Основные правила построения текста




Тема занятия: «Построение текста»

Текст и его основные признаки

Итак, текст представляет собой целостное речевое произведение, имеющее своё начало, структуру развёртывания мысли и конец как её завершение. Это сложное коммуникативное единство содержательной стороны и показателей его организации.

1. Целостность как свойство текста предполагает наличие у данной единицы какой-либо единой темы повествования. Эта тема может быть сформулирована как заглавие. Придумать заглавие к тексту крайне сложно, ведь оно должно, с одной стороны, отражать содержание всего текста, а с другой – быть воспринятым адресатом речи, понятным ему.

Приведём в качестве примера школьное сочинение:

Мой дом

Мы живём в большом доме на пятом этаже. У нас две комнаты и кухня. В большой комнате живёт моя бабушка и я. Бабушка была врачом. Она работала в Ростове. А потом переехала к нам. Сейчас она болеет. Мама даже боится, что её надо положить в больницу. Там за ней лучше будут ухаживать. И мы не будем волноваться, вдруг с ней что-то случится. Ведь я всё время в школе, а мама с папой на работе. В спальне живут мама и папа. А в кухне мы едим и пьем чай.

Если рассмотреть это явно неудачное в целом сочинение с точки зрения соотношения текста и заглавия, то можно констатировать определённое несоответствие. В тексте речь идёт в основном о бабушке ученика, тогда как заголовок ориентирует нас на описание дома, в котором живёт эта семья.

Наверное, каждый сталкивался с подобного рода замечаниями учителя по тексту собственных сочинений. Так, частотной ошибкой является пересказ произведения художественной литературы, тогда как заглавие ориентирует автора на анализ текста, образов героев и т.д.

2. Текст обязательно должен иметь композицию, должен быть построен по определённому плану, который обычно имеет трёхчастную структуру – зачин, среднюю часть (развёртывание мысли) и концовку.

  • Зачин непосредственно подготавливает читателя, слушателя к восприятию основного содержания текста. В нём формулируется тема повествования. В средней части идёт развитие этой темы. Концовка подводит итог раскрытию темы.

· Каждый из трёх компонентов композиции имеет свои особенности и выражается специальными языковыми средствами. Существуют определённые формы выражения начала мысли, перехода от одной мысли к другой, завершения темы. Наиболее устойчивы они в зачине и концовке.

Например, вспомните традиционные зачины и концовки русских сказок: зачин – жили-были; концовка – стали жить поживать и добра наживать.

Функцию зачина и концовки в школьных сочинениях обычно выполняют такие обязательные составляющие, как вступление и заключение. И вновь одной из основных ошибок школьных сочинений является либо отсутствие зачинов и концовок (отсутствие вступления и заключения), либо отсутствие связи этих элементов композиции с основным содержанием текста.

Например, тема сочинения формулируется как «Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»», а вступление содержит излишне подробный пересказ всей жизни и творчества поэта. Заключение же, то есть выводы автора сочинения по содержанию собственных рассуждений, вообще отсутствуют. Если рассмотреть с этой точки зрения приведённое выше сочинение, то можно заметить, что «намёк» на зачин в нём есть: Мы живём в большом доме на пятом этаже. В то же время заключение, то есть концовка, в этом тексте полностью отсутствует.

Развёртывание мысли также строится по определённой логической схеме, которая включает тезис (основную мысль, которую автор хочет донести до читателя, слушателя) и аргументы (доказательства, примеры, иллюстрации, подтверждающие тезис автора).

В целом построение текста можно представить в виде схемы:

Стержень – это та основная мысль, которая пронизывает весь текст и логически объединяет все его составляющие в одно целое. Каждая из сторон данной схемы – это элементы текста. Автор может развивать эту мысль, значительно расширяя повествование. Чем больше текст, тем в большей степени может «уходить в сторону» повествование, но основная мысль (стержень) должен сохраняться при всех условиях, возвращение к стержню обязательно.

Например, огромный по объёму и содержанию текст эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (изначально название эпопеи Л.Н. Толстого писалось следующим образом - «Война и мiръ», где мiръ имело значение «все люди, весь свет, род человеческий») также содержит основную мысль, стержень, отражённый в названии: война и народ, человек, человечество. Каждая из глав посвящена более конкретной теме, но она так или иначе связана с основной идеей романа-эпопеи.

Практическая часть.

Упражнение 1. Устраните ненужные повторы, употребив предложения с однородными сказуемыми. Объедините, где нужно, простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: и, и, которого, но, и, чтобы

В этот вечер путешественники шли долго. Путешественники остановились ночевать под развесистым деревом. Железный Дровосек нарубил дров. Железный Дровосек развел большой костер. Около костра Элли почувствовала себя очень уютно. Элли и друзей пригласила разделить это удовольствие. Страшила решительно отказался. Страшила ушел от костра подальше. Страшила внимательно следил. Ни одна искорка не попала на его костюм.

 

Упражнение 2. Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями; употребите предложения с однородными сказуемыми и деепричастным оборотом; объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы и, и, затем, а, и, который

Жевуны ушли. Элли осталась одна. Элли нашла в домике кусок хлеба. Элли съела его на берегу ручья. Запивала прозрачной холодной водой. Элли стала собираться в далекий путь. Тотошка бегал под деревом. Тотошка старался схватить крикливого пестрого попугая. Попугай все время дразнил его.

 

Упражнение 3. Устраните ненужные повторы: простые предложения переделайте в сложные с деепричастным оборотом; употребите предложения с однородными сказуемыми; объедините, где нужно, простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы чтобы, и, а

Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам. Цезарь и Ганнибал предупреждали седоков. Седоки крепко держались в седлах. Цезарь и Ганнибал спускались с горы. Цезарь и Ганнибал подгибали задние ноги. Цезарь и Ганнибал почти ползли на брюхе. Цезарь и Ганнибал поднимались. Цезарь и Ганнибал цеплялись за скалы передними копытами.

 

Упражнение 4. Исправьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций (9-й класс).

Карась вышел на двор. Карась отыскал большую лужу. Карась уселся около нее. Карась стал снимать сапоги. Остался в одних чулках. Принялся бродить по воде. В самом деле превратился в большую рыбу. После такой операции он надел сапоги сверху мокрых чулок. Он долго ходил по двору. Уже весенний лед прошел. Время стояло довольно теплое. На дворе по вечерам стояла легкая изморозь. Карась рисковал поплатиться здоровьем. Чулки на Карасе просохли. Карась стал плавать в луже. Карась повторил свою проделку. Все это было очень дико.

 

II. Построение описаний

Упражнение 1. Раскройте скобки, чтобы получились связные предложения

Путешественники с недоумением смотрели на человека. Ростом он был не выше Элли, но уже старый, (большая голова, морщинистое лицо), (пестрый жилет, полосатые брюки и длинный сюртук). В руке у него был длинный рупор, и он испуганно отмахивался им от Тотошки.

(А.Волков)

Упражнение 2. Раскройте скобки, чтобы получилось связное высказывание (5-й класс).

Внучки стояли перед печью и завороженно смотрели на булочки.
На Оле было красное платье белыми горошками. (Большой белый воротник, шитье) обнимал ее круглые плечи. Косички смешно торчали над ушами. Вся она была (крепенький, здоровенький, короткие плотные ножки). (Черные глаза, розовое лицо) глядели то насмешливо, то восхищенно, то задумчиво. Сейчас они с любопытством уставились на булочки в печи, и пламя угольков отражалось в них.
Лена стояла рядом, заложив руки за спину, и тоже глядела в печь. Она была (голубое платье, горошки). Вся тоньше, бледнее, нерешительнее и мечтательнее, чем старшая сестра. У нее было (овальное лицо, серые, слегка близорукие глаза и брови вразлет). Русые волосы лежали по плечам.

(По Н.Кончаловской)

Упражнение 3. Раскройте скобки, чтобы получилось связное высказывание. Введите в текст сравнения: серпообразные, будто на параде, как истинный гвардеец, зонтиком, как плащ

Петух был такой красивый и смелый.
На шее огненное ожерелье. Спина (серый, мелкие белые пестринки), а хвост (длинные, сине-черные перья). Выступал вперед (широкая, отливающая бронзой грудь), высоко поднимал лапы (загнутые ост-рые шпоры).
Был он храбр. Если противник не убирался, петух стремительно обрушивался на него. При этом он рас-топыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову. Его длинный хвост волочился по земле.

(По Е.Носову)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: