Цель: изучить систему работы преподавателя-предметника со слабоуспевающими студентами на этапе адаптации при переходе от среднего (основного, полного) к профессиональному образованию.
Задачи:
- Изучить информационный банк преподавателя о результатах учебной деятельности студентов, планирования и осуществления работы со слабоуспевающими
- Ознакомиться с методическим обеспечением заданий для работы со слабоуспевающими
- Оценить теоретическую подготовленность преподавателя по вопросу преодоления неуспеваемости студентов
- Определить уровень взаимодействия преподавателя с куратором, социально-психологической службой, родителями, УВК в решении задач по успешности обучения студентов
- Наметить управленческие решения по регулированию деятельности преподавателя со слабоуспевающими студентами
Объект контроля: преподаватель-предметник, преподаватель клиницист.
Форма контроля: персональная
Методы контроля:
- наблюдение,
- собеседование с преподавателем, студентами, психологом,
- работа с документацией.
Программа наблюдения за неуспевающими студентами на занятиях
До занятия следует узнать, где сидят неуспевающие, составить схему их расположения в кабинете и, наблюдая по ходу занятия за действиями неуспевающих, выяснить ответы на вопросы, указанные ниже.
- Выполнено ли домашнее задание? Каково качество выполнения? Как проверил это преподаватель?
- Каковы восприятие и степень понимания учебного материала? Рассеянность и отвлекаемость внимания? Пассивность и инертность?
- Как воспринимается студентами темп ведения урока?
- Удалось ли вы звать интерес к уроку?
- Каково участие в уроке (фронтально, индивидуально, ответы с места, самостоятельная письменная работа) и как эта деятельность оценивается преподавателем?
- Осуществлялась ли индивидуальная помощь слабоуспевающему на занятии (контроль записей, периодические вопросы на понимание и т.п.)?
- Как усвоили учебный материал (на этапе закрепления и в беседе после занятия)?
- Знает ли преподаватель как слабоуспевающие усвоили материал? Как он это пытался выяснить?
- Какие меры принял преподаватель для подготовки неуспевающих к учебной деятельности, усвоению нового (трудного) учебного материала?
- Педагогический такт по отношению к слабоуспевающим.
Программа наблюдения за работой преподавателя на дополнительных занятиях
|
- Режим (сколько раз в неделю-месяц, время занятий), количество студентов.
- Программа занятий. Какие темы прорабатываются (все программные, наиболее трудные, с опережением или отставанием от объяснения на занятии)?
- Как ведется объяснение (как на уроке, с изменениями, более доступно)?
- Какое количество заданий, упражнений выполняется? Откуда подбирается материал (из учебника, пособия, сложнее или проще программного материала)?
- Есть ли упражнения на развитие памяти, отработку навыков?
- Каково отношение студентов к занятиям (их интерес, внимание, сосредоточенность, желание выполнять)
- Как преподаватель выясняет, все ли понято, усвоено из объяснения?
Вопросы для беседы с преподавателем о неуспевающих студентах
- Назвать неуспевающих студентов
- Дать психолого-педагогическую характеристику каждого
- Назвать причины неуспеваемости.
- Каковы конкретные пробелы в знаниях и навыках студентов?
- Имеется ли план работы с неуспевающими. (в т.ч. индивидуальный и тематический учет ЗУНов), и как он выполняется?
- Каково положение дел по журналу, технокарте урока, тетрадям студентов?
- Как часто неуспевающих спрашивают на уроке, и как оценивается их учебная деятельность? Если не спрашивают, то почему?
- Какая индивидуальная работа проводится? Влияет ли она на качество знаний и поведение студента?
- Какую форму работы предпочитает преподаватель и почему?
- Как сами студенты относятся к своим успехам и неудачам в учении?
- Возможно ли преодоление неуспеваемости данного студента и что для этого надо сделать? Если нет, то почему?
- Нуждается ли преподаватель в теоретической консультации по вопросам преодоления неуспеваемости? Что читал по данной проблеме? В какой литературе нашел ответ на интересующий его вопрос?
- Кто может помочь в преодолении неуспеваемости (куратор, родители, администрация, общественные организации, социально-психологическая служба)?
- Какая работа проводится во внеаудиторное время?
- Какую работу проводит преподаватель по профилактике неуспеваемости?
Проблема неуспеваемости среди студентов была и будет актуальна в современном обществе. В отличие от неуспевающих школьников, неуспевающие студенты практически не являются объектом психологических исследований. И это вполне объяснимо. Студенты, не сдавшие сессию в отведенное для этого время, как правило, отчисляются за неуспеваемость, попадая лишь в статистическую отчетность. Для того, чтобы сохранить контингент студентов и необходима совместная и плодотворная работа с неуспевающими студентами, чтобы они не стали следующими в статистической очереди и не были отчислены. Если работа будет выполняться на сто процентов, то можно будет в несколько раз уменьшить число неуспевающих студентов и сохранить контингент студентов, поступивших в колледж.
|