при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики




Коррупционные риски в ГП «НК «Кыргыз темир жолу»

 

Название коррупционного риска Описание коррупционного риска Причины Предварительные меры
Коррупционная зона №1 Формирование и исполнение бюджета
1. Завышение стоимости и объема работ. ГП «НК «Кыргыз темир жолу» (КТЖ), являясь хозрасчетным государственным предприятием, самостоятельно формирует бюджет будущих расходов на содержание железнодорожного хозяйства, а также определяет приоритетность направления средств по данным расходам и капиталовложениям, предусмотренных для усиления материально-технической базы предприятия. Нормативное планирование затрат в системе КТЖ основывается на коэффициентном методе пересчета старых базисных цен СНИПов и методик, утративших юридическую силу и использующихся в режиме добровольного применения. Т.е. используются материалы 70-80-х годов, которые были рассчитаны на технику и технологию производства работ того периода (ГОСТы и СНиПы, введенные в действие с 1984 по 1991 гг). При расчете сметной стоимости по СНИПам, утвержденным в советское время и утративших силу, происходит значительное увеличение сметной стоимости строительных работ в отличие от рыночной договорной стоимости тех же самых объемов работ и услуг - такое завышение может быть достаточно удобным и выгодным для реализации возможных коррупционных схем в сфере ремонта и строительства. В частности, фактическая разница, получаемая от завышения суммы может быть использована с целью создания ресурсной базы подрядчикам и поставщикам для выплат «откатов». Осуществление планирования стоимости и объема работ, необходимых товарно-материальных затрат (ТМЗ) при фактическом отсутствии нормативов и методик определения цен, объемов необходимых затрат.   Осуществление планирования стоимости и объема работ, необходимых ТМЗ при фактическом отсутствии нормативов и методик определения цен, объемов необходимых затрат.  
2. Завышение стоимости товарно-материальных затрат (ТМЗ) при планировании ремонтно-восстановительных работ, содержание и эксплуатацию объектов железнодорожного хозяйства. Непрозрачность планирования подтверждается также отсутствием базы данных по объектам, на которых проведен ремонт по устройству железнодорожного полотна, т.е. не ведется учет балансовой стоимости. При данных обстоятельствах государственные финансовые средства могут быть неэффективно использованы, либо со стороны КТЖ могут быть показано уменьшение финансового дохода предприятия. Кроме того, возможно проведение необоснованных, повторных ремонтных работ на тех же объектах. Отсутствие надлежащего учета выполненных работ по ремонту и реконструкции объектов со стороны Министерства транспорта и дорог КР 1. Разработать и принять: - НПА, определяющий порядок планирования затрат на содержание и текущую эксплуатацию железной дороги, прошедшей реабилитацию, капитальный ремонт, реконструкцию, новое строительство; - методику установления норм амортизации в отношении железнодорожных объектов с учётом специфики территориального расположения и других особенностей эксплуатации; - Положения о порядке определения объектов, подлежащих ремонту. 2.Обеспечить утверждение разработанных нормативов в вышестоящими организациями, согласно установленному порядку.
3. Превышение объемов запланированных затрат. Со стороны КТЖ не проводится анализ причины завышения фактической себестоимости работ по сравнению с плановыми показателями. Как правило, завышение стоимости и объемов при планировании отражается не только в увеличении стоимости контрактов на ремонт железных дорог и недвижимых объектов, но и в отдельных закупках услуг на аренду техники (услуги перевозки, экскавации и пр.), объемах закупа ТМЗ – ГСМ, бензина, мазута и пр. для возможного списания «сверхобъемов». Отсутствие соответствующего контроля со стороны головного филиала КТЖ и Министерства транспорта и дорог КР. Головному офису КТЖ, упорядочить согласование объемов запланированных затрат с филиалами КТЖ.
4. Нарушение процедуры проведения тендеров. Основными коррупционными факторами при проведении тендеров являются возможность приведения предъявляемых требований под параметры конкретного участника тендера, необъективное и несвоевременное раскрытие критериев отбора победителей, непоследовательность доступа информации о проводимой закупке участников торгов и т.д. Получение коррупционных доходов за обеспечение победы участников в проводимых тендерах. Возможность «протаскивания» аффилированных компаний-победителей. 1. Дискреционные полномочия сотрудников при составлении требований к участникам тендеров. 2. Отсутствие объективных критериев по определению необходимых требований к участникам тендеров. 3. Отсутствие соответствующего контроля со стороны головного филиала КТЖ. Рассмотреть возможность передачи полномочий по проведению тендеров в Министерство транспорта и дорог КР.
5. Отсутствие политики управления кредиторской задолженностью. В КТЖ практикуются ситуации, когда подрядчики и поставщики, выполнив свои обязательства по контракту в полном объеме, не могут своевременно получить оплату за выполненный объем работ или поставку товаров – государственное предприятие объясняет задержку финансирования нехваткой средств. При наличии неполного объема необходимых денежных средств за КТЖ остается право решать, кто из подрядчиков и поставщиков получит оплату в числе первых. Данные обстоятельства вынуждают подрядчиков и поставщиков соглашаться на выплату «откатов» за погашение задолженности. Отсутствие утвержденных правил и процедур управления кредиторской задолженностью; регламента операций по распределению денежных средств при наличии недостаточных средств. Ужесточить контроль со стороны головного офиса КТЖ за деятельностью филиалов по выплатам кредиторской задолженности по выполненным контрактам.
6. Отсутствие регламентации списания товарно-материальных ценностей (ТМЦ) Отсутствие нормативов и методик определения объемов необходимых затрат на ТМЦ позволяет сотрудникам КТЖ войдя в сговор списывать «завышенные» объемы ТМЦ, что систематически подтверждается актами Счетной палаты КР. 1. Отсутствие нормативов расхода топлива и смазочных материалов на операционную технику. 2. Отсутствие системной работы по инвентаризации основных средств и ТМЦ. 1. Разработать нормативы расхода топлива и смазочных материалов на операционную технику. 2. Проведение системной работы по инвентаризации основных средств и ТМЦ со стороны головного офиса КТЖ.
7. Получение коррупционных доходов от сдачи в аренду имущества путем проведения «субъективного» отбора арендаторов Аренда особенно небольших по площади помещений (до 70 кв.м.), в том числе и отбор арендаторов, происходит по упрощенной процедуре. Отсутствие прозрачной и объективной процедуры отбора арендаторов свидетельствует о рисках получения коррупционных доходов от сдачи в аренду помещений арендаторам путем проведения субъективного отбора и возможности получения права на аренду «аффилированным» арендаторам. Также имеются факты сдачи в аренду инфраструктуры КТЖ другим юридическим лицам без отражения в бухгалтерской документации финансовых доходов в бюджете КТЖ, что является сокрытием доходов КТЖ от ревизионных органов. Кроме этого, не проводятся открытые торги по сдачи помещений в аренду, а также в состав комиссий не включаются представители ФУГИ как заинтересованного государственного органа.   Отсутствие прозрачной и объективной процедуры отбора арендаторов, при сдаче в аренду небольших по площади помещений. 1. Поручить ФУГИ провести сверку договоров аренды, прошедших согласование с ФУГИ с фактическими объектами, сданными в аренду КТЖ. 2. После сверки, расторгнуть договоры, несоответствующие требованиям законодательства; 3. Обеспечить проведение открытых торгов по сдаче в аренду помещений высвобожденных после проверки ФУГИ; 4. Рекомендовать органам прокуратуры провести проверку финансово-хозяйственной деятельности КТЖ.
8. Получение коррупционных доходов за положительные результаты администрирования заключенных контрактов на осуществление работ и услуг Контроль за реализацией контрактов и окончательный прием работ и услуг осуществляется КТЖ. Сосредоточение контролирующих функций дает возможность государственному предприятию за определенное «вознаграждение» от подрядчиков подписывать положительные акты об исполнении контрактов. В связи с этим возникает риск приема завышенных объемов выполненных работ подрядчиком; прием некачественно исполненных работ и услуг. Сосредоточение контролирующих функций в одном органе КТЖ (он же заказчик работ и услуг, контролер за ходом исполнения контрактов и ответственный за конечную приемку). 1. Рассмотреть возможность разделения функции проведения тендеров и приемки завершенных работ/услуг. 2. Создать комиссию по приемке работ/услуг состоящую не только из работников КТЖ, но и из МТиД и ФУГИ.
Коррупционная зона №2 Использование имущества и ресурсов
9. Содержание убыточного объекта КТЖ построило спортивный многопрофильный центр «Локомотив». В состав комплекса входят хоккейная площадка, большие и малые футбольные поля, фитнес-залы, залы спортивных секций и тд. При этом с объектом «Локомотив» связаны только негативные оценки. При сдаче в эксплуатацию были выявлены завышение объемов строительства и необоснованные списания товарно-материальных ценностей. После введение в эксплуатацию «Локомотив» на протяжении всего времени является убыточным. Это при том, что на территории г.Бишкек всего два полноценных ледовых катка. Убыток от содержания «Локомотива» за 2015 год – 24 млн. 309 тыс. сом, за 2016 – 9 млн 113 тыс. сом.. При этом 97% убытков приходится на выплаты заработных плат. 1. Возможное получение прибыли в обход официальной кассы и в обход бюджета КТЖ; 2. Назначение на должности по управлению комплексом «Локомотив» неквалифицированных лиц, без объявления открытого конкурса; 3. Бессистемная сдача в аренду объектов комплекса, без определения адекватной стоимости аренды и условий, а также без объявления открытого конкурса. 1. Продажа комплекса «Локомотив» с открытых торгов, целевое использование вырученных денежных средств. ЛИБО 2. Передача комплекса «Локомотив» в аутсорсинг коммерческой компании и получение чистой прибыли. ЛИБО 3. Передать комплекс «Локомотив» на баланс ГП «Мулк» для эффективного использования и экономии бюджетных средств.
10. Отсутствие системного подхода к разработке стратегии развития На современном этапе развития экономики и бизнеса даже малые предприятия и индивидуальные предприниматели составляют план стратегического развития. Также в КР в последние годы стратегическим планированием занимают и министерства, ведомства и государственные предприятия. Однако у КТЖ отсутствует план стратегического развития. Существует план развития железных дорог до 2020 года, однако само КТЖ стратегического плана не имеет. Если принимать во внимание, что непосредственно железные дороги являются хоть и основной, но не единственной коммерческой деятельностью, то необходимо заниматься планированием деятельности. Отсутствие стратегического плана является одной из причин появления коррупционных рисков, пробелов в управлении и недополучения прибыли предприятия. 1. Отсутствие реального видения перспектив развития КТЖ 2. Отсутствие системного подхода к составлению стратегических документов; 3. Отсутствие реальных расчетов по затратам и предполагаемой прибыли. 1. Разработка стратегии развития КТЖ; 2. Разработка стратегии финансовой безопасности с планированием затрат и прибыли.
11. Необоснованное присвоение структурным подразделениям статуса филиала. В КТЖ сложилась практика присвоения статуса Филиала – юридического лица с предоставлением самостоятельных полномочий своим структурным подразделением. В то время как согласно ст. 90 ГК КР Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства. В частности в КТЖ юридическим статусом филиала обладают: военизированная охрана, материально-техническое обеспечение, обеспечение электроэнергией, сигнализацией и связью и т.д. Тем самым филиалы выходят из-под контроля Фонда государственного имущества, создаются благоприятные условия для необоснованного расширения штата, возможности получения коммерческой прибыли от не профильной деятельности и распределение полученных доходов внутри филиала, без направления в государственный бюджет. 1. Нарушение действующего гражданского законодательства; 2. Незаконное присвоение самостоятельного статуса с выделением имущества, собственного бюджета, возможности оказывать коммерческие услуги; 3. Недостаточный контроль в сфере кадровой политики. 1. Обеспечить проведение МЮ КР проверки обоснованности и соответствию действующему законодательству регистрации филиалов КТЖ. 2. КТЖ оптимизировать структуру предприятия.
12. Отсутствие прозрачности при предоставлении в аренду земель и помещений. В КТЖ отсутствует разработанное Положение, регулирующее порядок сдачи земельных участков в аренду третьим лицам. В связи с чем разнятся условия и сроки предоставления земель в аренду. Также не ведется должный контроль за продлением сроков истекающих договоров или их прекращением. Неэффективно ведется работа по взысканию арендной платы и налогов с арендаторов. Данные факты также нашли свое отражение в акте Счетной палаты за 2015 год. Кроме этого, ряд договоров аренды, в нарушение действующего законодательства не представлены на согласование в ФУГИ. Отсутствие системного подхода к сдаче в аренду имущества и земельных участков может создавать устойчивые схемы между собственником и арендатором. В частности более выгодные условия по срокам и цене аренды в обмен на предоставления материальных и нематериальных благ в обход кассы предприятия. 1.Разработать Положение, регулирующее порядок сдачи земельных участков в аренду третьим лицам. 2. Обеспечить проведение со стороны ФУГИ сверки договоров аренды, прошедших согласование с ФУГИ с фактическими объектами, сданными в аренду КТЖ. 3. После сверки, расторгнуть договоры, несоответствующие требованиям законодательства.
13. Неэффективная работа по взысканию дебиторской задолженности, отказ от взыскания штрафных санкций и пени с компаний должников. Согласно предоставленных актов проверок КТЖ, аудиторами счетной палаты из года в год выделяются систематические недоработки в области взыскания дебиторской задолженности, а именно: 1) пропуски сроков исковой давности по взыскания дебиторской задолженности, не обращение в правоохранительные и судебные органы; 2) необоснованный отказ отвзыскание с должника штрафов, пени и неустоек; 3) необоснованный отказ от взыскания дебиторской задолженности с дочерних и ассоциированных компаний. По состоянию на 1 октября 2016 года не приняты меры по своевременному взысканию дебиторской задолженности на общую сумму 261 млн. 190 тыс. сом 1. Неэффективная организация работы по взысканию дебиторской задолженности. 2. Возможный сговор отдельных сотрудников с представителями компаний-должников. 1. Установление системы контроля за сроками исковой давности; 2. Образование подразделения по взысканию дебиторской задолженности или возложение данных функций на юридическое подразделение КТЖ; Либо 4. Передача функций взыскания дебиторской задолженности сторонней юридической фирме.
14. Необоснованные выплаты спонсорской помощи. Вопреки разработанного и утвержденного плана расходов (пр. 2015 и 2016 гг.) руководством КТЖ принято решение о выплате спонсорской помощи в 2015 году 33 млн.184 тыс. сом, в 2016 году 20 млн. 487 тыс. сом. 1. 1.Несоблюдение утвержденного плана расходов. 2. Несоблюдение установленного порядка согласования принимаемых решений. 3. Возможная личная заинтересованность в принятии подобных решений. 1. МТиД совместно с ФУГИ КР проверить обоснованность и необходимость выплаты спонсорской помощи со стороны КТЖ; 2. Разработать правила выделения спонсорской помощи на предприятии.
15. Выдача незаконных разрешений при согласовании должностными лицами ГП «НК «КТЖ» на размещение коммерческих и жилых объектовв пределах санитарно-защитной зоны. При проектировании городских и сельских поселений согласно СНиП 2.07.01-89 запрещается размещение жилищно-социальных объектов в пределах санитарно-защитной зоны железной дороги. Ширина санитарно-защитной зоны составляет 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. Данное ограничение не соблюдается, что представляет опасность для жизни населения и сохранность построенных объектов. Несоблюдение санитарно-защитной зоны железной дороги происходит на протяжении многих лет, что свидетельствует о наличии возможной устойчивой коррупционной схемы при разрешении данного вопроса. 1. Злоупотребление полномочиями должностными лицами ГП «НК «КТЖ» при согласовании по размещению коммерческих и жилых объектов в пределах санитарно-защитной зоны. 2. Отсутствие эффективного мониторинга законности при выдаче разрешений при размещении коммерческих и жилых объектов в пределах санитарно-защитной зоны. 1. Проведение мониторинга со стороны правоохранительных органов на предмет законности ранее выданных разрешений. 2. Создание НПА по землепользованию, позволяющих исключить возможность субъективных решений по размещению объектов и отводу земель.
Коррупционная зона № 3 Кадровая политика
16. Отсутствие прозрачного конкурса при приеме на работу Прием на работу в КТЖ осуществляется без четких выработанных квалификационных требований, без открытого объявления конкурса и т.д. 1. Отсутствие доступа к информации, касающейся вопросов трудоустройства; 2. Отсутствие на Интернет сайте КТЖ информации, касающейся имеющихся вакансий, требований, предъявляемых к таким должностям, итогах конкурсного отбора и т.д.; 3. Наличие возможного корыстного интереса при отборе и назначении на имеющиеся вакантные должности. 1. Создание на сайте КТЖ раздела «Вакансии» с подробным описанием квалификационных требований; 2. Разработка Положения о порядке проведения конкурсного отбора на замещение вакантных должностей и образование резерва кадров на выдвижение на руководящие должности.
17. Систематические нарушения при приеме, увольнении с работы и предоставлении отпусков Выносимые приказы в отношении работников КТЖ не соответствуют нормам трудового законодательства. Приказы подписываются не уполномоченными лицами. На большом количестве приказов отсутствуют подписи работников об ознакомлении. Отпуска в нарушение трудового законодательства предоставляются на не установленное количество дней (5 дней, 8 дней и т.д.). При этом со стороны руководства не ведется должного контроля.   1.Вследствие отсутствия прозрачных процедур приема на работу (см. риск №11) складывается ситуация зависимости работника от руководящих лиц разного уровня. 2.Несмотря на многократные нарушения прав работников, отсутствуют индивидуальные и коллективные жалобы со стороны работников. Что говорит об отлаженных коррупционных механизмах и систематическом слабом контроле со стороны руководства КТЖ. Рассмотреть возможность проведении проверку соблюдения норм трудового законодательства при приеме, увольнении и предоставлении отпуском в КТЖ со стороны Инспекции по трудовым вопросам с привлечением профсоюзной организации.
18. Прием лиц на временную работу Выявлены факты нарушения трудового законодательства в части заключения временных трудовых контрактов с работниками на 1-2 месяца. При этом за 2015 года приняты 55 человек с фондом заработной платы 1 млн.800 тыс. сом, за 2016 года приняты 69 человек с фондом заработной платы 2 млн. 529 тыс. сом, помимо утвержденного штатного расписания и фонда заработной платы.   1.Незнание или умышленное нарушение норм трудового законодательства. 2. Возможный сговор с целью вывода денежных средств из бюджета КТЖ. Рассмотреть возможность проведении проверку соблюдения норм трудового законодательства при приеме, увольнении и предоставлении отпуском в КТЖ со стороны Инспекции по трудовым вопросам с привлечением профсоюзной организации.
Коррупционная зона №4 Обеспечение прозрачности деятельности
19. Необоснованное ограничение доступа к документам регламентирующим деятельность КТЖ Согласно приказа КТЖ от 19.09.2013 года №573 утвержден перечень документов с грифом ДСП. В данный перечень предусматривает 163 документа. Изучение актов КТЖ показало, что отдельные документы, регламентирующие финансово-экономическую деятельность необоснованно включены перечень документов ограниченного доступа. Ограничение доступа граждан к информации, не влияющей на вопросы обеспечения безопасности КТЖ, создает благоприятные условия для возникновения коррупционных проявлений. 1. Умышленное необоснованное ограничение доступа к информации о деятельности КТЖ. 2. Создание искусственных препятствий к открытости и прозрачности в работе. 1. МТиД КР образовать межведомственную комиссию по рассмотрению обоснованности присвоения грифов ограничительного доступа нормативной документации КТЖ; 2. Обеспечить возможность присвоения ограничительных грифов исключительно документации, касающейся обеспечения безопасности в системе железнодорожного транспорта и путей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: