Принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 г.




6 июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление об образовании Конституционной комиссии для разработки новой Конституции России. На Съезде решено, что Комиссия должна состоять только из народных депутатов РСФСР. Председателем комиссии стал Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин, его заместителем - первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатов.

Задачи Конституционной комиссии: подготовка проекта новой Конституции РФ и проведение конституционной реформы, подготовка самостоятельно либо с заинтересованными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета проектов изменений и дополнений Конституции РФ после ее принятия; предварительное рассмотрение и дача заключений Съезду и Верховному Совету на другие законодательные инициативы, связанные с изменением и дополнением Конституции.

Первый проект Конституции был подготовлен уже к осени 1990 года. В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию и основные положения проекта Конституции. Проект был поддержан и Президентом России.

Но уже к концу 1992 года резко обострилась борьба за власть, что изменило весь ход конституционной реформы - каждая из противоборствующих сторон - Президент и руководство Верховного Совета РСФСР - предъявили свои требования, стремясь использовать проект Конституции в своих интересах.

Были подготовлены и альтернативные проекты Конституции РФ:

1. Проект рабочей группы в составе: С.М. Шахрая (руководитель), Е.Б. Абросимовой, Н.П.Азаровой, И.А.Бунина, А.В. Маслова, Г.В. Минха, Р.Г. Орехова, А.Я. Сливы, О.А. Тарасова (1992 г.) - явная приверженность естественно-правовой доктрине прав человека (провозглашалось, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения; права и свободы подразделялись на личные, социально-экономические и политические, институту защиты прав и свобод посвящалась отдельная глава). В отличие от проекта Конституционной комиссии в проекте группы С.М. Шахрая не было раздела о гражданском обществе, и в целом проект имел характер скорее «государственного», нежели «общественного»; не было определения (характеристики) самого государства и положений о порядке внесения изменений в Конституцию.

2. Проект Политсовета Российского Движения демократических реформ в составе: мэра Санкт-Петербурга А.А. Собчака, мэра Москвы Г.Х. Попова, С.С. Алексеева, Ю.Х. Калмыкова и С.А. Хохлова (1992 года, shpora.su) - отделили «основные права и свободы человека и гражданина» от «прав и обязанностей гражданина РФ»; форма государственного устройства России - федерация, в состав которой входят республики, губернии и автономные национальные сообщества. Равенства субъектов Федерации в проекте не предполагалось. Президент - глава государства (а не глава исполнительной власти), высшее должностное лицо, обеспечивающее единство государственности, незыблемость конституционного строя, гарант Конституции.

3. Проекты народных депутатов-коммунистов - с 1990 по 1993 гг. они предложили три проекта Конституции России; наиболее примечательный - проект, подготовленный депутатской фракцией «Коммунисты России» Верховного Совета РФ. Обстоятельная глава о социальной политике, закрепляющая задачи государства по обеспечению реализации гражданином его способностей и дарований, а также основы национальной политики. Исключение института президентства. Высший законодательный орган - Верховный Совет (Совет Республики и Федеральный Совет), высший исполнительный и распорядительный орган - Совет министров.

4. Проект Президента РФ - нет понятия «конституционный строй»; предпринята попытка соединить общие принципы (характеристики) государства с основами статуса человека и гражданина - РФ есть демократическое правовое светское федеративное государство, высшими ценностями которого являются человек, его достоинство, неотъемлемые права и свободы. Высшим законодательным органом является парламент (Совет Федерации и Государственная Дума), исполнительным - Правительство РФ. Президент выведен из системы разделения властей и обозначен как самостоятельный субъект власти.

Инициативу выхода с собственным проектом Конституции Президент Б.Н. Ельцин обосновал в Указе от 12 мая 1993 года «О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ»: преодоление конституционного кризиса и осуществление демократических реформ возможным только путем скорейшего принятия российской Конституции. 12 мая 1993 года Президент издал распоряжение «О составе рабочей комиссии по доработке проекта Конституции РФ» - доработка президентского проекта Конституционным совещанием.

Верховный Совет РФ в ответ сформировал комитет по конституционному законодательству.

Это усугубило противостояние между Верховным Советом и Президентом России - некоторые депутаты и большая часть экспертов Конституционной комиссии (Верховный Совет) перешли на сторону Президента и приняли участие в работе Конституционного совещания (Президент).

Указом Президента РФ от 2 июня 1993 года «О порядке работы Конституционного совещания» уточнялись сроки его работы - с 5 по 16 июня 1993 года - однако работа Конституционного совещания продолжалась до начала июля, а 12 июля 1993 года проект Конституции был одобрен Президентом РФ.

По президентскому проекту изначально ГД была весьма слабым органом. Проект Конституционного совещания в некоторой степени усилил ее позиции, в том числе за счет передачи ей отдельных полномочий от СФ - утверждение председателя Правительства РФ, решение вопросов о доверии Правительству РФ или о его отставке.

Примерно в те же дни свой (обновленный) вариант представила и Конституционная комиссия. Оба проекта были направлены в регионы для согласования, результаты которого оказались неожиданными - большинство регионов поддержали проект Конституционной комиссии.

21 сентября 1993 года Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и «Обращение к гражданам России». Указ прерывал осуществление законодательной, исполнительной и контрольных функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Согласно Указу до начала работы нового двухпалатного парламента - Федерального Собрания РФ - и принятия им на себя соответствующих полномочий надлежало руководствоваться президентскими указами и правительственными постановлениями. В создавшихся обстоятельствах проект Конституционного совещания стал уже не альтернативным, а основным.

Конституционная комиссия поставила себе новую задачу - разработать механизм выхода из кризиса: проект поправок в действующую Конституцию 1978 года, Положение о досрочных выборах Президента и парламента, Положение о временном (до проведения досрочных выборов) порядке деятельности органов федеральной власти и последнюю редакцию проекта новой Конституции. 3 октября 1993 года эти документы были переданы в Верховный Совет. В Москве на некоторое время было введено чрезвычайное положение. Президент сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти, и работа над проектом Конституции возобновилась. Естественно, о проекте, подготовленном Конституционной комиссией, равно как и о других, речи уже не шло. 15 октября 1993 года Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ», которым назначил голосование на 12 декабря. В этот же день прошли выборы депутатов федерального парламента. На референдуме Конституция получила требуемое большинство голосов. В голосовании приняли участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей (54,8%). За принятие проекта Конституции России проголосовало 32 927 630 избирателей (58,4%), против - 23 431 333 человека (41,6%). Таким образом, фактически за Конституцию России проголосовала лишь четверть россиян.

Официальная дата вступления в силу Конституции России 25 декабря 1993 года. 12 декабря 1993 года - День Конституции РФ.

14.4. Основное содержание Конституции и государственное строительство современной России.

С момента принятия Конституции РФ 1993 г. вся деятельность в сфере государственного строительства направлена на построение демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

В соответствии с новым Основным законом была ликвидирована советская система государственных органов. Демократические начала, закрепленные в главном законе страны, реализуются благодаря широкому участию народа в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей.

Государственные органы стали формироваться в соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Во главе государства стоит Президент РФ, который избирается всенародным голосованием на шесть лет (до 2009 г. срок полномочий Президента РФ составлял четыре года). Согласно ст. 80 Конституции РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина и принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власт; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Законодательная власть. В Российской Федерации законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание РФ — двухпалатный парламент, нижняя палата которого называется Государственная Дума, верхняя - Совет Федерации. Первые выборы в Государственную Думу и Совет Федерации были проведены 12 декабря 1993 г. одновременно с Всенародным референдумом, результатом которого стало принятие новой Конституции РФ. Выборы проходили в соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г., утвержденным Указом Президента РФ от 1 октября 1993 г. Совет Федерации также был сформирован не в соответствии с нормами Конституции РФ, а по правилам, предусмотренным Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания РФ в 1993 г., утвержденным Указом Президента РФ от 11 октября 1993 г.

Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» ранее устанавливал, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности.

Позднее в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» Совет Федерации стал формироваться из двух представителей от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Это привело к тому, что Совет Федерации перестал играть роль заметного субъекта политических отношений и приобрел черты президентского органа, а главы регионов были отдалены от власти на федеральном уровне. Ввиду сопротивления региональных лидеров реформированию верхней палаты парламента в середине 2000 г. был создан Государственный совет при Президенте России, который должен был предоставить им возможность участвовать в обсуждении наиболее важных политических вопросов страны. Данный орган собирался не чаще одного раза в три месяца, а в промежутках между сессиями действовал президиум из семи руководителей регионов. Какой-либо значимой роли в политической жизни всей страны Государственный совет нс играл.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» не внес ничего принципиально нового.

Исполнительная власть. В Российской Федерации исполнительную власть осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ — коллегиальный орган государственной власти, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Полномочия Правительства закреплены в Конституции РФ (гл. 6) и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Федеративное устройство РФ. Россия по форме государственного устройства является федеративным государством. Первоначально Конституция РФ закрепляла положение о 89 субъектах РФ. Впоследствии число субъектов сократилось до 83 в результате объединения ряда регионов. Так, в 2003 г., как отмечалось ранее, были объединены Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, в результате чего образовался новый субъект РФ — Пермский край. В 2007 г. завершилось слияние трех субъектов РФ — Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа — в Красноярский край. В 2007 г. образован новый субъект — Камчатский край, образованный в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа. В 2008 г. Иркутская область и Усть-Ордынский автономный округ объединились в рамках нового субъекта РФ — Иркутской области. Тогда же был образован Забайкальский край, сформировавшийся в результате слияния Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

В 2014 г. на основании результатов общекрымского референдума, на котором был поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта РФ, а также Декларации о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а также предложения Республики Крым и города с особым статусом Севастополя о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым, в число субъектов РФ вошли Республика Крым и город федерального значения Севастополь (Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»). Таким образом, в настоящее время в составе России находится 85 субъектов РФ.

В 2000 г. на территории РФ были образованы федеральные округа, количество которых изначально было семь (Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ), а впоследствии, в результате выделения из Южного федерального округа

Северо-Кавказского федерального округа, стало восемь. Федеральные округа нс являются субъектами РФ, они созданы исключительно для усиления роли федерального центра на местах. Принципами их формирования и функционирования являются: общность территории, специализация хозяйства, общность и достаточность природно-ресурсного потенциала.

В федеральные округа были назначены полномочные представители Президента РФ, одна из основных задач которых — приведение законодательства субъектов федеральному законодательству, в первую очередь Конституции РФ. Несмотря на первоначальное противоборство между полномочными представителями Президента РФ и главами субъектов РФ, впоследствии стало очевидным, что первые имеют реальную власть, а вторые вынуждены ей подчиняться.

В конце 2000 г. Государственная Дума Российской Федерации утвердила в качестве государственных символов России герб в виде двуглавого орла и трехцветный флаг (бело-сине-красный). На смену гимну России 1990— 2000 гг. («Патриотическая песня» М. И. Глинки) пришел известный всем со времен СССР гимн под музыку А. В. Александрова и на стихи С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана, с переработанным С. В. Михалковым текстом.

В Российской Федерации осуществляется реформа системы государственного управления — административная реформа. Она реализуется в два этапа. Первый длился с 2003 по 2005 гг. и был направлен на оптимизацию функционирования различных субъектов государственной власти, второй этап, начавшийся в 2006 г., и продолжающийся но сей день, имеет основной задачей упростить взаимодействие между властью и обществом.

Начало Административной реформе положило Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г., в котором был поставлен вопрос о необходимости проведения административной реформы, направленной на повышение эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и создание благоприятных условий для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов.

Указ Президента РФ от 23 мая 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» определил приоритетные направления на указанный период:

· ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

· исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;

· развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;

· организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;

· завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» устанавливались конкретные мероприятия, направленные на достижение целей реформы.

В целях реализации задач, сформулированных в Послании Президента РФ, распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р были одобрены Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006—2008 гг. и план мероприятий по ее проведению. В указанный период вводятся механизмы досудебного обжалования гражданами и организациями действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц, разрабатываются типовые программы административной реформы для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, внедряется антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, разрабатываются основные стандарты государственных услуг и административные регламенты.

В дальнейшем работа в этом направлении была продолжена в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Среди основных направлений реформы названы:

· снижение избыточного государственного регулирования;

· повышение качества государственных услуг;

· повышение эффективности органов власти;

· повышение информационной открытости.

Конституцией РФ 1993 г. было установлено, что высшими органами судебной власти в Российской Федерации являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе», помимо высших судов в судебную систему входят: суды общей юрисдикции, система арбитражных судов, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи.

В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Высший Арбитражный Суд РФ был упразднен, а его функции переданы Верховному Суду РФ.

В 2006 г. начала действовать Общественная палата РФ. Она была сформирована в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 320-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» для обеспечения взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, общественного контроля за деятельностью государственного аппарата.

Значимым событием в жизни страны стала реформа МВД России, основными целями которой являлись: повышение эффективности, борьба с коррупцией, улучшение имиджа правоохранительных органов России.

Реформа МВД России была инициирована Президентом РФ Д. А. Медведевым и оформлена Указом от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Необходимость коренных изменений в МВД России назревала давно, но в этот период, ввиду множества громких правонарушений, совершенных сотрудниками милиции (дело Евсюкова, «оборотни в погонах» и др.), к этой теме было привлечено внимание как общества, так и государства. На протяжении 2009—2011 гг. были осуществлены основные мероприятия этой реформы: переименование милиции в полицию, сокращение штата сотрудников, передача некоторых обязанности другим органам власти или коммерческим структурам, изменение порядка финансирования, создание соответствующей правовой базы.

Несмотря на большой объем проделанной работы, общественность, руководство страны и МВД России не удовлетворены результатами реформы. Совершенствование системы МВД продолжилось и после 2011 г.

Процесс государственного строительства в России непрерывен. Практически ежедневно возникают проблемы как внутреннего, так и внешнего происхождения, которые требуют внесения изменений в организацию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: