Юридические основание возникновения трудовых правоотношений: как фактор дифференциации




Для начала нужно определить основания возникновения трудовых правоотношений:

 

Из содержания ст. 15 ТК РФ следует, что главным основанием возникновения трудового отношения выступает трудовой договор.

 

Этот вывод подтверждается анализом содержания последующих статей ТК РФ.

В ч. 1 ст. 16 ТК РФ закреплено важнейшее положение, определяющее роль и значение трудового договора как главного, а для большинства работников — и как единственного основания возникновения трудовых отношений: «Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом».

 

В следующей части данной статьи указывается: «В случаях и порядке, которые установлены законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате избрания (выборов) на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора; фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен».

 

Из этого следует, что для многих категорий работников основанием возникновения трудового отношения являются фактические (юридические) составы, включающие юридические факты в форме правомерных действий, предусмотренных трудовым законодательством, которые предшествуют заключению трудового договора. Примером может служить юридический факт избрания по конкурсу.

 

Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если законом, иным нормативным актом или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности (ст. 18 ТК РФ).

 

Так, для научно-педагогических работников высших учебных заведений конкурсный отбор предусматривался Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», а порядок его проведения был конкретизирован в утвержденном Министерством образования РФ Положении о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации, детально регулирующее процедуру конкурсного отбора. Этот порядок получил закрепление и в ст. 332 ТК РФ.

 

В отдельных случаях заключению трудового договора могут предшествовать юридически неправомерные действия, которые не соответствуют порядку заключения трудового договора и оформления приема на работу.

 

К числу таких неправомерных действий следует отнести случаи фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

 

Признание этих действий в качестве юридического факта, влекущего возникновение трудовых отношений, обязывает работодателя заключить с работником трудовой договор в письменной форме (ст. 67 ТК РФ) и служит гарантией соблюдения трудовых прав тех работников, что были допущены к работе в нарушение установленного порядка.

 

В результате избрания (выборов) на должность трудовые отношения на основании трудового договора возникают, если избрание (выборы) на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.

 

Данное основание характерно прежде всего для работников, избираемых на выборные должности в выборных органах общественных объединений (профсоюзы, политические партии и др.).

 

Так, Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в соответствии с ч. 1 ст. 30 Конституции РФ устанавливает, что профсоюзы самостоятельно организуют свою деятельность, определяя в своих уставах организационную структуру, порядок образования и компетенцию профсоюзных органов, сроки их полномочий. Поэтому вопросы избрания членов профсоюза на выборные должности (руководителя выборного органа, его заместителей и др.), прекращения их полномочий с освобождением от занимаемых выборных должностей регулируются уставом и уставными документами. Согласно ст. 275 ТК РФ избрание на должность может быть установлено для руководителя организации законами, иными нормативными актами или учредительными документами организации.

 

Трудовые отношения возникают на основе трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации.

 

Это основание возникновения трудовых отношений характерно для ряда категорий государственных служащих, в отношении которых не предусмотрены назначение на должность или конкурсный отбор.

 

Так, Закон «О прокуратуре Российской Федерации» с учетом основного принципа организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации как единой федеральной централизованной системы органов и учреждений, действующей на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, установил в ст. 13 порядок назначения прокуроров на должность, который предусматривает, что прокуроры субъектов Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации, а все остальные прокуроры (городов, районов, специализированных прокуратур) назначаются на должность и освобождаются от должности непосредственно Генеральным прокурором РФ.

По действующему законодательству преобладающими видами оснований возникновения трудовых правоотношений являются трудовой договор, акт назначения и акт избрания на выборную должность. Названные основания выполняют правообразующую функцию сами по себе, самостоятельно.

Дифференциация, вызванная неодинаковой формой возникновения трудовых правоотношений, наиболее ярко прослеживается по линии способов возникновения, а равно прекращения трудовых правоотношений.

Договорная форма возникновения и существования трудовых правоотношений является результатом совпадения волеизъявления двух сторон: гражданина, желающего получить работу, и предприятия (учреждения), нуждающегося в рабочей силе. Это позволяет его участникам индивидуализировать характер и место работы для данного гражданина, а также иные условия труда в пределах, не противоречащих закону (например, заключить договор под отменительным условием в виде предварительного испытания). Следовательно, только совпадение разных по направленности и встречных по содержанию волеизъявлений порождает трудовой договор.

Договорной принцип выработки соответствующих обязательств исключает возможность их изменения в одностороннем порядке. В частности, трудовое законодательство (ст. 72 и 72. 1 ТК РФ) гарантирует соблюдение установленных сторонами условий трудового договора о трудовой функции и месте работы. Работодателем здесь будет сторона трудового договора (организация, в которой ра- ботник работает).

По общему правилу изменение трудового правоотношения в части рода и места работы может последовать только в результате нового соглашения сторон или перезаключения трудового договора.

Особенность трудовых правоотношений, порождаемых актами назначения на должность, со- стоит, прежде всего в том, что их возникновение не является результатом совпадения волеизъявлений гражданина и предприятия или учреждения. Назначение выступает индивидуальным актом одностороннего, недоговорного характера. Конечно, изданию соответствующего акта по общему правилу предшествует просьба или согласие данного гражданина на занятие определенной должности. Одна- ко для возникновения трудового правоотношения из акта назначения непосредственно правовое значение имеет не согласие поступающего, а лишь сам акт назначения как форма выражения воли выше- стоящего органа управления.

Властная природа акта назначения проявляется в том, что должность и место работы определяются не участниками трудового правоотношения, а лицом или органом, произведшим назначение, с которым назначенный на должность не состоит в трудовых правоотношениях (например, ректор вступает в трудовые правоотношения с соответствующим вузом, но не министерством, назначившим его на эту должность). Другими словами, здесь работодателем выступает не организация, в которой гражданин работает, а значит, сторона трудового правоотношения не совпадает с работодателем (вышестоящим органом, организацией, от которой исходит акт назначения). До издания соответствующего акта лицо лишено возможности выполнять служебные функции, для осуществления которых оно назначено.

Все, что сказано об особенностях возникновения трудовых правоотношений из актов назначения, можно повторить применительно к трудовым правоотношениям, возникающим в результате избрания на выборную должность. Избрание также выступает специфическим актом недоговорного характера. Акт избрания не является результатом соглашения между кандидатами на должность и избирателями. В качестве волеизъявления лишь одной стороны – избирающего органа (избирателей) акт избрания облекается в определенную форму, требующую соблюдения установленной процедуры (проведения выборов). И хотя избрание предполагает согласие лица на занятие соответствующей должности, для возникновения трудового правоотношения имеет прямое юридическое значение не это согласие, а сам акт избрания.

Особенность трудовых правоотношений, возникающих из актов избрания, состоит также в том, что правоотношения не могут устанавливаться под условием прохождения испытательного срока. Наконец, в отличие от работы по трудовому договору трудовые правоотношения, возникающие на основании выборов, всегда ограничены установленным в законе сроком.

Дифференциация трудовых правоотношений, обусловленная различием оснований их возникновения, проявляется и при прекращении этих отношений.

Особенность прекращения трудовых правоотношений, возникающих из актов назначения или избрания на должность, заключается в том, что их прекращение по инициативе любой стороны требует специального акта освобождения от должности. Одностороннее проявление воли работника оставить занимаемую должность не является правовым основанием для прекращения трудовых право- отношений. Оно не может быть расторгнуто в порядке ст. 80 ТК РФ. Необходим акт органа управления или решение органа, избравшего данное лицо, об освобождении от занимаемой должности. До издания соответствующего акта работник не вправе по своему усмотрению оставить работу, предупредив администрацию за две недели.

Вышестоящий орган, издавая специальный акт об освобождении от должности, в интересах охраны права граждан на труд, как правило, связан общими основаниями, установленными законом (ст. 77 ТК РФ) для прекращения трудовых правоотношений. В то же время трудовые правоотношения, возникшие из актов назначения высших органов государственной власти и управления, могут прекращаться актами тех же органов по любому основанию либо вообще без указания основания (например, освобождение Правительством России от должности министра).

Не связаны общими условиями прекращения трудовых правоотношений также избиратели или органы, актом которых прекращаются трудовые правоотношения работника, возникшие в результате выборов. Кроме того, к занимающим должности по выборам применимы специфические основания прекращения трудовых правоотношений, не применимые ни к одной из категории работников, а именно: досрочный отзыв, неизбрание на новый срок, или, как говорится в ст. 278 ТК РФ, само решение органа, избравшего на должность, без указания причины увольнения.

Важно, наконец, подчеркнуть, что необходимость и обоснованность односторонних решений о прекращении трудовых правоотношений с лицами, назначенными или избранными на должность, базируется на авторитете вышестоящих органов управления, коллективном мнении избирателей. По- этому прекращение трудовых правоотношений в силу акта об освобождении от должности в отличие от порядка прекращения договорных трудовых правоотношений по инициативе администрации не нуждается в санкционировании (как, например, в случае увольнения в результате непрохождения по конкурсу на новый срок).

Рассматривая дифференциацию правового регулирования в зависимости от формы возникновения трудовых правоотношений, нельзя пройти мимо особенностей разрешения трудовых споров.

Задачи строгого соблюдения интересов государства и общественности в комплектовании и использовании кадров органов государственной власти и общественного управления обусловливают необходимость установления законодателем для лиц, трудовые правоотношения которых возникают из актов назначения или актов избрания, специального порядка разрешения некоторых видов их трудовых споров.

Особенности ведомственной (административной) юрисдикции трудовых споров заключаются в установлении специальной трудовой процессуальной правосубъектности по некоторым категориям трудовых споров, выступлении в качестве юрисдикционного органа вышестоящего в порядке подчиненности должностного лица или коллегиального органа, сочетании специальной трудовой процессуальной правосубъектности по некоторым спорам с общей по всем другим трудовым спорам.

Итак, рассмотренные отличия в характере прав и обязанностей лиц, работающих по трудовому договору, назначенных на служебную должность или избранных на выборную должность, свидетельствуют о наличии дифференциации трудовых правоотношений в зависимости от оснований их возникновения. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость изучения особенностей правового регулирования труда работников, назначаемых или избираемых на должность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: