Пример заданий на установление причинно-следственных связей предмета «Окружающий мир» УМК «Школа России» А.А.Плешаков, 4класс.




Актуальность.

В настоящее время одной из самых актуальных проблем в сфере образования является создание условий для повышения качества образовательного процесса. Современная действительность сформировала ряд требований к выпускнику школы, среди которых оперативное принятие нестандартных решений, быстрая адаптация к новым обстоятельствам, самостоятельное, критическое и творческое мышление (исследовательская деятельность). Реализация данных запросов возможна посредством самостоятельного овладения знаниями. В условиях модернизации образования особую актуальность приобретают те направления, которые обеспечивают развитие познавательной активности и самостоятельности мышления обучающихся. Одним из направлений являются общеучебные умения, которые связаны с такими мыслительными операциями, как сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация, систематизация.

Постановка задачи.

По различным классификациям общеучебных умений большинство исследователей выделяют несколько типов: коммуникативные, оргуправленческие и познавательные или интеллектуальные[1]. К познавательным можно отнести такие умения, как: видеть проблему, задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, давать определения понятиям, наблюдать, структурировать материал, доказывать свои суждения, сотрудничать.

На наш взгляд, особое место среди представленных занимает умение устанавливать причинно-следственные связи. Однако его полноценное формирование осложняется тем, что в образовательных стандартах данное умение не выступает в качестве предмета специального усвоения, а в школьной практике зачастую применяется трансляция готовых знаний (репродуктивный материал), что не способствует развитию мышления. Проблеме формирования умения устанавливать причинно-следственные связи посвящены исследования таких ученых, как Татьяченко Д., Тиринова О.И., Усова А.Б., Чепиков В.Т., Талызина Н.Ф. и др.[2]

Что такое причинно-следственная связь? В кратком описании причина – это основание, предлог для каких-нибудь действий, где действия в свою очередь и есть следствие (последствие). Например, из виноградной косточки вырастит веточка лозы.

Считаем целесообразным начинать формирование умения устанавливать причинно-следственные связи на учебных текстах всех предметов начальной школы.

Опираясь на выше сказанное, определили для себя педагогическую стратегию: Установление причинно-следственных связей – способ формирования познавательных умений у младших школьников.

Система работы с заданиями на установление причинно-следственных связей.

В данную методическую работу положены научные разработки Миновой М.В, Крутень О.А. о формировании общеучебных умений, а также методики коллективных учебных занятий. Над данной темой работали под руководством Григорьевой Е.В. – методиста лаборатории методологии и технологии коллективного способа обучения Красноярского края института повышения квалификации (в настоящее время старший методист МБОУ СОШ №161 г.Зеленогорска).[3] Адаптировали методику для целей формирования познавательных умений на предмете окружающий мир в начальной школе. Основная деятельность заключается в выполнении заданий в определённой последовательности.

Пример заданий на установление причинно-следственных связей предмета «Окружающий мир» УМК «Школа России» А.А.Плешаков, 4класс.

Основной вопрос Почему где появляется рытвина, на равнинах образуются овраги?
Задание   Варианты ответов Варианты ответов, которые можно расценивать как правильные.
1. Выдели в вопросе следствие. (Что случилось? Что произошло?)     а) где появляется рытвина на равнинах образуются овраги б) появляется рытвина на равнинах а) где появляется рытвина на равнинах образуются овраги  
2. Выдели в следствии объект (Произошло все-таки конкретно что? Что главное произошло?)   а) где появляется рытвина на равнинах образуются овраги б) появляется рытвина на равнинах в)на равнинах образуются овраги а) где появляется рытвина на равнинах образуются овраги  
3. Определи компоненты объекта (Из чего состоит объект анализа? Из каких частей состоит объект анализа?)   4. Описание компонентов объекта анализа. (Что ты про них знаешь? Что отличает?) Овраг – углубление с крутыми осыпающимися склонами, подмываемые водой Рытвина – маленькая ямка
5. Перефразируй объект анализа, уточняя смысл слов (Установи связи между компонентами объекта анализа.) Где появляется рытвина на равнинах образуется углубление с крутыми осыпающимися склонами, подмываемые водой.
6.Выдели в следствии дополнительные характеристики. (А в какой ситуации случилось событие? Где? Когда? Как? Кто при этом был? Где появляется рытвина
7. Дай их описание Где появляется рытвина – где появляется маленькая ямка.
8. Переформулируй вопрос Почему там, где появляется маленькая ямка, образуется углубление с крутыми осыпающимися склонами, подмываемые водой.
9. Сделай вывод.   на равнине появляется маленькая ямка, которую подмывают воды, склоны ее осыпаются, так постепенно образуются овраги.

Задания представлены в виде вопросов, отвечать на которые следует по установленному алгоритму. Каждый шаг алгоритма состоит из микроумений: выделять в вопросе следствие; выделять в следствии объект анализа; давать описание объекту, выделенному из следствия; выделять дополнительные характеристики, содержащиеся в следствии; переформулировать вопрос [4].

Обучение работе с заданиями на установление причинно-следственных связей, по нашему мнению, начинать следует с 1 класса в три этапа:

1. Введение понятий «причина» и «следствие». Тренажёром работы над понятиями являются тексты русских народных сказок: «Репка», «Курочка Ряба» и т.д. Например: «Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Пошел дед репку тянуть, тянет - потянет, вытянуть не может». Причина: репка выросла большая, следствие: поэтому дед не может ее вытянуть своими силами. Данная деятельность побуждает обучающихся приводить примеры из жизни, в которых прослеживается связь причины и следствия: «Я хорошо выучил стихотворение и получил пятерку».

2. Следующий этап деятельности обучающихся заключается в постановке вопроса, который начинается со слова Почему… (к текстам сказок) на установления причинно-следственных связей фронтально. Например: «Почему дед не смог вытянуть репку, которая выросла большая-пребольшая?»

3.На данном этапе ведётся работа по формированию микроумений. Так как в 1 классе не у всех обучающихся на должном уровне сформированы читательские способности, вопросы заданий представляем в виде схемы. Например: «Почему белые медведи живут на севере?»

Отметим, что все действия, выполняемые обучающимися предлагаются в форме, соответствующей их возрастным особенностям (например: понятие слова объект, компонент, следствие, описание, связь вопрос что? и т.д)

1.Выдели в вопросе СЛЕДСТВИЕ. Весь вопрос без слова Почему - это СЛЕДСТВИЕ, обозначим так «С».

Предлагаются варианты следствия (составленные учителем):

а) живут на севере;

б) медведи живут на севере;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: