Цель. С помощью гипотезы построить систему мерок, которыми можно измерять величины.




Конспект урока математики 1 класс

Программа РО Эльконина Давыдова

Тема: «Составная мерка»


Цель. С помощью гипотезы построить систему мерок, которыми можно измерять величины.

Образовательные задачи урока:

Формировать умение измерять и отмеривать величины с помощью мерки, которая представлена не одним, а несколькими объектами (это важно для того, чтобы дети понимали, меркой является не предмет, а величина, и в дальнейшем относили число 1 не к отдельному объекту, а к части измеряемой величины, которая равна мерке).

Развивать умение фиксировать получаемую информацию опытным путем в схеме.

Ход урока

I. Создание учебной ситуации

- Сегодня мы с вами отправляемся в удивительную страну величин. Мы уже там бывали не раз. С какими величинами мы в этой стране встречались? (на доске -условные обозначение величин. Дети озвучивают):

- С длиной, шириной, площадью - С массой, объёмом.

- С высотой, размером.

- Согласны ли вы со мной, что размер – величина?

(Дети показывают несогласие)

- Относится ли размер к математическим величинам? Нет, т. к. его нельзя измерить.

- С помощью чего мы умеем измерять величины: с помощью мерки.

Например. С помощью полоски бумаги можно измерить длину отрезка, площадь, можно померить длину и ширину класса с помощью шагов (ребятам можно предложить это продемонстрировать)

- А как можно измерить объём? (Показывает сосуд)

Можно взять маленький стаканчик и померить с помощью воды, сколько стаканчиков поместилось в этом сосуде (Выходит один ученик и демонстрирует измерение)

- Как нам зафиксировать на доске и в тетради результаты измерения?

Нужно записать стрелочную схему проведенного измерения. (Ученик выходит к доске, а остальные пишут у себя в тетрадях)

- Что означает эта запись? Она означает, что в величине А укладывается 6 раз мерок Е.

II. Основная часть урока

- У меня на столе три цветка в разных горшках, которые нужно поливать. Причём для поливки каждого цветка требуется разный объём воды (Предоставляются три маленьких сосуда разного объёма. После этого учитель показывает большой сосуд с водой и предлагает детям ему помочь).

- Нужно узнать, сколько раз можно поливать все три цветка этой водой? Что для этого нужно сделать?

Нужно измерить объём воды в большом сосуде, а в качестве мерки нужно использовать сразу три маленьких сосуда, иначе какой-нибудь из цветков останется не политым. (Наполняет три маленьких сосуда)

Называют число – 1 (Далее учитель наполняет только один сосудик и подсказывает детям – число 2)

Дети не соглашаются, т. к. получается не целая мерка

Один ученик выходит к доске и демонстрирует измерение. Оказывается, полить цветы можно 4 раза.

- Мы измеряли объём воды в большом сосуде сразу тремя мерками. Как нам зафиксировать результаты измерения.

Обозначить мерку и измеряемую величину буквой и записать стрелочную схему.

Ученик выходит к доске и записывает схему, остальные дети у себя в тетрадях.

Учитель демонстрирует сосуд с водой объёмом К. Мерка состоит из двух стаканчиков наливать эту мерку нужно, считая до трёх.

(Выходит один ученик и работает с водой, другой ученик выполняет нужные действия на чертеже. На доске уже имеется заготовка для чертежа.)

Ученик наливает воду в одну из мерок – соответствующий отрезок уже отложен на чертеже.

Как только один из стаканчиков наполняется вновь, учитель прерывает ученика:

- Нужно скорее отложить мерку на чертеже!

Ответы детей: мы не согласны, т. к. это не вся мерка.

(После переливания воды из второй мерки в сосуд, другой ученик, который работает у доски, отложил отрезок меньше предыдущего).

- Все согласны с этой записью на чертеже?

(Из практики дети показывают знак отрицательный ответ)

- На чертеже не видно, что работали одной и той же меркой (после того как померили объём воды К с помощью составной мерки Т. Полученный объём воды «охватывается» на чертеже дугой).

III. Итог урока

- Что сегодня нового вы узнали о величинах? (Что Величины можно измерять с помощью составной мерки).

- Как мы это делали? (Выдвигали свои гипотезы, проверяли их практически, а результаты записывали на схемах.)

- Что было делать на уроке легко, интересно? Что делать было трудно?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: