Религиоведение как наука




СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение…………………………………………………………………….3

2. Религиоведение как наука…………………..………….……...…………..4

3. Место религиоведения в системе гуманитарных наук………………………………………………………………………….7

4. Заключение……………………………………...……………………….....9

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...10

 

Введение

Слово «религия» встречается очень часто в обыденной речи и в научных текстах, в публицистике и в художественно литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле большей частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана. Это – совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога, этот мир и самого человека сотворившего и давшего ему в «откровении» знание, которое должно принимать на веру, не требуя доказательств (поэтому религию называют часто просто верой). Религиозные верования составляют мировоззренческий компонент религии.

Чтобы человек имел возможность делать свой мировоззренческий выбор, перед ним нужно представить различные варианты решений. Религиоведение обращается к рассмотрению мировоззренческих вопросов в специфическом аспекте и предлагает соответствующие варианты ответов. Изучение науки о религии оказывает сильное влияние на человека, позволяет ему приобрести навыки ведения мировоззренческого диалога, овладеть искусством понимания других людей, что заставляет признать важность и актуальность изучения религиоведения как науки и учебной дисциплины.

 

 

Религиоведение как наука

Религиоведение как наука о закономерностях возникновения, истории, развитии, социальной и культурной роли религии сформировалось во второй половине XIX в.
Предпосылки становления религиоведения как самостоятельной области знаний
1) В ходе развития европейской теоретической мысли оформился специализированный раздел философского знания, получивший название философия религии. Проблематика природы и причин возникновения религии получила развитие в античных учениях таких мыслителей, как Гераклит, Платон, Аристотель, софисты, Евгемер, Цицерон, Лукреций, Сенека, Марк Аврелий и других. В средневековой теологической мысли большее значение уделялось проблемам богопознания, герменевтике откровения, вопросам соотношения веры и знания. В философских системах Нового времени философия религии оформляется как самостоятельная область теоретического знания. Многие крупнейшие философы Нового времени (Б. Спиноза, И. Кант, Д. Юм, Ф. Шлейермахер, Г. Ф. В. Гегель, JI. Фейербах, К. Маркс, С. Кьеркегор) обращались к проблематике источников знания и веры, религиозного опыта, социальной роли религии и церкви, типологии и исторического развития религий. Философия религии развивается на пограничье между религиоведением и философией, рассматривает вопросы знания и религиозной веры, философской критики или обоснования религиозных идей, логического анализа религиозного языка, аргументации существования Бога и Его атрибутов, религиозной антропологии, свободы воли, природы зла, влияния религии на мораль и другие сферы культуры.
2) Одной из важных предпосылок становления религиоведения стало развитие методов социально-гуманитарного познания в европейской науке второй половины XIX в. На становление религиоведения повлияли достижения в области психологии, сравнительной лингвистики, социологии и других областях знания.
3) Становление многих школ сравнительно-исторического изучения религии происходило под влиянием теологии. Многие центры исследования религий были открыты в духовных учебных заведениях Голландии, Германии, Швеции и других стран.


Становление и методология религиоведения
В истории религиоведения можно выделить различные этапы и направления. На всем протяжении развития религиоведения как самостоятельной отрасли знания учеными использовались многообразные исследовательские подходы, применялись различные научные концепты и программы. На формирование основных концепций религиоведения XX века оказали влияние различные направления философско-гуманитарной мысли (культурная антропология, аналитическая философия, феноменология, герменевтика, структурализм, психоанализ и постструктурализм).
Одним из ранних направлений религиоведения стала школа антропологического изучения архаичных религий (Э. Тайлор, Дж. Дж. Фрезер, Э. Маретт, Э. Лэнг, Л. Леви-Брюль). Важное значение имело развитие типологических и феноменологических исследований религии в трудах К. Тиле, Н. Зедерблома, Р. Отто, Г. ван дер Леу, Ф. Хайлера. Классическая социология религии получила свое развитие в трудах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Б. Малиновского, А. Р. Радкпифф-Брауна. Становление психологии религии связано с работами У. Джемса, З. Фрейда, К. Г. Юнга, Э. Фромма, Э. Эриксона.
Использование методологии различных направлений социально-гуманитарного знания во многом определило теоретические построения и научные программы современного религиоведения, которое развивается как комплексная научная дисциплина.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: