МежРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
И НАДРЕГИОНАЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ
В РАЗВИТИИ школьного спорта
Глобально понимаемый процесс развития системы физического воспитания обучающихся Российской Федерации допускает лишь условное существование официальных границ. Опыт творческой деятельности, педагогический поиск и мастерство, потребность в передаче накопленных знаний коллегам подвластны исключительно границам в профессиональном сознании.
Вместе с тем беспрепятственная диффузия и распространение методического знания требует специальных усилий и шагов, поскольку это увязано с позицией соответствующих управленческих структур субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В 2015 году появился первый за последние годы успешный опыт надрегиональной координации деятельности в сфере физической культуры и спорта. Он был реализован Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», в структуре которого функционировали методические отделы по федеральным округам.
Этот опыт принес множество позитивных эффектов: способствовал межрегиональной интеграции и диалогу, консолидации профессионального сообщества субъектов Российской Федерации, оперативному обмену актуальной информацией и передовым опытом, появлению новых форм методического взаимодействия и т.д.
Поступательно развивающаяся система организационно-методического обеспечения физического воспитания и школьного спорта в Российской Федерации сегодня представлена богатым арсеналом форматов, обеспечивающих внутрипрофессиональные коммуникации на федеральном уровне (ассоциации, съезды, конференции, форумы, всероссийские совещания и мн. др.). Эти форматы охотно воспроизводятся на своем уровне и субъектами Российской Федерации.
Последовательная и эффективная политика в данном вопросе уже получила широкое профессиональное признание и высокие оценки экспертного сообщества. Однако не до конца использованным резервом в данной деятельности, по нашему мнению, остается межрегиональное взаимодействие. Сегодня оно во многом зависит от инициативы, воли и силы притяжения самих субъектов Российской Федерации.
Справедливости ради следует заметить, что и в существующей реальности имеются успешные практики межрегионального сотрудничества, включая соответствующие состязания, научные и методические мероприятия, профессиональное общение в сети Интернет.
Так, автором данной статьи создано межрегиональное профессиональное сообщество «Методисты по физические культуры» в социальной сети «ВКонтакте», объединившее в себе более 170 заинтересованных педагогов и методистов по физическому воспитанию из регионов, входящих в Уральский федеральный округ. Это навигатор по актуальным вопросам стратегии, координации и методического обеспечения физического воспитания. Есть множество других примеров, которые, к сожалению, существуют очагово, разобщенно, вне координирующей силы.
Следует признать, что потенциальная энергия взаимодействия региональных методистов по физическому воспитанию используется еще не в полной мере, а ведь она поистине неисчерпаема и может спровоцировать взрывной рост качества методического сопровождения школьного спорта и, в частности, способствовать:
- дальнейшему эволюционированию многоуровневой вертикально-интегрированной методической инфраструктуры школьного спорта и физического воспитания обучающихся, и в целом, углублению интеграции соответствующих федеральных структур с регионами;
- проведению без искажения политики Министерства просвещения Российской Федерации в вопросах физического воспитания в ткани единого федерально-регионального пространства;
- созданию еще одного пояса влияния Министерства просвещения Российской Федерации на межрегиональные процессы в школьном спорте и физическом воспитании обучающихся;
- приближению к практикующим работникам и повышению доступности федеральных информационно-методических ресурсов;
- развитию межрегионального взаимодействия и объединению методистов и педагогических работников физкультурно-спортивного профиля на надсубъектовом уровне;
- оперативному доведение информации «на места» и получению достоверной информации о состоянии дел в субъектах Российской Федерации в формате обратной связи и, как следствие, еще более полному пониманию проблем регионов, «болевых точек», сближению профессиональной лексики;
- еще более прицельной координации с федерального уровня проектов, программ и инициатив в сфере физического воспитания и школьного спорта, реализуемых в регионах;
- оперативному оказанию помощи регионам в разрешении возникающих системных проблем и затруднений;
- гармонизации межотраслевого диалога по вопросам школьного спорта и физического воспитания детей и подростков;
- диссеминации позитивной методической энергии в сфере физического воспитания из ее федерального эпицентра на периферию, в территории страны.
В качестве механизма реализации озвученной инициативы возможно создание института уполномоченных общественных методистов по физическому воспитанию и школьному спорту в регионах страны либо по федеральным округам.
В их число могли бы войти наиболее авторитетные эксперты из субъектов Российской Федерации, имеющие необходимые компетенции и опыт организационно-методической работы в сфере физического воспитания и школьного спорта.
Для формирования кадрового корпуса таких общественных методистов возможно провести отбор кандидатов и последующее их обучение по программе профессиональной переподготовки (или повышения квалификации) «Организационно-методическое обеспечение физического воспитания и школьного спорта».
Предпосылкой для успешности внедрения описываемой модели являются заделы во взаимодействии с регионами, которые к настоящему моменту сложились на федеральном уровне. Однако этот процесс может стать еще более масштабным и глубоким.
Предложенный организационный сценарий, кроме указанных выше внутриотраслевых эффектов, направлен на межрегиональную интеграцию и, в конечном счете, на утверждение единого образовательного пространства в стране.