Вопрос 2. Государственное регулирование труда и занятости населения




Введение

Содержание и основные направления социальной политики государства.

Государственное регулирование доходов труда и занятости населения.

3. Реализации политики социальной поддержки населения.

Введение

Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни. Государство путем реализации социальной политики регулирует социальные процессы в обществе, формирует социальные отношения между его членами, осуществляет социальную справедливость, социокультурное развитие своих граждан, обеспечивает рост их благосостояния и качества жизни. С помощью социальной политики государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает благоприятные условия для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные взаимооотношения между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем.

Вопрос 1. Содержание и основные направления социальной политики государства.

Социальная политика представляет собой взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социально - профессиональных групп, социальных, социальнодемографических общностей (семьи, народы, население регионов, городов, поселков). Социальное положение — это основная комплексная характеристика жизнедеятельности населения в целом и его составных частей, оно формируется как результат действия системы существенных факторов, которые образуют общественные условия существования и развития структурных частей общества. На социальное положение влияют и участвуют в его формировании определенные общественные условия и факторы: 1) общественное устройство;

2) власть; 3) собственность;

4) экономические условия;

5) экологическая безопасность;

6) защищенность от социальных опасностей (социальная защищенность).

Оценка социального положения осуществляется с помощью параметров социального положенияконкретных измерителей социального положения, его качественно-количественных характеристик (показателей и оценок), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной определенностью судить о реальном, прогнозируемом или программируемом социальном положении и комплексно оценивать его состояние.

Нередко исследователи и государственные чиновники используют зауженную характеристику содержания социальной политики, которую понимают как государственную поддержку социально незащищенных групп населения, сводят ее к социальной защите и социальному обеспечению населения. Таким образом, государство пытается минимизировать свою ответственность за благополучие общества, занимаясь только наиболее острыми проблемами.

Более широкий подход к пониманию сущности социальной политики трактует ее как систему целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между различными социальными группами населения в целях повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни, рационального использования трудового потенциала и, на этой основе, роста эффективности функционирования экономики страны.

Объект и предмет социальной политики имеют многоуровневый и системный характер, совпадают с главными элементами, блоками и структурами крупного единого комплекса — социально-трудовой сферы, к которой относятся:

отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.);

- рынок труда, занятость, безработица;

- социальное партнерство;

- социальная защита; оплата и охрана труда;

- социальное страхование;

- пенсионная система и др.

В качестве объекта социальной политики также можно рассматривать все население страны, независимо от принадлежности к той или иной социальной группе.

В зависимости от субъекта реализации социальной политики, различают такие виды социальной политики как государственная, региональная, корпоративная.

Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. В зависимости от типов состояния общества, как системы, выделяются такие виды социальной политики, как:

- социальная политика в социально устойчивых обществах;

- социальная политика в обществах, находящихся в состоянии системных кризисов или в революционных ситуациях;

- социальная политика в обществах, находящихся в состоянии деформаций (перманентных кризисах общественной системы);

- социальная политика в обществах, выходящих из системного кризиса путём коренных (революционных) реформ, т.е. социальная политика переходного периода.

По содержанию основных направлений социальной политики можно выделить:

1) политику доходов населения (регулирование жизненного уровня, содержание потребительской корзины, улучшение благосостояния);

2) политику в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, регулирование занятости населения и др.);

3) социальную поддержку, защиту нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии);

4) политику государства в социальной сфере (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт);

5) социоэкологическую политику;

6) политику в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание);

7) миграционную политику (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция);

8) политику в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов и др.).

Субъекты социальной политики — это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально и активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере.

В систему субъектов социальной политики входят:

- государство:

- институты гражданского общества;

-корпорации (предприятия, организации); личность.

Главным субъектом социальной политики является государство, осуществляющее социальную политику.

Государственная социальная политика — действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты.

Принципиальным условием эффективности социального государства является наличие развитого гражданского общества.

Гражданское обществоэто общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свобода, право, долг, мораль, собственность и др.).

Гражданское общество — тип общественного устройства, отличительный признак которого — реальная многосубъектность общественной, экономической, социальной, культурной, политической жизни. В гражданском обществе реально действует множество независимых друг от друга субъектов (центров) подготовки, принятия и осуществления решений. Их взаимодействие регулируется законами страны и международными актами. В наиболее развитом виде гражданское общество существует в форме демократии.

Содержание социальной политики раскрывается в показателях процесса взаимодействия социальных групп:

- реальный состав участников социальной политики и социально пассивных субъектов;

- состав наиболее влиятельных субъектов (классов, социальных групп); решающие параметры социального положения влиятельных субъектов;

- самые важные современные социальные проблемы;

- место государства в социальной политике;

- цели наиболее влиятельных субъектов социальной политики, их стратегии и программные приоритеты;

- конкретно-историческое соотношение социальных сил;

- сложившиеся устойчивые тенденции и векторы социального развития;

- истепень социальной устойчивости общества, важнейшие факторы его стабильности и нестабильности.

Система целей социальной политики также характеризует ее содержание. Они отражают желательные результаты общественных перемен. Каждая социальная группа (класс) формирует цель своих действий для улучшения своего положения в обществе.

Принцип целостности социальной политики предполагает и принцип выделения приоритетов, определяемых исходя из содержания и остроты важнейших социальных проблем. Он предполагает ранжирование мероприятий в рамках социальной политики, выделение долговременных, среднесрочных и экстренных мер.

Приоритеты социальной политики — это основополагающие направления целевых действий государства и общества, ориентированные на решение наиболее значимых социальных проблем в конкретном пространственно-временном измерении.

Социальная политика также содержит стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития. В демократическом гражданском обществе множественность социальных целей — нормальное и единственно плодотворное состояние. Разнообразие целей является первичным свойством, образующим качественную особенность общества. Это не игнорирует важную проблему единства целей, проблему общественной консолидации, национальной идеи, единой системы ценностей в обществе.

В демократическом обществе единство достигается не путем насильственного уничтожения и подавления разнообразия, а путём культивирования общественного взаимодействия, компромисса, объединения социальных сил со сходными целями, демократического противостояния, демократической борьбы. Цели меньшинства так же присутствуют в общественной жизни и в социальной политике, как и цели большинства. Основные функции (задачи, направления) социальной политики:

1) обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества;

2) обеспечение политической устойчивости власти;

3) обеспечение такого справедливого распределения власти, собственности, которое признавалось бы большинством, не требующим борьбы за ее передел;

4) налаживание системы распределения экономических ресурсов, более или менее устраивающей подавляющее большинство населения;

5) обеспечение необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;

6) обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищённости населения в целом и его социальных групп.

Социальные функции государства приобрели масштабный характер и стали доминирующими в результате длительного периода развития человечества. Государство было вынужденно взять на себя функцию поддержания и повышения уровня социальной справедливости в обществе и создания равных условий для развития всех социальных групп и граждан общества. Социальный характер целей государства трансформировался в его наименование. Социальное государство — понятие, призванное подчеркнуть, что решение социальных проблем входит в состав приоритетных для данного государства целей (ст. 7. Конституции Российской Федерации - «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»).

На сегодняшний день сложились две основных модели социального государства - социально-патерналистское и либеральное.

Социально-патерналистская модель реализации социальной политики предусматривает:

- полную ответственность государственных структур за все, что происходит в отраслях социальной сферы,

- исключение участия и ответственности граждан в выборе направлений и осуществлении принципов социальной политики,

- власть рассматривается в качестве всемогущего субъекта социальной политики, а общество — в качестве её объекта.

Либеральное направление социальной политики, реализуется в виде трех основных моделей социального государства:

1) собственно либеральной;

2) корпоративной;

3) социал-демократической.

Либеральная модель социального государства основана на индивидуальном принципе, то есть предусматривает личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Также действует принцип эквивалентности, возмездности, но не солидарности. Основные субъекты либерального социального государства - личность и различные негосударственные организации. Роль государства в непосредственной реализации социальной политики минимальна. Оно берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан, за благополучие наиболее обездоленных слоев населения. Финансовая основа социальных программ - частные сбережения и частное страхование.

Корпоративная модель социального государства предполагает максимум ответственности корпорации (предприятия, учреждения) за судьбу своих работников - корпоративный принцип. Предприятие создает систему пожизненного найма, предлагает работнику различные виды социальных гарантий (пенсионное обеспечение, частичная оплата медицинских услуг, отдыха и образования). Предприятия имеют собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды.

Социальная политика для корпорации - элемент системы управления трудовыми ресурсами. Финансовая основа данной модели - страховые взносы корпораций. Государство, негосударственные организации, личность несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но не играют основной роли.

Общественная модель социального государства предполагает ответственность всего общества за судьбу своих членов (принцип солидарности). Это перераспределительная модель социальной политики – «богатый платит за бедного, здоровый - за больного, молодой - за старого». Государство является основным общественным институтом социальной политики, оно берет на себя большую часть ответственности за социальное благополучие своих граждан. Главный финансовый механизм перераспределения - государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды.

Непосредственные размеры финансирования государством социальной политики – не главный фактор степени социальности государства. Больший вес имеют такие факторы как:

- первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства;

- присутствие сильных демократических политических институтов; наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования;

- экономическая эффективность субъектов хозяйствования.

Идеальной модели социального государства нет, каждая из них имеет свои плюсы и минусы, однако в настоящее время альтернативы социальной ориентации социальной политики государства и деятельности общества нет. Реализация социальной политики в Российской Федерации имеет свои особенности, связанные со спецификой исторического социокультурного развития России.

Начальный период рыночных реформ в России 90-х годов 20-го столетия сопровождался не только падением реального среднего уровня доходов населения, но и нарастающими масштабами неравенства в их распределении. За годы реформ произошли кардинальные изменения в распределении доходов и национального богатства страны между различными слоями населения России. В период коренных социально-экономических реформ российское государство осуществляло свою внутреннюю политику в интересах, прежде всего такой социальной группы как будущие частные собственники. При этом государство не выполнило своей главной общественно-политической функции по обеспечению социального согласия и социальной стабильности. Как результат: большая часть населения России лишилась достигнутого прежде социального положения, было вынуждено решать задачи выживания без надежды на дальнейшее развитие. В условиях физического выживания основная часть населения не смогла и не имела возможностей воспользоваться теми правами и свободами, которые появились благодаря ликвидации тоталитарного режима. Фактический мораторий на правопорядок, ставший необходимым сопровождением форсированного первоначального накопления, придал повышению экономической и социальной активности криминальный уклон. В результате большинство населения не только не обрело достойного общественного положения, но и лишилось достойной перспективы. Социальная деградация, социальная дезинтеграция, даже необратимое социальное отчуждение (образование «социального дна») стали распространенным явлением. Следствием экономических реформ стала поляризация общества на две группы - группу высокодоходного населения (около 15%) и группу населения с низкими доходами, живущего на уровне бедности или за ее чертой (более 60%). Потребовалось значительное время, чтобы преодолеть эти негативные последствия. Сегодня в стране накопилось множество социальных проблем, требующих решения на основе выбора приоритетов, которые предстоит решать государству и обществу.

К главным целям и приоритетам социальной политики в Российской Федерации сегодня можно отнести следующие положения[1].

Реализация стратегических целей Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ в период до 2020 года требует достижения социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства. Меры, обеспечивающие решение данных задач, должны быть направлены на гармонизацию действий рынков, государства, семьи в области повышения уровня и качества жизни населения, создания в России общества равных возможностей.

Пути достижения перечисленных целей предполагают модернизацию и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения, формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества. Такая система должна реализовать помимо социальной защиты также функции социального развития и создавать доступные механизмы "социальных лифтов" для всех, в том числе для социально уязвимых, категорий населения.

Такими целями социальной политики в Российской Федерации являются:

- уменьшение уровня абсолютной и относительной бедности, а также увеличение среднего класса к 2020 году до более чем половина населения;

- снижение дифференциации населения по уровню доходов (соотношение доходов 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных) до 12 раз в 2020 году;

- доведение размеров денежного довольствия и пенсий военнослужащих до уровня, отвечающего важности данного вида деятельности в области обеспечения обороноспособности страны;

- охват бедного населения в стране государственными социальными программами к 2020 году - до 100 процентов;

- решение в 2015 году проблемы беспризорности;

- решение к 2020 году одной из самых острых проблем пожилого населения - полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе;

- достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40 процентов от общего числа инвалидов.

Указанные цели долгосрочной политики социальной поддержки населения предполагают определенные приоритетные направления деятельности.

1. Улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов. Основными факторами борьбы с бедностью и улучшения благосостояния населения являются высокие темпы экономического роста, создание эффективных рабочих мест и рост заработной платы.

Определенное влияние на улучшение социальной ситуации должны оказать позитивные изменения в системах образования и здравоохранения как за счет повышения доступности и качества их услуг, снижения неформальных социальных платежей, так и за счет позитивного воздействия системы образования на возможности успешной экономической деятельности населения.

Экономический рост не ведет автоматически к преодолению бедности и может сопровождаться увеличением неравенства и социальной нестабильности. Комплекс мер социальной политики, направленных на снижение бедности и дифференциации населения по доходам включает:

- повышение минимального размера оплаты труда и оплаты труда работников бюджетных организаций, что позволит снизить бедность среди работающего населения; -

- увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости до уровня, обеспечивающего минимальный воспроизводственный потребительский бюджет;

- повышение эффективности социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе путем усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи, совершенствования процедур проверки нуждаемости граждан, внедрения современных социальных технологий оказания помощи, в том числе системы социальных контрактов;

- дальнейшую ориентацию налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов путем расширения использования налоговых вычетов, введения налога на недвижимость, зависящего от ее рыночной стоимости, что позволит более справедливо распределить нагрузку между группами населения с разным уровнем дохода.

2. Повышение эффективности государственной поддержки семьи, что предполагает:

- развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей;

- усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, включая расширение рынка образовательных услуг для детей и масштабов строительства доступного жилья для семей с детьми;

- создание механизмов оказания дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

- совершенствование программы социального сопровождения и помощи семье в воспитании малолетних детей путем развития детских дошкольных учреждений, профилактики семейного неблагополучия;

- укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности, консолидация действий федеральных, региональных и местных социальных институтов, направленных на решение данной проблемы;

- дальнейшее повышение эффективности и доступности сети социальных служб профилактики семейного неблагополучия и предоставления социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, и дезадаптированным детям;

- полное завершение к 2020 году процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей и детей в развитых европейских странах;

- совершенствование порядка и процедур усыновления детей, приема детей в замещающие семьи;

- создание системы реабилитации детей-инвалидов, обеспечивающей комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания.

3. Реабилитация и социальная интеграция инвалидов включает меры по:

- организационному и институциональному совершенствованию систем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

- повышению уровня социальной интеграции инвалидов и реализацию мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта; -

- созданию инфраструктуры реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, формированию индустрии по выпуску современных технических средств реабилитации;

- укреплению материально-технической базы учреждений медикосоциальной экспертизы, реабилитационных учреждений и протезноортопедических предприятий.

4. Совершенствование социального обслуживания граждан старших возрастов и инвалидов, в том числе:

- обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, сочетания заявительного принципа обращения за социальными услугами с выявлением нуждающихся в социальном обслуживании лиц, оказания социальных услуг в первую очередь лицам с особыми потребностями;

- развитие всех форм предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной социальной) с целью поддержания способности указанных лиц к самообслуживанию и (или) передвижению, оказания эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям и инвалидам родственный уход на дому;

- обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, местами, соответствующими потребностям, в стационарных учреждениях социального обслуживания;

- развитие платных форм социального обслуживания с учетом роста доходов граждан пожилого возраста и инвалидов и формирование сети комфортных пансионов для пожилых для постоянного и временного проживания.

5. Развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе: -

- преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;

- обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций; -

- создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций, введение налоговых льгот для негосударственных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги;

- содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства).

6. Формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений, в том числе:

- интеграция лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, внедрение моделей и программ развития навыков и умений самостоятельной жизни у людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации;

- формирование системы социальной реабилитации несовершеннолетних и граждан, освобожденных из мест лишения свободы и осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, развитие механизмов ювенальной юстиции;

- формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, создание службы пробации, обеспечивающей социальнопсихологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и реабилитационное насыщение приговоров судов, в части реализации принудительных мер воспитательного воздействия, реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур;

- обеспечение гуманизации пенитенциарной системы, включая обеспечение эффективной образовательной и воспитательной работы в системе исполнения наказаний. Путем реализации социальной политики государство регулирует социальные процессы в обществе, формирование социальных отношений между его членами, осуществляет социальную справедливость, социокультурное развитие своих граждан, обеспечивает рост их благосостояния и качества жизни.

 

Вопрос 2. Государственное регулирование труда и занятости населения

Регулирование труда и занятости населения связано с функционированием рынка труда, представляющим систему общественных отношений, соответствующих уровню развития и достигнутого баланса интересов предпринимателей, трудящихся и государства н стабилизации кадров и т.п.

Для решения этих задач государство прогнозирует ситуацию на рынке труда, находит и поддерживает, либо формирует «точки роста» в экономике, проводит соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулирует внешнеэкономические связи, способствует адаптации работников к требованиям рынка труда.

Возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала, что не снижает роли государства как гаранта занятости, которое должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

Важную роль в регулировании рынка рабочей силы играют службы занятости – районные, городские, областные. В настоящее время в стране действует Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Служба занятости – это государственное учреждение, осуществляющее регулирование занятости населения, которое обеспечивает, прежде всего, материальную поддержку рабочей силы, не занятой в производстве. Достижение соответствия профессионально-квалификационной структуры свободной рабочей силы структуре потребностей в ней обеспечивается системами профессионального образования различного уровня, повышения квалификации, переподготовки кадров. Служба занятости выполняет функции сохранения и социальной поддержки временно свободной рабочей силы в соответствии с потребностями производства и собственно рыночные функции – перераспределения и трудоустройства людей. Особое значение сегодня имеет межрегиональное перераспределение и обеспечение кадрами предприятий, расположенных в районах нового хозяйственного освоения, в отдаленных от центра России районах. Стимулирование притока людей в эти районы должно обеспечиваться, прежде всего, за счет повышенного материального вознаграждения, а также путем создания нормальных условий проживания. Сегодня сложились основные направления регулирования рынка труда:

- анализ рынка труда; разработка программ занятости населения;

- профориентация населения; информационное обеспечение;

-профессиональная подготовка незанятого населения; трудоустройство;

- социальная защита населения;

- финансовое обеспечение;

- реализация международных аспектов регулирования рынка рабочей силы.

Анализ рынка труда предполагает анализ и прогноз спроса и предложения на рынке рабочей силы, существующей и перспективной структуры занятости населения, уровня занятости женщин, молодежи и других групп населения, нуждающихся в социальной защите на основе учета свободных рабочих мест и безработных, а также других категорий граждан, нуждающихся в оплачиваемой работе.

Разработка программ занятости населения осуществляется на различных уровнях управления рынком рабочей силы. В зависимости от уровня программы подразделяются на местные, региональные и национальные (на уровне всей страны).

И нформационное обеспечение, как направление регулирования рынка рабочей силы, включает информирование населения о спросе на рабочую силу и возможностях трудоустройства через средства массовой информации путем издания специальных информационных материалов. Также направление включает также программное и математическое обеспечение автоматизированной базы данных, контакты с кадровыми службами предприятий.

Профессиональная ориентация, подготовка и переподготовка незанятого населения предполагает персональное консультирование, профотбор и направление в систему профессионального образования и переподготовки кадров граждан, обращающихся к услугам службы занятости.

Это направление предусматривает использование, при профессиональном консультировании и профотборе, научно обоснованных и апробированных программ, методик, тестов, регулирование профессиональной структуры подготовки трудовых ресурсов путем бронирования учебных мест, заключения контрактов с учебными заведениями и финансирование обучения. При необходимости и в силу своих возможностей службы занятости в крупных городах создают специальные курсы, центры повышения квалификации, профориентации и переподготовки незанятого населения, а также участвуют в межрегиональном сотрудничестве по подготовке кадров. При трудоустройстве населения службы занятости обеспечивают приоритетное трудоустройство определенных категорий населения, проводят поиск свободных рабочих мест, предлагают работу гражданам, обращающимся в службу занятости, организуют и финансируют переселение трудоспособного населения в районы приоритетного экономического развития.

В области социальной защиты населения службы занятости всех уровней определяют квоты (доли) рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, подготавливают предложения в местные органы власти по налоговым льготам предприятиям за прием на работу лиц, нуждающихся в социальной защите, сверх установленных квот.

Служба занятости также контролирует соблюдение предприятиями мер по обеспечению занятости лиц, нуждающихся в социальной защите, разрабатывают и осуществляют программы помощи трудящимся, находящимся под угрозой потери работы в случае сокращения производства или ликвидации убыточных предприятий, организуют оплачиваемые временные общественные работы, выдают пособия по безработице, оказывают материальную помощь нуждающимся семьям безработных. Основными источниками финансирования районных, городских, региональных служб занятости являются обязательные отчисления работодателей и средства обязательного страхования.

Формирование и реализация концепции занятости, сформулированной в России в период становления рыночных отношений, базируется на следующих основных принципах:<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: