Организация выполнения заданий алгоритма по формированию умений устанавливать причинно-следственные связи на примере уроков окружающего мира.




Задания алгоритма – это умение (в данном случае устанавливать причинно-следственные связи), представленное в виде конкретного действия, состоящего из последовательно производимых операций. Выше мы представили систему упражнений, приемов и методик, позволяющих формировать данное умение. Последовательные действия должен совершить ученик, а учитель создает условия для того, чтобы у него получилось выполнить эти действия качественно. Автор концепции телеобучения М.П.Карпенко считает, что если посмотреть на эти действия через призму этапов, которые вытекают из деятельностного восприятия действительности, то они начинают корректироваться и уточняться по отношению к каждому микроумению.[6]

На наш взгляд деятельность учителя при подготовки организации работы по формированию умения устанавливать причинно-следственные связи на учебном занятии по окружающему миру должна быть представлена следующим образом:

1.Учитель формирует КТП по окружающему миру (1-2 часа (урочных) на изучение темы параграфа).

2.Готовит вопрос к тексту параграфа, направленный на установление причинно-следственных связей.

3.Готовит задания алгоритма разного уровня открытости:

А) с вопросами-помощниками

Например: 1. Выдели в вопросе следствие. Вопросы - помощники к заданию выделить следствие: Что случилось? Что произошло?

Б) с вариантами ответов

Например: Почему где появляется рытвина, на равнинах образуются овраги?

Задание: 1. Выдели в вопросе следствие.

Варианты ответа: а) где появляются рытвины, на равнинах образуются овраги; б) на равнинах образуются овраги.

4.Выделяет не меньше 2-х часов на работу учеников с заданиями алгоритма и групповое обсуждение (согласно этапам обучения работы с заданиями алгоритма в определенном классе).

5.Продумывает варианты продолжения и закрепления такого способа анализа текста через упражнения, в зависимости от уровня сформированности микроумений заданий алгоритма:

А) сформулируй вопрос к тексту, направленный на установление причинно-следственных связей.

Б) ответь на вопрос к тексту, направленный на установление причинно-следственных связей.

В) подготовь задания по алгоритму

Г) выполни отдельные задания алгоритма при ответе на вопрос

6.Продумывает ситуации для учащихся для осознанного применения ими освоенного способа (умения).

Таким образом, организация работы учителя по подготовке учебного занятия формирующего умение устанавливать причинно-следственны связи заключаются в том, чтобы видеть систему уроков в календарно-тематическом планировании; составить вопрос, содержащий причинно-следственную связь и подготовить задания алгоритма разного уровня открытости.

Организацию работы на учебном занятии с детьми выстраиваем в следующей последовательности:

1. Учитель организует работу по чтению текста параграфа (методики коллективного учебного занятия: ВОЗ, ВОТ, способ «Ручеек»).

2.Учитель составляет к тексту вопрос или создает проблемную ситуацию направленные на установление причинно-следственных связей.

3. Учитель дает задания разного уровня открытости:

А) с вопросами-помощниками

Б) с вариантами ответов

4.Учитель организует работу в парах, парах сменного состава и малых группах для обсуждения вопроса с помощью карточки.

5.Учитель организует групповое обсуждение вариантов ответов на главный вопрос. (Рефлексия после окончания работы с текстом)

6.Учитель организует индивидуальное (для диагностики микроумений) обсуждение способа работы.

Диагностика результатов формирования умений устанавливать причинно-следственные связи [7]

Диагностика сформированности умения устанавливать причинно-следственных связей проводится учителем в форме собеседования до того момента, пока ученик не сталкивается с заданием, которое не может выполнить; если он справляется, то идет до конца.

Обязательным условием проведения диагностики является организация рефлексии.

Если ученик не может ответить на вопрос или отвечает неправильно, то необходимо через вопросы выяснить причину затруднения, так как это может быть связано, как с неумением устанавливать причинно-следственные связи, так и с незнанием учебного материала. Возможные варианты вопросов:

- что тебе непонятно в задании?

- каких данных тебе не хватает, чтобы выполнить задание?

Соответственно, в ситуации, когда учащемуся не хватает знания учебного материала необходимо предоставить нужную информацию, предложить материал или объяснить непонятные моменты.

Если ученик выполняет предложенные задания, то педагог для организации рефлексии вновь задает вопросы. Это могут быть вопросы следующего характера:

- какие действия ты совершал?

- каким образом у тебя получилось выполнить данное задание?

Основываясь на ответе ученика, педагог может сделать вывод о том, действительно ли у ученика сформировано умение устанавливать причинно-следственные связи, или выполненное задание - это результат хорошего владения учебным материалом.

Диагностика сформированности микроумений устанавливать причинно-следственные связи предлагаем проводить и фиксировать результаты с использованием таблицы.

 

 

Диагностика сформированности умения устанавливать причинно - следственные связи в ___ классе Дата________________

Характер затруднения   ФИ ученика   Микроумения
1. Умеет выделять в вопросе следствие 2.1. Умеет выделять в следствии объект 2.2. Умеет выделить компоненты объекта 3.1. Умеет осуществить качественное описание компонентов 3.2. Умеет установить связь между компонентами объекта 4.1Умеет выделить дополнительный объект 4.2. Может дать им описание 5. Может перефразировать вопроса     6. Умеет делать вывод
  Иванов Иван +                
  Петров Петя                  

Таким образом, результаты диагностики показывают уровень сформированности умения по каждому обучающемуся. А учитель использует результаты диагностики для планирования дальнейшей работы во 2, 3, 4 классах. При необходимости учитель может проводить данную диагностику не только в конце учебного года, но и по четвертям.

Заключение

 

В данной статье рассмотрены приемы формирования умения устанавливать причинно-следственные связи: система заданий, организация выполнения заданий их диагностика. По нашему мнению, важным является процесс формирования универсальных учебных действий (предметные умения), которые необходимы современному ученику для самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, сознательного получения нового социального опыта, для саморазвития и самосовершенствования. Одним из главных условий развития понимания причинно-следственной зависимости у обучающихся младших классов выступает использование системы заданий. Считаем, что карточка-алгоритм является инструментом такой системы, которая позволяет не проходит стадию автоматизации, а каждый раз требует полной осмысленности в процессе установления причинно-следственных связей.

Важно, чтобы ребенок свои мыслительные действия мог перевести на язык внешних действий – выполнить шаг алгоритма заданий. Аналогичная деятельность проводится по всем микроумениям карточки.

Работа по формированию данного приёма логического мышления у младших школьников должна носить целенаправленный, систематичный и постепенный характер, т.е. начинаться с выработки более простых познавательных приёмов и действий, которые постепенно усложняются, переплетаются и интегрируют более сложными.

Применяя карточку на разных этапах учебного занятия, учитывая учебные цели и задачи, год обучения выделяем три схемы назначения карточки:

Рассмотрим вопрос карточки: Почему в тайге, когда появляются рытвины меньше вероятность появления оврага?

Схема: А. Карточка – выводы – предметные знания.

Закончив работу изучения материала по карточке, ведем обсуждение ответа на вопрос, делаем определенные выводы по полученной информации, которые дают новые предметные знания. Таким образом выводы, которые мы делаем после работы по карточке дают обучающимся новые знания.

Схема: В. Предметные знания – карточка – предметные знания. Имеющиеся некие предметные знания, увеличиваем через работу по карточке, либо вопрос требует от учащихся прибегнуть к поиску и получению новых предметных знаний. Карточка-алгоритм способствует увеличению уровня полученных знаний, через самостоятельный поиск информации и решения проблемной ситуации.

Схема: С. параграф учебника - предметные знания – карточка. Через информацию параграфа учащиеся получают определенные предметные знания, усвоение которых проверяются через вопрос карточки. В данном случае карточка-алгоритм является инструментом контроля сформированности предметных знаний.

В заключение отметим, что опыт самостоятельной работы, новые знания, исследовательские умения, среди которых и умение устанавливать причинно-следственные связи - это главный результат исследовательской деятельности. Это будет способствовать формированию в сознании младших школьников представлений о связях, зависимостях, отношениях между явлениями и развитием причинного мышления.


[1] Минова М.В, Крутень О.А. Познавательные общеучебные умения: формирование и диагностика [Текст]: методическое пособие.- Красноярск, 2009.- с.4

[2] Там же

[3] Минова М.В, Крутень О.А. Познавательные общеучебные умения: формирование и диагностика [Текст]: методическое пособие.- Красноярск, 2009.- с.25

[4] Минова М.В, Крутень О.А. Познавательные общеучебные умения: формирование и диагностика [Текст]: методическое пособие.- Красноярск, 2009.- с.26

[5] Мкртчян М.А. Коллективные способы обучения

[6] Карпенко М.П. телеобучение [Текст]/ М.П.Карпенко. – М.:СГА, 2008. – с.256

[7] Минова М.В, Крутень О.А. Познавательные общеучебные умения: формирование и диагностика [Текст]: методическое пособие.- Красноярск, 2009.- с.98

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: