Структура психики человека.




Структура психики:

Психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Психические процессы

Психические процессы. Выделение психических процессов – сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистического представления об окружающем мире еще в период становления психологии как науки. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. При этом нужно иметь в виду, что конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. Отсюда – непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями на нервную систему, так и раздражениями, исходящими от внутренней среды организма. Выделяют три класса психических процессов:

- познавательные, или когнитивные, обеспечивающие отражение окружающего мира (ощущения, восприятия, представление, внимание, память, мышление, воображение);

- эмоционально-волевые, или процессы психической регуляции, обеспечивающие особенности поведения и деятельности (чувственные переживания, волевые усилия, мотивация, целеобразование, процессы контроля, принятие решений);

- коммуникативные, обеспечивающие взаимодействие людей как при выполнении совместных действий, так и в ситуациях межличностного общения (невербальное и вербальное общение).

Психические состояния.

Согласно определению Н.Д. Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т. д. В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами.

Психические состояния различаются по ряду характеристик. В частности, по:

- уровню и форме эмоциональности (эмоциональные: стыд, печаль, агрессивность, радость и др.);

- уровню интенсивности (активационные);

- уровню психофизиологического ресурса (тонические);

- уровню психического напряжения (тензионные);

- продолжительности состояния (временные);

- знаку состояния (благоприятные, неблагоприятные).

Психические свойства личности - это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обусловливающие особенности ее поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или даже всей жизни.

Психические свойства: Направленность, Темперамент, Характер, Способности.

Между психическими процессами, состояниями и свойствами существует тесная взаимосвязь. Например, свойства темперамента или характера во многом предопределяют то или иное психическое состояние в конкретной ситуации.

Структура психики.

Традиционно в психике выделяют сознательные и неосознаваемые области.

Сознание – высшая форма отражения окружающей действительности (только человек обладает сознанием). Эмпирически сознание выступает как непосредственно меняющееся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.

Для сознания характерно:

1.Рефлексивная способность (познание психических процессов и самого себя);

2.Мысленное представление и воображение действительности;

3. Тесная связь с речью (сознательное отражение всегда словесно – понятийно означено);

4.Наличие интеллектуальных схем (правила, понятия, логические операции)

5. Способность к коммуникации.

Функции сознания:

1. Отражательная;

2. Порождающая (творческая);

3. Регулятивно – оценочная;

4. Рефлексивная.

Вершиной развития сознания является САМОСОЗНАНИЕ

Структура сознания.

А.Н. Леонтьев выделил три составляющих структуры индивидуального сознания:

· чувственная ткань сознания, (чувственные образы)

· значение (умственные образы)

· личностный смысл.

Чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное „поле" и объект его деятельности. Чувственная ткань - переживание «чувства реальности».

Значение - это содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка. Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и, тем самым, сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в нее свой вклад. Значения, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека... в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытой совокупной общественной практикой». Универсальным языком значений является язык искусства - музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.

Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности для конкретного человека. Личностный смысл связан с интересами, потребностями, мотивами человека. Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий (личностный) смысл. Например, все дети хотели бы получать пятерки. Отметка «пять» имеет общее для них всех значение, закрепленное социальным нормативом. Однако для одного эта пятерка - показатель его знаний, способностей, для другого - символ того, что он лучше других, для третьего - способ добиться обещанного подарка от родителей и т.п. Т.о., содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом.

А.В. Петровский

Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. (ощущение и восприятие, память, воображение и мышление). Мысленное представление и воображение действительности. Наличие интеллектуальных схем (правила, понятия, логические операции).

В сознание человека входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего, общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных качеств сознания является язык. Язык – это особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык становиться реальным сознанием этого человека.

Функции:

Закрепление в сознании различий субъекта и объекта, то есть, что принадлежит «Я» человека и «не-«Я»». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Рефлексивная способность сознания.

Обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы. Любое нарушение целеполагания (то есть нарушение способности осуществить целеполагающую деятельность)– это нарушение сознания.

Особенности:

Тесная связь с речью (сознательное отражение всегда словесно – понятийно означено). Формируется только в человеческой деятельности.

Л. С. Выготский (1896-1934).

Высшие психические функции составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием.

Высшие психические функции выражаются в формах произвольной деятельности (п роизвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.).

ВПФ произвольны, опосредованы, социальны

 

Повторим, сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Важнейший орган психической деятельности — кора головного мозга, обеспечивающая сложную психическую деятельность человека. Вся поверхность полушарий может быть разделена на области, имеющие неодинаковое функциональное значение. Так, анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры, слуховых — в височной, осязательных — в теменной и т.д. В психической жизни человека особая роль принадлежит лобным долям. Многочисленные данные показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере человека.

Активное изучение явления функциональной асимметрии полушарий головного мозга (распределение психических функций между полушариями) началось в конце 60-х гг. ХХ века и связано в первую очередь с именем американского психоневролога Р. Сперри. Вероятно, возникшая в эволюции функциональная асимметрия мозга позволила более экономно использовать пространство для обработки информации, избегая дубликата функций. В процессе эволюции произошло развитие глубокой специализации функций левого и правого полушарий. При этом сохранены определенные потенциальные возможности для компенсации одного полушария другим.

Распределение психологических функций между полушариями головного мозга человека.

Левое полушарие Правое полушарие
-отвечает за логическое мышление, анализирует факты, обрабатывает информацию последовательно по этапам (последовательное мышление) обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза); - обрабатывает вербальную информацию: отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму; - запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание; - способно понимать только буквальный смысл слов того, что слышим или читаем; - планирует будущее; - контролирует движения правой половины тела; - отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений, различение ритма музыки; - отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами; - отвечает за планирование. - отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки; - отвечает за интуицию и интуитивную оценку; -одновременно обрабатывает разнообразную информацию; - рассматривает проблему в целом, без анализа; - реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза,а затем анализа); - специализируется на информации в символах и образах; - запоминает образы, лица, картины, позы, голоса; воспринимает совокупность черт как единое целое; - воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию; - ориентируется в настоящем; - контролирует движения левой половины тела; - отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке; - отвечает за воображение, фантазии и мечты; - художественное творчество и способности к изобразительному искусству; - отвечает за спонтанные, эмоциональные реакции.

Сравнительный анализ функциональной асимметрии и результатов теста Кеттэлла 16PF, показал, что люди с высокой добросовестностью G значимо чаще бывают левополушарными;

с высоким показателем богемности M значимо чаще бывают левополушарны, что неудивительно.

Люди с высоким уровнем изощрённости N значимо чаще бывают правополушарными.

Люди с высоким уровнем доминантности - E значимо чаще бывают леворукими.

Бессознательное

Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие “сознание”, “социальное”), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

Проблемами бессознательного наиболее активно занималась глубинная психология.

Структура человеческой психики по З. Фрейду включает в себя три основных уровня-подсистемы: сознательное, предсознательное и бесслзнательное.

- Ego — “Я”, т.е. индивидуальное сознание человека, все его мысли, чувства, планы и воспоминания; эта — центральная в большинстве случаев поведения часть души действует по принципу реальности, руководствуясь инстинктом самосохранения; - Super-Еgo — «Сверх–Я», т.е. своего рода надсознание, представляющее собой коллективный опыт тех общностей, куда включен данная личность (семьи, профессии, сословия, этноса, конфессии и т.д.); эта часть психики формируется под влиянием норм и принципов религии (грех), морали (совесть), политики и права (обязанность, долг) и других областей духовной культуры общества; для нее главное — принцип долга, отступления от которого порождают чувство вины; сверхсознание образует своего рода защитный барьер между душой личности и всеми впечатлениями реальности; причем те из них, которые противоречат воспринятыми человеком заповедям добра и зла, приличного и безобразного, не пропускаются через этот барьер в сознание, а вытесняются в нижележащую часть психики; - Id — «Оно», т.е. бессознательное в психике человека, которое управляется врожденными инстинктами, биологическими влечениями индивида; на первое место среди этих влечений Фрейд ставил половую любовь (Эрос), а на второе — страх смерти, чьей оборотной стороной выступает агрессивность (Танатос). С этой своей стороны психика подвластна принципу удовольствия, она не сдерживается ни разумом, ни моралью; зажатое между Я и Сверх-Я, бессознательное напоминает бурлящий котел, с которого бешеным давлением пара (влечением инстинктов) периодически срывает тяжелую крышку (неврозы, аффекты, стрессы).

В аналитической психологии К.Г. Юнга, так же утверждавшего, что бессознательное играет ключевую роль в душевной жизни, предложена иная структура личности. К.Г. Юнг считал, что структура психики состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Эго служит основой нашего самосознания.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые. К.Г. Юнг ввёл понятие комплекса, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и переживаний, вынесенных индивидуумом из личного или наследственного бессознательного опыта. Комплексы могут возникать вокруг самых обычных тем и оказывать сильное влияние на поведение. К.Г. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного уникален и доступен для осознания.

Наконец, более глубокий слой в структуре личности – коллективное бессознательное, представляющее собой хранилище латентных следов памяти человечества. В нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ. К.Г. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипыврожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом, есть мать, ребёнок, герой, мудрец, Солнце, плут, Бог, смерть и т.д. Наиболее важные архетипы – персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности), анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний образ мужчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы).

Пример. Карл Густав Юнг Психологические аспекты архетипа матери:

«Понятие Великой Матери происходит из истории религии и охватывает самые разнообразные отпечатления типа богини-матери » Как и каждый архетип, архетип матери имеет воистину невообразимое множество аспектов. Упомяну только некоторые типичные формы: мать или бабушка конкретного человека, крестная мать или свекровь и теща, какая-либо женщина, с которой человек находится в некоторых отношениях, а также кормилица и нянька; это может быть родоначальница или представительница белой расы — в высшем, переносном смысле — богиня, особенно, мать бога, дева (как помолодевшая мать, например, Деметра и Кора), София (как мать-возлюбленная, что-то вроде типа Кибелы-Аттиса или как дочь-возлюбленная — как помолодевшая мать); цель страстного избавления (рай, Царство Божие, Небесный Иерусалим); в более широком смысле — церковь, университет, город, страна, небо, земля, лес, море и стоячая вода; материя, преисподняя, луна, в более узком смысле — к как место рождения или происхождения — пашня, сады, утес, пещера, дерево, родник, глубокий источник и др. Этот список нисколько не притязает на исчерпывающую полноту, он указывает только лишь на существенные черты архетипа матери. Его свойство суть нечто "материнское": в конечном счете магический авторитет всего женского; мудрость и духовная высота по ту сторону рассудка; нечто благостное, нечто дающее пристанище, нечто чреватое, несущее в себе что-то, подательница роста, плодородия и пропитания; место магического преосуществления и возрождения; содействующий и помогающий инстинкт или импульс; нечто потаенное и сокрытое, нечто темно-дремучее, бездна, мир мертвых, нечто заглатывающее, обольщающее и отравляющее, нечто возбуждающее страх и неизбежное... Основную противоречивость этих свойств я там сформулировал в виде оппозиции любящей и устрашающей матери… Действия материнского комплекса различны в зависимости от того, идет ли речь о сыне или дочери. Типичными воздействиями на сына являются гомосексуальность и донжуанство, а при некоторых обстоятельствах и импотенция (Здесь однако определяющую роль играет отцовский комплекс.). При гомосексуальности гетеросексуальные компоненты застревают в бессознательной форме на матери, в случае донжуанства — мужчина бессознательно разыскивает мать "в каждой бабе"…».

Архетип матери хорошо прорабатывается у девочек при игре в «дочки-матери». Даже малышки уже укладывают кукол спать, кормят мишку из ложечки. Такая на первый взгляд простая игра помогает ребенку открыть в себе материнские качества.

Этот архетип вобрал в себя всю историю материнства. При недостаточном его раскрытии женщине трудно понять своих детей, ей не интересно с ними. И наоборот, если в женщине архетип матери доминирует над остальными, то она живет жизнью детей, забывая о реализации своих возможностей и талантов.

Мать – это человек, который идет с детьми рядом, корректируя их движение по жизни, но, не проживая жизнь за них.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: