прибыль и рентабельность производства в л/х




ТЕМА 11. Себестоимость продукции,

1. Себестоимость: сущность, виды; классификация издержек.

2. Смета затрат на производство продукции.

3. Калькуляция единицы продукции.

4. Прибыль и рентабельность.

5. Факторы и пути снижения себестоимости и повышения рентабельности продукции.

 

=1=

Себестоимость продукции является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятия, отражающим текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг), выраженные в денежной форме. Себестоимость характеризует качественную сторону всей производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Чем ниже себестоимость продукции при одинаковом уровне производства, тем выше его эффективность.

Себестоимость продукции – это стоимостная оценка, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), сырья, материалов, топлива, энергии, природных ресурсов, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость – это совокупность затрат (издержек) на производство и реализацию продукции.

Функции себестоимости:

1. Себестоимость является основой простого воспроизводства.

2. Себестоимость является денежной формой учета затрат на осуществление производственного процесса.

3. Себестоимость – основа ценообразования.

В себестоимость продукции включается:

1. Затраты, непосредственно связанные с производством продукции, подготовкой, обслуживанием и управлением производства.

2. Затраты, связанные со сбытом продукции.

3. Затраты на воспроизводство основного капитала.

4. Затраты на подготовку и использование трудовых ресурсов.

5. Налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления в соответствии с законодательством.

6. Другие виды затрат.

Классификация видов себестоимости:

1. Общественная (отраслевая) исчисляется на основе затрат отрасли в целом по стране.

2. Индивидуальная – затраты на производство продукции конкретного предприятия.

В зависимости от объема затрат различают:

1. Производственную себестоимость – совокупность затрат на производство продукции внутри предприятия.

2. Полную (коммерческую) – отражает все затраты на производство и реализацию продукции. Складывается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов на реализацию продукции.

Различают:

1. Плановую себестоимость, которая исчисляется в начале календарного периода и составляется на планируемый срок и является составной частью бизнес-плана.

2. Нормативную – максимально допустимые затраты на производство и сбыт продукции при научно-обоснованных нормах расхода живого и овеществленного труда.

3. Фактическую (отчетную) – рассчитывается в конце отчетного периода по данным бухгалтерского учета затрат на производство и реализацию продукции.

Себестоимость может быть выражена следующими показателями:

1) сумма общих затрат на весь объем продукции;

2) затраты, приходящиеся на единицу продукции;

3) затраты, приходящиеся на один рубль валовой продукции в сопоставимых ценах.

Классификация издержек (затрат):

1) по виду деятельности:

· основные;

· вспомогательные;

· на организацию и управление производством.

2) по способу отнесения затрат:

· прямые;

· косвенные.

Прямые – это те затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на изготовляемую продукцию (затраты на сырье и материалы, топливо и энергия на технологические нужды, заработная плата производственных рабочих).

Косвенные – это затраты, которые связаны с функционированием всего предприятия и не могут быть непосредственно отнесены на конкретную продукцию (общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы и т.д.).

3) в зависимости от характера изменения величины затрат при увеличении или снижении объема производства:

· постоянные (условно-постоянные);

· переменные.

Постоянные – это затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно в результате изменения объема производства (расходы на содержание аппарата управления, на отопление и освещение помещения, на управление производством и предприятием в целом и т.д.).

Переменные – это затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства (расходы на сырье и материалы, заработная плата основных рабочих и т.д.).

4) по виду расходов:

· статьи калькуляции;

· экономические элементы.

=2=

Смета затрат на производство продукции – это группировка затрат по признаку экономической однородности.

В смете затрат выделяют следующие экономические элементы:

1) материальные затраты;

2) расходы на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных средств;

5) прочие затраты.

В элемент «Материальные затраты» включается стоимость:

· используемых в производственном процессе сырья, материалов, запчастей, топлива, комплектующих изделий и полуфабрикатов, природного сырья, покупной энергии всех видов;

· износ предметов, служащих менее одного года, независимо от их стоимости либо многократно используемые в хозяйственной деятельности, но стоимость на момент приобретения не превышает установленного лимита;

· работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями;

· стоимость потерь материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.

Из затрат на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов.

В элементе «Расходы на оплату труда» отражаются: выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов. Также данный элемент включает компенсирующие, стимулирующие, премиальные выплаты, оплату ежегодных и дополнительных отпусков.

В элементе «Отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные отчисление по установленным законодательством нормам в фонд социальной защиты населения и в государственный фонд содействия занятости от всех видов оплаты труда работников.

В элементе «Амортизация основных фондов» отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, соответствующих их годовому нормативному износу.

В элемент «Прочие затраты» входят:

· налоги, сборы и другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

· платежи по видам обязательного страхования;

· плата по процентам за ссуды банка;

· оплата за услуги связи;

· расходы на подготовку и переподготовку кадров;

· расходы на рекламу;

· арендная плата;

· командировочные и представительские расходы;

· и другие ранее не отраженные расходы.

Смета затрат на производство продукции используется для:

1) расчета себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции;

2) определения общего объема прибыли;

3) разработки баланса расходов и доходов предприятия;

4) расчета таких показателей, как:

- средние издержки на единицу продукции;

- издержки на рубль валовой, товарной и реализованной продукции.

 

=3=

С целью большей детализации и обеспечения правильности включения затрат в себестоимость отдельных видов продукции, все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), группируются по статьям калькуляции (затрат) в зависимости от характера и места возникновения. Определение издержек, связанных с производством и реализацией продукции, приходящихся на 1 единицу, называется калькуляцией.

Пример калькуляции единицы продукции:

1. Сырье и основные материалы.

2. Вспомогательные материалы на технологические цели.

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Возвратные отходы (вычитаются).

6. Транспортно-заготовительные расходы.

7. Расходы на оплату труда производственных рабочих.

8. Отчисления на социальные нужды.

9. Расходы на подготовку и освоение производства.

10. Общепроизводственные расходы.

Затраты, отраженные в первых десяти статьях,

составляют цеховую себестоимость.

11. Общехозяйственные расходы.

12. Потери от брака.

13. Сопутствующая продукция (вычитается).

14. Прочие производственные расходы.

Затраты, отраженные с первой по четырнадцатую статьях, составляют производственную себестоимость.

15. Коммерческие расходы.

Все статьи калькуляции составляют полную себестоимость.

 

=4=

В условиях рыночных отношений прибыль является конечной целью и движущим мотивом производства на предприятии, важнейшим экономическим показателем хозяйственной деятельности предприятия.

Прибыль – это экономическая категория, которая в обобщенном виде отражает результаты хозяйствования, эффективность затрат живого и овеществленного труда.

При расчете прибыли различают:

1. Прибыль отчетного периода.

2. Прибыль от реализации продукции.

3. Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия (чистая или к распределению).

Прибыль отчетного периода определяется по результатам всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Она включает:

1) прибыль (убыток) от реализации продукции, работ и услуг;

2) прибыль от продажи основных средств или иного имущества предприятия;

3) доходы (убыток) от внереализационных операций (операции с ценными бумагами, поступление долгов на расчетный счет, штрафы, убыток от стихийного бедствия и т.д.).

В общем виде прибыль (убыток) от реализации продукции можно представить как разницу между выручкой от реализации товарной продукции и ее полной себестоимостью. Более точно размер прибыли (убытка) от реализации продукции, работ, услуг рассчитывается по следующей формуле:

 

Прибыль от реализации = Выручка – (НДС +Акциз (если есть) +Отчисления в специальные фонды) – Затраты на производство и реализацию продукции

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется как разница между прибылью отчетного периода и налогами, процентами по просроченным кредитам и арендной платой. Основными налогами, уплачиваемыми из прибыли являются налог на недвижимость и налог на прибыль.

Показатель прибыли не дает представления о степени эффективности использования затрат.

Для определения сравнительной экономической эффективности производства отдельных видов продукции, отраслей и хозяйств в целом необходимо полученную прибыль сопоставить с себестоимостью реализованной продукции. Для этого необходим показатель рентабельности. Рентабельность является комплексным интегральным показателем экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Виды рентабельности:

1. Рентабельность производства - отношение прибыли за год к среднегодовой стоимости основных производственных средств и нормированных оборотных средств.

2. Рентабельность продукции – отношение прибыли по всем видам продукции (одному виду продукции) к полной себестоимости всей продукции (вида продукции).

3. Рентабельность отдельных ресурсов:

· рентабельность основных средств - отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных средств;

· рентабельность нормируемых оборотных средств - отношение прибыли к среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств.

4. Рентабельность инвестиций или капитальных вложений – это отношение годового прироста чистой прибыли в результате освоения капитальных вложений (инвестиций) к сумме капитальных вложений (инвестиций).

В тех случаях, когда производство продукции является убыточным, определяется показатель уровень убыточности. Рассчитывается как отношение величины убытка от реализации продукции к полной ее себестоимости и выражается в процентах.

 

=5=

Пути снижения себестоимости продукции (работ, услуг) на каждом отдельном предприятии можно выявить лишь после проведения всестороннего анализа данной проблемы. Однако существуют общие для всех отраслей и предприятий направления ее снижения:

1. Повышение производительности труда.

2. Увеличение производства продукции за счет интенсификации, концентрации и специализации производства, рационального использования всех видов ресурсов.

3. Экономное и наиболее рациональное использование материальных ресурсов.

4. Повышение эффективности использования средств труда.

5. Использование достижений НТП и на этой основе повышение технического уровня производства.

6. Упрощение структуры управления и его удешевления.

7. Ликвидация потерь от брака.

Рентабельность производства зависит прежде всего от величины прибыли и размера затрат, т.е. от себестоимости продукции и цен, по которым она реализуется.

Основные пути повышения рентабельности производства состоят:

1. В снижении затрат на производство продукции.

2. В увеличении ее выхода, товарности и улучшения качества.

3. В росте производительности труда.

4. В рациональном использовании ресурсов.

В зависимости от уровня и сферы реализации факторы (пути) повышения рентабельности подразделяется на 2 группы:

1. Внутрипроизводственные – это факторы, воздействующие на изменение прибыли и контролируемые со стороны предприятия (качество продукции, объем производства, эффективность использования оборудования, эффективное использование рабочего времени, уровень организации производства).

2. Внешние – это факторы, которые предприятие не контролирует, к ним можно только подстраиваться (цены на сырье, материалы, энергию, налоговая политика государства, бюджетные дотации, банковский процент и т.д.).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: