История образования и педагогической мысли




Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

ПРОГРАММА-МИНИМУМ

Кандидатского экзамена по специальности

Общая педагогика, история педагогики и образования»

по педагогическим наукам

 

 

Программа-минимум

содержит 15 стр.

 

 

Введение

Экзамен кандидатского минимума по специальности 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования является одной из тради­ционных форм аттестации уровня научно-исследовательской подго­товки аспирантов педагогических университетов. Вместе с тем на совре­менном этапе развития многоуровневого педагогического образования, ко­торый связан с поиском путей обеспечения высокого уровня научно-исследовательских работ аспирантов на расширяющемся рынке образова­тельных услуг, его значимость в процессе целенаправленной профессио­нальной подготовки специалистов высшей квалификации существенно возрастает.

Проведение экзамена позволяет выявить уровень подготовленности обучающихся в аспирантуре к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, раскрыть мировоззренческое видение ими насущных педагогических и образовательных проблем, сущность со­временных подходов к их разрешению, определения путей и способов ор­ганизации собственного научного исследования.

Теоретико-методологические основы педагогики

Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Характеристика терминологии (языка, категориального аппарата) педа­гогической науки.

Проблема единства и целостности мирового образовательного про­странства. Общемировые тенденции развития современной педагогиче­ской науки.

Система антропологических наук и места в ней педагогики. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики.

Характеристика традиционных и инновационных подходов к проблеме развития личности.

Педагогическая деятельность, ее объективный и субъективный харак­тер.

Методологические основания научно-исследовательской педагогиче­ской деятельности. Системность и структурированность научно-педагогического знания. Проблема внедрения достижений педагогиче­ской науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня.

Современная система образования: демократические преобразования, модели образования, основные тенденции развития.

Сущность целостного педагогического процесса и его характеристи­ка.

История образования и педагогической мысли

История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания. Историко-педагогический процесс как единство развития образо­вательной практики и педагогической теории. Проблема периодизации всемирного историко-педагогического процесса. Принципы анализа все­мирного историко-педагогического процесса. Базисные педагогические традиции.

Аналитическая характеристика образовательного идеала в историко-педагогическом контексте.

Проблема детства в философско- и религиозно-педагогических и соб­ственно педагогических воззрениях в исторической ретроспективе.

Формирование образа учителя и его подготовки в историко-педагогическом процессе. Развитие педагогического образования в исто­рии образовательных концепций и систем.

Динамика развития педагогики как науки с точки зрения одного из ве­дущих методологических подходов (пивилизационного, аксиологическо-го, парадигмального, культурологического, религиозного, формационно-го).

Анализ приоритетных педагогических проблем современности в исто­рической ретроспективе (например, проблема самостоятельности, или ак­тивности, или принципов обучения, воспитания и т.д.).

Социокультурные детерминанты формирования мировой и нацио­нальных образовательных систем на примере различных исторических периодов (Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения, Но­вого времени) или цивилизационных регионов.

Оценка развития мировой и отечественной педагогической мысли на основе принципов анализа всемирного историко-педагогического про­цесса.

Макро (в мировом масштабе) и микро (на примере отдельной страны или ступени образования) уровень анализа мировой педагогической куль­туры. Проблема педагогического целеполагания в контексте развития культуры. Общекультурные и региональные традиции развития педаго­гики и образования.

Проблема ретроинновации и исторической реконструкции в контексте интерпретации мирового педагогического наследия в современных усло­виях (на примере любой авторской системы или деятельности какого-либо образовательного учреждения).

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательно­го процесса и педагогической мысли.

Теория воспитания

Происхождение воспитания и основные теории, объясняющие этот феномен. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Культурологические основания воспитательного процесса. Основные противоречия, закономерности и принципы воспитательного процесса.

Ребенок как объект воспитательно-образовательного процесса и как субъект деятельности.

Педагогическое взаимодействие в воспитании. Этапы воспитательного взаимодействия. Технология педагогической поддержки.

Теоретический, методический и технологический уровень педагогиче­ского исследования воспитания.

Основные направления воспитания личности. (Базовая культура лич­ности и пути ее формирования.)

Проблема системы воспитания. Сущность и типология воспитатель­ных систем. Закономерности развития воспитательных систем. Характе­ристика современных образовательных учреждений различного уровня как воспитательных систем.

Сущностная характеристика основных методов, средств и форм вос­питания личности.

Детский коллектив как объект и субъект воспитания. Учитель (воспитатель) в системе учебно-воспитательного процесса. Семья в системе воспитания и социализации личности. Сущность и понятие педагогической технологии и техники. Педагоги­ческое общение.

Теория обучения

Научные основы процесса обучения (культурологические, психологи­ческие, этические, физиологические, социально-нормативные, информа­ционные).

Функции процесса обучения, их характеристика. Проблема целостно­сти в реализации функций обучения.

Дидактическая интерпретация содержания образования на различных уровнях обучения.

Психолого-дидактическое проектирование и реализация принципов, методов, форм и средств обучения в контексте решения основополагаю­щих задач образования.

Теоретические основы интенсификации обучения посредством ис­пользования традиционных (инновационных, вариативных, личностно-ориентированных, развивающих и др.) технологий обучения.

Своеобразие инновационной образовательной среды для различных возрастных групп обучающихся.

Динамика развития личности обучающегося в процессе обучения. Ос­новные пути управления процессом развития личности в условиях вариа­тивных образовательных систем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: