Работа с одарёнными детьми – одно из направлений работы РМК и школ района. Эта работа ведётся с детьми всех ступеней (начальной, средней, старшей) и включает различные формы работы с педагогическим и ученическим коллективами: семинары, презентации опыта работы по данной проблеме, работа проблемной группы, конкурсы исследовательских работ, участие детей в интеллектуальных играх, олимпиадах.
В течение учебного года для учителей проведены семинары «Мониторинг детской одаренности», «Исследовательская деятельность учащихся», «Понятие творчества» и др.
Заместители директоров по учебно-воспитательной работе Колесурской и Югдонской школ на заседании районного методического совета делились своим опытом работы в данном направлении. В обеих школах приняты подпрограммы «Одарённые дети». Большой упор делается на индивидуальную работу и дифференцированный подход. Используются новые технологии: проектное обучение, исследовательский метод обучения. Дети привлекаются к участию в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх-конкурсах, научно-практических конференциях.
Районные методические объединения по химии, биологии, истории и обществознания, начальных классов вопросы по работе с одарёнными детьми обсуждали на своих заседаниях. Используются и другие формы работы. Третий год работает проблемная группа учителей начальных классов по работе с одарёнными детьми, руководитель Зорина В.Н. Проводятся заседания, где обсуждаются актуальные вопросы, диагностика внимания, памяти, скорости мышления, наблюдательности и т.д. Ведется работа по разработке индивидуальных планов коррекционной работы. Учащиеся начальных классов могут проявить себя, участвуя в районных олимпиадах по математике, русскому языку и чтению, удмуртскому языку и чтению, проводимых ежегодно на базе РМК. Дети почти всех школ участвуют в международных играх-конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Зимние интеллектуальные игры», «Золотое руно», «Британский бульдог» и т.д.
|
В школьном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 9 образовательных учреждений, кроме Селтинской начальной школы и Уть-Сюмсинской основной школы, что составляет 82 %. Всего учащихся 5-11 классов – 919, приняло участие 1322 ученика 5-11 классов по 17 предметам, что составляет 143% от количества обучающихся в районе. В муниципальном этапе участвовало 269 человек, что составляет 20% от количества участников школьного этапа. На школьном этапе лидируют следующие предметы:русский язык (260 участников), биология (192 уч.), математика (164). На школьном уровне олимпиада по всем предметам должна проводиться с пятого класса. Однако, как показал проведенный анализ только по русскому языку, математике и английскому языку проведены олимпиады с 5 класса, по другим предметам участие приняли ученики 7-11-ых классов.
На муниципальном уровне прошли 17 предметных олимпиад из 20 предложенных Министерством образования и науки УР. Не приняли участия в таких предметах, как астрономия, французский и немецкий языки, так как эти предметы в школах района не изучаются. Поэтому считаем, что процент участия школьников во всероссийской олимпиаде составляет 100%. Всего участвовало 269 учеников с 7-го по 11 класс из 9 школ района. Наибольший интерес в этом году вызвали у школьников такие предметы, как математика и биология (28 участников), технология (27 участников), физика (26 человек). Низкий уровень эффективности участия детей по экономике (1) и информатике (4). На муниципальном уровне имеются хорошие показатели. В этом году наивысшие командные показатели зафиксированы по предметам: экология (средний показатель 54 % выполнения заданий), ОБЖ (52 %) и технология (51 %). Средний процент выполнения заданий почти по всем предметам увеличился, что говорит об улучшении подготовки к олимпиадам на школьном уровне. Количество победителей и призеров, которые перешагнули 50% порог выполнения заданий, увеличился на 44 % (в 2008 г. – 33 человека, в 2009 г. - 75 человек). Выявлены предметы, которые в этом учебном году добились существенного роста числа победителей и призеров на муниципальном этапе: технология – 16 человек из 27 участвующих, ОБЖ – 10 ч. – из 14, обществознание – 5 ч. из 14, экология -4 ч. из 5, русский язык – 6 ч. из19 участников.
|
Если рассматривать в разрезе школ, то в Селтинской СОШ - 37 победителей и призеров. Активное участие из года в год принимает Колесурская СОШ в олимпиаде по физкультуре (учитель Лебедева Н.В.) В этом году из школы участвовали 9 мальчиков и девочек из 18 участников и заняли 9 призовых мест. Предмет технология нынче впервые был включен в список предметов всероссийской олимпиады школьников. В ней приняли участие 27 детей. 5 призовых мест получили учащиеся Гобгуртской СОШ (учителя технологии Зворыгина Т.Ю. и Шубин Г.П.)
На республиканском этапе мы приняли участие в 4 предметах из 5 заявленных: литературе, математике, физкультуре и удмуртскому языку и литературе. Ефремов Алексей (Селтинская СОШ) вошел в десятку сильнейших.
|
Все это позволяет сделать вывод: в школах района улучшилась подготовка к олимпиадам, впервые была проведена полномасштабная работа по созданию банка данных участников всероссийской олимпиады школьников на муниципальном уровне.
Однако еще остаются нерешенные проблемы. Главной целью олимпиадного движения должна стать организация системы работы с одаренными и способными детьми путем построения индивидуальных образовательных траекторий, что предполагает решение следующих задач:
- реализация школьных подпрограмм «Одаренный ребенок»;
- целенаправленная подготовка к олимпиадам на школьном уровне, отслеживание, выявление и отбор одаренности ребенка;
- создание банка данных участников олимпиады и учителей-наставников, одаренных и высокомотивированных детей;
- создание максимально благоприятных условий для развития способностей детей, как в учебной, так и внеурочной деятельности.
Перспективы работы:
- Поиск новых форм и направлений работы с одаренными детьми.
- Привлечение родителей к работе по развитию творческих способностей учащихся.
- Активизация работы по развитию общих исследовательских умений и навыков у школьников.
- Привлечение детей к участию в научно-практических конференциях, конкурсах.
Паспорт
Программы «Одаренные дети»
(2011 – 2014 гг.)
Наименование программы | Районная программа «Одаренные дети» (2011 – 20114 гг.) |
Основание для разработки программы | - Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 гг.; - Республиканская целевая программа «Дети Удмуртии» (2004 – 2008 гг.); - подпрограмма «Ребенок и образование» Республиканской целевой программы «Дети Удмуртии» (2009 – 2012 гг.). |
Цель программы | Создание социально-педагогической среды для выявления поддержки, обучения, воспитания и развития одаренных детей |
Задачи | 1. создание системы мониторинга и программно-методического сопровождения развития детей и подростков; 2. координация усилий различных общеобразовательных учреждений по работе с одаренными детьми; 3. социальная поддержка одаренных детей в районе; 4. повышение квалификации педагогов по работе с одаренными детьми. |
Сроки реализации | С 1 января 2011 года по 31 декабря 2014 года |
Автор разработки проекта программы | Управление образования Администрации МО «Селтинский район» |
Исполнители мероприятий программы | Управление образования Администрации МО «Селтинский район», образовательные учреждения района |
Основные мероприятия программы | - разработка нормативных правовых актов и иных документов по поддержке и развитию детской одаренности; - организация системы учета одаренных детей; - мероприятия с педагогическими кадрами; - мероприятия по различным направлениям работы с одаренными детьми; - мероприятия по государственной поддержке и социальной защите одаренных детей. |
Источники финансирования | - районный бюджет; - внебюджетные источники. |
Ожидаемый результат реализации программы | 1. совершенствование системы выявления, обучения, адресного сопровождения одаренных детей; 2. качественное улучшение показателей выступлений учащихся в районных, республиканских мероприятиях; 3. укрепление программно-методической и материальной базы образовательных учреждений района по работе с одаренными детьми; 4. повышение профессиональной компетенции и качества подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми. |
Концептуальные основы.
Научно-теоретическое обоснование программы.
В основе теоретической разработки лежат работы:
1. психолога Лейтес Н. С., согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы;
2. психологов В. Панова, Н. С. Лейтес, в которых одаренность рассматривается как особая форма проявления творческой природы, психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа;
3. работы А. М. Матюшина, А. Я. Пономарева, которые раскрывают проблемы одаренности (содержание этого понятия, процесс воспитания одаренных детей; формирование учителя-мастера);
4. проблеме поиска, диагностики отбора, поддержки и защиты одаренных детей посвящены работы А. И. Савенкова, В. Д. Шадрикова, Л. Н. Перминова.
Одаренность может проявляться:
- как одаренность явная (проявленная), которая, что называется, «у всех на виду». Обычно в этом случае имеется в виду высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких, явно одаренных детей составляет 1 – 3 % от общего числа детей;
- как одаренность возрастная, т. е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
- как одаренность скрытая (потенциальная, не проявленная), т. е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или ионной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20 – 25 % от общего числа учащихся.
Данная программа направлена на работу с одаренными детьми в массовой школе, т. к. в такой школе имеются все типы одаренности детей.
Развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность – свидетельство их одаренности.
Одаренными учащимися считаются дети:
- имеющие более высокие по сравнению с большинством учащихся интеллектуальные способности, восприимчивость к процессу обучения;
- обладающие творческими способностями;
- обладающие доминирующей активной познавательной потребностью;
- с высокой скоростью развития интеллектуальной и творческих сфер;
- обладающие глубиной и нетрадиционностью мышления.
В основу Программы положены ведущие методические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолировано, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представление о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого существующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоения им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Основные цели и задачи Программы.
Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей, а также создание среды, способствующей формированию и максимально полной реализации их способностей.
Задачи данной программы:
1. создание системы мониторинга и программно-методического сопровождения развития детей и подростков;
2. координация усилий различных общеобразовательных учреждений по работе с одаренными детьми;
3. социальная поддержка одаренных детей;
4. повышение квалификации педагогов по работе с одаренными детьми.
Этапы реализации.
Этапы работы:
1 этап – Организационный:
- изучение нормативно-правовых документов по работе с ОД; опыта работы с ОД в республике, на страницах периодических изданий, методической литературы;
- разработка программы «Одаренные дети»
- создание нормативно-правовой базы по работе с ОД.
2 этап – Деятельностный (практический):
- подготовка кадров по работе с ОД;
- ведение мониторинга по работе с ОД;
- внедрение инновационных технологий в работе с ОД;
- разработка и проведение системы мероприятий для ОД;
- создание условий для участия в творческих конкурсах.
3 этап – Заключительный (итоговый):
- проведение районной конференции по итогам реализации программы «Одаренные дети»;
- выпуск методического сборника по итогам работы конференции.
Мероприятия по реализации программы «Одаренные дети»
I. Нормативно-правовая деятельность.
№ | Наименование мероприятия | Исполнитель | Сумма (тыс. руб.) | |||
1. | Изучение нормативно-правовой базы по работе с ОД | УО ОУ | ||||
2. | Разработка нормативной базы по учреждению именной премии Главы МО «Селтинский район» | Администрация МО «Селтинский район», УО, РМК | ||||
3. | Создание нормативной базы по проведению районных массовых детских мероприятий (олимпиады, конкурсы, выставки, фестивали и т.д.) | УО ДПШ ДЮСШ РМК | ||||
4. | Разработка Положения о стимулировании успешной профессиональной деятельности педагогов по работе с одаренными детьми | УО РМК ОУ | ||||
5. | Разработка каждым ОУ района подпрограммы «Одаренные дети» | ОУ | ||||
ИТОГО: | ||||||
ВСЕГО: |
II. Организационная деятельность.
№ | Наименование мероприятия | Исполнитель | Сумма (тыс. руб.) | |||
1. | Организация системы учета одаренных детей, сопровождение детской одаренности | УО ОУ | ||||
2. | Учреждение именных премий Главы МО «Селтинский район» учащимся за особые успехи в изучении предметов, спортивных достижениях, техническом творчестве | Администрация МО «Селтинский район», УО | По согласованию с Главой МО «Селтинский район» | |||
3. | Организация и проведение приемов одаренных детей, их родителей и педагогов Главой МО «Селтинский район» | Администрация МО «Селтинский район», УО | ||||
4. | Целевая поддержка участия детей в районных, республиканских, всероссийских олимпиадах, конкурсах в области образования, культуры и спорта | Администрация МО «Селтинский район», УО | ||||
5. | Создание научных обществ в образовательных учреждениях | ОУ | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
6. | Подготовка программ ДПШ по дополнительному образованию и воспитанию в дошкольных учреждениях. Организация обучения в дошкольных учреждениях | ДПШ | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
7. | Расширение перечня дополнительных образовательных услуг в ОУ района. | ДПШ ОУ | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
8. | Организация платных дополнительных образовательных услуг в ОУ района | ДПШ | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
9. | Организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности | УО ОУ | 2,0 | 2,0 | 2,5 | 2,5 |
10. | Обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений: - приобретение электронных учебников - комплектование ОУ района учебными кабинетами по предметам - пополнение книжного фонда библиотек ОУ необходимой учебной, методической, научной, сопроводительной, справочной и художественной литературой | УО ОУ | 2,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 |
11. | Организация и проведение открытых массовых мероприятий с учащимися, организация и целевая поддержка досуга одаренных детей: - учеба актива - районная выставка «Удмурт шомын» - районная олимпиада по краеведению - зимний туристический слет - районная выставка «Зеркало природы» - научно-практическая конференция по 4 направлениям (техническое, биологическое, краеведческое, прикладное творчество) - лыжный туризм - соревнование учащихся «Школа безопасности» - районный и республиканский конкурс юных исследователей окружающей среды - конкурс любительских театров моды «Новая линия» - научно-практические конференции учащихся по исследовательским работам | ДПШ ДПШ ОУ ДПШ ОУ ДПШ ОУ ДПШ ОУ ДПШ ОУ ДПШ, ОУ ДПШ ОУ ДПШ ОУ РМК | 0,5 0,5 0,5 0,8 0,5 1,5 0,5 1,0 0,5 0,5 1,0 | 0,5 0,5 0,5 0,8 0,5 1,5 0,5 1,0 0,5 0,5 1,0 | 1,0 0,5 0,5 0,8 0,5 1,5 0,5 1,0 0,5 0,5 1,0 | 1,0 0,5 0,5 0,8 0,5 1,5 0,5 1,0 0,5 0,5 1,0 |
ИТОГО: | 28,6 | 37,6 | 38,6 | 38,6 | ||
ВСЕГО: | 143,4 |
III. Мероприятия по социальной защите одаренных детей
№ | Наименование мероприятия | Исполнитель | Сумма (тыс. руб.) | |||
1. | Обеспечение участия учащихся школ в районных и республиканских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т. д. - подвоз - организация питания | УО | 4,0 8,0 | 4,0 8,0 | 5,0 8,5 | 5,0 8,5 |
2. | Премирование победителей районных предметных олимпиад, конкурсов, соревнований. | УО | 6,0 | 7,0 | 7,0 | 8,0 |
3. | Организация работы оздоровительных профильных лагерей | УО ОУ | 15,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 |
4. | Оказание поддержки детским и подростковым объединениям | УО ОУ | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 4,0 |
ИТОГО: | 44,5 | 45,5 | ||||
ВСЕГО: |
IV. Сопровождение работы с одаренными детьми, работа с кадрами
№ | Наименование мероприятия | Исполнитель | Сумма (тыс. руб.) | |||
1. | Научно-практические конференции, семинары по проблемам детской одаренности | УО РМК ДПШ | 0,5 | 0,5 | 1,0 | 1,0 |
2. | Курсовая подготовка педагогов при ИПК и ПРО | УО ОУ | 2,0 | 2,0 | 2,5 | 2,5 |
3. | Обобщение и распространение опыта работы педагогов с одаренными детьми | УО ОУ | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
ИТОГО: | 2,6 | 2,6 | 3,6 | 3,6 | ||
ВСЕГО: | 12,4 |
ИТОГО | 66,2 | 82,2 | 86,7 | 87,7 |
ВСЕГО | 322,8 |