Практическое занятие №2. Практическое занятие № 3




Практическое занятие №2

Тема: Решение ситуационных задач

Цель: научить обучающихся обосновывать свою точку зрения, выражать мнение, аргументировать при выборе вариантов ответов в предлагаемой ситуации.

1. Выберите из предлагаемых правил те, которые имеют отношение к морали:

1) надо чистить зубы по утра

2) уходя, гасите свет;

3) гражданин государства должен уважать его законы;

4) не сотвори себе кумира;

5) не лги;

6) дал слово – держи;

7) подвергай все сомнению;

8) всякий должен возместить нанесенный материальный ущерб.

Какими критериями вы руководствовались?

2. “Золотое правило нравственности” гласит: «Поступай так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Примените его в различных ситуациях:

1) два предпринимателя спорят по поводу торговой сделки;

2) старый человек нуждается в помощи молодого;

3) вор крадет имущество;

4) голодный крадет кусок хлеба;

5) подружки “перемывают косточки” знакомым;

6) гражданин отказывается от несения воинской службы.

Универсально ли “золотое правило”? Достаточно ли одного правила на все случаи жизни?

3. “Око за око, зуб за зуб” – принцип первобытной справедливости.

“Если ударили тебя по одной щеке, подставь другую” – нравственная заповедь. Разрешите с каждой из двух точек зрения следующие ситуации:

1) у вас украли любимые кроссовки;

2) ваш любимый(ая) ушел(ла) к другой(му);

3) в автобусе вам наступили на ногу;

4) старушка злобно ругает “современную молодежь”, а заодно и вас;

5) соседу досталось то, что должно было достаться вам.

Покажите в каждом случае последствия ваших поступков, ближайшие и перспективные. Какой подход оказался более конструктивным?

4. Используя позицию древнегреческого философа Эпикура, можно все удовольствия разделить на: 1) естественные и необходимые; 2) естественные, но не необходимые; 3) неестественные и не необходимые. Проведите эту классификацию применительно к следующему списку удовольствий:

1) хороший обед;

2) «отлично» на экзамене;

3) беседа с другом;

4) комплимент;

5) повышение по службе;

6) быстрая езда;

7) победа любимой команды;

8) выигрыш в лотерею;

9) покупка новой одежды;

10) убийство комара;

11) просмотр комедии.

5. Мораль призывает нас вести жизнь, достойную человека. Что включает в себя это понятие? Пронумеруйте в порядке значимости и сравните с другим мнением:

1) жизнь без унижения;

2) жизнь без возвеличивания себя;

3) жизнь материально обеспеченная;

4) жизнь, наполненная творчеством;

5) жизнь без необходимости заботиться «о хлебе насущном»;

6) жизнь, в течение которой достигнуты поставленные цели;

7) жизнь без страха.

6. Мораль мыслит категориями общечеловеческого равенства. Но на практике это не так легко. Кого вы сами склонны не считать полноценной нравственной личностью?

1) негра;

2) инопланетянина;

3) насильника;

4) проститутку;

5) убийцу;

6) хама.

Поясните ваш выбор.

7. Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:

1) украсть автомобиль;

2) украсть пучок редиски у соседа по даче;

3) съесть конфеты, которые мама отложила к празднику;

4) сделать благотворительный взнос;

5) написать анонимку?

Какие выводы на основании этого можно сделать относительно вашего морального облика?

8. Насилие безнравственно в этическом плане. Но на практике часто приходится его применять. Определите, в каком случае вы оправдаете применение насильственных действий:

1) для обуздания преступности;

2) при проведении полезных реформ;

3) для завоевания и удержания власти;

4) для отпора внешнему врагу;

5) в целях воспитания.

Означает ли оправдание насилия его моральное одобрение, т. е. наделение качеством добра?

9. Анализируя культурную ситуацию конца ХХ в., многие говорят об упадке нравственности. В чем, по вашему мнению, это выражается в наибольшей степени?

1) в озлобленности людей друг против друга;

2) в разобщении по политическим и идейным мотивам в среде друзей, в семье, на работе;

3) в эгоизме (“каждый сам за себя”);

4) в росте преступности;

5) в утрате идеалов и ценностной дезориентации;

6) в исчезновении элементарной культуры поведения;

7) в том, что прервалась связь поколений;

8) в распространении порнографии.

10. “Деньги помогают быть добродетельным”. “Деньги мешают быть

добродетельным”.

Приведите аргументы “за” и “против” каждой позиции.

 

 

Практическое занятие № 3

Тема: Решение ситуационных задач

Цель: научить обучающихся обосновывать свою точку зрения, выражать мнение, аргументировать при выборе вариантов ответов в предлагаемой ситуации.

1. Если все можно измерить деньгами, в какую сумму вы оцените свой моральный ущерб от:

1) публичной пощечины;

2) грубого словесного оскорбления;

3) обмана в финансовом вопросе;

4) измены возлюбленного(ой);

5) сообщения о вас в печати ложных сведений?

Сложите суммы денег.

2. Если все можно измерить деньгами, то какую, по вашему мнению, сумму вы заплатили бы обиженному (или пожертвовали бы на благотворительность), чтобы избавиться от чувства вины за:

1) нарушенное обещание;

2) ложь, приведшую к жизненной потере у другого человека;

3) измену;

4) прежнее невнимание к матери, которая умерла;

5) беспричинную грубость?

Сложите суммы денег. Сделайте вывод, имея результаты выполнения 11-го и 12-го заданий.

Что бы вы предпочли: свободу или материальное благополучие (если их нельзя совместить)?

3. Патриотизм – важное нравственное качество. Как вы думаете, быть патриотом – это:

1) гордиться символикой своей страны;

2) считать все свое лучшим, чем заграничное;

3) вести счет боевым победам своего государства;

4) любить свой народ;

5) “раньше думать о Родине, а потом о себе”?

4. Разделите обычаи на положительные и отрицательные:

1) желать здоровья тому, кто чихает;

2) обвязывать новорожденного мальчика голубой лентой, а девочку –розовой;

3) приносить человеческие жертвы для получения хорошего урожая;

4) сажать уважаемого человека на почетное место;

5) отмечать важные события пиром.

Что является критерием вашей оценки?

5. Разрешите ситуации на выбор между обычаем и нравственностью

1) семья, где вы в гостях, рано ложится спать, а вы – ”сова”;

2) вы – атеист, а бабушка просит похоронить по церковному обряду;

3) вы – непьющий, а друзья намекают, что удачную работу надо “отметить”.

6. Запрет на ложь – один из самых древних в истории культуры.

Какую ложь следует осудить в большей степени?

1) утверждение, обратное правде;

2) рассказы, не связанные с действительностью;

3) утаивание части правды;

4) самообман;

5) ложь во спасение;

6) маленькая ложь для достижения большого блага;

7) ложь из удовольствия лгать.

7. Надеемся, вы поддерживаете принцип «не убий!». Исходя из каких мотивов нельзя совершать подобные насильственные действия?

1) попадешь в места лишения свободы;

2) могут отомстить;

3) жизнь человека священна;

4) никакое преступление не стоит жизни;

5) я не могу никого воскресить.

8. Видите ли вы разницу между нравственным и приличным (соблюдением норм морали и этикета)? Оцените, с точки зрения приличий нравственности, следующие действия?

1) не возражать старшим, что бы они ни говорили;

2) не пускать в дом бедного родственника, если у вас прием для нужных людей;

3) надевать экстравагантные наряды на время деловых контактов;

4) ковырять в ушах, сидя за столом.

9. Какие качества наиболее присущи юности, а не зрелому возрасту?

(бестактность, скупость, максимализм, уважение к друзьям, нетерпимость хамство, раздражительность, занудство, лицемерие, правдивость, искренность, вспыльчивость, любезность, кокетство, мужество, стеснительность, общительность, мудрость)?

10. Попробуйте завершить русские пословицы и поговорки:

«Не с деньгами жить, а с...»

«С кем поведешься,...»

«С волками жить –...»

«Лентяй за дело – мозоль за...»

Критерии оценки:

оценка «отлично» выставляется обучающимся, если приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ и исчерпывающие верные рассуждения с указанием правил и норм морали и нравственности, в соответствии с поставленной ситуацией;

оценка «хорошо» выставляется обучающимся, если указаны все необходимые для объяснения закономерности, и дано правильное объяснение, но в представленных ответах содержатся лишь общие рассуждения без привязи к конкретной ситуационной задачи

оценка «удовлетворительно» выставляется обучающимся, если рассуждения, приводящие к ответу, представлены не в полном объеме, или в них содержатся логические недочёты

оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающимся, если рассуждения, приводящие к верному ответу, имеют множество ошибок, недочетов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: