ТОСБС по реабилитационной работе




 

В апреле 2005 года в нашей библиотеке состоялось значительное и радостное событие – презентация коллекции тактильных книжек-игрушек. Впервые в нашем регионе созданы издания специальных форматов для маленьких незрячих детей, фонд библиотеки пополнился новым видом специальной литературы. Этому событию предшествовал значительный по времени подготовительный этап. Мы прошли достаточно длительный путь от идеи создания мягких книжек-игрушек до её реального воплощения в жизнь. Точкой отсчёта идейного замысла проекта, связанного с тактильной книжкой, можно считать 2000 год, известную всем международную конференцию в РГБС. Тогда же мы посвятили в наши планы директора педагогического колледжа №1 г. Тюмени и заручились её поддержкой. В 2002 году благодаря Ставропольской библиотеке у нас появилась первая книжка-игрушка «Умка», которая до недавнего времени использовалась как выставочный экземпляр.

В 2003 году нами была подготовлена заявка на участие в социально-творческом заказе Комитета по культуре администрации Тюменской области (метод социально-творческого заказа подразумевал гарантированное финансирование социально значимых мероприятий). Наш проект «Книжки для маленьких незрячих детей» предполагал:

· в 2004 году - проведение обучающего семинара «Тактильная книга для маленьких незрячих детей» по изучению всех технологических процессов и освоению методики изготовления тактильных книг; организацию творческой лаборатории по созданию тактильных книг и изготовление 15 книжек;

· в 2005 году – запись аудиоспектаклей для незрячих детей совместно с Тюменским театром кукол и масок.

Подготовка и проведение межрегионального обучающего семинара, который прошёл 7-8 сентября 2004 года, потребовала от сотрудников ТОСБС значительных организационных и методических усилий в связи с аварийной ситуацией и последующим капитальным ремонтом. Кроме того, ситуация осложнилась реформированием бюджетной сферы культуры и переходом на новые организационно-правовые формы. Несмотря на это, семинар состоялся и явился стимулом для начала активного процесса создания тактильных книжек в нашем регионе.

В работе семинара приняла участие кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Института коррекционной педагогики РАО Денискина В.З. Разработка российского стандарта изготовления тактильной книги требует подведения научной базы, помощь ученых-дефектологов в этом направлении необходима и важна. Программа обучающего семинара включала выступления представителей тех российских библиотек, которые наиболее продвинулись по пути изготовления тактильных изданий. Загребельная Т.И., директор Ставропольской краевой библиотеки, познакомила участников семинара с использованием тактильной книги в комплексной системе работы зала реабилитации детей с ограниченными возможностями. Новосибирская и Томская библиотеки поделились наработанным опытом проектной деятельности. Состоялась презентация методического пособия специальной библиотеки Новгорода Великого «Изготовление тактильной книжки-игрушки для маленьких слепых и слабовидящих детей». Незрячий специалист-валеолог из Нижнего Новгорода, председатель правления организации родителей детей-инвалидов по зрению, Сумарокова И.Г. рассказала о решении проблем адаптации незрячих детей через тактильную книгу и развивающие пособия в своём регионе. Руководитель дизайн-студии Нижегородского дворца детского творчества Зимина Е.К. познакомила присутствующих с собственной методикой изготовления тактильных книг и развивающих игр.

Особое внимание участников семинара, среди которых были библиотекари, педагоги коррекционных образовательных учреждений, сотрудники реабилитационных центров, общественных организаций привлекла уникальная выставка. На ней были представлены тактильные книги из Ставрополя, Новосибирска, Томска, Нижнего Новгорода, Красноярска, Новгорода Великого.

По нашему приглашению выставку посетили преподаватели и студенты 1-го курса тюменского филиала Уральской Государственной архитектурно-художественной академии и отделения дизайна Тюменского колледжа искусств. Большие виды и надежды имелись у нас на студентов и преподавателей педагогического колледжа №1 г. Тюмени. Эти надежды полностью оправдались, если говорить о результатах сотрудничества с нашими добровольными помощниками. Восемь мягких объёмных книг передали в дар студентки 4-го курса специальности «педагог дополнительного образования» педагогического колледжа №1, среди них – 4 книжки А. Барто и В. Степанова, 2 русские народные сказки, потешка, сборник стишков «Домашние животные». Семь книг изготовили для маленьких незрячих читателей будущие дизайнеры – студенты 1-го курса института дизайна и колледжа искусств. Это – книжки К. Чуковского, В. Сутеева, Н. Павловой, Д. Непомнящей, англ.нар. сказка «Три поросёнка» и англ. нар. песенка в переводе С. Маршака «Шалтай-болтай». Все детские книжки имеют тактильные иллюстрации и комбинируются с брайлевскими, крупношрифтовыми текстами и/или аудиосопровождением. Если говорить об особенностях каждой коллекции, то можно отметить, что относительно книжной формы коллекция педагогического колледжа ближе к «книжке-игрушке», а коллекция института дизайна имеет элементы «книжки-театра». Несмотря на эти, почти неуловимые различия, тактильные книги, созданные нашими волонтёрами, будут постепенно и мягко приобщать незрячих детей к миру книжной культуры. В книжках-игрушках, изготовленных ребятами-студентами, можно увидеть не только много оригинальных идей, творческих находок, удачных решений, но и самое важное – проникновение в проблемы незрячего ребёнка. Авторам-изготовителям тактильных книжек помогали их преподаватели – Рагозина Т.М., Крамская Н.В., Короленко Г.Г. Изготовление этих книг было включено в предмет «Основы проектирования и моделирования» (педколледж). Институт дизайна и колледж искусств включили изготовление этих книг в цикл трёх предметов по дизайну проектирования: «Композиция (проектирование)», «Композиция (пропедевтика)», «Пространственное моделирование». Создание тактильных книжек – процесс настолько сложный и трудозатратный, что мы пока не знаем, решатся ли дизайнеры в этом учебном году продолжить сотрудничество с библиотекой. Преподаватель декоративно-прикладного творчества педагогического колледжа – Т.М. Рагозина – однозначно выразила своё согласие на дальнейшее сотрудничество. Библиотечные работники, психолог в меру своей компетентности консультировали преподавателей и студентов по проблемам изготовления тактильных книг. В настоящее время прорабатывается рекомендательный список тех произведений детской литературы, которые могут быть репродуцированы в тактильные издания, чтобы облегчить студентам процесс выбора подходящих для этого книг.

В каждой библиотеке, имеющей в фонде тактильные книжки-игрушки, закономерным является вопрос: как использовать такие книги в практической работе с незрячими детьми? Мы решили ежегодно в рамках программы «Маленькие ступеньки радуги» проводить цикл занятий по обучению работе с тактильной книгой детей и их родителей. Программа разработана психологом библиотеки и включает в себя:

· психологическое консультативное сопровождение семей, имеющих детей с патологией зрения;

· деятельность клуба семейного самообразования «Я и мой ребёнок», непосредственная задача этого объединения - повышение педагогической грамотности родителей детей-инвалидов по зрению;

· занятия с незрячими детьми и их родителями по обучению работе с тактильной книгой в условиях мультисенсорной среды.

Практическая значимость коллекции тактильных книг увеличилась в связи с появлением у нас оборудования сенсорной комнаты. Оборудование состоит из зеркального шара с подсветкой, бассейна с шарами, комплекта мягких модулей и пузырьковой колонны. Библиотека приобрела это оборудование на средства гранта концерна «НИККА» при участии Благотворительного фонда развития города Тюмени. Проект «Мультисенсорная среда для общения с книгой особых детей» стал победителем второго конкурса социальных проектов именного фонда концерна «НИККА».

Руководитель проекта психолог библиотеки – Опрышко Л.В. - предложила использовать тактильные книжки-игрушки в комплексной системе сенсорной реабилитации. Какие преимущества даёт работа в новых условиях?

«Для того, чтобы заинтересовать детей с ограничениями жизнедеятельности и повысить их мотивацию к чтению, - говорит автор проекта, - необходим положительный эмоциональный фон. Этому способствует мультисенсорная среда, воздействующая на сохранные сенсорные системы ребенка». Бытует мнение, что у ребёнка с нарушениями зрения уровень слуха, осязания, обоняния выше, чем у ребёнка зрячего, что эти чувства у него развиваются автоматически. Это совсем не так. Наоборот, без соответствующего тренинга (игр, упражнений), организованных родителями, специалистами малыш со зрительными проблемами может иметь серьёзные трудности в правильном использовании информации, поступающей к нему из окружающего мира. В своей работе мы опираемся на то, что сенсорное воспитание и развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Стимуляция массированным потоком информации на каждый анализатор: зрительный, слуховой и тактильный приводит к повышению активности восприятия ребёнка, реализуется по-детски искреннее умение радоваться жизни и любить окружающий мир. Применение сенсорного оборудования повышает эффективность занятий по обучению работе с тактильной книгой. Опираясь на сохранные анализаторы и используя приёмы позитивного и доброжелательного общения, мы помогаем приобрести дополнительный потенциал для гармоничного развития незрячего ребёнка. Наши ожидания о работе в новых условиях были оправданы уже при первых встречах с маленькими читателями.

Оборудование мультисенсорной среды изменило внутренний интерьер библиотеки. Он наполнился особым живым содержанием, яркими оптимистичными красками. Во время мероприятий возникают более тёплые, неофициальные, естественные отношения. Это позволяет включать творческое мышление и находить новые подходы к воздействию на познавательную сферу особых детей. Сенсорные стимулы позволяют корректировать неустойчивое внимание, стимулировать интерес к художественным произведениям. Тактильная книжка органично вписывается в мультисенсорную среду: она имеет удобный формат, большие эстетические возможности, иллюстрации из различных текстур приносят ребёнку разнообразные ощущения. Библиотекарь сопровождает знакомство маленького читателя с внутренним миром библиотеки, постепенно готовит к работе с книгой. Объяснения-инструкции для малышей самые простые. Только искренностью можно завоевать детские сердца. Тогда дети охотнее идут на контакт. На занятиях им предоставлено право получать подробные объяснения, высказывать мнение по разным вопросам. При этом голос библиотекаря – прежде всего инструмент взаимодействия с ребёнком и нужно чаще обращать внимание на его тон и тембр.

Сама мультисенсорная среда является катализатором на творческое начало всех, кто в ней оказывается. Чередование интеллектуальной нагрузки с отдыхом в «мягком уголке» и «шариковом бассейне», как называют его наши маленькие читатели, даёт выход избытку физической энергии. Незабываемое ощущение эстетического комфорта, активности и бодрости сохраняется длительное время. Новые условия просто побуждают к активности маленького человека, помогают тренировать устойчивость его внимания, развивают пространственное мышление – потенциал интеллекта.

Особая мультисенсорная среда дала возможность нашим маленьким читателям получить новый жизненный опыт, расширить свою внутреннюю картину мира. Некоторые маленькие слепые дети впервые ощутили потребность протянуть руку тому, кто рядом. Это был их первый контакт, проявившийся как интерес к другой жизни, разбуженный воздействием мультисенсорной среды.

За небольшой срок жизни тактильных книг в нашей библиотеке мы успели убедиться, что они замечательно «работают» в условиях мультисенсорной среды. Наши юные читатели уже спрашивают у библиотекарей про «волшебные» книжки.

Тактильные книжки были апробированы на занятиях с тотально незрячими детьми. Они привлекли большое внимание слабовидящих детей из начальной школы-детского сада № 76 для детей с нарушениями зрения. В восторге от этих книг зрячие дети читателей библиотеки. Универсальность этих книг – в востребованности всеми детьми, но самое главное, что они нужны нашим незрячим ребятишкам. Путь к чтению по системе Брайля потребует ещё много усилий не только со стороны самого ребёнка, но и совместных усилий родителей и специалистов. Уже сейчас мы можем помочь незрячим детям развивать тактильную чувствительность, активное осязание, способствовать их интеллектуальному развитию. Уже сейчас с помощью тактильных книжек-игрушек мы можем стимулировать у незрячих детей интерес к чтению, а пробудившийся интерес к книгам сделает их не потерянными для общества. Мы рады тому, что наш опыт по созданию тактильных книжек-игрушек пусть небольшими толиками тиражируют коррекционные образовательные учреждения нашего региона. Это означает, что общими усилиями мы сможем помочь в становлении социально адаптированной личности ребёнка с визуальными проблемами.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: