Почему люди в очереди прижимаются пузом к моей спине?




 

ЛЕОНИД ИОНИН

Профессор социологии НИУ ВШЭ

 

Вопрос вроде простой, но, как со всеми простыми вопросами, здесь нужен сложный ответ. Ведь самые привычные и на первый взгляд простые вещи как раз сложно устроены.

1. Дефицит

Во‑первых, люди, что называется, напирают в очереди друг на друга потому, что стремятся быть поскорее в той точке – в ядре очереди, – где что‑то дают или что‑то получают. Это следствие психологии дефицита, которая выработалась в основном в советское время. Можно вспомнить, например ГУМ: огромный магазин, по которому приблизительно равномерно распределены снующие в поисках покупок граждане, и вдруг в каком‑то месте как будто зарождается водоворот, вовлекающий в свою воронку все больше напирающих друг на друга людей. В этом месте вдруг стало черно от людей. Это «выбросили» финские сапоги. А почему люди напирают друг на друга, стремясь как можно скорей оказаться в ядре очереди? Да потому, что небезосновательно боятся, что на всех сапог не хватит.

То же происходило с авиабилетами, даже с билетами за границу, и со многими другими товарами и услугами. Люди напирали друг на друга, потому что боялись, что распределяемого товара на всех не хватит. Вот сейчас, когда во многих местах введена электронная регистрация, такая «напирающая» очередь исчезает. А там, где она сохранилась, – это пережиток, или рецидив выработанной в прежние времена психологии товарного дефицита.

2. Пространство – время

Нужно только оговориться, что даже если товарный дефицит в какой‑то степени исчез, то ведь дефицит пространства и времени сопровождает человека вечно. И вполне понятно, когда человек сзади прижимается к впереди стоящему до неприличия плотно, как бы желая продвинуться вперед скорее, т. е. скорее оказаться в ядре очереди. Это дефицит времени. А иногда для очереди нет достаточно места, и тогда люди вынуждены прижиматься друг к другу. Это не имеет, конечно, ничего общего с дефицитом советских времен.

3. Межкультурные особенности

Известно, что в разных странах существуют разные формы проявления чувств и эмоций, в частности, разные, так сказать, дистанции интимности. Речь идет о том, на каком расстоянии от меня должен быть другой человек, не нарушая при этом моего «личного пространства». Это как, например, выражение согласия или несогласия. Мы киваем «по вертикали», соглашаясь, и вертим головой «по горизонтали», не соглашаясь, а у болгар все ровно наоборот. Так и с личным пространством, дистанцией интимности. Где‑то принято разговаривать нос к носу, а где‑то надо стоять на отдалении от партнера. Западная культура взаимодействия, к которой мы вообще‑то относимся, предполагает наличие между партнерами по разговору, по стоянию в очереди и т. д. определенной солидной дистанции.

Но это совсем не значит, что если в очереди на вас кто‑то давит сзади, то это какой‑то дикий туземец. Просто, может быть, это люди, переживающие дефицит либо в первом смысле (товары и услуги), либо во втором (пространство – время).

4. Персональный фактор

Но иногда это («напирание» животом) бывает сугубо личностным, индивидуальным проявлением. Некоторые люди выражают так желание интимного сближения, причем не только наедине, а и на публике. Сознательно или инстинктивно они переходят границу личного пространства другого человека. В тесноте метро или автобуса это – женщины знают – совсем обычное дело.

А иногда это оказывается какой‑то сугубо индивидуальной патологией поведения. У меня был знакомый, рядом с которым невозможно было ходить по улице. Рассказывая что‑то или, наоборот, слушая, он поворачивался вполоборота к собеседнику и на каждом шагу напирал на него, поскольку вектор его движения располагался под углом к прямой линии движения собеседника. В конечном счете собеседник оказывался либо столкнутым с тротуара, либо прижатым к стене дома. Приходилось остановиться и сказать: «Миша, иди прямо!» Миша смущенно извинялся, и все начиналось сначала.

 

Как бы Бунин оценил «Солнечный удар» Михалкова?

 

АНДРЕЙ СМИРНОВ

Актер, лауреат четырех премий за исполнение роли Бунина

 

Бунин бы набил Михалкову морду. Он был очень вспыльчивым и крайне ревнивым в вопросах, относящихся к его творчеству. Этот фильм не имеет никакого отношения к произведению «Солнечный удар». А за летающий шарфик Бунин бы вообще ударил бутылкой по голове. Здесь подменили роль и главного героя, и еще более – главной героини. Это абсолютно михалковская история, совершенно беспардонно прикрытая именем Бунина.

 

Можно ли сжигать ведьм?

 

СЕРГЕЙ АРУТЮНОВ

Этнограф, член‑корреспондент РАН

 

Можно. В культурах, в которых бытовало это понятие, ведьму можно было топить, замуровывать в стену, душить (салемских ведьм вешали), жечь. Главное – не проливать крови. Эти способы казни применялись, чтобы обойти религиозный запрет на кровопролитие.

Последнее сожжение ведьмы состоялось в 1809 году в Испании, через три года после окончательной ликвидации Священной Римской империи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: