Министерство образования и науки Российской Федерации
ПРОГРАММА-МИНИМУМ
Кандидатского экзамена по специальности
Общая педагогика, история педагогики и образования»
по педагогическим наукам
Программа-минимум
содержит 15 стр.
Введение
Экзамен кандидатского минимума по специальности 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования является одной из традиционных форм аттестации уровня научно-исследовательской подготовки аспирантов педагогических университетов. Вместе с тем на современном этапе развития многоуровневого педагогического образования, который связан с поиском путей обеспечения высокого уровня научно-исследовательских работ аспирантов на расширяющемся рынке образовательных услуг, его значимость в процессе целенаправленной профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации существенно возрастает.
Проведение экзамена позволяет выявить уровень подготовленности обучающихся в аспирантуре к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, раскрыть мировоззренческое видение ими насущных педагогических и образовательных проблем, сущность современных подходов к их разрешению, определения путей и способов организации собственного научного исследования.
Теоретико-методологические основы педагогики
Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Характеристика терминологии (языка, категориального аппарата) педагогической науки.
Проблема единства и целостности мирового образовательного пространства. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки.
|
Система антропологических наук и места в ней педагогики. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики.
Характеристика традиционных и инновационных подходов к проблеме развития личности.
Педагогическая деятельность, ее объективный и субъективный характер.
Методологические основания научно-исследовательской педагогической деятельности. Системность и структурированность научно-педагогического знания. Проблема внедрения достижений педагогической науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня.
Современная система образования: демократические преобразования, модели образования, основные тенденции развития.
Сущность целостного педагогического процесса и его характеристика.
История образования и педагогической мысли
История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания. Историко-педагогический процесс как единство развития образовательной практики и педагогической теории. Проблема периодизации всемирного историко-педагогического процесса. Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса. Базисные педагогические традиции.
Аналитическая характеристика образовательного идеала в историко-педагогическом контексте.
Проблема детства в философско- и религиозно-педагогических и собственно педагогических воззрениях в исторической ретроспективе.
Формирование образа учителя и его подготовки в историко-педагогическом процессе. Развитие педагогического образования в истории образовательных концепций и систем.
|
Динамика развития педагогики как науки с точки зрения одного из ведущих методологических подходов (пивилизационного, аксиологическо-го, парадигмального, культурологического, религиозного, формационно-го).
Анализ приоритетных педагогических проблем современности в исторической ретроспективе (например, проблема самостоятельности, или активности, или принципов обучения, воспитания и т.д.).
Социокультурные детерминанты формирования мировой и национальных образовательных систем на примере различных исторических периодов (Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения, Нового времени) или цивилизационных регионов.
Оценка развития мировой и отечественной педагогической мысли на основе принципов анализа всемирного историко-педагогического процесса.
Макро (в мировом масштабе) и микро (на примере отдельной страны или ступени образования) уровень анализа мировой педагогической культуры. Проблема педагогического целеполагания в контексте развития культуры. Общекультурные и региональные традиции развития педагогики и образования.
Проблема ретроинновации и исторической реконструкции в контексте интерпретации мирового педагогического наследия в современных условиях (на примере любой авторской системы или деятельности какого-либо образовательного учреждения).
Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса и педагогической мысли.
Теория воспитания
Происхождение воспитания и основные теории, объясняющие этот феномен. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Культурологические основания воспитательного процесса. Основные противоречия, закономерности и принципы воспитательного процесса.
|
Ребенок как объект воспитательно-образовательного процесса и как субъект деятельности.
Педагогическое взаимодействие в воспитании. Этапы воспитательного взаимодействия. Технология педагогической поддержки.
Теоретический, методический и технологический уровень педагогического исследования воспитания.
Основные направления воспитания личности. (Базовая культура личности и пути ее формирования.)
Проблема системы воспитания. Сущность и типология воспитательных систем. Закономерности развития воспитательных систем. Характеристика современных образовательных учреждений различного уровня как воспитательных систем.
Сущностная характеристика основных методов, средств и форм воспитания личности.
Детский коллектив как объект и субъект воспитания. Учитель (воспитатель) в системе учебно-воспитательного процесса. Семья в системе воспитания и социализации личности. Сущность и понятие педагогической технологии и техники. Педагогическое общение.
Теория обучения
Научные основы процесса обучения (культурологические, психологические, этические, физиологические, социально-нормативные, информационные).
Функции процесса обучения, их характеристика. Проблема целостности в реализации функций обучения.
Дидактическая интерпретация содержания образования на различных уровнях обучения.
Психолого-дидактическое проектирование и реализация принципов, методов, форм и средств обучения в контексте решения основополагающих задач образования.
Теоретические основы интенсификации обучения посредством использования традиционных (инновационных, вариативных, личностно-ориентированных, развивающих и др.) технологий обучения.
Своеобразие инновационной образовательной среды для различных возрастных групп обучающихся.
Динамика развития личности обучающегося в процессе обучения. Основные пути управления процессом развития личности в условиях вариативных образовательных систем.