Результатомосвоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
Требования к экзамену
Экзамен рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью на формате А3 в течение 4 учебных часов. В первых-вторых классах натюрморт состоит из простых по форме предметов (2-3 предмета и однотоновая драпировка), в третьих-четвертых классах – комбинированных по форме, различных по материалу предметов (3-4 предмета и богатые по цвету и декору драпировки).
Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен:
- грамотно расположить предметы в листе;
- точно передать пропорции предметов;
- поставить предметы на плоскость;
- правильно строить цветовые гармонии;
- умело использовать приемы работы с акварелью;
- передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность;
- добиться цельности в изображении натюрморта.
• Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр.
Формы промежуточной аттестации:
• зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
• экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти.
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков:
1 год обучения
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;
VII. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:
1. Анализ цветового строя натюрморта.
2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников-классиков.
3. Выбор техники исполнения.
4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
5. Выполнение картона.
6. Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведется акварельными красками.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.
VIII. Список рекомендуемой литературы
Методическая литература
• Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974
• Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003
• Беда Г.В. Живопись. - М., 1986
• Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004
• Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002
• Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2004
• Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992
• Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М., 1977
• Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985
• Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997
• Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2008
• Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986
• Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992
• Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996
• Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007
• Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003
• Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996
• Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975
• Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974
Учебная литература
• Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 1986: №1, 1988: №2
• Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996
• Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 1996
• Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 1997
• Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005
• Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985
• Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999
• Кальнинг А. К. Акварельная живопись. – М., 1968
• Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980