Анализ по работе с одаренными детьми в образовательных учреждениях Селтинского района.




Работа с одарёнными детьми – одно из направлений работы РМК и школ района. Эта работа ведётся с детьми всех ступеней (начальной, средней, старшей) и включает различные формы работы с педагогическим и ученическим коллективами: семинары, презентации опыта работы по данной проблеме, работа проблемной группы, конкурсы исследовательских работ, участие детей в интеллектуальных играх, олимпиадах.

В течение учебного года для учителей проведены семинары «Мониторинг детской одаренности», «Исследовательская деятельность учащихся», «Понятие творчества» и др.

Заместители директоров по учебно-воспитательной работе Колесурской и Югдонской школ на заседании районного методического совета делились своим опытом работы в данном направлении. В обеих школах приняты подпрограммы «Одарённые дети». Большой упор делается на индивидуальную работу и дифференцированный подход. Используются новые технологии: проектное обучение, исследовательский метод обучения. Дети привлекаются к участию в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх-конкурсах, научно-практических конференциях.

Районные методические объединения по химии, биологии, истории и обществознания, начальных классов вопросы по работе с одарёнными детьми обсуждали на своих заседаниях. Используются и другие формы работы. Третий год работает проблемная группа учителей начальных классов по работе с одарёнными детьми, руководитель Зорина В.Н. Проводятся заседания, где обсуждаются актуальные вопросы, диагностика внимания, памяти, скорости мышления, наблюдательности и т.д. Ведется работа по разработке индивидуальных планов коррекционной работы. Учащиеся начальных классов могут проявить себя, участвуя в районных олимпиадах по математике, русскому языку и чтению, удмуртскому языку и чтению, проводимых ежегодно на базе РМК. Дети почти всех школ участвуют в международных играх-конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Зимние интеллектуальные игры», «Золотое руно», «Британский бульдог» и т.д.

В школьном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 9 образовательных учреждений, кроме Селтинской начальной школы и Уть-Сюмсинской основной школы, что составляет 82 %. Всего учащихся 5-11 классов – 919, приняло участие 1322 ученика 5-11 классов по 17 предметам, что составляет 143% от количества обучающихся в районе. В муниципальном этапе участвовало 269 человек, что составляет 20% от количества участников школьного этапа. На школьном этапе лидируют следующие предметы:русский язык (260 участников), биология (192 уч.), математика (164). На школьном уровне олимпиада по всем предметам должна проводиться с пятого класса. Однако, как показал проведенный анализ только по русскому языку, математике и английскому языку проведены олимпиады с 5 класса, по другим предметам участие приняли ученики 7-11-ых классов.

На муниципальном уровне прошли 17 предметных олимпиад из 20 предложенных Министерством образования и науки УР. Не приняли участия в таких предметах, как астрономия, французский и немецкий языки, так как эти предметы в школах района не изучаются. Поэтому считаем, что процент участия школьников во всероссийской олимпиаде составляет 100%. Всего участвовало 269 учеников с 7-го по 11 класс из 9 школ района. Наибольший интерес в этом году вызвали у школьников такие предметы, как математика и биология (28 участников), технология (27 участников), физика (26 человек). Низкий уровень эффективности участия детей по экономике (1) и информатике (4). На муниципальном уровне имеются хорошие показатели. В этом году наивысшие командные показатели зафиксированы по предметам: экология (средний показатель 54 % выполнения заданий), ОБЖ (52 %) и технология (51 %). Средний процент выполнения заданий почти по всем предметам увеличился, что говорит об улучшении подготовки к олимпиадам на школьном уровне. Количество победителей и призеров, которые перешагнули 50% порог выполнения заданий, увеличился на 44 % (в 2008 г. – 33 человека, в 2009 г. - 75 человек). Выявлены предметы, которые в этом учебном году добились существенного роста числа победителей и призеров на муниципальном этапе: технология – 16 человек из 27 участвующих, ОБЖ – 10 ч. – из 14, обществознание – 5 ч. из 14, экология -4 ч. из 5, русский язык – 6 ч. из19 участников.

Если рассматривать в разрезе школ, то в Селтинской СОШ - 37 победителей и призеров. Активное участие из года в год принимает Колесурская СОШ в олимпиаде по физкультуре (учитель Лебедева Н.В.) В этом году из школы участвовали 9 мальчиков и девочек из 18 участников и заняли 9 призовых мест. Предмет технология нынче впервые был включен в список предметов всероссийской олимпиады школьников. В ней приняли участие 27 детей. 5 призовых мест получили учащиеся Гобгуртской СОШ (учителя технологии Зворыгина Т.Ю. и Шубин Г.П.)

На республиканском этапе мы приняли участие в 4 предметах из 5 заявленных: литературе, математике, физкультуре и удмуртскому языку и литературе. Ефремов Алексей (Селтинская СОШ) вошел в десятку сильнейших.

Все это позволяет сделать вывод: в школах района улучшилась подготовка к олимпиадам, впервые была проведена полномасштабная работа по созданию банка данных участников всероссийской олимпиады школьников на муниципальном уровне.

Однако еще остаются нерешенные проблемы. Главной целью олимпиадного движения должна стать организация системы работы с одаренными и способными детьми путем построения индивидуальных образовательных траекторий, что предполагает решение следующих задач:

- реализация школьных подпрограмм «Одаренный ребенок»;

- целенаправленная подготовка к олимпиадам на школьном уровне, отслеживание, выявление и отбор одаренности ребенка;

- создание банка данных участников олимпиады и учителей-наставников, одаренных и высокомотивированных детей;

- создание максимально благоприятных условий для развития способностей детей, как в учебной, так и внеурочной деятельности.

Перспективы работы:

  1. Поиск новых форм и направлений работы с одаренными детьми.
  2. Привлечение родителей к работе по развитию творческих способностей учащихся.
  3. Активизация работы по развитию общих исследовательских умений и навыков у школьников.
  4. Привлечение детей к участию в научно-практических конференциях, конкурсах.

 


Паспорт

Программы «Одаренные дети»

(2011 – 2014 гг.)

 

Наименование программы Районная программа «Одаренные дети» (2011 – 20114 гг.)
Основание для разработки программы - Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 гг.; - Республиканская целевая программа «Дети Удмуртии» (2004 – 2008 гг.); - подпрограмма «Ребенок и образование» Республиканской целевой программы «Дети Удмуртии» (2009 – 2012 гг.).
Цель программы Создание социально-педагогической среды для выявления поддержки, обучения, воспитания и развития одаренных детей
Задачи 1. создание системы мониторинга и программно-методического сопровождения развития детей и подростков; 2. координация усилий различных общеобразовательных учреждений по работе с одаренными детьми; 3. социальная поддержка одаренных детей в районе; 4. повышение квалификации педагогов по работе с одаренными детьми.
Сроки реализации С 1 января 2011 года по 31 декабря 2014 года
Автор разработки проекта программы Управление образования Администрации МО «Селтинский район»
Исполнители мероприятий программы Управление образования Администрации МО «Селтинский район», образовательные учреждения района
Основные мероприятия программы - разработка нормативных правовых актов и иных документов по поддержке и развитию детской одаренности; - организация системы учета одаренных детей; - мероприятия с педагогическими кадрами; - мероприятия по различным направлениям работы с одаренными детьми; - мероприятия по государственной поддержке и социальной защите одаренных детей.
Источники финансирования - районный бюджет; - внебюджетные источники.
Ожидаемый результат реализации программы 1. совершенствование системы выявления, обучения, адресного сопровождения одаренных детей; 2. качественное улучшение показателей выступлений учащихся в районных, республиканских мероприятиях; 3. укрепление программно-методической и материальной базы образовательных учреждений района по работе с одаренными детьми; 4. повышение профессиональной компетенции и качества подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми.

 


Концептуальные основы.

Научно-теоретическое обоснование программы.

 

В основе теоретической разработки лежат работы:

1. психолога Лейтес Н. С., согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы;

2. психологов В. Панова, Н. С. Лейтес, в которых одаренность рассматривается как особая форма проявления творческой природы, психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа;

3. работы А. М. Матюшина, А. Я. Пономарева, которые раскрывают проблемы одаренности (содержание этого понятия, процесс воспитания одаренных детей; формирование учителя-мастера);

4. проблеме поиска, диагностики отбора, поддержки и защиты одаренных детей посвящены работы А. И. Савенкова, В. Д. Шадрикова, Л. Н. Перминова.

 

Одаренность может проявляться:

- как одаренность явная (проявленная), которая, что называется, «у всех на виду». Обычно в этом случае имеется в виду высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких, явно одаренных детей составляет 1 – 3 % от общего числа детей;

- как одаренность возрастная, т. е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

- как одаренность скрытая (потенциальная, не проявленная), т. е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или ионной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20 – 25 % от общего числа учащихся.

 

Данная программа направлена на работу с одаренными детьми в массовой школе, т. к. в такой школе имеются все типы одаренности детей.

Развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность – свидетельство их одаренности.

Одаренными учащимися считаются дети:

- имеющие более высокие по сравнению с большинством учащихся интеллектуальные способности, восприимчивость к процессу обучения;

- обладающие творческими способностями;

- обладающие доминирующей активной познавательной потребностью;

- с высокой скоростью развития интеллектуальной и творческих сфер;

- обладающие глубиной и нетрадиционностью мышления.

 

В основу Программы положены ведущие методические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолировано, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представление о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого существующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоения им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.


Основные цели и задачи Программы.

 

Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей, а также создание среды, способствующей формированию и максимально полной реализации их способностей.

 

Задачи данной программы:

1. создание системы мониторинга и программно-методического сопровождения развития детей и подростков;

2. координация усилий различных общеобразовательных учреждений по работе с одаренными детьми;

3. социальная поддержка одаренных детей;

4. повышение квалификации педагогов по работе с одаренными детьми.

 

Этапы реализации.

Этапы работы:

1 этап – Организационный:

- изучение нормативно-правовых документов по работе с ОД; опыта работы с ОД в республике, на страницах периодических изданий, методической литературы;

- разработка программы «Одаренные дети»

- создание нормативно-правовой базы по работе с ОД.

 

2 этап – Деятельностный (практический):

- подготовка кадров по работе с ОД;

- ведение мониторинга по работе с ОД;

- внедрение инновационных технологий в работе с ОД;

- разработка и проведение системы мероприятий для ОД;

- создание условий для участия в творческих конкурсах.

 

3 этап – Заключительный (итоговый):

- проведение районной конференции по итогам реализации программы «Одаренные дети»;

- выпуск методического сборника по итогам работы конференции.


Мероприятия по реализации программы «Одаренные дети»

 

I. Нормативно-правовая деятельность.

 

Наименование мероприятия Исполнитель Сумма (тыс. руб.)
       
1. Изучение нормативно-правовой базы по работе с ОД УО ОУ        
2. Разработка нормативной базы по учреждению именной премии Главы МО «Селтинский район» Администрация МО «Селтинский район», УО, РМК        
3. Создание нормативной базы по проведению районных массовых детских мероприятий (олимпиады, конкурсы, выставки, фестивали и т.д.) УО ДПШ ДЮСШ РМК        
4. Разработка Положения о стимулировании успешной профессиональной деятельности педагогов по работе с одаренными детьми УО РМК ОУ        
5. Разработка каждым ОУ района подпрограммы «Одаренные дети» ОУ        
  ИТОГО:          
  ВСЕГО:          

 

II. Организационная деятельность.

 

Наименование мероприятия Исполнитель Сумма (тыс. руб.)
       
1. Организация системы учета одаренных детей, сопровождение детской одаренности УО ОУ        
2. Учреждение именных премий Главы МО «Селтинский район» учащимся за особые успехи в изучении предметов, спортивных достижениях, техническом творчестве Администрация МО «Селтинский район», УО   По согласованию с Главой МО «Селтинский район»
3. Организация и проведение приемов одаренных детей, их родителей и педагогов Главой МО «Селтинский район» Администрация МО «Селтинский район», УО        
4. Целевая поддержка участия детей в районных, республиканских, всероссийских олимпиадах, конкурсах в области образования, культуры и спорта Администрация МО «Селтинский район», УО        
5. Создание научных обществ в образовательных учреждениях ОУ 0,1 0,1 0,1 0,1
6. Подготовка программ ДПШ по дополнительному образованию и воспитанию в дошкольных учреждениях. Организация обучения в дошкольных учреждениях ДПШ 0,5 0,5 0,5 0,5
7. Расширение перечня дополнительных образовательных услуг в ОУ района. ДПШ ОУ 0,1 0,1 0,1 0,1
8. Организация платных дополнительных образовательных услуг в ОУ района ДПШ 0,1 0,1 0,1 0,1
9. Организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности УО ОУ 2,0 2,0 2,5 2,5
10. Обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений: - приобретение электронных учебников - комплектование ОУ района учебными кабинетами по предметам - пополнение книжного фонда библиотек ОУ необходимой учебной, методической, научной, сопроводительной, справочной и художественной литературой УО ОУ 2,0 6,0 6,0 6,0
11. Организация и проведение открытых массовых мероприятий с учащимися, организация и целевая поддержка досуга одаренных детей: - учеба актива - районная выставка «Удмурт шомын» - районная олимпиада по краеведению - зимний туристический слет - районная выставка «Зеркало природы» - научно-практическая конференция по 4 направлениям (техническое, биологическое, краеведческое, прикладное творчество) - лыжный туризм - соревнование учащихся «Школа безопасности» - районный и республиканский конкурс юных исследователей окружающей среды - конкурс любительских театров моды «Новая линия» - научно-практические конференции учащихся по исследовательским работам     ДПШ ДПШ ОУ ДПШ ОУ ДПШ ОУ ДПШ ОУ ДПШ ОУ     ДПШ, ОУ ДПШ ОУ   ДПШ ОУ   РМК       0,5 0,5   0,5   0,8 0,5   1,5     0,5 1,0   0,5     0,5   1,0     0,5 0,5   0,5   0,8 0,5   1,5     0,5 1,0   0,5     0,5   1,0     1,0 0,5   0,5   0,8 0,5   1,5     0,5 1,0   0,5     0,5   1,0     1,0 0,5   0,5   0,8 0,5   1,5     0,5 1,0   0,5     0,5   1,0
  ИТОГО:   28,6 37,6 38,6 38,6
  ВСЕГО: 143,4

 

III. Мероприятия по социальной защите одаренных детей

 

Наименование мероприятия Исполнитель Сумма (тыс. руб.)
       
1. Обеспечение участия учащихся школ в районных и республиканских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т. д. - подвоз - организация питания УО     4,0 8,0     4,0 8,0     5,0 8,5     5,0 8,5
2. Премирование победителей районных предметных олимпиад, конкурсов, соревнований. УО 6,0 7,0 7,0 8,0
3. Организация работы оздоровительных профильных лагерей УО ОУ 15,0 20,0 20,0 20,0
4. Оказание поддержки детским и подростковым объединениям УО ОУ 2,0 3,0 4,0 4,0
  ИТОГО:       44,5 45,5
  ВСЕГО:    

 

IV. Сопровождение работы с одаренными детьми, работа с кадрами

 

Наименование мероприятия Исполнитель Сумма (тыс. руб.)
       
1. Научно-практические конференции, семинары по проблемам детской одаренности УО РМК ДПШ 0,5 0,5 1,0 1,0
2. Курсовая подготовка педагогов при ИПК и ПРО УО ОУ 2,0 2,0 2,5 2,5
3. Обобщение и распространение опыта работы педагогов с одаренными детьми УО ОУ 0,1 0,1 0,1 0,1
  ИТОГО:   2,6 2,6 3,6 3,6
  ВСЕГО: 12,4

 

 

         
ИТОГО 66,2 82,2 86,7 87,7
ВСЕГО 322,8

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: