Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)
ЦИКЛ 3 «ГИМНОГРАФИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА И СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ»
ТЕМА 3.5.2. Страстная Седмица. Великий Вторник.
Страстная Седмица - Пасха Крестная.
Великий Вторник. Гимнография.
1. Богослужение Страстной Седмицы выделяется среди богослужений годового круга особенной крестной тематикой и созерцательной глубиной.
2. Во второй день Страстной Седмицы (Великий Вторник) мы вспоминаем притчи о Царстве Небесном – о десяти девах, о талантах, а также слова Господа о Страшном суде (Утр. - Мф. XXII, 15 - XXIII, 39. Лит. - Мф. XXIV, 36 - XXVI, 2)
Притчи о Царстве Небесном – о смысле жизни и смерти, о состоянии, в котором открывается подлинный лик человека, обнажённого перед правдой Божией, правдой Любви. Говорит эти притчи Христос, идущий на смерть ради человека, из любви к нему. Поэтому и содержание этих трёх Христовых речений — о любви и о той ответственности, что ложится на каждого человека, несущего в себе талант любви — дар Бога Человеколюбца.
Разные сюжеты, но основа одна — ответ перед Богом за главную задачу нашей жизни: научиться любить тех, с кем Господь дал прожить нашу небольшую жизнь.
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК. ИЗ ТРИОДИ ПОСТНОЙ | |
ПОВЕЧЕРИЕ | |
Трипеснец прп. Андрея Критского. Из Песни 2. Пойдем со Христом к горе Елеонстей, тайно со апостолы соводворимся Ему | Перевод: Пойдем со Христом к горе Елеонской таинственно, с апостолами водворимся с Ним |
Готови сама себе, о душе моя, ко исходу: пришествие приближается неумолимаго Судии | Готовь саму себя к исходу, о душа моя: пришествие приближается неподкупного Судии |
Седален, глас 2. Милосердием движимь Христе, волею предыдеши страдати благодетелю, хотяй страстей нас избавити, и еже во аде осуждения. Темже честная Твоя воспеваем страдания, и славим Спасе, крайнее Твое вси схождение | Милосердием движимый, Христе, Ты добровольно выходишь на страдания, Благодетель, желая нас избавить от страстей, и от осуждения на заключение во аде. Потому мы воспеваем священные Твои страдания, и славим все Твое, Спаситель, крайнее снисхождение |
Из Песни 9. Слышала еси душе моя, Судии предвозглашающу, и учащу тя времене кончины: готови яже на исход дела, да не яко неискусна, Бога отвержена будеши | Слышала ты, душа моя, как Судия заранее провозглашает и учит о времени кончины: готовь к исходу свои дела, чтобы не быть, как ни к чему не годная, отвергнутой Богом |
УТРЕНЯ | |
Тропарь, глас 8. Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас | Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас! |
Седален по 1-й кафизме. Жениха, братие, возлюбим, свещи своя украсим, в добродетелех сияюще и вере правой: да яко мудрыя Господни девы, готови внидем с Ним на браки: Жених бо дары, яко Бог, всем подает нетленный венец | С любовью, братия, примем Жениха, приготовим свои светильники, добродетелями сияя и правой верою, чтобы нам, как разумным Господним девам, быть готовыми войти с Ним на брачные торжества, ибо подает Жених, как Бог, в дар всем венец нетленный |
Кондак. Час конца помысливши, и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова | О часе конца помысли, душа, и участи срубленной смоковницы убоявшись, над данным тебе талантом потрудись, несчастная, бодрствуя и взывая: "Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!" |
Икос. Что унываеши, душе моя окаянная; что мечтаеши безвременно попечения неполезная; что упражняешися к мимотекущим; последнейший час есть отселе, и разлучитися имамы от сущих зде. Дондеже время имаши, возникни, зовущи: согреших Ти, Спасе мой, не посеци мене, якоже неплодную смоковницу, но яко благоутробен, Господи, ущедри со страхом зовущую: да не пребуду вне чертога Христова | Что в нерадении пребываешь, душа моя несчастная? Что не вовремя мечтаешь в заботах о бесполезном? Что занимаешься бесследно утекающим? Последний час отныне наступил, и предстоит нам со всем здешним разлучиться. Доколе имеешь время, отрезвись, взывая: "Согрешила я пред Тобою, Спаситель мой, не сруби меня как бесплодную смоковницу, но как милосердный, Господи, пожалей со страхом восклицающую: Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!" |
Двупеснец, песнь 8. Леность далече нас отвержим, и светлыми свещами безсмертнаго Жениха Христа пением усрящим, благословите, вопиюще, дела Господня Господа | Нерадение далеко от себя отринем и со светлыми светильниками бессмертного жениха-Христа встретим песнопениями, взывая: "Благословляйте, творения, Господа!" |
Ексапостиларий: Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя | Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня |
Стихира. Во светлостех святых Твоих, како вниду недостойный? Аще бо дерзну совнити в чертог, одежда мя обличает, яко несть брачна, и связан извержен буду от ангелов. Очисти Господи, скверну души моея, и спаси мя яко Человеколюбец | В светлый сонм святых Твоих как войду я, недостойный? Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, – одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак, и, связанный, изгнан буду Ангелами. Очисти, Господи, скверну души моей и спаси меня, как Человеколюбец |
ВЕЧЕРНЯ | |
Душевною леностию воздремався, не стяжах Женише Христе, горяща светильника иже от добродетелей, и девам уподобихся буим, во время делания глумляся. Утробы щедрот Твоих не затвори мне Владыко, но оттряс мой омраченный сон, возстави, и с мудрыми введи девами в чертог Твой, идеже глас чистый празднующих, и вопиющих непрестанно: Господи, слава Тебе | От душевного нерадения задремав, не приобрел я, Жених мой, Христе, светильника, горящего добродетелями, и уподобился девицам неразумным, во время работы мечтая. Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка, но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни, и с разумными девами введи в Твой брачный чертог, где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно: "Господи, слава Тебе!" |
Женише, добротою красный паче всех человек, призвавый нас к трапезе духовней чертога Твоего, нелепый мой зрак прегрешений совлецы причастием страданий Твоих, и одеждею славы украсив Твоея красоты сообедника светла мя покажи Твоего Царствия, яко Милосерд | Жених, цветущий красотою более всех людей, призвавший нас на пиршество духовное брачного чертога Твоего! Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки участием в Твоих страданиях и, славы одеянием украсив, красоты Твоей сотрапезником сияющим меня яви в Твоем Царстве, как Милосердный! |
Исхода чтение. Иова чтение | |
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя… | Стихи из 140-го псалма. Да исправится молитва моя, как кадило пред Тобой. Поднятие рук моих – как жертва вечерняя… |
ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ |
Первые три дня Страстной Седмицы имеют отпуст: «Грядый на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш…».
|
|
|
ВЫВОДЫ ______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________