Практическое занятие №3
Тема: «Роды. Предвестники, течение родов»
1. Мотивация изучения темы:
Знание клиники родов необходимо для выбора тактики ведения родов, оценки возможности проведения родов через естественные родовые пути, правильного оказания акушерского пособия и своевременной диагностики возможных осложнений в родах.
2. Цели занятия:
Учебные цели:
Знать:
· Предвестники родов;
· Течение родов;
Причины поступления родов
Уметь:
· Измерять рост, вес, ОЖ, ВСДМ;
· Проводить опрос женщины
· Определять предвестники родов
Иметь практический опыт:
· В трактовке анамнеза;
· В трактовке объективного исследования.
Воспитательные цели:
· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;
· Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;
· Акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии в сестринском процессе при боли;
· Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы
Развивающие цели:
· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;
· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность. Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:
· Умение осознавать ответственность за жизнь пациента;
· Умение анализировать свое поведение;
· Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.
· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.
Способствовать формированию соответствующих ПК и ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать
типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,
оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и
культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и
религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по
отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований
охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и
противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической
культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и
профессиональных целей.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,
объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства,
взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и
службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с
правилами их использования.
3. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами)
Дисциплина | Знать | Уметь |
Анатомия и физиология | Строение женских половых органов. Физиологию женских половых органов | Определять отделы репродуктивной системы женщины |
Основы латинского языка медицинской терминологией | Медицинскую анатомическую терминологию. | Использовать латинскую терминологию для обозначения анатомических понятий |
Здоровый человек | АФО здорового человека | Проводить оценку функционального состояния женского организма |
4. Список литературы:
Основная
1. Славянова И.К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии: учебное пособие – 11-е издание Ростов-на-Дону; Феликс. 2015 г. 395 с.
Дополнительная
1. А.М Громова, Г.М.Алтуев, В.В.Лойко. Клиническое медсестринство в акушерстве и гинекологии-К:Здоровья,2004. 583с.
2. Жученко П.Г., Тарасюк В.И.,Акушерство.: К.:Здоровья 1995. с-480
3. С.В., Франчук А. В., Романчук Л. И., Кучма З. М. Акушерство Тернополь. Медкнига 1999. – 378
4. А.В Жарких и др.-Акушерство и гинекология Учебник-К:Здоровья 1994-320с.
Ход занятия
№ п/п | Название этапа | Учебные цели в уровнях усвоения | Описание этапа. Методы контроля и обучения. | Материалы методического обеспечения (контроль, наглядность, алгоритмы, инструкции) | Время этапа |
1. | Организационный этап | Отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия. Инструктаж по охране труда. | Учебный журнал | 3 мин | |
2. | Основной этап. Проверка исходного уровня знаний: 1. Причины наступления родов; 2.Предвестники 3. Течение первого периода родов; 4. Течение второго и третьего периода родов. | II II II II | Контроль осуществляется с использованием командного метода а) проверка исходного уровня знаний: -заполнить графологическую схему; -поставить обозначения; -заполнить схему; -заполнить схему; б) подведение итогов контроля: Преподаватель обращает внимание на допущенные ошибки, вносит коррективы в ответы, отмечает лучших студентов и дает рекомендации, пояснения тем, кто допустил ошибки. | Приложение 1-2 Приложение 3-4 Приложение 5-6 Приложение 7-8 Приложение 9-10 | 80мин |
3. | Практическая часть Усовершенствов- ние практических навыков: 1.Определение характера родовой деятельности; 2.Биомеханизм родов при переднем виде затылочного предлежания; | III | а) подготовка студентов к самостоятельной работе: демонстрация практических навыков преподавателем. Преподаватель заостряет внимание на наиболее важных аспектах. Демонстрирует манипуляции на муляжах. б) самостоятельная работа студентов: отработка практических навыков на муляжах индивидуально и малыми группами. Преподаватель следит за ходом самостоятельной работы, где необходимо, делает конкретные рекомендации студентам, отвечает на их вопросы. в) подведение итогов самостоятельной работы, выставление оценки по выполнению практических навыков. | Учебно – наглядное и техническое оснащение Алгоритмы выполнения практических навыков | 60 мин. |
4. | Итоговый контроль | III | -Заполнить диф.- диагностическую таблицу | Приложение 11-12 | 87 мин |
5. | Заключительный этап. Подведение итогов занятия | Преподаватель кратко анализирует занятие и дает критическую оценку каждого его этапа, обращает внимание на хорошие результаты и на допущенные ошибки, выделяет лучшие работы и указывает на отставание, недостаточную подготовленность к занятию, отмечает прогресс в учебной деятельности студентов. | 7 мин | ||
6. | Задание для самостоятельной работы | Преподаватель дает четкие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах | Приложение 13 | 3 мин |
Задание №1: фронтальный опрос
1. Сколько длиться нормальная беременность?
2. Как определяется срок беременности?
3. По какой формуле определяется масса плода?
4. К концу беременности где расположено дно матки?
5. Назовите функцию околоплодных вод в родах?
6. Что такое предвестники родов?
7. Основные критерии зрелости ш/м?
8. Какие периоды родов выделяют и чем они характеризуются?
Задание № 2: Тестовый контроль
1. Роды делятся на периоды
- 1. раскрытия, изгнания, последовый, послеродовый
- 2. раскрытия, изгнания, последовый
- 3. сглаживания шейки, раскрытия, изгнания
- 4. подготовительный, раскрытия, последовый
- 5. подготовительный, раскрытия, изгнания, ранний послеродовый
2. Началом родов следует считать
- 1. излитие околоплодных вод
- 2. продвижение плода по родовым путям
- 3. появление схваток с периодичностью 15-2O минут
- 4. вставление головки
- 5. начало регулярных схваток, приводящих к структурным изменениям в шейке матки
3. Потуги отличаются от схваток
- 1. увеличением частоты сокращений матки
- 2. увеличением интенсивности сокращений матки
- 3. присоединением сокращений мышц брюшного пресса, диафрагмы, тазового дна
- 4. присоединением сокращений мышц, выстилающих стенки таза
- 5. увеличением частоты, силы и продолжительности сокращений матки
4. Родильница должна находиться под наблюдением в родильном отделении в течение
- 1. 3O минут
- 2. 1 часа
- 3. 2 часов
- 4. 4 часов
- 5. 6 часов
5. Первый период родов называется
- 1. подготовительным периодом
- 2. периодом раскрытия
- 3. периодом изгнания
- 4. латентным периодом
- 5. периодом сглаживания шейки матки
6. Первый период родов продолжается
- 1. от начала регулярных схваток до сглаживания шейки матки
- 2. от начала регулярных схваток до рождения плода
- 3. от начала регулярных схваток до полного открытия маточного зева
- 4. от начала регулярных схваток до вставления головки плода
- 5. от начала схваткообразных болей в низу живота до раскрытия маточного зева до 7-8 см
7. Основное отличие схваток первого периода родов от схваток подготовительного периода связано
- 1. с продолжительностью интервалов
- 2. с интенсивностью сокращений
- 3. с развитием структурных изменений в шейке матки
- 4. с продолжительностью сокращений
- 5. с болезненностью
8. Нормальная родовая деятельность в начале первого периода родов характеризуется продолжительностью схваток
- 1. 5O-6O сек
- 2. 3O-4O сек
- 3. 2O-3O сек
- 4. 15-2O сек
- 5. 5-1O сек
9. В конце первого периода родов нормальная родовая деятельность характеризуется схватками через
- 1. 3-4 минуты
- 2. 2-3 минуты
- 3. 5-6 минут
- 4. 1-2 минуты
- 5. 3O-6O секунд
10. Первый период родов заканчивается
- 1. сглаживанием шейки
- 2. вставлением головки плода
- 3. появлением схваток потужного характера
- 4. опусканием головки плода на тазовое дно
- 5. полным раскрытием маточного зева
11. Второй период родов
- 1. заканчивается рождением головки
- 2. обычно длится от 2-х до 4-х часов
- 3. начинается с излития околоплодных вод
- 4. начинается с момента фиксации головки большим сегментом во входе в малый таз
- 5. называется периодом изгнания
12. Второй период родов продолжается
- 1. от вскрытия плодного пузыря до рождения плода
- 2. от полного раскрытия маточного зева до рождения плода
- 3. от вставления головки до рождения плода
- 4. от сглаживания шейки матки до рождения плода
- 5. от начала схваток потужного характера до рождения плода
13. Сердцебиение плода во втором периоде родов следует выслушивать
- 1. после каждой потуги
- 2. каждые 15 минут
- 3. каждые 1O минут
- 4. каждые 5 минут
- 5. при врезывании головки
14. Третий период родов продолжается
- 1. от отделения плаценты до рождения последа
- 2. от рождения плода до рождения последа
- 3. от рождения плода до отделения плаценты
- 4. от полного раскрытия маточного зева до рождения последа
- 5. два часа после рождения последа
15. Средняя продолжительность третьего периода родов составляет
- 1. 3-5 минут
- 2. 1O-15 минут
- 3. 2O-3O минут
- 4. 4O-45 минут
- 5. 5O-6O минут
16. Профилактика кровотечения в третьем и раннем послеродовом периодах проводится
- 1. в/м введением 1 мл окситоцина в конце 2-го периода родов
- 2. в/в введением 1 мл метилэргометрина в момент прорезывания головки
- 3. в/м введением 1 мл метилэргометрина с последней потугой
- 4. в/м введением 1 мл гифотоцина с последней потугой
- 5. подкожным введением 1 мл маммофизина в конце 1-го периода родов
17. Средняя продолжительность нормальных родов у перво- и повторнородящих составляет соответственно
- 1. 12-14 час и 7-8 час
- 2. 8-1O час и 4-6 час
- 3. 15-18 час и 1O-12 час
- 4. 18-24 час и 14-16 час
- 5. 6-8 час и 4-5 час
18. Физиологическая кровопотеря в родах не превышает
- 1. 1.5 % массы роженицы
- 2. 1.O % массы роженицы
- 3. 3OO мл
- 4. O.5 % массы роженицы
- 5. 15O мл
19. Масса роженицы - 5O кг. Физиологическая кровопотеря не должна превышать
- 1. 4OO мл
- 2. 25O мл
- 3. 3OO мл
- 4. 5OO мл
- 5. 35O мл
20. Особенностью раскрытия шейки матки у первородящих женщин является
- 1. последовательное раскрытие внутреннего и наружного зева
- 2. одномоментное раскрытие внутреннего и наружного зева
- 3. последовательное укорочение и сглаживание ее
- 4. раскрытие шейки матки, затем ее укорочение и сглаживание
- 5. раскрытие наружного, а затем внутреннего зева
21. Особенностью раскрытия шейки матки у повторнородящих является
- 1. одновременное развертывания внутреннего и наружного зева
- 2. последовательное укорочение и сглаживание ее
- 3. раскрытие наружного, а затем внутреннего зева
- 4. независимость этого процесса от ретракции
- 5. раскрытие внутреннего, а затем наружного зева
22. Излитие вод следует считать своевременным
- 1. до начала родовой деятельности
- 2. в первом периоде родов
- 3. во втором периоде родов
- 4. при раскрытии маточного зева 5-6 см
- 5. при раскрытии маточного зева более 7-8 см
Задание №3: заполнить схему «Фазы раскрытия шейки матки»
Задание №4: заполнить схему «2 и 3 периоды родов»
Задание на дом
Тема занятия: «Ведение родов. Дистресс плода. Туалет новорожденного. Течение и ведение послеродового периода»
Литература: Славянова И.К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии: учебное пособие – 11-е издание Ростов-на-Дону; Феликс. 2015 г. 395 с
Задание:
Внимательно прочитайте рекомендуемую литературу.
Ответьте на вопросы:
1. Проработайте материалы лекции, литературы;
2. Составьте логические схемы по темам:
«ведение первого периода родов»
«ведение второго периода родов»
«ведение третьего периода родов»
3. Заполните таблицу
Дистресс плода | |||
Причины | Признаки | Диагностика | Лечение |