Мастер-класс
Вл. ПАНФИЛОВ
АТТРАКЦИОН
Аттракционный принцип игры - это, фактически, игровое оформление праздничного пространства. Вспомните, вы выходите во двор, и как радуется глаз, когда во дворе яркие качели, карусели, горки, на которых веселятся дети, — никаких специальных украшений не надо.
Аттракционный принцип игры делится на четыре направления:
Межпространственное - игры, которые располагаются вертикально от земли или от пола вверх.
Напольное - игры, которые располагаются горизонтально по полу или по земле.
Потолочное или, как говорят в Театре Охочих комедиантов, «Игры от потолка». Это игры, которые свисают от потолка вниз.
Настенное - игры, которые располагаются на стенах игрового пространства мероприятия - в фойе, коридорах и
т.п.
Аттракционный принцип - это все разновидности тиров, кегельбанов, горок, трамплинов, городков, мишеней, серсо и т.п. Вспомните фильм «Карнавальная ночь», где все гости попадали на праздник, скатившись с горки.
Главное слово, которое обязательно должно присутствовать при действии аттракционного принципа, - это слово «соблазн». Вы проходите мимо парка культуры и отдыха, а вас манят к себе и «колесо обозрения», и грохот движения
Аттракцион
«американских горок», и визг катающихся людей. Или отойдем от этих глобальных аттракционов и представим небольшую речку. На берегу речки растет дерево. А к ветви этого дерева привязана «тарзанка», которая так и соблазняет ею воспользоваться. Не будь этой «тарзанки» — никому и на ум не пришло бы, раскачавшись, прыгать с дерева в воду... А «тарзанка» соблазняет собой и предлагает себя. И этот соблазн является «манком» для участия в аттракционных играх.
|
МЕЖПРОСТРАНСТВЕННЫЕ АТТРАКЦИОНЫ
«Получи приз».
На стул или табуретку кладут приз. Желающий получить приз становится спиной к стулу. Ему завязывают глаза или на голову надевают бумажный колпак. Он делает четыре шага вперед, поворачивается направо, делает еще четыре шага вперед и так еще два раза. Описав квадрат, играющий оказывается возле стула. Затем движением руки сверху вниз он может взять приз.
«Метание каната».
Игрокам из разных команд дают по канату длиной 5—10 метров. Канат оканчивается петлей. Задача: за три броска накинуть на вбитый в землю колышек петлю и затянуть ее.
«Спиральбол».
К верхушке шеста высотой в 3—5 метров прикреплена бечева длиной в 3,5—4 метра. К концу этой бечевы привязан волейбольный мяч. Игроки (выступают один против одного или двое против двоих) становятся на свои места: команды разделяет черта на земле — по обе стороны шеста. Заходить на территорию «противника» нельзя. Задача: ударами по мячу заставить веревку полностью обвиться вокруг столба (спирально) так, чтобы мяч оказался на стороне противника. Игроки могут бить по мячу несколько раз подряд без очередности.
Мастер-класс
Аттракцион
«Воротца».
Двум участникам игры завязывают глаза. На расстоянии 30 метров от каждого в землю воткнуты по две палки, соединенные сверху лентой. Образуются как бы воротца шириной и высотой в метр. Задача каждого из играющих — быстрее пролезть в воротца, не задев их. Всем зрителям, которые должны находиться не ближе 20—25 метров от игроков, разрешается громко подсказывать, куда идти участникам игры.
|
«Метание-поединок».
а) Поставьте на площадке корзину (ведро). Каждый из
играющих получает по 3—4 маленьких мячика. Играют по
очереди. Каждый старается бросить свой мячик так, чтобы
ударившись сначала о землю, он отскочил и попал в корзи
ну. Тот, кто забросил в корзину больше мячей, выигрывает.
б) Подвесьте небольшую корзину на веревке к ветке де
рева и раскачайте ее. Двое играющих с расстояния 3—4 ша
гов бросают в качающуюся корзинку: один — камешки,
другой — желуди. Когда корзина перестает качаться, игра
прекращается. После этого содержимое корзинки подсчи-
тывается, чтобы определить победителя.
«Не промахнитесь».
Для этой забавы нужен «мячик» из газеты. Скомкайте бумагу и перевяжите ее крест-накрест бечевой. Возьмите мячик в правую руку и встаньте спиной к открытой двери в четырех шагах от нее. Поверните голову, насколько можно, вправо и через левое плечо бросьте «мяч» так, чтобы он вылетел в дверь. Расстояние маленькое, цель большая, но редко кто сможет с одного раза выбросить «мяч» за дверь.
«Воронята».
Поставить на стол обыкновенные бутылки. На их горлышки надеть сделанные из бумаги головки воронят. Чтобы каждый меткий бросок в раскрытый «клюв» вороненка дал возможность шарику попасть в нутро бутылки, рекомендуется от клюва сделать скат из плоской бумаги. «Кор-
мить» воронят можно дробинками или горошинами. Горошины желательно окрасить в разные цвета.
«Возьми приз».
На столе устанавливаются три тарелки. В две крайние
. наливают воду, а в среднюю кладут приз. Участнику игры
|
завязывают глаза. Повернувшись несколько раз на месте,
играющий должен пройти определенное количество шагов
и взять приз из тарелки.
«Попробуй устоять».
Два участника игры становятся на стулья, установленные на расстоянии 4—5 метров друг от друга, и берутся за конец каната. Услышав сигнал, они начинают тянуть друг друга, стремясь заставить один другого сойти со стула. Устоявший на стуле получает приз.
«Сбор грибов».
Участвуют в игре два человека. У каждого из них должны быть завязаны глаза, а в руках — мешочки или корзинки. На полу в разных местах расставляются «грибы». По сигналу ведущего начинается «сбор грибов». Побеждает тот, кто наберет «грибов» больше и быстрее.
«Прыжки в высоту».
Участник соревнования отходит от ленты, натянутой на высоте 20 см., на 8 шагов с завязанными глазами и делает 2,5 поворота. После этого он должен пройти 8 шагов и перепрыгнуть через ленту.
«Канатоходцы».
На высоте пятидесяти сантиметров от земли между двумя столбиками туго натянут трос длиной шесть метров, толщиной пятьдесят миллиметров. Всем, кто желает пройтись по тросу, дается в руки большой веер. Делается он из тонкой ткани, натянутой на проволочный каркас. Прошел по канату — приз! Не прошел — передай веер другому!
«корзиночки».
Корзиночки развешиваются на деревьях на высоте четырех — пяти метров. Играющим дается по пять тряпочных
Мастер-класс
Аттракцион
мячиков. По сигналу несколько играющих бросают мячики в корзиночки. Выигрывает тот, кто забросит не меньше трех мячиков.
«Убегающий шнур».
Два стула ставятся на расстоянии 5—7 м один от другого, спинками друг к другу. Между стульями по полу протягивается яркий цветной шнур (или веревка), каждый конец которой доходит до линии передних ножек стула. В игре участвуют двое. Они садятся на стулья, спиной друг к другу. По сигналу играющие должны поменяться местами (при этом каждый должен встать, обежать свой стул справа, добежать до стула «противника», сесть на этот стул), наклонившись, быстро схватить конец шнура и выдернуть шнур из-под стула.
«Перенести мяч».
Играют два человека. Для игры необходимо иметь четыре стула, два платка, чтобы завязывать глаза, и десять маленьких мячей. На одном конце площадки ставятся два стула. На каждый стул кладется по пять мячей. Напротив этих двух стульев, на расстоянии 8—10 метров от них, ставятся еще два стула. Двое подходят к стульям, на которых лежат мячи, и становятся каждый лицом к своему стулу. Задача заключается в том, чтобы перенести мячи по одному на пустые стулья.
«Кто сильнее?».
В четырех углах площадки на равном расстоянии от центра, ставятся стулья. На каждом стуле — цветной платочек. Две крепкие веревки по три метра каждая, связываются узлом так, чтобы от узла отходили четыре разных конца. Этот узел кладется в центре площадки, а концы протягиваются по направлению к стульям. Расстояние от веревки до стула должно быть равно 2—3 метрам. В игре участвуют четыре человека. Они выходят на середину площадки. Каждый из них берется за конец веревки и по сигналу начинает тянуть веревку к себе, стараясь схватить платочек, лежащий на
стуле. Победителем в игре считается тот, кто перетянет в свою сторону троих товарищей и первым схватит платочек.
НАПОЛЬНЫЕ АТТРАКЦИОНЫ
«Войди в круг».
На полу нарисован круг (40—45 см). Играющий становится в круг. Ему завязывают глаза (или надевают колпак). По команде ведущего играющий идет вперед под музыку 8 шагов, выполняя другие задания ведущего. А затем звучит команда — встать в круг. Задача играющего — вернуться в круг. «Выбей шар»:
На земле чертят клетки, на расстоянии двух метров по ту и другую сторону от них проводят линии кона. В каждой клетке лежит по 3—4 шара. Участники игры делятся на две команды и становятся за линиями напротив клеток своего противника. Игру начинают одновременно все игроки одной из команд. Они по сигналу прокатывают шары, забирают выбитые. Затем прокатывают шары игроки другой команды. Выигрывает та команда, игроки которой выбили больше шаров.
Правила. 1. Прокатывая шары, играющие стоят за линией кона. 2. Участники игры выбивают шары поочередно.
«Встреча».
На площадке проводят две линии на расстоянии 4-6 метров. Играющие делятся на равные группы и становятся друг против друга за линиями. По сигналу все одновременно прокатывают друг другу шары так, чтобы они встретились. Играющим, чьи шары встретились, ведущий дает по одной фишке. Выигрывает пара, у которой в конце игры окажется больше фишек. Количество повторений игры по договоренности.
К напольным аттракционам относится и такая форма игра, как лабиринт: зайди и попробуй найти выход.
Мастер-класс
Аттракцион
НАСТЕННЫЕ АТТРАКЦИОНЫ
«Автомат «Оракул».
Из фанеры вырезается диск, на котором рисуется лицо «оракула». На месте рта делается прорезь, в котором при вращении заднего диска виден мелькающий текст. Когда вертящийся диск останавливается, в прорези рта можно прочесть текст «предсказания». На заднем вращающемся диске пишутся тексты «предсказаний». Тексты по желанию могут быть обновлены путем наклейки новых «предсказаний». Передний диск не вращается. Этот аттракцион можно установить на столбе, укрепить на стене или сделать подвесным.
«Восемь задач».
Эту игру можно проводить и в фойе Дома культуры, и в парке культуры, и везде, где проходит праздник. В разных местах праздничного пространства на стенах (в парке — на столбах или деревьях) развешиваются восемь больших щитов с шуточными задачами. На каждом щите надпись: «Найди еще семь щитов с задачами. Решите каждую задачу. Ответы сообщите жюри (адрес). В 23 часа вы узнаете результат». Решив задачи, играющие являются в жюри и сообщают ответы. Ведущий игру всем выдает жетоны. Жетоны разной формы: треугольные, квадратные, круглые. Круглые выдаются тем, кто правильно решил все восемь задач. Но участники игры об этом не знают, и, каждый, имеющий жетон, считает, что правильно ответил именно он. Только в 23 часа выясняется, что выиграли немногие. Они и получают призы.
«Счастливые кольца».
На стене укреплен большой деревянный щит, в который в шахматном порядке вбиты 10-сантиметровые гвозди. На гвоздях подвешены завернутые в бумагу призы. Каждому, кто хочет испытать свою меткость, даются десять колец. Диаметр кольца 10—20 сантиметров. С расстояния 3—4-х
метров играющие стараются набросить кольца на какой-нибудь гвоздь. С того гвоздя, на котором повисло кольцо, ведущий снимает приз и отдает его «счастливцу». Величина призов, как правило, обманчива: в большом свертке находится пустяковый приз, а в маленьком — более ценный.
«Нос на место».
На фанере или на картоне рисуется лицо клоуна. Отдельно рисуется нос, вырезается и накалывается на булавку. Держа булавку с «носом», играющий с завязанными глазами подходит к висящему щиту с нарисованным клоуном и старается приколоть нос на место. Все обычно весело смеются, когда плохо сориентировавшийся игрок прикалывает «нос» куда-нибудь в щеку или на лоб. К этому виду аттракциона относятся и такие формы настенного оформления, как:
• рисунки «Найди семь отличий»
• «Вспомни сказки и определи, что перепутал художник»
• «Сколько силуэтов на рисунке?» и другие.
«Новогодний клад».
Для того чтобы найти этот клад, надо расшифровать плакат. Замените цифры буквами (отсчитывая их в алфавитном порядке: а-1, 6-2, в- 3 и т.д.), тогда прочтете, где находится клад.
ПОТОЛОЧНЫЕ АТТРАКЦИОНЫ
«Хлопуша».
На высоте двух с половиной метров (от пола) подвешивается воздушный шарик. Надо подпрыгнуть и расплющить этот шарик, хлопнув по нему ладонями. Сделать это не так легко: мало того, что он висит довольно высоко, он еще все время выскальзывает из рук.
«Два мяча».
На концах длинной бечевы прикрепите по мячу, а затем привяжите ее за середину к любой поперечной переклади -
Мастер-класс
Аттракцион
не или к потолочному крюку. Теперь, оттянув на вытянутые вверх руки один мяч параллельно перекладине, отпустите его. Мяч начнет качаться из стороны в сторону. Возьмите второй мяч, оттяните его перпендикулярно перекладине и отпустите с таким расчетом, чтобы он попал в качающийся мяч. Вряд ли вам удастся это сделать с первого раза.
«Пронзи кольцо».
Игровой реквизит: небольшое (лучше металлическое) кольцо, нитка длиной 1,5—2 метра, короткое копье или палка. Правила игры. Подвесить небольшое металлическое кольцо, привязав его за нитку длиной 1,5—2 метра (в зависимости от высоты потолка). Играющий с коротким копьем такой толщины, чтобы оно легко проходило сквозь кольцо, с определенного расстояния быстро идет к кольцу и, не останавливаясь, старается пронзить его копьем. Промазавшие выбывают из игры. Пронзившие кольцо с первого раза продолжают игру. Игра продолжается до выявления самого меткого, с твердой рукой игрока.
«Кто больше».
К потолку (или к перекладине) подвешивается на веревке мяч так, чтобы он почти касался земли. Под ним надо положить несколько мелких предметов. Участник игры отводит мяч до уровня головы, затем отпускает его и, двигаясь вслед за ним, подбегает к разложенным предметам. Его задача собрать как можно больше предметов и вернуться в исходное положение так, чтобы его не задел качающийся мяч.
«Съешь яблоко».
Реквизит: несколько крупных, крепких яблок, нитки.
Для проведения игры приглашаются минимум два человека Яблоки подвешиваются на нитках к креплениям на потолке (к люстре или багеткам). Играющие заводят руки за спину и стараются съесть каждый свое яблоко без помощи руки. Кто первым расправился со своим плодом, тот и победитель.
От себя добавлю, что я не сторонник игр с едой, но этот аттракцион имеет древние корни: и ирландские (эта игра относится к забавам «Хеллоуина»), и русские (садовые игры на Яблочный Спас).
«Срежь приз».
Реквизит: суровая нитка, призы, повязка на глаза, ножницы. Нитку натягивают посреди комнаты (на удобном для помещения уровне). На нитке развешивают на тоненьких ниточках призы, на небольшом расстоянии друг от друга. Играющие встают метрах в семи от нитки. Им по очереди завязывают глаза, дают в руку ножницы, раскручивают и предлагают срезать себе приз.
И здесь небольшой комментарий: обратите внимание на осторожное обращение с ножницами.
«Белкин сюрприз».
Под потолком вешается большая банка, оплетенная шпагатом и наполненная орехами. Помещенный рядом плакат предлагает ответить: сколько орехов в банке? Выигрывает приз (эту банку с орехами) тот, кто точнее других определит количество орехов.
АУКЦИОН
«Публичная распродажа» требует и ее участников, и зрителей. Фактически — это некое театрализованное представление, в котором участвуют товары, деньги, покупатели, зрители и ведущий аукциона.
В 90-х годах аукцион как игровой принцип был особенно популярен среди ведущих-игровиков.
Это были:
• аукцион в чистом виде
• юморной, прикольный «черный ящик» (когда веду
щий-аукционер прячет в ящике товар, приблизительно да
ет его качества и начинает с самой мелкой монеты прода
вать)
•
словесный аукцион
• аукцион в стиле игры «горячо-холодно»
• аукцион-синоним и т.п.
Рядом со словом «аукцион» можно смело ставить слово «азарт». Без азарта нет аукциона. И задача аукционного игрового принципа — создать праздничный, веселый, здоровый азарт. Если вы на какую-либо тему делаете просто «опрос» гостей праздника, то, как правило, это все равно что «тянуть кота за хвост»: гости на многих мероприятиях — особенно в начале — инертны. Тот же «опрос» в форме «аукциона», как правило, создает азарт, и ситуация на празднике резким образом меняется в сторону более активного участия приглашенных людей.
Возьмем, к примеру, аукцион-синоним. Его хорошо применять на корпоративных праздниках, на юбилеях и т.д. (но не на площадях). Ведущий говорит известное всем слово и просит гостей праздника предложить свои синонимы этому слову. Сам же ведущий и начинает. Как правило, гости с удовольствием подхватывают тему и начинают вспоминать и предлагать свои синонимы. Последний, как правило, получает или приз, или возможность сказать свой тост. В данном случае аукцион-синоним является также и манком. И никто из гостей праздника не вспомнит, как он же в школе со скрипом и нежеланием, по приказу учителя, искал в своей памяти синонимы к какому-либо названному слову.
Тахир Хафизов в своей «Прикольной книге-2» предлагает «Аукцион наоборот»:
«На возвышении за столиком, на виду у всех, ведущий готовит «адскую смесь». В большой, прозрачный бокал он наливает понемногу «фанту», кетчуп, водку, шампанское, кефир, сок, добавляет мороженое, соль, перец, сахар, кукурузные палочки и т.д. Всё аккуратно перемешивается.
Ведущий. Внимание! Перед вами коктейль... Не надо записывать рецепт. Вы все прекрасно видели. Мне же остает-
ся спросить, кто из присутствующих готов на глазах у всех, не отрываясь, выпить эту адскую смесь за 1 000 рублей. Как и ожидалось, желающих хоть отбавляй... А за 500?.. Вы удивляете всех своим мужеством! А за 200 слабо? Друзья, поаплодируйте этим храбрецам! А за 50? Нашелся-таки «камикадзе»! Выходи, дай посмотреть на тебя, а зрителям поприветствовать...»
Лично я против игр с выпиванием, тем более спиртного. Я привел этот отрывок из книги Т. Хафизова как попытку провести аукцион наоборот.
В 80-90-х годах нередко практиковались аукционы, где товар сходил с молотка не за самую крупную сумму, а за самую мелкую. Смешно, но иногда оказывалось, что «гривенник» или «копейку» найти было потруднее, чем несколько сотен рублей.
Интересно проходит аукцион-загадка: под шляпой (или в черном ящике, или в коробке, или в ларце и т.п.) находится какой-то предмет. Гостям праздника надо угадать — что это за предмет. В данном случае происходит не продажа предмета, а его угадывание в форме аукциона.
Аукцион-обмен: в аукционной форме проходит игра типа «Шило на мыло», где под «молоток» и счет ведущего гости праздника меняют свои более дешевые вещи (предметы) на более дорогие вещи соседей. Это вариант народного развлечения «махнем не глядя», когда под те же «молоток» и «счет» люди «махаются» (меняются) предметами, не зная, что на что меняют.
Аукцион-метафора: тот же подход, что и у аукциона-синонима, но не синонимы называются, а метафоры. Например: какой должна быть настоящая женщина? Ведущий начинает: «Красивая — раз! Красивая — два!» Гости праздника могут продолжить на уровне своего восприятия женщины.
Аукцион-пристройка: дается тема для создания пластической скульптурной композиции из тел и поз гостей праздника. Ведущий выманивает кого-то из зала, просит его
принять какую-либо (не пошлую, не трудную, не унижающую) позу (мизансцену тела). Объявляет тему скульптурной композиции и предлагает всем желающим (или «штрафникам») пристроиться... Хорошо, когда соревнуются две команды: здесь и азарта больше, да и конкуренция подстегнет. Победившая команда получает призы.
Аукцион-приветствие: гостям праздника предлагается вспомнить различные формы «здоровканья» — от рукопожатия и до... Причем, не просто вспомнить, а продемонстрировать (это и обнимания, и целования, и похлопывание по плечу, и многое другое).
Аукционный игровой принцип, как правило, имеет одну форму: аукционную. Но зато сколько можно вложить в нее содержания. Это как кувшин, в который можно налить и вино, и молоко, и воду, и многое другое. Приведу несколько примеров.
«Карнавальный аукцион».
Организатор игры объявляет правила аукциона: «Внимание, уважаемые гости праздника! Как только кто-то из вас назовет какой-нибудь предмет, имеющийся на карнавале, я начну считать. Пока я не сказал «три», вам нужно успеть назвать другой карнавальный предмет, и я снова буду считать. И так далее. Человек, назвавший карнавальный предмет последним, получает приз. Начнем!». Кто-то крикнул: «маска!», организатор считает: «маска — раз, маска — два», его перебивают: «шапочка!»; он опять считает: «шапочка — раз, шапочка — два» и так далее. Вспомнить что-либо, имеющееся на карнавале, становится все трудней. Наконец был назван, скажем, серпантин. Организатор считает: «серпантин — раз, серпантин — два, серпантин — три»; затем вызывает к себе хозяина последнего слова, объявляет его победителем и вручает приз.
Следующие примеры — из книги интересного, самобытного шоумена Олега Тифомеева (г. Уфа) «Рецепты веселой вечеринки», Ярославль, 2002).
«Предмет — ассоциация».
Ведущий называет или показывает какой-либо предмет, нужно называть ассоциации, какие вызывает этот предмет. Варианты: карандаш — художник, картина, пейзаж, чертеж, галерея, карикатура и т.п.».
«Цвет — ассоциация».
Ведущий называет цвет, нужно вспомнить и назвать предметы, которые имеют этот цвет. Варианты: красный — помидор, светофор, ягода, кровь, пожарная машина, мухомор и т.д.
«Буква — знаменитость».
Ведущий показывает карточку с какой-либо буквой и предлагает назвать фамилии знаменитостей, которые начинаются с этой буквы. Варианты: Б — Баталов, Бунин, Блок, Бианки, Белохвостикова, Березовский и т.д.
«Мудрый ворон».
Необходимо назвать слова, в которых встречается слог «кар». Варианты: макароны, картина, каравай, пекарня, картон, карбонат, карабин и т. д.
«Цифры в сказках».
Задача игроков — вспомнить и назвать сказки, в названии которых встречаются цифры. Варианты: «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и т.д.
«Музыкальные города».
Задание этого аукциона — вспомнить и назвать города, в названиях которых встречаются ноты. Варианты: Уфа («фа»), «Череповец» («ре»), Усольск («соль»), Сибай («си»), Донецк («до») и т.д.
«Рифмы».
Ведущий называет слово, например: «конфета». Участники аукциона называют слова, рифмующиеся с данным словом. Варианты: газета, сигарета, галета, планета, ракета, комета и т.д.
Мастер-класс
«Черный ящик».
В «черный ящик» помещается приз, и тот, кто отгадает, что это, становится его обладателем. Прежде чем приступить к розыгрышу, ведущий дает наводящую подсказку. Вот несколько вариантов содержимого «черного ящика».
1. В «черном ящике» лежит то, что просит лицо, назван
ное грубо (Кирпич).
2. Это бывает на обеденном столе и на шахматной доске
(Вилка).
3. В «черном ящике» находится предмет, который роднит
режиссера Тарковского и героиню пушкинской сказки
(Зеркало).
4. В «черном ящике» находится предмет, исполняющий
те же функции, что и герой песни «Аист на крыше». (Кочан
капусты).
5. В «черном ящике» находится солидный хомут для со
лидного мужчины (Галстук)
6. В «черном ящике» находится круглая сладость ребятам
на радость (Чупа-чупс).
7. В «черном ящике» находится уникальное средство для
коррекции фигуры (Скакалка).