Основные области религиоведческого знания




1) История религии рассматривает исторические и сравнительные аспекты религиозных традиций.
2) Психология религии изучает влияние религиозных традиций на формирование и жизненные проявления личности, характер межличностных отношений в религиозных группах.
3) Социология религии анализирует воздействие религиозных сообществ и ценностных систем на социальные процессы.
4) Феноменология религии выявляет структуру и конкретно-исторические проявления таких универсальных религиозных явлений, как молитва, ритуал, жертвоприношение и др.

Антропология религии изучает образно-символические системы религий, показывает влияние религиозных традиций на различные явления и тенденции культуры.

 

Место религиоведения в системе гуманитарных наук

Предметом религиоведения является выяснение сущности, содержания и истории, становление как религии в целом, и ее отдельных вероисповедных форм, роли религии и церкви в жизни человека и общества. Основные задачи изучения дисциплины следующие: - Дать определенный объем знаний о религии вообще и охарактеризовать те отдельные религии, которые особенно воздействиями на цивилизационную эволюцию человечества; - Показать место и роль религии в системе культурных ценностей, в становлении государственности и общественных форм; - Проследить религиозную ситуацию в прошлом и современном по определению тенденций и перспектив ее развития; - раскрыть проблему свободы совести и вероисповедания в теоретическом и практическом решении; - Обозначить связь религии с экономикой и предпринимательством; - Способствовать формированию религиозно развитых людей, выработке у молодежи высоких духовных запросов. Религиоведение зарождается еще в глубокой древности. Уже в античные времена предпринимались попытки изучить и понять религию как таковую. К первым знатокам религии можно условно отнести: греческого философа Ксенофана Колофоннського (570 - 478 г.г. до н.э.), римского историка Флавия (37 - после 100 г.г. н.э.), индийского императора Акбара (1542 - 1605), исламского философа Аверроэса (1126 - 1198) и др.. Одним из родоначальников религиоведения как отдельной области знаний был английский исследователь Эдвард Тейлор (1832 - 1917), который в своем труде "Первобытная культура" описал природу религии и ее эволюцию. Плодотворно работали в этой области также Герберт Спенсер (1820 - 1903), Джон Леббок (1834 - 1913), Джеймс Фрэзер (1845 - 1941), и др.. Хотя религиоведение вместе с теологией (богословием) являются двумя формами постижения феномена религии, путать их не надо. Теология как наука о Боге тоже отвечает критериям научного знания, но она преимущественно занимается разработкой определенного религиозного учения, приспособлением его к новым условиям. Религиоведение не разрабатывает, а лишь изучает и анализирует религию, оно не имеет такого субъективного толка как теология. Ставить вопрос "что лучше: теология или религиоведение?" Нецелесообразно. Религиоведение, и как наука, и как учебная дисциплина изучает только религию, но те или иные стороны религии изучаются целой системой наук: философией, историей, культурологией, историей культуры. И результаты исследований этих наук используются в религиоведении. Ядром теоретического религиоведения выступает "философия религии". К теоретическому направлению в религиоведении также относится "социология религии" и "психология религии". Кроме того, есть историческое направление в религиоведении, или "история религии". В определенном смысле религиоведение является своеобразным комплексом взаимосвязанных научных, прежде всего гуманитарных дисциплин. Поэтому эта наука и дисциплина позволяет составить целостное представление о таком сложном явлении как религия. А синтезированые знания лучше интегрируются и используются в других близких дисциплинах. Можно сказать, что религиоведение помогает изучению других гуманитарных дисциплин. Вы знаете такую страну Ватикан? Эта самая маленькая страна. К примеру, у нее есть неотъемлемый признак государства - деньги. Монеты Ватикана - редкая монета, т.к. выпускается Ватиканом в ограниченных тиражах.

 

Заключение

Религиоведение – относительно молодая наука. Объектом исследования этой науки является религия – система взглядов на мир, общество и человека, система культовых действий, основным признаком которой является вера в существование сверхъестественного. Структурообразующими дисциплинами религиоведения являются философия, социология, психология, феноменология, история, каждая из которых имеет свои специфические особенности. В религиоведении выделяется ряд групп понятий и терминов: общефилософские и социальнофилософские, пришедшие из логики, этики и эстетики, класс общенаучных понятий, частнонаучные понятия, заимствованные из конкретных наук, а также специальные религиоведческие понятия. Изучение науки о религии оказывает большое влияние на развитие человека, способствует расширению знаний о неевропейских культурах, о человеческой истории в целом, способствует реализации свободы совести, а также формированию толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения.

Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что характерным и закономерным для современности процессом является развитие секуляризации общественного сознания, в результате которой религия утрачивает свое былое влияние на жизнь общества и отдельной личности. Однако секуляризация определяет лишь общую тенденцию, которая не исключает возможности усиления позиций религии под влиянием благоприятно складывающихся для нее факторов. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Классики мирового религиоведения. М., Канон, 1996, с. 200

2. Гегель. Философия религии.М.,Мысль.1975, т.1, с. 253.

3. Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 576 с.

4. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп.ср.школы. – 2-е изд., дополненное. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 351 с.

5. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. – М.: Гардарики, 2000. – 536 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: