Монастыри Иудейской пустыни

Самым знаменитым монастырем в Иудейской пустыне является Лавра Саввы Освященного. Она была основана в 4 веке на месте пещеры, где поселился преподобный Савва – родоначальник палестинского монашества. В годы расцвета монашества число иноков в Иудейской пустыне достигало от 10 до 14 тысяч.

Многие паломники стремятся побывать в знаменитых монастырях Иудейской пустыни и прежде всего в Лавре Саввы Освященного. Нам пришлось туда ехать на двух автобусах. Вначале мы доехали до Вифлеема, затем пересели на другой маленький арабский автобус. На нем весьма долго пришлось ехать по извилистым дорогам Иудейской пустыни. Мы проезжали мимо небольших арабских деревень. Несмотря на наши опасения, дети здесь не забрасывали нас камнями, как в Хевроне.

Лавра Саввы Освященного находится на диких пустынных скалах, под раскаленным небом Иудейской пустыни. Она всегда являлась оплотом православия на Святой Земле. По уставу Лавры, женщин в монастырь не допускают. Для наших многочисленных паломниц монахи Лавры выносят св. мощи, чтобы и они могли приложиться к ним. Всех паломниц снабжают большими зонтами от палящего здесь солнца. Ведь им придется ждать нас здесь, пока мы не вернемся. Войдя в Лавру мы отправляемся в главный храм обители Благовещения Пресвятой Богородицы. Здесь есть чудотворные иконы «Верую» и «Акафистной Божией Матери». В монастыре подвизался преподобный Иоанн Дамаскин. Его пещера – келья находится над церковью Святителя Николая. В этой пещере хранятся две иконы Воскресения, икона Богородицы «Троеручицы», крест, а также камень, на котором преп. Иоанн Дамаскину отрубили руку. Наш гид по Лавре греческий монах, к сожалению, он совсем не говорит по-русски, и мы изъясняемся жестами. В Лавре много древних святынь и мощей Угодников Божиих. Есть и св. мощи убитых иноков Лавры во время нападения персов и арабов. Мы долго молимся, стараемся приложиться ко всем святыням обители и подать записочки на проскомидию. В конце посещения Лавры, греки приглашают нас на небольшую трапезу. После нее мы покидаем эту великую Лавру Саввы Освященного, так похожую на Афонские монастыри.

На следующий день мы отправляемся в другие древние монастыри Иудейской пустыни. Теперь наш путь лежит в православный монастырь св. Георгия Хозевита. Мы едем через Иудейскую пустыню по древней дороге из Иерусалима в Иерихон. Подъехав к ущелью Хозева, начинаем спускаться в это суровое и живописное место.

Здесь в пещере ущелья за восемь веков до Рождества Христова подвизался св. пророк Илия скрываясь от преследований злой царицы Иезавели. Монастырь в ущелье Хозева был основан Иоанном из Фив и посвящен Пресвятой Богородице. В 6 веке здесь подвизался св. Георгий Хозевит. Его гробница и св. мощи находятся в храме монастыря. Монастырь св. Георгия Хозевита не раз разрушался в эпоху нашествий как и другие монастыри. В XV веке он пришел в упадок. Вновь был отстроен православной греческой церковью в 1878-1901 годах. В монастыре мы посещаем храм Рождества Богородицы с приделом в честь первомученика Стефана и чтимой иконой Казанской Божией Матери. Греки всегда почитают эту русскую икону. Ведь она является не только путеводительницей, но также и защитницей Православного Востока от мусульманских нашествий.

В Хозевитском монастыре хранятся в «костнице» останки св. мучеников – иноков обители и отдельно в гробнице под стеклом нетленное тело преподобного Иоанна Румынского. Здесь в монастыре мы обнаружили и росписи, сделанные в Богородичном храме русскими паломниками-иконописцами. Помолившись в пещере св. пророка Илии и приложившись к св. мощам Иоанна Предтечи хранящимся здесь, мы отправляемся в обратный путь.

Монастырь св. Герасима Иорданского расположен неподалеку от впадения р. Иордан в Мертвое море. Снаружи он похож на крепость в виде квадрата. Монастырь был основан св. Герасимом Иорданским в V веке. В монастыре имеются две церкви. Главный престол в верхней церкви освящен в честь св. Герасима, а боковые посвящены св. Евфимию, св. Зосиме и преп. Марии Египетской. Подземная церковь с пещерой посвящена Святому Семейству. Согласно преданию, здесь останавливалось Святое Семейство во время бегства в Египет.

Когда паломники приближаются к стенам монастыря Герасима Иорданского, почти каждый раз раздается колокольный звон. В этом месте всегда очень жарко и солнечно. Нас неизменно встречают здесь с большим радушием и гостеприимством. Всегда в монастыре предлагают небольшую, но вкусную трапезу, особенно на светлой седмице.

Вначале идем в верхнюю церковь, здесь в иконостасе есть русские иконы. Помолившись, спускаемся в подземную церковь. В этом месте паломники с благоговением осматривают пещеру, в которой скрывалось Святое Семейство. Здесь есть большая икона Божией Матери-«Млекопитательница». Мы все поем: «Богородице, Дево, Радуйся» и прикладываемся к этой иконе. Под стеклом в подземной церкви хранятся кости и черепа св. мучеников-иноков пострадавших во время нашествия персов-язычников.

Поднявшись наверх, отправляемся на приготовленную для нас в центре монастырского дворика-сада трапезу, а затем покупаем иконы.

Иерихон

Это один из самых древнейших городов на земле построенный после Потопа. Считается, что он был основан в 9000 г. до Р.Х. Иерихон стал первым городом, захваченным израильтянами под предводительством Иисуса Навина после перехода их через р. Иордан. В Иерихоне жил и пророк Елисей – ученик и последователь св. пророка Илии (1 Цар. 19, 16). Гнилые воды текущие около стен Иерихона сделались очищенными и сладкими по его молитвам. Согласно Евангелию от Луки (Лк. 19,1-10) в Иерихон приходил Спаситель, и здесь до сих пор сохранилось дерево Закхея, который взобрался на него, чтобы увидеть Иисуса Христа.

Это дерево Закхея находится на территории греческого православного монастыря во имя св. пророка Елисея, расположенного в центре современного Иерихона. Сегодня Иерихон - это небольшой полностью арабский городок. Мы выезжаем в него через блок-пост израильской полиции почти как в другую страну. Вначале мы подъезжаем в монастырь св. пророка Елисея, осматриваем древо Закхея и посещаем греческий православный храм. Храм св. пророка Елисея прекрасно расписан, мы молимся и прикладываемся к чудотворным иконам находящимся здесь. Рядом с храмом есть длинные столы, и мы устраиваем здесь с паломниками совместную трапезу. У входа в монастырь арабы предлагают нам купить свежую клубнику. Вкушая ее, мы отправляемся на автобусе дальше к горе Искушения. Это гора Искушения, на которой Господь наш Иисус Христос постился сорок дней, находится в окрестностях Иерихона. Среди других Иудейских гор она наиболее крутая, изобилует пропастями и мрачными обрывами. В одной из пещер этой горы Господь Иисус Христос после крещения в Иордане провел в посте и молитве сорок дней и ночей. Здесь Христа Спасителя, согласно Евангелию, трижды искушал дьявол (Матф. 4, 2-10).

Монастырь Искушения возникает здесь в IV веке. Монахи-отшельники подвизались здесь с IV по XV век. В конце XIX века Иерусалимская патриархия основывает здесь вновь монастырь, сохранившийся до наших дней. Северная его часть вырублена в скале.

Мы начинаем восхождение в монастырь Искушения под палящими лучами палестинского солнца. Идем молча, читая про себя Иисусову молитву. Войдя в монастырь, проходим вдоль пещер и келий братии по искусственно созданному пещерному и узкому коридору. Затем входим в небольшую церковь Благовещения и из нее поднимаемся по очереди в пещеру-часовню Искушения Спасителя. В этой пещере теперь устроена часовня, под ее престолом сохранилась главная святыня – камень, на котором молился Господь Иисус Христос. Здесь мы совершаем молебен, читаем Евангелие, и став на колени прикладываемся к камню Спасителя. Затем по благословению братии монастыря мы продолжаем восхождение на вершину горы. По дороге нам попадается так называемая «иерихонская роза», которая по преданию должна расцвести во время Второго Пришествия Спасителя. На вершине Сорокодневной горы открывается прекрасный вид на Иорданскую долину, Иерихон и Мертвое море. В древности здесь была построена церковь, впоследствии разрушенная. В начале XX века Русская Духовная миссия заложила здесь фундамент храма, но затем начавшаяся в 1914 году Первая мировая война помешала его построить. Согласно Евангелию от Матвея (Мф. 4, 1-10) здесь на вершине Сорокодневной горы диавол искушал Спасителя «властью над всеми царствами мира сего».

Святыни Галилеи

Особое место на Святой Земле занимает Галилея. Красивая и живописная, она стала земной родиной Господа нашего Иисуса Христа. Здесь в Назарете прошло детство Спасителя, поэтому Его часто называли Назареянин и Галилеянин.

Именно в Галилее Господь впервые начал проповедовать Евангелие – благую весть о том, «что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Марк, 1, 15). На берегах Галилейского моря Христос обрел своих верных учеников и апостолов. Здесь началось и проходило Его служение человеческому роду. В Галилее Спаситель больше всего исцелял прокаженных, бесноватых, слепых и больных.

Согласно Евангелию, после своего Воскресения Христос в Галилее благословил св. апостолам проповедовать благую весть о наступлении Спасения и Царства Божия: «И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матв. 28, 18-20).

И сегодня приезжая в Галилею, паломники ощущают ее как Евангельскую землю Христа Спасителя. Отсюда всегда не хочется уезжать. Вспоминаются слова св. апостола Петра сказанные им на Фаворе: «Хорошо нам здесь быти».

Назарет

С Назаретом, как повествует нам Евангелие, связано Благовещение Пресвятой Богородице и жизнь Святого Семейства. В этом городе прошло детство и юность Иисуса Христа.

На том самом месте, куда приходила за водой Пречистая Дева Мария и Ей явился Архангел Гавриил, построена греческая церковь. Эта небольшая православная церковь построена в 18 веке на месте более раннего храма. В ней к чудотворному источнику и колодцу Девы Марии ведут 7 ступеней. Над колодцем находится чудотворная икона Благовещения. Мы заходим в храм Архангела Гавриила и дружно поем: «Богородице, Дево, Радуйся…». Затем вся группа паломников набирает и пьет воду из святого источника. Здесь почти всегда много народа, за нами следует другая группа паломников, и поэтому, омыв лицо святой водой, мы покидаем это святое место.

Теперь наш путь лежит к тому месту, где жило Святое Семейство в Назарете.

Мы идем по узким улочкам древнего Назарета. Подходим к самому большому по своим размерам на Святой Земле храму – Благовещения. Он построен католиками в 1969 году над пещерой, где по преданию жило Святое Семейство и прошли детские годы Христа Спасителя. Входим внутрь этого огромного храма и спускаемся в грот Благовещения. Это небольшая пещера – 7 метров длины и 4 метра ширины и есть дом – горница Пресвятой Девы Марии.

Напротив входа находится престол, а на полу мраморная звезда с надписью «Здесь Слово стало плотию». Из горницы Приснодевы ступени ведут в пещеру, посвященную праведному Иосифу Обручнику. В этом месте по преданию проходило детство Спасителя и есть ложе в нише, где он покоился детским сном. У стены престол с надписью: «Здесь был Он в повиновении у них», то есть родителей. Выйдя из храма Благовещения, мы отправляемся в находящуюся рядом церковь праведного Иосифа плотника. Эта церковь построена над пещерой, в которой по преданию находилась плотницкая мастерская праведного Иосифа, где он обучал отрока Иисуса своей профессии.

Кана Галилейская

Из Назарета наш путь лежит в знаменитую Кану Галилейскую. С ней связано первое чудо, совершенное здесь Спасителем на браке. В память об этом чуде на браке в Кане была построена греческая православная церковь – св. Георгия Победоносца. Она сооружена на средства Императорского Палестинского общества в 1881 году на месте древнего храма III-IV веков. По преданию, на этом месте был дом жениха, а затем св. апостола Симона Канаита, который являлся сводным братом Спасителя по Иосифу. На брак Симона Канаита и был зван Иисус с матерью и учениками (Иоанн 2, 1-11). Своим присутствием и претворением воды в вино Господь благословил и освятил брак как таинство любви и праобраз Царства Божия. Не случайно Ф.М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» изобразил брак в Кане Галилейской как наступивший брачный пир радости и бессмертия со Христом в Царстве Божием. Войдя в церковь св. Георгия Победоносца мы видим два древних каменных водоноса, похожих на тех, в которых Господь на браке и претворил воду в вино. Здесь мы увидели и русский иконостас – подарок Российского Императорского Палестинского общества, а также и чтимую икону св. апостола Симеона Канаита.

Канна Галилейская является родиной не только св. апостола Симеона Канаита, но и св. апостола Варфаломея (Нафанаила). Здесь в Кане Иисус Христос не только совершил чудо на браке, но также исцелил сына царедворца (Иоанн, 4, 46-54). Побывав в храме, паломники обязательно отправляются выпить и купить самое сладкое на Святой Земле вино, которое продают здесь в Кане Галилейской - такова традиция.

Фавор

Священная гора Фавор считается высокой горой, ее высота достигает 600 метров. Согласно Евангельской традиции, на вершине ее произошло славное Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Благодатный фаворский свет, воссиявший апостолам ночью, дал им возможность увидеть Господа Иисуса Христа во славе и вкусить радость Богообщения. Преображение стало для св. апостолов Петра, Якова, Иоанна также и благовестием о наступлении Царства Божия. Неслучайно св. апостол Петр скажет здесь Иисусу: «Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». (Марк 9,5).

Впоследствии св. равноап. царица Елена воздвигнет на Фаворе три церкви, в память о трех кущах, которые хотел здесь поставить св. апостол.

В XIII веке, во время нашествия мусульман во главе с султаном Бейбарсом, все христианские храмы на Фаворе будут разрушены. Лишь в 1862 году, при поддержке Русского Императорского Палестинского общества здесь был вновь построен и освящен храм Преображения. Сегодня паломники чаще всего не идут как раньше, а едут на такси, за которыми здесь выстраиваются целые очереди. Поднимаясь по дороге на вершину горы, мы негромко поем тропарь Преображения. Подойдя к воротам греческого монастыря Преображения, сразу все русские паломники начинают громко, во весь голос петь: «Преобразился еси на горе, Христе Боже…». Греческие монахини монастыря тут же открывают нам ворота, и просят заходить. Вот что значит на Святой Земле православные единоверцы, католикам греки двери не открывают.

Преображенский храм, куда мы заходим, стоит на развалинах древней византийской церкви. Престол храма находится на месте, где и совершилось Преображение. Греческий храм трехпрестольный, правый придел посвящен пророкам Моисею и Илии. Здесь под стеклом находится часть камня, на котором стоял Спаситель во время Преображения. В храме находится и чудотворная икона Божией Матери – «Неувядаемый цвет». Эта икона вся увешана фотографиями исцеленных людей и сделанных из воска изображений исцеленных рук и ног. После молебна, совершенного в храме перед чудотворными иконами, греки нас приглашают на небольшую трапезу. Здесь же мы покупаем икону Преображения. После трапезы паломники отправляются во двор монастыря, к тому месту, где из цветов сооружены три кущи. На территории этого замечательного монастыря находится и пещера праведного Мелхиседека. По преданию, здесь жил этот таинственный священник Бога Вышняго и царь Салима, будущего Иерусалима. С Фавора открывается прекрасный вид на всю Галилею. Здесь всегда чувствуется духовная радость, окрыленность, ощущение, что ты «на воздухах», почти на небе!

Галилейское море

Галилейское или Генисаретское озеро в Новом Завете именуется морем. Оно имеет 21 км в длину и 12 км в ширину, глубина его около 50 метров. В его водах издревле водится много разной рыбы. Здесь всегда жили рыбаки, те, кого и призвал Спаситель стать св. апостолами – «ловцами человеков». По берегам Галилейского моря Господь будет проповедовать благую весть о спасении. Он обращался к простым людям, у которых было открыто сердце и которые бросят все, чтобы пойти за Ним.

Обычно сегодня паломники останавливаются в Тиверии, городе, основанном в эпоху римского императора Тиверия в 18 г. от Р.Х. и расположенном на берегу Галилейского моря. Отсюда паломники совершают поездки по святыням Галилеи, находящимся вдоль моря - они посещают Капернаум, монастырь 12 апостолов, Гору Блаженств, Табгу и Магдалу.

Капернаум

В этот город Господь переселился вместе с Божией Матерью из Назарета. Здесь Христос Спаситель начал Свою евангельскую проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», позднее воскресил дочь начальника синагоги Иаира (Марк 5, 22-43). А спустя три года завершил ее здесь же, знаменитым словом о том, что Он есть Хлеб Жизни Вечной. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоанн 6, 54). В Капернауме Христос исцелил слугу сотника, тещу св. ап. Петра, кровоточивую женщину, двух слепцов, расслабленного и многих других. В этом городе находился дом св. ап. Петра и на его месте в IV веке была построена церковь.

Как и предсказал Спаситель, впоследствии Капернаум (после эпохи арабских завоеваний) оказался в запустении, и даже местоположение его было забыто. Лишь в XIX веке начались археологические раскопки, и сегодня его развалины превращены в археологический музей.

С XIX века на его территории расположен францисканский монастырь. За его посещение как за музей берут плату не только с туристов, но и с паломников, что несколько странно. Мы проходим на территорию Капернаума и подходим к дому св. ап. Петра. Над этим местом воздвигнут современный восьмиугольный католический храм. На берегу у воды Крестом отмечено место призвания Спасителем будущего апостола Симона Петра. На территории бывшего Капернаума сохранился фундамент и часть стен синагоги в греко-романском стиле, построенной для евреев добрым сотником. Возможно, на этом месте проповедовал наш Спаситель о Хлебе Жизни Вечной и Таинстве Причастия Его Плоти и Крови. Прочитав об этом отрывок из 6 главы Евангелия от св. ап. Иоанна мы едем в расположенный недалеко православный монастырь во имя Двенадцати апостолов.