка, расшифровке смыслов слов - описанию фактов, дескрипции. Цель здесь – «терапевтическая» - уберечь науку от языковой путаницы, так как истина – это не соответствие реальности, а соглашение между учеными.

Выдающуюся роль в изучения языка сыграл австриец Л. Витгенштейн. Он показал, что смысл слов определяется не столько презентацией (представленностью, объектов), сколько их употреблением в коммуникации. Контексты, принятые людьми, (в науке - ученой элитой) соглашения, «языковые игры», определяют и знание и бытие: «Представить себе какой-нибудь язык – значит, представить некоторую форму жизни». Главный недостаток аналитиков – игнорирование проблемы соответствия высказываний реальности.

 

- Прагматизм (прагма-действие) разрабатывали представители «деловой нации», американские философы Ч.Пирс,У.Джемс, Джон Дьюи.

Как и «позитивисты», «прагматики» отвергли «метафизические горизонты», сосредоточив внимание на доказательности философии. Как и «философы жизни», они сблизили философию с реальностью, с насущными, прежде всего, материальными потребностями людей.

В отличие от традиции основатели прагматизма утверждали, что: 1) истина состоит не в соответствии знаний вещам, а в их полезности, в успехе и эффективности, 2)добро -все, что повышает благосостояние народа,3)равенство – равномерное распределение доходов и т.п.

2.2 Философия жизни, неокантианство, феноменология, герменевтика, экзистенциализм.

Представители «философии жизни» немецкие философы А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, француз А. Бергсон. Жизнь вселенной, включая человеческую подчинена не Мировому Разуму, а слепой Мировой Воле (сила тяжести и проч. силы в физике, несправедливость, аморальность. войны в обществе и т.д.).

Исходный тезис собственного миропонимания Шопенгауэр сформулировал в названии своей главной книги: «Мир как воля и представление» (1 ч. — 1818, 2 ч. — 1844). Мир является человеку через его представления (т.е. субъективное восприятие). Воля есть первоначало мира, извечная иррациональная сила, причина всякой активности и изменений. Воля бессознательна и не имеет разумных целей. Ее главное свойство — борьба или соперничество, проявляющееся как в неживой, так и в живой природе.

В человеческом (феноменальном) мире все предопределено. Но воля исходит из другого, ноуменального мира. Она привносит в природу движение и делает ее вечным потоком изменения и становления. Миру приписываются человеческие свойства — тоска, страдание и противоборство.Вообще, весь мир у Шопенгауэра окрашен в мрачные тона. Он постоянно говорит о его наполненности злом, бессмысленностью и несчастьем, об отсутствии человечности и забвении Бога. Мир земного человека — наихудший из возможных. Неудивительно, что свое учение Шопенгауэр называет пессимизмом (от лат. pessimum — наихудший).

Низшая ступень проявления вселенской воли — силы природы и свойства материи (тяжесть, твердость, магнетизм и т.д.). Здесь еще нет индивидуальной воли. Она развивается на более высокой ступени в животном мире. Здесь абстрактная мировая воля становится волей к жизни. Наибольшее развитие она получает у человека, но в этом состоит и причина его несчастий. Воля к жизни (различные желания и потребности) заставляют человека страдать.

Преодоление «воли к жизни» составляет смысл жизни человека. Путь преодоления — искоренение иллюзии отделение индивида от других людей и всего мира. Этому способствуют: праведная жизнь, избегание страстей, сострадание к другим, контроль своей воли, которая стоит выше разума и направляет разумные поступки и познание. Очевидно, что в философском учении Шопенгауэра присутствуют вполне узнаваемые буддийские идеи: жизнь есть страдание, а причина страданий — это жажда жизни. Однако основной тон философии Шопенгауэра (упаднический пессимизм) довольно далек от уравновешенного оптимистического реализма буддистов. Современная эпоха и предчувствие близких глобальных кризисов наложили на мировоззрение Артура Шопенгауэра определенный отпечаток.

Таким образом, с волей можно совладать двумя способами:

1) быть героически невозмутимым от страстей, впасть в нирвану, (АШопенгауэр);

2) стать сверхчеловеком, аристократом духа (Ф.Ницше), харизматической личностью с мощным жизненным порывом и всепроникающей интуицией (А. Бергсон).

Но на это способны единицы. Парадокс в том, что, с одной стороны, это верно - высших ступеней социальной лестницы достигают, как правило, не «отличники», а волевые «троечники», но с другой - сильный еще не значит человечный.

Представители «философии жизни» полагали основой, объединяющей человека. с реальностью - соучастие, переживание субъектом жизни, а не размышления о ней, т.к. «всякая мысль подобна раскаленной лаве. Но всякая лава обрастает коркой, а всякая мысль сокрушает себя законами». (Ф.Ницше). Наука – это «гербарий жизни», «научные понятия подобны стоп-кадрам кинопленки. Они затемняют пластику жизни» (А.Бергсон).

- Неокантианцы, В.Виндельбанд, Э.Кассирер, Г.Риккерт, продолжив «линию И.Канта» исследовали возможности субъекта познания - открыли отличия между методологией естественных «наук о природе» и гуманитарных «наук о духе». Цель естественных наук о природе – поиск общего, а метод - номотетический (законополагающий, генерализирующий), установление повторяющихся свойств, фиксируемых в законах. Цель «наук о духе» - индивидуальные помыслы субъектов, метод к достижению этой цели – идеографический (описание). Но индивидуальное так же нужно определить – выразить через ясное и общепризнанное, сопоставить с ним. С чем? Ответ неокантианцев таков – сравнить с трансцендентными априорными ценностями, которыми каждый руководствуется: истиной, святостью, красотой, нравственностью.

- Феноменологи, нем. ф-ф Э. Гуссерль, его уч-к М.Шелер, стремились «стереть «демаркационную линию» между субъектом и объектом познания, наделяя новыми смыслами кантовому понятию «феномен». Гуссерль. придал феноменам бытийный статус: «Бытие- это коррелят (соотношение) сознания и того, то, что нами обмыслено». Здесь Г. опирался на открытие австр. психолога Ф.Брентано об интенциональности (направленности) сознания: сознание субъекта, всегда интенционально, всегда есть сознание о чем-то, не бывает сознания ни о чем, «всякая мысль всегда есть «мысль о». Поэтому истина науки основывается не на Боге Декарта или априорных возможностях Канта. «Она основывается на непосредственном переживании очевидности, благодаря которой человек и мир оказываются в изначальном согласии» (Ф.Лиотар). Познание есть проникновение в сущность явленного, не столько логически, сколько интуитивно - глубоко проникающая интуиция, открывающая сущность явленного. Познание включает три этапа:

1- ый – эпохе (с греч. «воздержание») от суждений, включая научных предшественников - феноменологическая редукция (очищение ) сознание от помех- всех существующих, в т.ч. научных знаний; (вспомним Локка) для выделения чистых феноменов.

2-ой – непрерывная «бомбардировка» мыслью предмета (сравнения, фантазии…).

3-ий эйдетический – интуитивное, непосредственное усмотрение эйдосов – феноменов трансцендентного (реального) мира. При этом остается нерешенной проблема интерсубъективности - понимания другого Субъекта. Несмотря это, на использование известных и Платону, Декарту, Локку, Канту представлений помощью понятий: «жизненный мир», «внутренний опыт», Гуссерль расширил представления о возможностях познания.

- Слово «герменевтика» этимологически восходит к греч. мифологии:(в пер. греч. « истолкование» а Гермес- вестник Богов, передающий людям их волю. Он же –Бог торговли и путешественников). Г. - это методология познания, средство понимания бытия человека в мире. Продолжая мысль религ. ф-фа Ф.Шлеермахера (1768-1834), стремившегося посредством анализа изложения библейских текстов понять личности авторов-пророков, совр. ф-ф., проф. Берлинского университета В. Дильтей (1833-1911), как и неокантианцы, заявлял о принципиальном отличии метода «наук о духе» (соц-гуманитарных), от «наук о природе» (естественных) − понимания от объяснения. Понимание соответствует самой жизни и нацелено не столько на описание поступков людей, сколько на выявление мотивов, ценностей и целей, предшествующих и сопровождавших действия. Но в отличие от неокантианцев, философ считал, что исследователь, может постигнуть мотивы и цели действий Другого не холодным рассудком, а вчувствованием, сопереживанием. Средством проникновения во внутренний мир являеются изучение язык, тексты, описания событий (Эмпатия-вживание, вчувствование).

Основатель совр. герменевтики, Г.Гадамер (1900-2002), придал методологическому принципу «понимания» новый смысл и онтологическую значимость. В раб. «Истина и метод», размышляя о методологии и философии, он пришел к следующим выводам:

1. Невозможно (и не нужно) стремиться проникнуть во внутренний мир автора, т.к. и автор, и интерпретатор говорят о событиях жизни, которая совершается не рассудочно-расчетливо, «не со стороны», как создаются техническое изобретения, а в более широком поле бытия –в нравственности, в красоте, например.

2. Но и в нравственной, и в эстетической атмосферах жизни цели и средства заранее точно неизвестны, ибо они трансцендентны, горизонты их размыты…

3. Потому задача философа − не реконструировать замыслы (не создавать еще одну философию), а творчески соучаствовать с другими авторами в конструировании смыслов бытия человека и мира, творить и постигать реальность. Интерпретация входит в понимание.

Еще одно открытие герменевтики - «герменевтический круг». Смысл его в том, что для понимания отдельных событий необходимо иметь целостное представление об эпохе в целом. Ученые-обществоведы непрерывно «снуют»- от изучения отдельных фактов к целому и обратно, никогда не исчерпывая сущности прошлого. Чем больше дистанция, многообразней интерпретации, чем шире круги, тем точнее знание. Сегодня, в определенном смысле о древних греках мы знаем больше, чем знали о себе они сами. В последние десятилетия герменевтика расширила сферу своего применения.

Ограниченность герменевтики, как и «философии жизни», - в чрезмерном внимании к эмоционально-чувственной сфере, которая зачастую уводит в сторону от истины. (Харизматические лидеры, звезды, оказываются не «полубогами», а «дьяволами»).

- Экзистенциализм. Близко по духу герменевтике еще одно направление французской, немецкой, русской философии - экзистенциализм ( с лат. « философия существования»). Экзистенция - это глубокое внутреннее состояние человеческого сознания, переживание свободы, со-бытия, с миром, «вечное» движение сознания во времени. Основатели экзистенциализма, М.Хайдеггер,К. Ясперс (1883-1969), Ж.-П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960)полагали, что каждый индивид уникален и таинственен для себя самого. «Наша сущность состоит в том, что мы не имеем сущности», а непрерывно создаем ее напряженной внутренней работой, и потому всегда открыты будущему. Человек не есть то, что он ест, во что он одет, кем работает или что о нем думают и говорят другие, а то, кем он хочет стать. Положенность в бытии и его понимание, по Хайдеггеру, -важнейшие экзистенциалы человека. Сартр добавил к ним еще еще свободу. Но свобода не есть вседозволенность. За свои действия каждый ответственен перед собой и Другим. Экзистенция проявляется в экстремальных, «пограничных» ситуациях (болезнь, душевные травмы…) благодаря которым становится ясно «кто есть кто» (К.Ясперс). В современном обществе люди утратили уникальность, растворили духовность во внешнем. Каждый оказывается другой, и никто он сам». (М.Хайдеггер). Врачи лечат не души, а мозг. Задача философии - помочь человеку вернуться к своему подлинному бытию.

III вопрос. Постнеклассическая философия: постмодернизм и его альтернативы.

3.1 Постмодернизм и его представители. Философский постмодернизмвозник в Европе, во Франции, в 70-80е гг. ХХ ст. Термин «постмодернизм» впервые употребил в 1914г, в работе «Кризис европейской культуры» нем. писатель и философ Рудольф Панвиц, обозначив им новое культурное течение.

Видные его представители – фр. философы Ж.Лиотар, Ж.Бодрийяр, Ж.Делез, итальянец Ф.Гваттари. Несмотря на многообразие проявлений, оттенков, сущность новейшей философии сжато можно выразить терминами: «виртуальность»(выдумка, имитация), «текст», «хаос», «деконструкция». Основные же его идеи следующие:

1) Р еальность структурно представляет собою хаос меняющихся знаков- отношений.

2) Чтобы понять мир субъект должен стать частью этого хаоса и неопределенности. Освобождение современногочеловека от любых форм зависимости от власти этой реальности (философской, религиозной, политической, экономической, культурной) состоит не в науке, не в нирване или самоубийстве, как нем. Классиков и Шопенгауэра, не воспитании сверхчеловека, как у Ницше, а том, чтобы полностью слиться с миром знаков, стать таким же неустойчивым, но открытым любым изменениям.

3) Средством освобождения служит речь, словесные игры - ироничные деконструкциии существующих текстов. В отличие от неклассической философии модернизма,как отмечает авторитетный исследователь постмодерна, амер. литературовед Ихаб Хасан, постмодернисты не стремятся разрушить классическую философию, а лишь ее деконструировать. Для них история – это «музей ценностей», в котором каждый находит нужные ему смыслы, подобно отысканию форм в «черном квадрате» художника-футуриста Казимира Малевича (1915г.)., акцентирует центробежные тенденции истории и культуры.

А Ж. Лиотар, в кн. «Состояние постмодерна» (1979г.) задачу новейшей философии видел в замене универсальных теорий метанарративов (метарассказов) - политических (как, например комм. проект светлого будущего или нацистский о мировом господстве арийской нации), научных, религиозных…,- плюрализмом языковых игр, множеством мелких рассказов нарративов. Доводя установку Л.Витгенштейна до анархистского логического завершения, он считал, что важнее не смысл слов, а их коннотация –связь с другими словами. Эта связь открывается не разуму, а скорее интуиции.

Ж.Бодрийяр в ряде произведений («К критике политической экономии знака», «В тени молчаливого большинства или конец социального», «Символический обмен и смерть», «Прозрачность зла», «Америка»…) отмечал, что в современных обществах реальная жизнь растворена в знаках: в моде, престиже, образах, рисуемых СМИ. Знаки – это «симулякры», суррогаты вещей. Стоимость произведений искусства на аукционах определяется не законами экономики –трудом, вложенным в них художником, или эстетической ценностью, а престижностью, тем, что их владелец, даже ничего не смыслящий в искусстве обретает статус богача. Мир стал неустойчивым, а бытие человека – ненастоящим и зыбким.

Ж.Делез и Ф.Гваттари в раб. «Капитализм и шизофрения»(1972,80гг.) подвергли критике подавление возможностей индивида идеологиями, репрессивным аппаратом в докап. обществах, где семья, базирующаяся на «эдиповом комплексе», образующем треугольник, была устойчивой ячейкой общества. Такое состояние социума напоминает псих. заболевание, паранойю –навязчивое состояние, одержимость одной идеей. Капиталистическая же система провоцирует другое, менее опасное, напряженное невротич. состояние – шизофрению с ее неопределенностью, изменениями и превращением людей в машины желаний. Философы предлагают субъектам вписаться в систему творчески перерабатывая смыслы и значения слов и высказываний, выводя их не из общего корня, а из ризомы – (запутанной не корневой, а клубневой системы растения, не имеющей ни начала, ни конца, ни центра, ни центрирующего принципа).

 

3.2 Неоклассическая философская парадигма. Деценрализирующей тенденции постмодернизма и потребительству позитивизма и прагматизма противостоит центростремительные философские течения, которые условно можно назвать неоклассическими. (К.Ясперс, Петер Козловский, К.-О.Апель, Юрген Хабермас,…). Общие установки неоклассической тенденции можно выразить следующими тезисами:

1. Философия модерна-постмодерна сделала ряд открытий, объясняющих бытие человека в современном мире, но, как и предшествующая фил. Нового времени, - за счет возвышения субъекта, развития его креативности, средств и методов овладения объектом. В результате человек стал более раскрепощенным, властвующим, и, о дновременно, - более одиноким и неуверенным, утратившим твердую почву под ногами. Именно поэтому назрела необходимость ограничить мировоззренческий плюрализм монизмом - всеобщими, трансцендентальными принципами в онтологии, в этике, в гносеологии.

3. Началом ренессанса классики должно стать возвращение в сознание индивида значимости объекта, Другого, возвышение его статуса. Тогда мир предстанет не только хаосом знаков, игрой, как в постмодерне, не только мастерской для практических упражнений во имя удовлетворения потребительских запросов и выгоды, как в позитивизме и прагматизме, а партнером совместного со-бытия.

4. Онтологическим базисом неоклассической философской парадигмы является антропологическая метафизика, а средством строительства совместного дома бытия – креативнаяэтическая рациональность, которая определит рациональность каузальную (научную), технологническую и герменевтическую» (К.-О.Апель «Коммуникативная этика»).

5. Чтобы услышать «голос Другого» необходимо: во-первых, осознание этой задачи, а во-вторых, - соблюдение правил коммуникации (общения и дискурса): искренность и равноправие сторон, стремление к взаимопониманию, открытость для критики, готовность признать ошибочность собственных аргументов, ответственность (Ю.Хабермас).

Т.о., философия постмодернизма проясняет представления значительной части совр. общества: стремление к неограниченной свободе желаний, недоверие к устойчивости и неуверенность в будущем. Ее представители, с одной стороны, активируют творческий потенциал современника в сфере языка, речи, а с другой,- оставляют его внутренне разорванным и смятенным.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: