Актуальность.
В настоящее время одной из самых актуальных проблем в сфере образования является создание условий для повышения качества образовательного процесса. Современная действительность сформировала ряд требований к выпускнику школы, среди которых оперативное принятие нестандартных решений, быстрая адаптация к новым обстоятельствам, самостоятельное, критическое и творческое мышление (исследовательская деятельность). Реализация данных запросов возможна посредством самостоятельного овладения знаниями. В условиях модернизации образования особую актуальность приобретают те направления, которые обеспечивают развитие познавательной активности и самостоятельности мышления обучающихся. Одним из направлений являются общеучебные умения, которые связаны с такими мыслительными операциями, как сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация, систематизация.
Постановка задачи.
По различным классификациям общеучебных умений большинство исследователей выделяют несколько типов: коммуникативные, оргуправленческие и познавательные или интеллектуальные[1]. К познавательным можно отнести такие умения, как: видеть проблему, задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, давать определения понятиям, наблюдать, структурировать материал, доказывать свои суждения, сотрудничать.
На наш взгляд, особое место среди представленных занимает умение устанавливать причинно-следственные связи. Однако его полноценное формирование осложняется тем, что в образовательных стандартах данное умение не выступает в качестве предмета специального усвоения, а в школьной практике зачастую применяется трансляция готовых знаний (репродуктивный материал), что не способствует развитию мышления. Проблеме формирования умения устанавливать причинно-следственные связи посвящены исследования таких ученых, как Татьяченко Д., Тиринова О.И., Усова А.Б., Чепиков В.Т., Талызина Н.Ф. и др.[2]
Что такое причинно-следственная связь? В кратком описании причина – это основание, предлог для каких-нибудь действий, где действия в свою очередь и есть следствие (последствие). Например, из виноградной косточки вырастит веточка лозы.
Считаем целесообразным начинать формирование умения устанавливать причинно-следственные связи на учебных текстах всех предметов начальной школы.
Опираясь на выше сказанное, определили для себя педагогическую стратегию: Установление причинно-следственных связей – способ формирования познавательных умений у младших школьников.
Система работы с заданиями на установление причинно-следственных связей.
В данную методическую работу положены научные разработки Миновой М.В, Крутень О.А. о формировании общеучебных умений, а также методики коллективных учебных занятий. Над данной темой работали под руководством Григорьевой Е.В. – методиста лаборатории методологии и технологии коллективного способа обучения Красноярского края института повышения квалификации (в настоящее время старший методист МБОУ СОШ №161 г.Зеленогорска).[3] Адаптировали методику для целей формирования познавательных умений на предмете окружающий мир в начальной школе. Основная деятельность заключается в выполнении заданий в определённой последовательности.
Пример заданий на установление причинно-следственных связей предмета «Окружающий мир» УМК «Школа России» А.А.Плешаков, 4класс.
Основной вопрос | Почему где появляется рытвина, на равнинах образуются овраги? | |
Задание | Варианты ответов | Варианты ответов, которые можно расценивать как правильные. |
1. Выдели в вопросе следствие. (Что случилось? Что произошло?) | а) где появляется рытвина на равнинах образуются овраги б) появляется рытвина на равнинах | а) где появляется рытвина на равнинах образуются овраги |
2. Выдели в следствии объект (Произошло все-таки конкретно что? Что главное произошло?) | а) где появляется рытвина на равнинах образуются овраги б) появляется рытвина на равнинах в)на равнинах образуются овраги | а) где появляется рытвина на равнинах образуются овраги |
3. Определи компоненты объекта (Из чего состоит объект анализа? Из каких частей состоит объект анализа?) 4. Описание компонентов объекта анализа. (Что ты про них знаешь? Что отличает?) | Овраг – углубление с крутыми осыпающимися склонами, подмываемые водой Рытвина – маленькая ямка | |
5. Перефразируй объект анализа, уточняя смысл слов (Установи связи между компонентами объекта анализа.) | Где появляется рытвина на равнинах образуется углубление с крутыми осыпающимися склонами, подмываемые водой. | |
6.Выдели в следствии дополнительные характеристики. (А в какой ситуации случилось событие? Где? Когда? Как? Кто при этом был? | Где появляется рытвина | |
7. Дай их описание | Где появляется рытвина – где появляется маленькая ямка. | |
8. Переформулируй вопрос | Почему там, где появляется маленькая ямка, образуется углубление с крутыми осыпающимися склонами, подмываемые водой. | |
9. Сделай вывод. | на равнине появляется маленькая ямка, которую подмывают воды, склоны ее осыпаются, так постепенно образуются овраги. |
Задания представлены в виде вопросов, отвечать на которые следует по установленному алгоритму. Каждый шаг алгоритма состоит из микроумений: выделять в вопросе следствие; выделять в следствии объект анализа; давать описание объекту, выделенному из следствия; выделять дополнительные характеристики, содержащиеся в следствии; переформулировать вопрос [4].
Обучение работе с заданиями на установление причинно-следственных связей, по нашему мнению, начинать следует с 1 класса в три этапа:
1. Введение понятий «причина» и «следствие». Тренажёром работы над понятиями являются тексты русских народных сказок: «Репка», «Курочка Ряба» и т.д. Например: «Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Пошел дед репку тянуть, тянет - потянет, вытянуть не может». Причина: репка выросла большая, следствие: поэтому дед не может ее вытянуть своими силами. Данная деятельность побуждает обучающихся приводить примеры из жизни, в которых прослеживается связь причины и следствия: «Я хорошо выучил стихотворение и получил пятерку».
2. Следующий этап деятельности обучающихся заключается в постановке вопроса, который начинается со слова Почему… (к текстам сказок) на установления причинно-следственных связей фронтально. Например: «Почему дед не смог вытянуть репку, которая выросла большая-пребольшая?»
3.На данном этапе ведётся работа по формированию микроумений. Так как в 1 классе не у всех обучающихся на должном уровне сформированы читательские способности, вопросы заданий представляем в виде схемы. Например: «Почему белые медведи живут на севере?»
Отметим, что все действия, выполняемые обучающимися предлагаются в форме, соответствующей их возрастным особенностям (например: понятие слова объект, компонент, следствие, описание, связь вопрос что? и т.д)
1.Выдели в вопросе СЛЕДСТВИЕ. Весь вопрос без слова Почему - это СЛЕДСТВИЕ, обозначим так «С».
Предлагаются варианты следствия (составленные учителем):
а) живут на севере;
б) медведи живут на севере;