Глава 8. Пример экспериментального исследования: влияние гендерных стереотипов на запоминание




 

Теоретическое введение

У детей существуют разные представления по поводу разницы между мужчинами и женщинами, профессий и деятельности, которую могут выполнять оба пола, а также психологических черт мужчин и женщин. Раньше формирование стереотипа считалось достаточно положительным явлением. Однако теперь появилась точка зрения, согласно которой такое явление может привести к отрицательным последствиям.

Действительно, твердое мнение ребенка о том, что могут и должны делать мужчины и женщины, может отразиться на способности ребенка обрабатывать и запоминать исторические события или социальные взаимодействия. Кроме того, это явление может ограничивать проявление интересов и способностей детей. В настоящее время считается, что стереотипные мнения могут влиять на когнитивные процессы, и, следовательно, они должны быть уменьшены с помощью обучения без разделения полов, школы, средств массовой информации и книг. Современные исследования ведутся в двух направлениях. Представители первого стремятся показать, что стереотипное мнение детей зависит от обработки информации. Представители второго пытаются найти способ уменьшения этих стереотипных представлений.

Уже в работе Бартлетта (Bartlett, 1932) было установлено, что память индивидуумов о рисунках, истории, событиях подвержена влиянию социальных установок индивидуума. Материал, который является не соответствующим представлению субъекта, со временем забывается или искажается. Последние исследования в социальной психологии показали связь между представлением и памятью в различных областях. В частности, многочисленные исследования выявили связь между представлением детей и отношением к половым ролям, а также памятью детей относительно материала, который касается двух полов. Почти все исследования показали, что лучше запоминаются стимулы, которые соответствуют стереотипам, имеющимся в обществе относительно мужчин и женщин, чем стимулы, которые не соответствуют таким стереотипам. Кроме того, оказалось, что такой результат особенно справедлив для тех детей, представления которых являются сильно стереотипными. Действительно, хотя все дети знают такие стереотипы, имеется индивидуальная разница в степени, в какой дети обладают данными стереотипами. Но не все исследования дали результаты, которые согласуются между собой; подразумевается, что возможно влияние других переменных помимо переменной стереотипности.

Цели исследования

В данном исследовании предлагается проведение экспериментального теста отношений между представлениями и памятью, предусматривающего экспериментальную манипуляцию представлениями и оценку последующего влияния на память. В программах вмешательства детям представляются противостереотипные модели. Но при таком подходе полученные результаты являются скромными, потому что трудно компенсировать только с помощью одного эксперимента различное распределение мужчин и женщин по роду занятий или разрушить силу стереотипов, которые дети формируют с помощью родителей, преподавателей и т. д. Кроме того, имеется большое влияние представлений детей на когнитивные процессы. Например, если ребенок стереотипичен, то возможно, что он забудет или исказит материал, который противоположен стереотипу и который ему предлагается в программе вмешательства. Из всего этого следует, что две области исследования, то есть память и уменьшение стереотипов через программы вмешательства являются взаимно полезными.

В данном исследовании помимо представления только противостереотипных моделей детей учат, что для выбора профессии учитываются интересы и способности, а не пол. Дети затем практикуют применение изучаемых правил, чтобы свести к минимуму искажения за счет схематичных процессов. После этого измеряются мнения о том, какую профессию могут иметь мужчины и женщины. Предполагается, что экспериментальное вмешательство должно увеличить гибкость ответов.

Вторая цель исследования – провести экспериментальное, а не корреляционное исследование отношений между типизированными или нетипизированными представлениями и памятью. Интерес заключается в выявлении разницы в памяти детей, которые участвовали или не участвовали в эксперименте по уменьшению стереотипных позиций.

Выборка исследования состояла из 76 детей от 6 до 11 лет, средний возраст составил 8 лет. Возраст рассматривался среди независимых переменных, так как более старший возраст мог привести к тому, что дети в большей степени воспользовались бы вмешательством.

Проведение эксперимента

В ходе пред-теста был измерен начальный уровень стереотипов относительно двух полов с помощью методики ("gasc"), которую создали Синьорелла (Signorella) и Либен (Liben) в США в 1985 г. Субъектам предлагаются 12 психологических черт, которые традиционно считаются мужскими, и 12 психологических черт, которые традиционно считаются женскими. Субъекты должны ответить, характеризуют ли эти черты только мужчин, только женщин или и тех и других. Зависимая величина – это количество ответов “и те и другие”, которые дают субъекты. Более высокие баллы показывают малую стереотипность. Затем после пред-теста вторая фаза исследования предусматривала вмешательство, то есть субъекты приписывались либо к экспериментальной, либо к контрольной группе. В обоих случаях работа велась с детьми 20 минут в день в течение 5 дней. В экспериментальной группе каждый день обсуждались две профессии, в целом 10 профессий за 5 дней; одна традиционно женская, например, учитель, и другая традиционно мужская, например, хирург. Детям объяснялась важность пола для осуществления профессии, а также детей обучали когнитивным стратегиям для принятия решения, кто может выполнять эту работу, то есть кто любит эту работу и кто может научиться ее выполнять. После теоретического обучения приводились примеры и выполнялись упражнения. Если дети отвечали на вопросы, руководствуясь стереотипами о полах, то детей исправляли.

В контрольной группе проводились занятия по тем же профессиям, но не было обсуждений, касающихся полов, а только обсуждалась роль, которую играет каждая профессия в обществе.

Третья фаза исследования предусматривала пост-тест. В этой фазе все дети были протестированы по методике, разработанной Синьореллой и Либеном в 1985 г. В тесте представлено тринадцать профессий традиционно мужских, тринадцать профессий традиционно женских, семь профессий нетипизированных, нейтральных. Дети должны указать, кто может иметь данные профессии. Ответы могут быть: "только мужчины", "только женщины", "и те, и другие". Процедура повторяется для десяти профессий, рассматриваемых во время экспериментального вмешательства. Зависимая величина – это ответ "и те, и другие", данный для профессий традиционно мужских или женских. Чем больше баллов, полученных субъектами, тем меньше стереотипность.

Что касается памяти, в течение 12 дней детям читали 12 рассказов. Героем этих рассказов является ребенок, который встречает взрослого. В шести рассказах взрослые имеют нестереотипные профессии (3 мужчины и 3 женщины). В шести других рассказах 3 мужчины и 3 женщины имеют стереотипные профессии.

Затем задается пять вопросов к каждому рассказу: 2 вопроса общего характера, 3 вопроса, чтобы проверить, запомнил ли ребенок пол взрослого и его профессию. Наконец, измеряется, какие будущие профессии дети выбирают для себя.

Результаты

Прежде всего необходимо было проверить, влияет ли экспериментальное вмешательство на представления детей. Количество нестереотипных ответов, данных в тесте "gasc" и анализировались относительно 10 профессий, которым детей обучили. В анализе использовалась схема 2х2х2 со следующими переменными: возраст (младше или старше), условия, в которых находились субъекты (экспериментальные или контрольные) и начальный уровень стереотипности представлений детей (высокий или низкий). Проводился анализ вариантности, из которого следует, что не наблюдается влияния на такую переменную, как пол ребенка, в то время как экспериментальное вмешательство является полезным для уменьшения стереотипов детей. В частности, дети, которые до исследования являлись носителями сильных стереотипов и которые были приписаны к экспериментальной группе, дали значимо меньше стереотипных ответов в конце экспериментального вмешательства по сравнению с тремя другими группами, то есть можно сказать, что была аннулирована разница между детьми, у которых был первоначально высокий уровень стереотипности, и теми, у кого был низкий уровень стереотипности. Кроме того, было обнаружено значимое влияние возраста в том смысле, что старшие дети дают ответы в основном нестереотипные. Что касается предпочтения в выборе своей профессии, для всех групп и обоих полов были выявлены стремления, соответствующие своему полу.

Анализ результатов, полученных в тесте, исследующем память (количество запомнившихся фактов из рассказов), был проведен по схеме 2х2х2, в которой были следующие независимые переменные: возраст (старшие, младшие), условия (экспериментальные или контрольные) и начальный уровень стереотипности.

Что касается запоминания профессии, оказалось, что субъекты экспериментальной группы лучше запомнили пол взрослого персонажа, занимающегося нестереотипным видом деятельности, чем субъекты контрольной группы.

На основании всех этих результатов был сделан вывод, что экспериментальное вмешательство вносит существенный вклад в уменьшение стереотипов относительно мужского и женского пола и профессий, которые могут иметь мужчины и женщины. Дети с высоким уровнем стереотипности до эксперимента, включенные в экспериментальную группу, в конце становились статистически неразличимыми по сравнению с теми детьми, которые первоначально имели низкий уровень стереотипности. Этот результат подтверждает гипотезу о значении обучения детей нестереотипным критериям. Наилучшие результаты были получены, таким образом, путем простого представления нестереотипных примеров.

Вмешательство оказалось полезным для уменьшения количества представлений о том, какие профессии могут иметь взрослые, а не для представлений о выборе профессии самими детьми. Это может быть объяснено по-разному. Прежде всего можно предположить, что либо вмешательство не было достаточно сильным, либо у детей уже был готовый ответ на вопрос: "Кем хочешь стать?" и недавнее изменение мнения не смогло уже повилять на данный ответ.

Была выдвинута другая гипотеза, что нет схемы для профессий, которая включала бы все то, что касается рода занятий, а существуют лишь различные схемы для черт, представлений и поведения, и изменение одного из этих параметров не подразумевает автоматически изменения также и других. Данные подтверждают также гипотезы об отношении между представлениями, поведением детей и памятью. Дети в экспериментальной и контрольной группах не отличаются по запоминанию общих фактов и стереотипных профессий, а, наоборот, отличаются запоминанием нестереотипных профессий, следовательно, в какой-то степени инновационных. Дети, приписанные к экспериментальной группе, действительно, помнят лучше других те рассказы, в которых взрослые занимаются нестереотипными видами деятельности.

Кроме того, была продемонстрирована полезность включения понятий из когнитивных теорий во вмешательство, направленное на уменьшение стереотипов. Однако необходимо разрабатывать новые стратегии, потому что было обнаружено, что также в экспериментальной группе лучше запоминались стереотипные профессии, чем нестереотипные, даже если потом относительно контрольной группы экспериментальная группа получила в основном положительные и нетрадиционные результаты.

 

Глава 9. Пример лонгитюдного исследования: изучение связи между "поиском ощущений" в подростковом возрасте и развитием тенденции к девиантному поведению

 

 

Теоретическое введение

Криминальность и девиантность подростков может принимать различные специфические формы, такие как употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем, вандализм, проблемы дисциплины в школе, раннее сексуальное поведение или различные формы агрессии. Данные склонности лежат в основе проблемного поведения или общей девиантности. Отношение между этими девиантными типами поведения и склонностями исследовалось мало. Действительно, исследователи уделяли мало внимания анализу тех факторов, которые с течением времени могут влиять на общую девиантность.

В настоящем исследовании предлагается проанализировать стабильность общей латентной девиантности во времени, а также взаимовлияние ее компонентов, используя лонгитюдный метод, то есть в три различные периода времени.

Период перехода от подросткового возраста к взрослому является особо критическим, поскольку необходимо, чтобы подросток освоил роль взрослого. Этот период часто подразумевает экспериментирование со специфическими видами поведения и склонностями, многие из которых могут вступать в противоречие с нормами и ценностями общества. Кроме того, многие авторы полагают, что эти виды поведения и склонности в подростковом возрасте часто связаны друг с другом. Авторы данного исследования считают, что если эти различные виды девиантного поведения возникают за счет предрасположенности или мотивации, тогда они могут рассматриваться как компоненты общего синдрома девиантности.

Различные исследования показали, что в подростковом периоде имеется отношение между различными девиантными или проблемными видами поведения и склонностями, такими как употребление наркотиков, общее криминальное поведение, алкоголизм, ранняя сексуальность и др.

Это подразумевает, что имеется единая причина, лежащая в основе специфических проблемных типов поведения и склонностей.

Теория "поиска ощущений" ("sensation seeking") Цукермана (Zuckerman) считается многими авторами возможным объяснением большого количества типов поведения. Психологическая черта "поиска ощущений" была определена Цукерманом как потребность экспериментировать с необычными и сложными ощущениями и была интерпретирована как желание субъекта проэкспериментировать с рискованными типами поведения как на физическом, "так и на социальном уровне, испытывая вкус" к экспериментированию с этим опытом. Цукерман показал, что существует тесная связь между психологической чертой "поиска ощущений" и другими многочисленными психологическими переменными. Например, индивидуумы, которые получают высокие баллы по шкале "sensation seeking", в основном ориентированы на телесные ощущения. Эти люди – экстравертные, импульсивные, не испытывающие тревоги и неконформисты. Другие авторы выявили также отношение между "поиском ощущений" и различными проблемными или девиантными типами поведения, такими как употребление наркотиков, алкоголизм, криминальность.

Авторы представленного здесь исследования считают, что точная концептуализация девиантных типов поведения подростков имеет важное значение не только для того, чтобы понять причины, но также чтобы разработать профилактические программы вмешательства и воздействия, которые окажутся эффективными. Если отдельные виды поведения и склонности молодежи имеют высокую степень корреляции и связаны между собой, то необходимо понять причины, лежащие в основе этих типов поведения. Их следует рассматривать одновременно, так как рассмотрение только одного из них и игнорирование других может оказаться неэффективным.

Основной целью данного лонгитюдного исследования является изучение во времени влияния "поиска ощущений" подростками, то есть экспериментальное исследование влияния необычных ощущений подростков на девиантное поведение, которое может проявляться у этих подростков, когда они повзрослеют.

Используя литературу, имеющуюся по данной проблеме, авторы исследования выбрали различные величины девиантных типов поведения и склонностей и использовали эти величины как показатели общей девиантности. Было решено исследовать отношение между этими различными показателями девиантности как в один период времени, так и лонгитюдно.

Выборка исследования

В исследовании участвовали 595 субъектов, из которых 179 были мужского пола и 416 – женского. Исследование проводилось в США, данные собирались в 3 различные периода времени. Первые данные были собраны в 1979 году, когда субъектам было 15 лет. Второй набор данных был собран в 1980 году, когда субъекты были в конце подросткового периода, третий набор данных был собран в 1984 году, когда субъектам было 20 лет.

Используемые инструменты

Склонность к риску измерялась с помощью шкалы "sensation seeking" Цукермана. Была использована краткая форма этого теста. Чтобы измерить затем склонность подростков к девиантности, были выбраны 5 различных величин измерения.

Использование разрешенных веществ, таких как сигареты, алкоголь, и запрещенных веществ, таких как наркотики, было измерено по пунктам. При этом использовалась шкала, состоящая из семи пунктов. Подростки должны были указать, использовали ли они в период исследования указанные вещества. Что касается сексуальной жизни подростков, субъекты должны были ответить на вопросы, используя все время шкалу из семи пунктов. Подростки должны были ответить, имели ли место события, которые были указаны. Эти события были следующими: быть влюбленным, быть беременной или сделать кого-либо беременной, иметь венерические болезни, бросить свою невесту или жениха, иметь постоянного жениха или невесту, терять девственность, иметь гомосексуальный опыт.

Что касается религиозности, шкала религиозности состояла из четырех пунктов. В каждом из этих пунктов субъекты должны были выбрать один из двух вариантов. Эти варианты были следующими:

а) я не религиозен;
б) я религиозен;

а) верю в религию или Библию;
б) верю в науку;

а) я думаю, что молитвы будут услышаны;
б) я думаю, что молиться – это потеря времени;

а) я думаю, что религии уже не модны;
б) я думаю, что религия устарела.

Чтобы измерить законопослушание, использовались пункты, подобные по структуре тем, которые использовались для измерения религиозности субъектов. Наконец, последней величиной исследования было измерение специфических девиантных видов поведения.

В первый и второй год исследования специфические девиантные виды поведения измерялись с помощью трех пунктов с закрытым выбором. В этих пунктах субъекты должны были указать, были ли у них проблемы с законом, крали ли они ценные товары, были ли серьезные проблемы в школе. Во второй и третий год исследования требовалось ответить, кроме того, как часто в течение 6 предшествующих месяцев у каждого подростка имели место шестнадцать видов поведения, которые были, естественно, видами девиантного поведения.

Результаты

В первый год сбора данных оказалось, что 87,2% мужчин и 80% женщин употребляли разрешенные наркотики, такие как алкоголь и сигареты, и около половины мужчин и женщин употребляли запрещенные наркотики. Кроме того, 80% как женщин, так и мужчин имели по крайней мере один раз сексуальный опыт. Относительно девиантного поведения была выявлена существенная разница на статистическом уровне между двумя полами, а именно: девиантное поведение и склонности имело больше мужчин, чем женщин.

Что касается законопослушания и религиозности, наоборот, женщины получили более высокие баллы, чем мужчины. Не было разницы между полами относительно сексуальных действий. Что касается склонности к "sensation seeking" по шкале Цукермана, женщины получили более высокие баллы в подшкале "поиск опыта" ("experience seeking"), в то время как мужчины получили более высокие баллы в подшкале "поиск приключений и захватывающих ощущений" ("thrill and adventure seeking") и в подшкале растормаживания ("disinhibition").

Во второй год сбора данных у женщин по-прежнему был высокий балл относительно законопослушания и религиозности, в то время как у мужчин были более высокие баллы относительно девиантных видов поведения и склонностей.

В этот момент исследования, кроме того, было установлено, что женщины чаще, чем мужчины, имели сексуальный опыт. Что касается употребления разрешенных наркотиков, таких, как сигареты и алкоголь, результаты остались такими же, как в предыдущий год. Также не было больших изменений относительно употребления запрещенных наркотиков по сравнению с первым годом сбора данных. Как юноши, так и девушки увеличили почти в 2 раза употребление разрешенных наркотиков.

В третий год сбора данных самым интересным результатом было то, что субъекты мужского пола в большей степени, чем субъекты женского пола, экспериментировали с употреблением запрещенных наркотиков.

Корреляция между различными рассматриваемыми переменными

В первый год исследования была выявлена корреляция между шкалой "sensation seeking" и, следовательно, склонностью к риску и употреблением запрещенных наркотиков, сексуальными действиями и девиантными видами поведения. Кроме того, была обнаружена отрицательная корреляция между шкалой "sensation seeking", законопослушанием и религиозным поведением. Законопослушание коррелировалось отрицательно с четырьмя подшкалами "sensation seeking" для субъектов женского пола. Что касается субъектов мужского пола, была выявлена корреляция между тремя подшкалами шкалы "sensation seeking" Цукермана и шкалой законопослушания. Поведение религиозного типа коррелировалось отрицательно с подшкалой "растормаживания" ("disinhibition") для женщин и с подшкалами "растормаживания" ("disinhibition") и "возбуждением от скуки" ("bored suscetibility") для субъектов мужского пола. Кроме того, было отмечено, что употребление разрешенных наркотиков имело значимую положительную корреляцию с употреблением запрещенных наркотиков, сексуальным опытом и девиантными видами поведения и имело отрицательную корреляцию с законопослушанием и религиозностью как для субъектов женского пола, так и для субъектов мужского пола.

Во второй год исследования в первый раз была измерена преступная деятельность, например, случаи воровства и нанесения вреда чужому имуществу. Данные величины являются результатами, значимо связанными с употреблением запрещенных и разрешенных наркотиков и с девиантным поведением как для субъектов мужского пола, так и для субъектов женского пола. Преступная деятельность, напротив, оказалась отрицательно связана с законопослушанием. Было установлено, что религиозность связана отрицательно с употреблением разрешенных и запрещенных наркотиков и положительно – с законопослушанием. Не были выявлены значимые связи между криминальной деятельностью и религиозностью.

В третий год исследования не было выявлено связи между криминальной деятельностью и употреблением разрешенных и запрещенных наркотиков для субъектов мужского пола, и только случаи краж дали результаты, коррелирующие с употреблением разрешенных наркотиков для субъектов женского пола. Употребление запрещенных наркотиков значимо связано со случаями краж как для субъектов мужского пола, так и для женского.

Корреляция между кражами и нанесением ущерба чужому имуществу дала самые высокие и самые значимые результаты для субъектов мужского и женского пола. Чтобы исследовать изменения, которые произошли со временем, был использован анализ вариантности всех величин, которые были выявлены по крайней мере два раза. Не было обнаружено значимой разницы между полами относительно употребления разрешенных и запрещенных наркотиков. Что касается других анализируемых переменных, была выявлена значимая разница между двумя полами. Субъекты женского пола получили более высокие баллы относительно законопослушания, религиозности и сексуального поведения, в то время как субъекты мужского пола получили более высокие баллы, относительно девиантного поведения, случаев краж и нанесения ущерба чужому имуществу. Затем было установлено, что со временем наблюдалось значимое увеличение употребления наркотиков как разрешенных, так и запрещенных, и девиантного поведения. В частности, для обоих полов употребление разрешенных наркотиков и законопослушание значимо увеличились со временем, в то время как рискованное, а также сексуальное поведение, случаи краж и нанесения вреда чужому имуществу со временем значимо уменьшилось.

Наиболее интересным результатом этого анализа оказалось то, что девиантные виды поведения, выявленные в первый год сбора данных, явились сильными предвестниками девиантных видов поведения, которые проявились впоследствии. Это свидетельствует об устойчивости во времени латентной общей девиантности, о которой шла речь ранее.

Кроме того, не была установлена прямая связь между "поиском ощущений" ("sensation seeking"), измеренным в первый год сбора данных, и девиантными видами поведения, которые проявились у субъектов впоследствии в конце их подросткового периода.

Отсюда можно сделать вывод, что раннее "sensation seeking" не может рассматриваться как предвестник последующей общей девиантности. Однако также было выявлено, что "sensation seeking", если и не имеет влияния на общую девиантность, все же влияет на некоторые специфические компоненты поведения молодежи. Следовательно, влияние "sensation seeling" является специфическим, а не общим. Например, видно, что субъекты, которые в первый год исследования получили высокие баллы относительно "sensation seeking", затем в последующие годы употребляли разрешенные и запрещенные наркотики. Было также отмечено влияние 4 подшкал на некоторые виды поведения. Например, субъекты, которые получили высокие баллы в подшкале "поиск опыта" ("experience seeking"), затем в последний год имели более рискованное поведение в сексуальной сфере и более низкую религиозность. Подобным образом субъекты, которые в первый год получали более высокие баллы в подшкале "поиск приключений и захватывающих ощущений" ("thrill and adventure seeking"), в последний год исследования совершили наибольшее количество краж. Субъекты, которые в первый год получили более высокие баллы в подшкале “возбуждение от скуки” (“boredom suscetibility”), во второй год имели сексуальные виды поведения, в основном рискованные, и чаще употребляли разрешенные наркотики. Наконец, субъекты, которые в первый год исследования имели высокие баллы по шкале "растормаживания" ("disinhibition"), во второй и третий год получили меньшие баллы по шкале законопослушания.

Обсуждение данных

Данные, полученные в этом исследовании, соответствуют самым последним статистическим данным. На самом деле большинство подростков употребляет разрешенные наркотики, такие как сигареты и алкоголь. Почти половина субъектов этого исследования употребляет запрещенные наркотики. Значительная часть выборки занята другой деятельностью, типа криминальной: нанесением вреда чужой собственности, кражами, конфликтами с властями. Данные результаты соответствуют результатам, полученным другими авторами.

Кроме того, оказалось, что субъекты мужского пола практиковали преступную деятельность. В первые два года исследования субъекты мужского пола употребляли разрешенные и запрещенные наркотики, в то время как в последний год ситуация стала более уравновешенной. Как и предполагалось, были выявлены сильные связи между различными величинами девиантного поведения. Было обнаружено сильное отношение между различными видами поведения подростков, такими как употребление разрешенных и запрещенных наркотиков, рискованное сексуальное поведение, криминальные виды поведения и девиантные склонности, такие, как низкая религиозность или отрицательное поведение по отношению к властям.

Данные результаты соответствуют теории Джессора (Gessor, 1977), которая называется "теория проблемного поведения" ("problem behavior theory"), согласно которой склонность к девиантному поведению ведет к употреблению запрещенных и разрешенных наркотиков, а рискованное и сексуальное поведение приводит к отрицательному отношению к властям и другим девиантным видам поведения. Однако, как и предполагалось, данные связи между этими переменными становятся менее значимыми со временем. Это подтверждают предшествующие исследования, согласно которым синдром проблемного поведения, присущего подросткам, не обязательно является константой во взрослом периоде.

Интересен результат, касающийся уменьшения общей девиантности со временем. Это предполагает, что девиантное поведение и девиантные склонности становятся со временем более специализированными. Другая возможная интерпретация заключается в том, что некоторые переменные имеют различное значение для подростков и почти взрослых молодых людей. Например, употребление разрешенных наркотиков и сексуальное поведение являются более приемлемыми, в большей степени ожидаемыми для почти взрослых молодых людей, чем для подростков. Изменения в структуре общей девиантности в основном происходят в период между подростковым и почти взрослым возрастом. Это значит, что в этом лонгитюдном исследовании общая девиантность является высоко стабильным результатом при переходе от первого ко второму году исследования, средне стабильным – в последующем. Следовательно, было обнаружено, что общая девиантность предсказывает девиантное поведение в течение 5 лет, то есть с первого по последний год исследования.

Что касается "sensation seeking", было установлено, что его влияние является больше специфическим, чем общим. Действительно, наблюдалась, например, высокая положительная корреляция между "sensation seeking" и некоторыми специфическими видами поведения, такими как употребление наркотиков, однако не была обнаружена связь между "sensation seeking" и более общим и сложным девиантным поведением субъектов. Другой интересный результат касается связи между низким законопослушанием и последующей криминальной и девиантной деятельностью, которой стали заниматься подростки через 5 лет. Следовательно, эта связь, которая сохраняется во времени, должна указывать на важность этого поведения как сильного предвестника поведения, которое проявится в последующие годы. Таким образом, отношение к закону и властям может осложниться и привести к криминальной деятельности субъектов, когда они станут взрослыми. Также случаи краж и употребления разрешенных наркотиков в подростковом возрасте могут быть предвестниками употребления запрещенных наркотиков во взрослом возрасте.

Употребление разрешенных наркотиков в подростковом возрасте приводит к увеличению общей девиантности во взрослом возрасте. Значение этого результата заключается в том, что можно предотвратить общую девиантность во взрослом возрасте за счет уменьшения употребления разрешенных наркотиков в подростковом периоде. Данное уменьшение употребления разрешенных наркотиков, таких как сигареты и алкоголь, может быть достигнуто привлечением "искателей ощущений" ("sensation seekers") к альтернативной деятельности. Этого можно достичь с помощью профилактической программы в школах при работе с подростками. Результаты данного исследования имеют большое значение для разработки соответствующих программ профилактики и вмешательства. Вспомним, что в теории "sensation seeking" Цукермана говорится, что "sensation seeking" – это психологическая черта, мотивация, которая может быть удовлетворена многими способами. В профилактическом плане Цукерман призывает работать с подростками-"искателями ощущений" ("sensation seeking"), привлекая их к спорту, деятельности, в которой они могут удовлетворить эту потребность стремления к риску способом, который социально одобряется, который не окажется пагубным для их физического и психологического здоровья в отличие от девиантных видов поведения, таких как употребление наркотиков



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: