Вершина Синая ранним утром




Содержание

Синай

Библейский Восток

Синай

Восхождение на Синай

 

Святая Земля

Святой Град Иерусалим

Гора Сион

Гефсимания

Крестный путь

Храм Гроба Господня

Елеон

Вифания

Горняя

Вифлеем

Бет-Джала

Хеврон

Монастыри Иудейской пустыни

Иерихон

Святыни Галилеи

 

Библейская Иордания

Мадаба

Гора Нево

Долина реки Иордан

 


 

 

 

Синай. Монастырь Св. Екатерины


Синай

Библейский Восток

Библейский Восток от Синая до Вифлеема и Иерусалима стал для православного русского паломника местом особым, священным - религиозным центром мира. Здесь на Востоке некогда находился райский сад Эдем: «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поселил там человека, которого создал» - говорит нам священное Писание (Быт. 2,9). Восток в библейском откровении - это освященное и уготованное Творцом место для вечной и блаженной жизни человека с Богом в завете послушания и любви.

Здесь же на Востоке произошла катастрофа человечества - грехопадение и изгнание праотца Адама из Эдема. «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемова Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древужизни».(Быт. 3, 24). С грехопадения история станет временем поисков спасения искитальчества скорбящего человечества в мире, «лежащем во зле».

На библейском Востоке, который станет по воле Божией местом спасения человечества от греха, дьявола и смерти, произойдет величайшее событие-пришествие в мир Спасителя - Господа нашего Иисуса Христа.

Именно на Востоке, вначале на Синае, Господь Бог дарует пророку Моисею скрижали Завета с Израилем, а затем и Сам приходит на землю, чтобы искупить Своими крестными страданиями грехи всего человеческого рода. Здесь же на Востоке произошло Воскресение Христово и родилась Церковь Божия.

С православного византийского Востока пришла на Русь спасительная вера Христова. Поэтому странничество и паломничество на Святую Землю Востока всегда было любимой формой русского подвижничества и благочестия. Традиционно русский православный человек воспринимал паломничество на Восток не как прогулку по «интересным историческим, религиозным и культурным местам», но как покаяние, духовное восхождение к Богу, к горнему Иерусалиму.

Синай

Синай всегда привлекал паломников своей таинственностью, святыми местами, о которых повествует Библия, и именами великих угодников Божиих, которые здесь подвизались.

Существует мнение, что Синай происходит от семитского «син», что означает «зуб» - по форме его гор. Другое мнение говорит, что название Синай происходит от богини Луны Син, которой поклонялись доисторические обитатели пустыни. На Синае поклонялись и другим богам. Одним из них был Аль-Элион (высший Бог), а его священником - Иофор (Ис. 2,16).

В возрасте сорока лет пророк Моисей покинул Египет и пришел к синайской горе Хорив. Там он встретил семь дочерей Иофора, поивших свое стадо из источника. Пророк Моисей женился на одной из дочерей Иофора и сорок лет прожил со своим тестем. Он пас стада тестя и очищал свою душу тишиной и уединением пустыни. Потом Бог явился Моисею в пламени Неопалимой Купины и повелел ему вернуться в Египет и привести народ Израильский к горе Хорив, чтобы они уверовали в Него. Через 50 дней, после того, как пророк Моисей вывел Израильский народ из Египта, народ Израильский подошел к священной горе Хорив, Св. пророк Моисей по воле Божией взошел на вершину горы, где провел 40 дней и получил скрижали Ветхого Завета - заповеди Божьи.

Шестьсот лет спустя еще один великий пророк искал на горе Хорив убежища от гнева царицы Иезавель. Пещера в часовне на горе пророка Моисея, посвященная св. пророку Илии, традиционно считается местом, где он укрывался и общался с Богом (III Царств. 19, 9-15).

Стремление быть ближе к Богу и подальше от преследований со стороны римских язычников привело большое число первых христиан на Синай. Они нашли там спокойствие, тишину и уединение. Начиная с III века от Р.Х., многие селились небольшими группами вокруг горы Хорив - возле Неопалимой Купины, в оазисе Фиран и других местах Южного Синая.

Синай стал духовным оазисом, особым местом на земле, куда на протяжении веков бежали христианские подвижники от «мира, лежащего во зле». Первые монахи терпели постоянные лишения. Природа была неласкова к ним, многие стали жертвами набегов кочевников-бедуинов. Но монахи продолжали прибывать на Синай. Первые монахи были, главным образом, отшельниками, прожившими в одиночку в пещерах в крайней нужде. Они молились одни, и сами добывали себе пропитание. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой Купины, чтобы послушать своих духовных наставников и получить Святое причастие Плоти и Крови Господа Иисуса Христа.

Монахи-отшельники стали миссионерами среди населявших Синай языческих племен. К моменту арабского завоевания в VII веке большинство жителей Синая были христианами.

Монахи Синая обратились в IV веке к св. равноапостольной Царице Елене, ища ее поддержки и защиты от набегов бедуинов.

В 330 году по повелению св. равноапостольной Царицы Елены возле Неопалимой Купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери «Неопалимая Купина», и башня - убежище для монахов на случай набегов кочевников-бедуинов. Паломники в конце IV века сообщали, что на Синае была большая и процветающая община монахов.

Поворотным пунктом истории Синайского монашества стал VI век, когда по просьбе синаитов император Юстиниан приказал в 521 году построить монастырские стены, окружившие предшествующие постройки св. равноапост. Царицы Елены и церковь Преображения Господня. Император Юстиниан прислал также солдат для охраны монахов и стал ктитором монастыря. Над главными воротами монастыря можно и сегодня видеть сделанные вязью арабских и греческих букв надписи: «С основания воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог говорил Моисею, смиренным царем ромеев Юстинианом на вечное поминовение его и супруги его Феодоры. Окончен после тридцатого года царствования его. И поставлен в нем игумен по имени Дула в лето от Адама 6021, от Христа же 527».

Как и св. Елена, император Юстиниан посвятил церковь и сам монастырь Богоматери, поскольку, согласно толкованию святых отцов, «Неопалимая Купина» символизирует Благовещение, Купина пылала, но не сгорала. Родив Богочеловека, Божья Матерь оставалась Приснодевой Марией.

Поэтому изначально монастырь на Синае освящен во имя Богородицы – «Купины Неопалимой».

В конце VI века, после смерти Юстиниана и через несколько десятилетий после строительства церкви было создано удивительное произведение искусства - мозаика Преображения Иисуса Христа. Ее авторами, по-видимому, были сами монахи. Просветлевшее лицо Христа и восклицание Петра: «Наставник! Хорошо нам здесь быть» (Лк. 9, 33) означали для святых отцов духовную вершину, на которую многие из них смогли подняться еще при жизни. Так что смысл мозаики для первых монахов-священников монастыря очевиден. Более того, оба пророка, беседовавшие с Господом во время Преображения - Моисей и Илия, слышали Его голос и общались с Ним на горе Хорив. Поэтому церковь и получила название Преображение Христа-Спасителя. Когда Синай в 641 году был захвачен арабами-мусульманами, он не пострадал так как имел охранную грамоту. Монашествующие продолжали вести привычную жизнь, но число их стало сокращаться. К началу IX века осталось всего 30 монахов, насельников обители. Внутри монастыря была построена мечеть, чтобы добиться расположения менее великодушных мусульманских правителей. По всей видимости, это произошло в XI веке.

С 1099 по 1270 год в жизни Синайского монастыря был особый период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых заметно возросло. Западные паломники шли сюда, чтобы увидеть и приложиться к мощам св. великомученицы Екатерины, которая особенно почиталась в Средние века в Европе. Эти европейские паломники дали новое имя монастырю - Св. Екатерины (Santa Catarina).

Св. великомученица Екатерина родилась в 294 году в Александрии. Она окончила языческую школу, где изучала философию, риторику, поэзию, музыку, математику, астрономию и медицину. Красивая дочь царского рода, умная и знатная, она не имела недостатка в женихах, но отвергала все их предложения. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе, Небесном Женихе души, и обратил ее в христианство. После крещения она получила имя Екатерины и, побывав в Иерусалиме и Вифлееме, дала обет стать невестой Христовой.

Во время преследования христиан в период правления императора Максимилиана в начале IV века Екатерина публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в том, что он приносит жертвы идолам. Пятьдесят мудрецов, собранных со всей империи, пытались переубедить ее, но тщетно. Более того, Екатерина сама убедила их в необходимости веры во Христа, цитируя при этом древнегреческих философов. Несмотря на пытки, она смогла обратить в христианство даже членов семьи императора и часть римской аристократии. После казни св. великомученицы Екатерины тело ее исчезло. Согласно традиции, ангелы перенесли его на вершину самой высокой горы Синая, носящей сейчас ее имя.

Примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там мощи св. вмц. Екатерины, спустили их вниз и поместили их в золотую раку в церкви монастыря.

С XIII века начинается тяжелый для монастыря период правления мамелюков, который сменился более терпимым к христианам османско-турецким владычеством с 1517 года. Турецкие власти не тронули Синайский монастырь и даже предоставили особый статус его игумену, одновременно и архиепископу Синайской церкви.

В 1558 году царь Московский Иоанн Грозный отправил посольство к Восточным патриархам с золотом шитым покровом на мощи св. вмц. Екатерины. Царь писал: «Ты бы, отче, сам и во всем своем архиерействе и в Синайской горе велел молити Бога и Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем здравии и о сохранении, и о моей царице Анастасии, и о наших детях цесаревичах Иване и Феодоре и о всем православном христианстве».

Православное Московское царство стало уже в XVI и XVII веках покровителем православных святынь Востока. Царя Алексея Михайловича Тишайшего греки считали ктитором всего православного Востока. Жалованные грамоты царя Михаила Федоровича и Алексея Михайловича давали право игуменам Синайского монастыря собирать деньги в России на нужды монастыря. В середине XVIII века в Киеве было открыто подворье Синайского монастыря. Дважды посылали из России серебряные с позолотой раки для мощей св. вмч. Екатерины, в 1689 и 1860 гг.

После открытия в 1847 году Русской Духовной миссии в Иерусалиме увеличилось число русских паломников не только на Святой Земле, но и на Синае. Этому способствовало и созданное в 1877 году Императорское Православное Палестинское общество, возглавляемое с 1889 года Великим Князем Сергеем Александровичем.

После падения царской власти в России и смуты 1917 года на долгие годы Святая Земля и Синай оказались отрезанными и недоступными для православных.

Летом 1945 года впервые после долгого перерыва Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) совершил паломническую поездку на православный Восток, что имело очень важное историческое значение для восстановления традиционных связей. В следующем 1946 году митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) побывал в Сирии, Ливане и Египте, что также имело значение для возобновления контрактов Русской Православной Церкви с Православным Востоком. В 1948 году была восстановлена в Иерусалиме Русская Духовная миссия, что позволило в будущем возобновить паломнические поездки по святыням Востока, включая и Синай.

Сегодня возрождается православная традиция паломничества на Святую Землю и Синай в нашей стране.

Одна из таких православных паломнических групп собралась осенью 1999 года в Санкт-Петербурге, чтобы отправиться на Синай, а затем на Святую Землю.

Перелетев из Петербурга в Палестину,а затем, переехав египетскую границу, наша паломническая группа оказалась на Синае. Нам пришлось проехать более трех часов по раскаленной Синайской пустыне, прежде чем мы достигли нашей цели и увидели высокие древние стены монастыря Богоматери «Купины Неопалимой». Подойдя к самой обители, мы узнали от арабского гида, что сегодня, по его мнению, нас уже не пустят в монастырь, так как вход бывает лишь утром, и он уже закончен. На следующий день у нас уже не будет времени посетить монастырь, и мы все, вся группа паломников (включая четырех детей, младшему исполнилось четыре года), становимся на колени перед входом и молимся Богу, Божией Матери и св. вмц. Екатерине. И наша молитва была услышана, этот же гид объявляет нам, что игумен приглашает нас войти и осмотреть монастырь сейчас. Мы с радостью входим через узкий проход и идем в главный храм Преображения Господня. Нам сказали, что благословение на посещение обители мы получили только потому, что мы единоверные грекам православные русские христиане. Остальных – католиков и западных туристов – на богослужение в храм монастыря не пускают, а только на экскурсию утром.

Со страхом и благоговением входим в храм Преображения Господня. Он очень древний, намоленный святыми. В течение четырнадцати веков здесь постоянно совершаются богослужения и литургии, поэтому чувствуется таинственное присутствие Божие. Все паломники становятся на колени и молятся в этом древнем святом храме.

Вскоре приходят монахи, и начинается вечернее уставное богослужение.

Мы подходим к древней иконе Богородицы «Неопалимая Купина» и прикладываемся к ней все по очереди.

Храм построен из гранита в форме базилики с проходами по обеим сторонам просторного центрального нефа, с апсидой и притвором. Стены и колонны, кровля и надписи сохранились со времен императора Юстиниана. Деревянные входные двери в церковь насчитывают 1400 лет. Над ними надпись по-гречески: Вот врата Господа; праведные войдут в них (Пс, 117, 20).

Вдоль базилики установлены двенадцать колонн - по числу месяцев в году. Над каждой - византийская икона со святыми, поминаемыми в определенный месяц. Вдоль каждого из боковых проходов находятся по три часовни, а за ним - часовня Неопалимой Купины. Апсида церкви украшена великолепной мозаикой, изображающей Преображение Иисуса Христа на горе Фавор. В центре Господь Иисус Христос, по бокам пророки Моисей и Илия, у ног Иисуса Христа его ученики свв. апп. Петр, Иаков и Иоанн. По краям апсиды - мозаичные изображения двенадцати апостолов, двенадцати пророков, Лонгинуса - настоятеля монастыря в период создания мозаики и диакона Иоанна (возможно прп. Иоанна Лествичника). Выше апсиды изображены Моисей, принимающий скрижали веры и снимающий обувь перед Неопалимой Купиной.

Сама часовня Неопалимой Купины, главная святыня монастыря, находится за алтарем главной церкви. Нашу группу приглашают зайти в это самое святое место монастыря, но необходимо снять обувь, помня заповедь Бога, данную пророку Моисею: «Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая»(Ис. 3, 5). Все, даже дети, снимают обувь и с благоговением входят, крестясь в часовню. Здесь мы все становимся на колени, молимся: «Богородице Дево, радуйся...», прикладываемся к мощам св. вмц. Екатерины и поем ей: «Святая великомученица Екатерина, моли Бога о нас»! Часовня посвящена Благовещению Девы Марии. Святой алтарь часовни расположен не над святыми мощами мучеников, как обычно, а над корнями Неопалимой Купины. В апсиде церкви – мозаичное изображение креста, относящееся к X веку. Каждую субботу в часовне служат Божественную литургию. Терновый куст буйно растет в нескольких метрах от часовни. Он был пересажен для того, чтобы можно было построить святой алтарь над его корнями. Это единственный терновый куст такого рода на всем Синайском полуострове, причем ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела.

Мы все молимся у этого куста Неопалимой Купины, которому уже около 4 тысяч лет (пророк Моисей жил около 1800 г. до Р.Х.).

В храме заканчивается вечернее богослужение, и монахи выносят нам мощи св. вмч. Екатерины. Это маленькая желтая рука святой, пальцы которой унизаны серебряными колечками, и маленькая головка св. вмч. Екатерины. Все паломники молятся, совершают земной поклон и прикладываются к святыне. После чего монах каждому дарит серебряное колечко с ее именем АГ. AIKATERINA.

Выйдя из храма, мы отправляемся к колодцу св. пророка Моисея, но он закрыт. По благословению игумена, который является также и архиепископом Синайской автономной Церкви, владыки Дамианоса, нам показывают и древнюю библиотеку монастыря. По количеству собранных древних рукописей она считается второй после Ватиканской библиотеки.

Здесь хранятся древнейшие рукописные книги Ветхого и Нового Завета. Нам показывают их и рассказывают об истории древнейшей рукописной книги Нового Завета, так называемом Синайском кодексе.

В 1865 году немецкий ученый Тишендорф от имени российского царя взял его на время для изучения в Каир, но затем Синайский кодекс был увезен в Петербург. В 1933 году Британский музей в Лондоне купил его у Советского Союза за огромную сумму - 100 тысяч фунтов стерлингов. Самое старое Евангелие библиотеки, написанное по-гречески, относится к 717 году, это подарок византийского императора Феодосия III.

Из библиотеки нас ведет русский батюшка, (он приехал из Елеонского монастыря) в костницу, где хранятся честные останки монахов-подвижников Синайской обители. Все паломники становятся на колени и молятся. Мощи одного из подвижников, облаченные в схиму, посажены на кол. Все это имеет глубокий духовный смысл - постоянно напоминать монахам и паломникам о бренности земного бытия. Посажен на кол скелет монаха-отшельника Стефаноса. «Он жил на священной горе Синайской возле пещеры св. пророка Илии. Много лет страдал Стефанос во имя монашества, это был человек со многими добродетелями». Так описывает его преп. Иоанн Лествичник - великий подвижник и игумен Синайской горы и монастыря. Преп. Иоанн Лествичник родился в 570 г. и в 16 лет ушел на Синай в монастырь. После четырех лет пребывания там принял постриг. 19 лет он провел в монастыре под руководством аввы Мартирия, а затем провел 40 лет в подвигах безмолвия, поста и молитвы. В возрасте 75 лет преп. Иоанна избрали игуменом Синайской обители. Во время игуменства преп. Иоанн написал «Лествицу» - духовное руководство подвижникам для восхождения к небу и святости. Уже стемнело, когда мы с духовной радостью покидали святую обитель. Нам предстояло еще ночное восхождение на Синай.

Восхождение на Синай

Немного отдохнув в гостинице, в 2 часа ночи мы все отправились на гору Синай. Восхождение всегда происходит ночью, так как днем весьма жарко в раскаленной Синайской пустыне. Кругом мерцают звезды на небе, но дороги на гору не видно без фонарика и поэтому все освещают себе путь ими. Наша группа православных паломников почти растворилась среди многочисленных групп западных католиков: немцев, итальянцев, французов. Идти вначале весьма легко. Оглядываясь назад, видно вокруг множество огней от фонариков, такое впечатление, что происходит восхождение всех народов мира на гору. Навстречу нам идут бедуины и постоянно кричат: «Camel! Camel!» Поездка верхом на верблюде стоит 10 долларов. Идти на верх горы становится все тяжелее, мы, как и многие другие, останавливаемся, чтобы перевести дух.

Вскоре мы достигаем поворота, после которого верблюды уже не идут в гору, так как восхождение становится очень крутым. Этот отрезок восхождения самый сложный и тяжелый. Его называют «лестница на небо». Ступени очень высокие и крутые. Многие паломники и паломницы начинают задыхаться, идти вверх становится очень тяжело. Идем медленнее, читая про себя Иисусову молитву. В нашей группе паломников есть раба Божия Евгения, которая смиренно с молитвой несет за спиной в рюкзаке 4-х летнего сына Илюшу, который заснул и тихо спит. На мое предложение помочь нести ребенка она кротко отвечает, что по милости Божией донесет сама. Вот это и есть русская христианка, подвижница-мать, вечное выражение Святой Руси. Слава Тебе, Господи, что у нас сохранился такой православный тип матери, которая несет на своих плечах будущее России, вознеся его к Богу. Начинается рассвет, поднимается солнце, и радость проникает в душу и сердце!

Вот мы и достигли вершины Синая - пика св. пророка Моисея (2285 метров). Здесь еще при императоре Юстиниане был построен храм Божий, который неоднократно разрушался мусульманами. Сейчас здесь стоит небольшая церковь во имя Святой Троицы. Здесь для православных паломников совершается Божественная Литургия. Мы подходим к колокольне и звоним в колокол, таков обычай паломников. Молимся и благодарим Господа за то, что Он дал нам радость восхождения на эту гору Боговидения св. пророка Моисея. Здесь много лет назад произошло Откровение Божие; Господь даровал св. пророку Моисею Скрижали Завета! В этом месте есть пещера, где св. пророк Моисей провел 40 дней.

Раньше в средние века монахи и паломники поднимались на Синай по вырубленной в скалах крутой монастырской лестнице, насчитывающей 3750 ступеней. У «исповедальных врат» сидел монах, который вопрошал паломников о соблюдении ими заповедей Божиих, а в случае необходимости исповедовал и принимал у них покаяние. Теперь «дорога Моисея» разрушена, и паломники идут наверх по верблюжьей тропе.

Поднявшись, все паломники обращаются на Восток и видят величественную картину Синая, появляется ощущение библейского сотворения мира в этот момент.

С этой вершины библейского Богооткровения Синай предстает как особый мир, созданный для молитвы, уединения и созерцательной духовной жизни наедине с Богом. Синай является обетованной землей для многочисленных монахов-подвижников и всех, кто бежит от современного, так называемого «цивилизованного» мира, - лежащего во зле, по словам Священного Писания.

Прочитав из Ветхого Завета главу Исход, где говорится о ветхозаветных заповедях, данных Богом здесь пророку Моисею, мы поем благодарственные молитвы Святой Троице. Немного передохнув, начинаем спускаться вниз, ведь нам предстоит еще долгий путь до монастыря св. вмч. Екатерины, а затем поездка в Иерусалим и по Святой Земле.

Вершина Синая ранним утром


Святая Земля

Эта библейская земля сменила за свою историю ряд названий: Палестина, Ханаан, Израиль, ее называли частью Египта, Иордании и Ливана.

Ее история начинается в то время, когда между древними цивилизациями Ближнего Востока – Месопотамией и Египтом находилась ханаанская земля. Эту землю в древности населяли различные племена язычников. Ее жителями были хананеи, потомки Ханаана, сына Хамова, разделившиеся по числу его сыновей на 11 племен. Об этом говорит нам Священное Писание (Быт. 10, 15-18). С именем хананеев в Библии связано представление об идолопоклонниках, которые приносили кровавые жертвы Ваалу, Астарте, Молоху и т.д.

Согласно Св. Писанию, из города Ура Халдейского в южной Месопотамии праотец Авраам по воле Божией отправился со своим семейством в землю ханаанскую. Праведник Авраам стал основателем монотеизма – единобожия, праотцем всех народов исповедующих единого истинного Бога. Господь вывел его из земли, где он родился, чтобы даровать землю обетованную для него и его потомства. С этого времени Палестина стала землей обетованной, землей святых праотцев: Авраама, Исаака и Иакова.

Примерно за 1000 лет до Р.Х. завершился процесс создания Израильско-Иудейского царства достигшего своего расцвета при благочестивых царях Давиде и Соломоне. Столицей Иудейского царства станет Иерусалим, в котором будет построен Храм – главная святыня древнего Израиля. В 586 году до Р.Х. Иудейское царство будет завоевано вавилонским царем Навуходоносором. Иерусалимский храм будет разрушен, а народ угнан в вавилонское рабство. В 538 до Р.Х. персидский царь Кир Великий, разгромивший вавилонскую империю, позволит евреям вернуться и восстановить Иерусалимский храм. В 515 г. до Р.Х. начнется строительство и эпоха второго храма при Зоровавеле и Неемии. В 332 г. до Р.Х. произойдет новое завоевание Иерусалима Александром Македонским и начало эллинизации. Иудея окажется под властью династии Селевкидов. При селевкидском царе Антиохе IV попытавшемся превратить иерусалимский храм в капище Зевса и насильственно эллинизировать иудеев, произойдет восстание Маккавеев. В ходе восстания Маккавеев Иерусалим будет освобожден в 164 г. до Р.Х.

Позднее в 63 г. до Р.Х. Палестина будет вновь завоевана, теперь уже римскими войсками под предводительством Помпея. Римским Сенатом в 40 г. до Р.Х. царем завоеванной Иудеи будет поставлен Ирод Великий. В этот период наступит всеобщее ожидание пришествия Мессии.

Богоявление

Именно здесь в Вифлееме и родился в это время Спаситель мира Иисус Христос. И поэтому для всех христиан с этого времени земля освященная Благовещением и Рождеством Христовым навсегда станет Святой Землей. Здесь пройдет земная жизнь Спасителя. По этой земле Господь Иисус Христос будет ходить и проповедовать Евангелие Царства Божия (Марк 1, 14), совершая великие чудеса. На этой земле Господь принесет Искупительную жертву за грехи всего мира и будет распят на Голгофе. На Святой Земле произойдет величайшее событие в истории человечества – Воскресение Христово, победа над властью греха, дьявола и смерти. Здесь же произойдет Вознесение Спасителя на небо, сошествие Святаго Духа на апостолов и рождение Церкви. На этой земле прошла и земная жизнь Пресвятой Богородицы. Отсюда св. Апостолы пошли во все страны мира, неся народам благодатную весть о спасении человечества Господом Иисусом Христом. На Святой Земле впервые пролилась и кровь св. мучеников, пострадавших за Христа. Поэтому для всех христиан во все века Святая Земля станет их духовной родиной. Сюда будут стремиться попасть многочисленные паломники со всех стран мира. Одной из таких паломниц в IV веке окажется и св. равноап. царица Елена.

Со времени ее приезда в Палестину в 326 году начнется период христианского расцвета Святой Земли. Целью ее приезда был поиск древа Честнаго и Животворящего Креста Господня. После обретения Честнаго Креста Господня св. равноап. император Константин повелел возводить на Святых местах величественные храмы. Вскоре в Иерусалиме на месте Голгофы и Воскресения Спасителя появится храм Гроба Господня. Затем храмы возведут в Вифлееме, Назарете, на Елеонской горе, в Гефсимании и других местах, связанных с земной жизнью Спасителя и Божией Матери. По императорскому указу Иерусалим теперь будет именоваться Святым Градом, а Палестина – Святой Землей.

Византийский период истории с IV по VI век от Р.Х. станет временем наибольшего расцвета христианства на Святой Земле. Византийские императоры станут защитниками и покровителями Святой Земли. В эпоху императора Феодосия и Юстиниана повсюду на Святой Земле будут возводиться христианские храмы и монастыри. В 328 г. св. Илларионом был основан первый монастырь на Святой Земле. Затем начнется расцвет монашества, появится знаменитая лавра Саввы Освященного, монастырь Феодосия Великого, монастырь св. Герасима Иорданского, св. Георгия Хозевита и многие другие. В самом храме Воскресения Господня появляется монашеское братство святого Гроба. Постепенно оно распространится на другие обители и станет оплотом православия на Святой Земле. В византийский период Иерусалим и храм Гроба Господня станут именовать даже «пупом» земли. Святая Земля в этот период окончательно превращается в религиозный и географический центр мира для всего христианского человечества.

Расцвет христианства на Святой Земле будет насильственно прерван страшным нашествием язычников персов в 614 году. Захватив Иерусалим, персы предали его огню и мечу. Храм Гроба Господня был разрушен до основания, более 100 тысяч христиан были жестоко убиты. Персы похитили множество христианских святынь и среди них древо Креста Господня. Византийский император Ираклий в 627 году одержал победу над персами и вернул древо Честнаго Креста в Иерусалим.

Однако через некоторое время новое еще более опасное мусульманское нашествие арабов обрушится на Святую Землю. В 638 году арабы во главе с халифом Омаром захватили Иерусалим. С этого времени Святая Земля на долгие столетия окажется под властью и игом мусульманских правителей. В это время христианские храмы будут подвергаться постоянным разрушениям и превращением их в мечети. Начнутся гонения и периодические избиения христианского населения. Мусульманские власти в Иерусалиме считая христиан своими пленниками и рабами постоянно будут стремиться насильственно обратить их в ислам. Особое ожесточение на христиан со стороны арабских завоевателей произошло при халифе Хакиме. Повсюду убивая христиан, мусульмане разрушили все церкви и храмы, включая и храм Гроба Господня. Эти события вскоре стали известны в Европе благодаря многочисленным паломникам и проповедникам, таким как знаменитый Петр Пустынник и другим.

Вернувшись из Святой Земли, Петр Пустынник рассказывал всем о мучениях христиан и жестоком рабстве, в котором они оказались.

Разрушение храма Гроба Господня переполнило чашу терпения христиан в Европе. В 1095 году на Соборе в Клермоне римский папа Урбан II призвал всех христиан в крестовый поход за освобождение Иерусалима и храма Гроба Господня. На этот призыв откликнутся короли, рыцари, монахи, простые люди, все христиане Европы. Они отправятся в крестовые походы освобождать Иерусалим от рук неверных и страдающее под игом мусульман христианское население. Крестовые походы вызвали духовный подъем у европейских народов, многие христиане были готовы пожертвовать даже своей жизнью за освобождение Иерусалима.

Первый крестовый поход закончился освобождением Иерусалима от почти пятьсотлетнего мусульманского ига в 1099 году. После освобождения Святой Земли будет создано Иерусалимское королевство, которое станет защищать христианские святыни до 1291 года. Крестоносцы будут восстанавливать церкви на Святой Земле и прежде всего храм Гроба Господня. Для защиты Святой Земли будут созданы духовно-рыцарские ордены: госпитальеров – во имя св. Иоанна Иерусалимского, орден защитников храма Гроба Господня – тамплиеров и немецкий орден Пресвятой Девы Марии. Первым иерусалимским королем в 1100 году станет Балдуин I. Он присоединит к Иерусалимскому королевству Аскалон, Хайфу и Аккру. Когда Иерусалимскому королевству будет грозить опасность со стороны султана Саладина, ему на помощь выступят европейские короли во главе с Ричардом Львиное Сердце. Всего на Святую Землю будет осуществлено 8 крестовых походов, включая поход детей. Последние крестовые походы возглавит французский король Людовик IX Святой в 1248 и 1270 годах.

Однако, несмотря на героические усилия, крестоносцам так и удалось отстоять Иерусалимское королевство из-за малочисленности войск и внутренних распрей. Превосходящие во много раз христиан мусульманские войска мамлюков во главе с султаном Бейбарсом сумеют вновь захватить Святую Землю в 1291 году. Иерусалим окажется под властью мамлюков до прихода на Святую Землю новых завоевателей турок-османов. В 1516 году османский султан Селим I разбил мамлюков и покорил своей власти весь арабский Восток, включая и Палестину. В XIX веке в Иерусалиме начинают открываться дипломатические, а затем и духовные миссии целого ряда европейских государств и христианских конфессий. В 1838 году откроется Британская, затем в 1842 году прусская и, наконец, в 1858 году Русская дипломатическая миссия. В 1847 году в Иерусалиме будет основана Русская Духовная миссия. Ее деятельность на Святой Земле была весьма плодотворной. Миссия занималась просветительской деятельностью, организацией и помощью многочисленным русским паломникам прибывающим в Иерусалим. Особую роль в деятельности Русской Духовной миссии сыграл архимандрит Антоний (Капустин) возглавляющий ее во второй половине XIX века. Его трудами были приобретены значительное количество участков земли в Палестине, построены Троицкий собор в Иерусалиме и многое другое. В 1882 году появляется Императорское Палестинское общество. Благодаря его деятельности существенно расширились возможности для благотворительной и просветительской работы Русской Духовной миссии. Во второй половине XIX века тысячи русских паломников и богомольцев будут приезжать на Святую Землю. Это будет наиболее благоприятное время, когда трудами миссии будет создаваться для паломников Русская Палестина. Дальнейшей деятельности Духовной миссии помешала первая мировая война, которая начнется в 1914 году. Так как Турция находилась в войне с Россией, положение Русской Духовной миссии осложняется. Всем ее членам пришлось во время войны покинуть Святую Землю и переехать в Александрию. Турция потерпела поражение в первую мировую войну и с 1917 года Палестина становится британской мандатной территорией. В здании Русской Духовной миссии в Иерусалиме разместится верховный мандатный суд Палестины. Члены Русской Духовной миссии в 1919 году возвратятся в Иерусалим. Снова начнутся богослужения в храмах миссии, но после революции, произошедшей в 1917 году в России, связь с Родиной прерывается. В это тяжелое время Русскую миссию будет возглавлять иеромонах Мелетий. С 1928 года священноначалие Русской Зарубежной церкви станет руководить Русской миссией в Иерусалиме.

В 1945 году впервые в Иерусалим приедет патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский). Он совершит паломническую поездку на Святую Землю и также посетит другие церкви Православного Востока.

По решению ООН 15 мая 1948 года будет провозглашено создание в Палестине государства Израиль. Тут же начнется война между Израилем и Иорданией за обладание Иерусалимом. В результате этой войны восточный Иерусалим, храмовая гора, Елеон и другие святыни окажутся на территории Иордании. В дальнейшем в ходе шестидневной войны 1967 года Израиль аннексирует восточную часть Иерусалима.

В 1948 году Священный Синод Русской православной церкви назначит начальником Русской Духовной миссии архимандрита Леонида (Лобачева).

После приезда в Иерусалим архимандрита Леонида (Лобачева) начались регулярные богослужения в церкви Св. мученицы Александры в здании Русской Духовной миссии. Миссия установила хорошие взаимоотношения с Иерусалимской Патриархией. Однако в это время и почти до конца 80-х годов миссия мало принимала паломников. Развитию паломничества мешали политические причины, разрыв дипломатических отношений в 1953 году между СССР и Израилем. Кроме того, атеистическая идеология, господствующая в нашей стране в эти годы, также не способствовала увеличению паломнических поездок. Ситуация изменилась в начале 90-х годов прошлого века. Поездка весной 1991 года в Иерусалим Святейшего патриарха Алексия II (Ридигера) открыла новый период возрождения древней традиции паломничества на Святую Землю. В 90-х годах после долгого перерыва многочисленные группы паломников вновь стали приезжать в Иерусалим.

Многие русские люди стремились побывать и поклониться великим святыням христианства. В 1997 году Русская Духовная миссия отметила 150-летний юбилей своего пребывания на Святой Земле. За это время она помогла многочисленным русским людям увидеть и прикоснуться к тем местам, где прошла земная жизнь Спасителя мира.

В 2000 году в Вифлееме состоялся Евхаристический Собор предстоятелей и представителей всех



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: