Международный и самодеятельный туризм в 70-80-х гг.




 

Важное значение для развития международного туризма имело Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), состоявшееся в 1975 г. в Хельсинки (Финляндия), которое положило начало новому этапу сотрудничества в области туризма. За период с середины 70 до 80-х годов СССР посетило 25 млн иностранных туристов из 162 стран мира, за этот период 18 млн советских туристов побывали в 142 странах. Международные туристские связи осуществлялись путем обмена группами туристов, в том числе и на безвалютной основе, обмена группами туристов, направляемых на отдых, приема туристов из зарубежных стран по линии социального туризма.

 

 

Таким образом, туризм в 70-80-е годы стал массовым явлением за счёт своей доступности, уникальности, возможности дать человеку много нового. Это притягивало людей заняться туризмом.

Так, например, из очерков путешественника тех лет: «Я очень люблю туризм, альпинизм. В частности походы по горам. Какими удивительными мне кажутся горы, с непривычным уху названием: Хара-Муринь, Ухе-Тугунь, Зун-Хандагай. Я стараюсь на таких горах побывать!» Из повествовательно-философской книги «Рассуждения о туризме»: «Мы живём в такое время, когда для общего развития формирования личности нужны занятия туризмом. Кроме того, люди должны отдохнуть от «Синдрома города», шумов в большом населённом пункте.

В целом основные потоки туристов в это время направлялись в столицу - город - герой Москву, исторический центр нашей страны, а также в города-герои, среди которых Ленинград, Киев, пков, Новгорд, в города, богатые архитектурно-историческими памятниками (Рига, Тллин, Вильнюс, Владимир, Ярославль, Суздаль, Загорск, ростов Великий) и курортные центры (Паланга, Валдай), на Черноморское побережье Кавказа.

Наряду с плановым туризмом развивался и самодеятельный туризм как специфический вид туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной основе. Самодеятельные (спортивные) походы проводятся в нашей стране в соответствии с Правилами проведения спортивных туристских походов. В них много «нельзя», но они не должны отпугивать туристов, вызывать, как это часто бывает, обратную реакцию, недовольство. Эти Правила не выдуманы, они разработаны с учетом многолетних ошибок самих туристов. Все их положения проникнуты заботой о том, чтобы походы приносили туристам не увечья и горе, а здоровье и радость. Этот вид туризма охватывал широкие слои населения. В стране существовала широкая сеть туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые на добровольной основе участвовали в организации самодеятельного туризма, - проводили походы, туристские слеты и соревнования.


Плановый туризм в 70-80-х годах

 

Плановый туризм представляет собой любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма - туроператорами. Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. Начало плановому туризму положил Томас Кук. Именно он в 1849 г. придумал продавать туристские услуги в пакете: перевозку, экскурсии и питание.

В значительной степени плановый туризм является главной составляющей деятельности различных коммерческих организаций и предпринимателей.

В 1988 в стране насчитывалось свыше 27,8 тыс. плановых маршрутов, среди которых было около 400 всесоюзных. Всесоюзные маршруты обычно прокладывают по наиболее интересным р-нам страны, как правило, по территориям нескольких республик или областей. Часть путевок предназначена для семейного отдыха, для родителей с детьми.

Местные плановые маршруты в 70-80-х годах организуются республиканскими, краевыми, областными СТЭ (ТЭПО) и рассчитаны в основном на обслуживание населения определенного региона. Наибольшее число плановых маршрутов того времени приходится на Северный Кавказ и Закавказье, Украину, Центральный и Сев.-Западный регионы. В связи с этим особую актуальность для того времени приобрела проблема ускоренного развития сети туристских маршрутов в тех районах, где также имеются благоприятные условия для занятий туризмом, среди них выделяют следующие:

Сибирь

Казахстан

Нечернозёмная зона Российской Федерации

Дальний Восток

Горнолыжный туризм

Всё более популярным видом активного туризма в 70-80-е годы становится горнолыжный туризм, которым можно заниматься не только зимой. Наряду с традиционными районами этого вида туризма. (Приэльбрусье, Домбай, Бакуриани, Закарпатье и др.) активно осваивается туристами Заполярье (Кольский п-ов), перспективны горные районы Казахстана, Узбекистана, Красноярского края, а также Армения.

Алтайский и Башкирский СТЭ стали пионерами новой формы туристского обслуживания - организации конных туристских маршрутов. В дальнейшем конный туризм стал активно развиваться в Курганской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Грузии и других регионах.

Автомобильный туризм

Интенсивно разрабатываются плановые маршруты для любителей автомобильного туризма. При этом туристские организации обеспечивают туристов питанием, экскурсионным обслуживанием, организуют места стоянок. Конечные пункты этих маршрутов располагаются, как правило, в популярных местах отдыха - на побережье Черного, Каспийского, Балтийского морей.

Семейный туризм

Особую категорию в то время составляют т. н. семейные туристы, число которых возрастает из года в год. Согласно социологическим опросам, около 40% населения избирает для себя семейный отдых и около 20% желает отдыхать вместе с детьми. Семейный туризм имеет большое социальное и воспитательное значение, в связи с чем его развитию уделяется особое внимание. Постоянно растёт число туристических баз, обслуживающих семейных туристов. Если в 1976 году они приняли 410 тыс. человек, то в 1988 году - 2,8 млн. родителей с детьми. Туристско-экскурсионные организации постепенно расширяют диапазон возрастного ценза для детей: на речных теплоходных маршрутах - старше 10 лет, на морских - старше 12 лет; с 1981 в ряде туристских гостиниц и туристических баз принимают родителей с детьми в возрасте от 5 лет.

Большое внимание уделяется организации туристско-экскурсионного обслуживания учащихся общеобразовательных школ и профтехучилищ. Экскурсионная тематика всё чаще включается в планы воспитательной работы этих учебных заведений.

Транспортный туризм

По данным ЦСТЭ, в плановом туризме каждый второй турист предпочитает путешествовать на том или ином виде транспорта; при этом наибольший объём перевозок падает на автобусные путешествия - 49,7% и на железнодорожный транспорт - 27,5%; на теплоходы - 12%, на самолёты - 9,3% и на комбинированные поездки - около 1,5% туристов.

Становление массового транспортного туризма связано с появлением в стране первых туристско-экскурсионных поездов. Одним из новых видов туристского обслуживания стали кольцевые железнодорожные маршруты, которые обычно проходят по нескольким регионам. Очень популярны среди населения поездки выходного дня («поезда здоровья», грибные, лыжные и т.п.).

При организации путешествий в туристических поездах большое значение имеют создание и благоустройство пунктов стоянок туристических поездов; такие пункты действуют на 99 железнодорожных станциях.

Первые туристские маршруты для путешествий речными теплоходами были проложены в 1959, их обслуживали 10 судов. В навигации 1989 участвовало уже 117 судов, обслужившие свыше 750 тыс. туристов примерно на 300 маршрутах. Быстрое развитие теплоходного речного туризма объясняется высоким уровнем комфортности этих путешествий, насыщенностью интересными экскурсиями, познавательными мероприятиями. Речные круизы организуются по Волге, рекам Волжского басе., Волго-Балту, Дону, Днепру, Оби, Енисею, Лене, Амуру и др.

Свыше 25% туристов, участвующих в транспортных путешествиях, совершают их на автобусах, которые используются при организации не только экскурсионных, но и многодневных туристических поездок. Так, в 1989 туристов обслуживало свыше 16 тыс. автобусов, а число автобусных маршрутов достигало почти 18 тыс. Автобусные путешествия организуют все СТЭ и ТЭПО. Это в основном кратковременные (3-5 дней) поездки на относительно небольшие расстояния. Особенностью автобусных маршрутов являются сезонные колебания туристских потоков с максимумом летом и минимумом зимой.

Основные районы авиационных туристических маршрутов: Центр Европейской части и Северо-Запад Российской Федерации, Поволжье, Ю.-З. Украины, Крым, Прибалтика, Северный Кавказ, Закавказье. Авиационные маршруты разрабатываются с таким расчётом, чтобы туристы совершали как длительные путешествия (15-20 дней) во время своего отпуска, так и кратковременные (2-5). Во время продолжительных авиапутешествий можно посетить Дальний Восток, Крым, Среднюю Азию, северные районы страны. В 1988 на авиационных туристических маршрутах побывали свыше 2,1 млн. человек.

 


Заключение

туризм плановый семейный самодеятельный

Вторая мировая война оказала крайне негативное влияние на развитие туризма в Советском Союзе. В эти годы было разрушено туристское хозяйство во многих регионах страны, значительно сократилось число кадровых работников туристских организаций, пришла в упадок система подготовки специалистов для сферы туризма и гостиничного хозяйства.

К 70-м годам советские курорты превращаются в сложное высокоразвитое хозяйство, состоящее из разнообразных лечебных, санитарных и подсобных сооружений и учреждений. При санаториях и пансионатах создается сеть поликлиник, ванных зданий, грязелечебниц, соляриев и т.д. В курортных местах для туристов строятся дома отдыха и туристские базы.

К позитивным итогам развития Российского туризма в период 70-80-х годов следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце данного периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.

Также можно отметить, что уже к 1988 г. в стране насчитывалось свыше 27,8 тыс. плановых маршрутов, среди которых было около 400 всесоюзных. Всесоюзные маршруты обычно прокладывают по наиболее интересным районам страны, как правило, по территориям нескольких республик или областей. Часть путевок предназначена для семейного отдыха, для родителей с детьми.

 

 


Список использованной литературы

 

1. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 352 с.

2. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 304 с.

. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. - М.: Просвещение, 1985. - 256 с.

4. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 320 с.

5. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. - М.: Профиздат, 1987. - 224 с.

6. https://dronkli.front.ru/tur.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: