ТЕМА 11. Себестоимость продукции,
1. Себестоимость: сущность, виды; классификация издержек.
2. Смета затрат на производство продукции.
3. Калькуляция единицы продукции.
4. Прибыль и рентабельность.
5. Факторы и пути снижения себестоимости и повышения рентабельности продукции.
=1=
Себестоимость продукции является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятия, отражающим текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг), выраженные в денежной форме. Себестоимость характеризует качественную сторону всей производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Чем ниже себестоимость продукции при одинаковом уровне производства, тем выше его эффективность.
Себестоимость продукции – это стоимостная оценка, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), сырья, материалов, топлива, энергии, природных ресурсов, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Себестоимость – это совокупность затрат (издержек) на производство и реализацию продукции.
Функции себестоимости:
1. Себестоимость является основой простого воспроизводства.
2. Себестоимость является денежной формой учета затрат на осуществление производственного процесса.
3. Себестоимость – основа ценообразования.
В себестоимость продукции включается:
1. Затраты, непосредственно связанные с производством продукции, подготовкой, обслуживанием и управлением производства.
2. Затраты, связанные со сбытом продукции.
3. Затраты на воспроизводство основного капитала.
4. Затраты на подготовку и использование трудовых ресурсов.
|
5. Налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления в соответствии с законодательством.
6. Другие виды затрат.
Классификация видов себестоимости:
1. Общественная (отраслевая) исчисляется на основе затрат отрасли в целом по стране.
2. Индивидуальная – затраты на производство продукции конкретного предприятия.
В зависимости от объема затрат различают:
1. Производственную себестоимость – совокупность затрат на производство продукции внутри предприятия.
2. Полную (коммерческую) – отражает все затраты на производство и реализацию продукции. Складывается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов на реализацию продукции.
Различают:
1. Плановую себестоимость, которая исчисляется в начале календарного периода и составляется на планируемый срок и является составной частью бизнес-плана.
2. Нормативную – максимально допустимые затраты на производство и сбыт продукции при научно-обоснованных нормах расхода живого и овеществленного труда.
3. Фактическую (отчетную) – рассчитывается в конце отчетного периода по данным бухгалтерского учета затрат на производство и реализацию продукции.
Себестоимость может быть выражена следующими показателями:
1) сумма общих затрат на весь объем продукции;
2) затраты, приходящиеся на единицу продукции;
3) затраты, приходящиеся на один рубль валовой продукции в сопоставимых ценах.
Классификация издержек (затрат):
1) по виду деятельности:
· основные;
· вспомогательные;
· на организацию и управление производством.
2) по способу отнесения затрат:
|
· прямые;
· косвенные.
Прямые – это те затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на изготовляемую продукцию (затраты на сырье и материалы, топливо и энергия на технологические нужды, заработная плата производственных рабочих).
Косвенные – это затраты, которые связаны с функционированием всего предприятия и не могут быть непосредственно отнесены на конкретную продукцию (общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы и т.д.).
3) в зависимости от характера изменения величины затрат при увеличении или снижении объема производства:
· постоянные (условно-постоянные);
· переменные.
Постоянные – это затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно в результате изменения объема производства (расходы на содержание аппарата управления, на отопление и освещение помещения, на управление производством и предприятием в целом и т.д.).
Переменные – это затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства (расходы на сырье и материалы, заработная плата основных рабочих и т.д.).
4) по виду расходов:
· статьи калькуляции;
· экономические элементы.
=2=
Смета затрат на производство продукции – это группировка затрат по признаку экономической однородности.
В смете затрат выделяют следующие экономические элементы:
1) материальные затраты;
2) расходы на оплату труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) амортизация основных средств;
5) прочие затраты.
В элемент «Материальные затраты» включается стоимость:
· используемых в производственном процессе сырья, материалов, запчастей, топлива, комплектующих изделий и полуфабрикатов, природного сырья, покупной энергии всех видов;
|
· износ предметов, служащих менее одного года, независимо от их стоимости либо многократно используемые в хозяйственной деятельности, но стоимость на момент приобретения не превышает установленного лимита;
· работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями;
· стоимость потерь материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.
Из затрат на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов.
В элементе «Расходы на оплату труда» отражаются: выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов. Также данный элемент включает компенсирующие, стимулирующие, премиальные выплаты, оплату ежегодных и дополнительных отпусков.
В элементе «Отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные отчисление по установленным законодательством нормам в фонд социальной защиты населения и в государственный фонд содействия занятости от всех видов оплаты труда работников.
В элементе «Амортизация основных фондов» отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, соответствующих их годовому нормативному износу.
В элемент «Прочие затраты» входят:
· налоги, сборы и другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
· платежи по видам обязательного страхования;
· плата по процентам за ссуды банка;
· оплата за услуги связи;
· расходы на подготовку и переподготовку кадров;
· расходы на рекламу;
· арендная плата;
· командировочные и представительские расходы;
· и другие ранее не отраженные расходы.
Смета затрат на производство продукции используется для:
1) расчета себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции;
2) определения общего объема прибыли;
3) разработки баланса расходов и доходов предприятия;
4) расчета таких показателей, как:
- средние издержки на единицу продукции;
- издержки на рубль валовой, товарной и реализованной продукции.
=3=
С целью большей детализации и обеспечения правильности включения затрат в себестоимость отдельных видов продукции, все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), группируются по статьям калькуляции (затрат) в зависимости от характера и места возникновения. Определение издержек, связанных с производством и реализацией продукции, приходящихся на 1 единицу, называется калькуляцией.
Пример калькуляции единицы продукции:
1. Сырье и основные материалы.
2. Вспомогательные материалы на технологические цели.
3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций
4. Топливо и энергия на технологические цели.
5. Возвратные отходы (вычитаются).
6. Транспортно-заготовительные расходы.
7. Расходы на оплату труда производственных рабочих.
8. Отчисления на социальные нужды.
9. Расходы на подготовку и освоение производства.
10. Общепроизводственные расходы.
Затраты, отраженные в первых десяти статьях,
составляют цеховую себестоимость.
11. Общехозяйственные расходы.
12. Потери от брака.
13. Сопутствующая продукция (вычитается).
14. Прочие производственные расходы.
Затраты, отраженные с первой по четырнадцатую статьях, составляют производственную себестоимость.
15. Коммерческие расходы.
Все статьи калькуляции составляют полную себестоимость.
=4=
В условиях рыночных отношений прибыль является конечной целью и движущим мотивом производства на предприятии, важнейшим экономическим показателем хозяйственной деятельности предприятия.
Прибыль – это экономическая категория, которая в обобщенном виде отражает результаты хозяйствования, эффективность затрат живого и овеществленного труда.
При расчете прибыли различают:
1. Прибыль отчетного периода.
2. Прибыль от реализации продукции.
3. Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия (чистая или к распределению).
Прибыль отчетного периода определяется по результатам всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Она включает:
1) прибыль (убыток) от реализации продукции, работ и услуг;
2) прибыль от продажи основных средств или иного имущества предприятия;
3) доходы (убыток) от внереализационных операций (операции с ценными бумагами, поступление долгов на расчетный счет, штрафы, убыток от стихийного бедствия и т.д.).
В общем виде прибыль (убыток) от реализации продукции можно представить как разницу между выручкой от реализации товарной продукции и ее полной себестоимостью. Более точно размер прибыли (убытка) от реализации продукции, работ, услуг рассчитывается по следующей формуле:
Прибыль от реализации = Выручка – (НДС +Акциз (если есть) +Отчисления в специальные фонды) – Затраты на производство и реализацию продукции
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется как разница между прибылью отчетного периода и налогами, процентами по просроченным кредитам и арендной платой. Основными налогами, уплачиваемыми из прибыли являются налог на недвижимость и налог на прибыль.
Показатель прибыли не дает представления о степени эффективности использования затрат.
Для определения сравнительной экономической эффективности производства отдельных видов продукции, отраслей и хозяйств в целом необходимо полученную прибыль сопоставить с себестоимостью реализованной продукции. Для этого необходим показатель рентабельности. Рентабельность является комплексным интегральным показателем экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Виды рентабельности:
1. Рентабельность производства - отношение прибыли за год к среднегодовой стоимости основных производственных средств и нормированных оборотных средств.
2. Рентабельность продукции – отношение прибыли по всем видам продукции (одному виду продукции) к полной себестоимости всей продукции (вида продукции).
3. Рентабельность отдельных ресурсов:
· рентабельность основных средств - отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных средств;
· рентабельность нормируемых оборотных средств - отношение прибыли к среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств.
4. Рентабельность инвестиций или капитальных вложений – это отношение годового прироста чистой прибыли в результате освоения капитальных вложений (инвестиций) к сумме капитальных вложений (инвестиций).
В тех случаях, когда производство продукции является убыточным, определяется показатель уровень убыточности. Рассчитывается как отношение величины убытка от реализации продукции к полной ее себестоимости и выражается в процентах.
=5=
Пути снижения себестоимости продукции (работ, услуг) на каждом отдельном предприятии можно выявить лишь после проведения всестороннего анализа данной проблемы. Однако существуют общие для всех отраслей и предприятий направления ее снижения:
1. Повышение производительности труда.
2. Увеличение производства продукции за счет интенсификации, концентрации и специализации производства, рационального использования всех видов ресурсов.
3. Экономное и наиболее рациональное использование материальных ресурсов.
4. Повышение эффективности использования средств труда.
5. Использование достижений НТП и на этой основе повышение технического уровня производства.
6. Упрощение структуры управления и его удешевления.
7. Ликвидация потерь от брака.
Рентабельность производства зависит прежде всего от величины прибыли и размера затрат, т.е. от себестоимости продукции и цен, по которым она реализуется.
Основные пути повышения рентабельности производства состоят:
1. В снижении затрат на производство продукции.
2. В увеличении ее выхода, товарности и улучшения качества.
3. В росте производительности труда.
4. В рациональном использовании ресурсов.
В зависимости от уровня и сферы реализации факторы (пути) повышения рентабельности подразделяется на 2 группы:
1. Внутрипроизводственные – это факторы, воздействующие на изменение прибыли и контролируемые со стороны предприятия (качество продукции, объем производства, эффективность использования оборудования, эффективное использование рабочего времени, уровень организации производства).
2. Внешние – это факторы, которые предприятие не контролирует, к ним можно только подстраиваться (цены на сырье, материалы, энергию, налоговая политика государства, бюджетные дотации, банковский процент и т.д.).