1. Предмет политологии.
2. Методы политологии.
3. Основные элементы научной политической теории.
1. В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств. В повседневной жизни политикой называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Научные определения термина "политика" отличаются от повседневных представлений строгим построением, аргументированностью, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений.
Политология – это наука о политике, о конкретно-исторических политических системах, об их структуре и механизме их функционирования и развития.
В соответствии с различными исследовательскими методами выделяют три основные группы определений политики: социологические, характеризующие политику через другие общественные явления – экономику, право, мораль, культуру; субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики; научно сконструированные, раскрывающих, ее деятельностный характер. Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве ее первоосновы власть и ее носителей. Политика – это действия, направленные на власть, ее обретение, удержание и использование.
Предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни.
Политологи разных стран договорились о международном стандарте в понимании объекта и предметного поля политологии. Компонентами политологии согласно такому стандарту являются:
а) политическая теория (теория политики и история политических идей);
б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных);
в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение);
г) международные отношения (международные организации и мировая политика).
В отечественной научной литературе отчетливо сложились две позиции по отношению к политологии. Первая: политология - это одна из наук о политике. Политику как сложное и многогранное явление изучают философия, социология, теория государства и права, история и т.п., политология же понимается как наука, изучающая прежде всего механизмы власти.
Согласно второй позиции, политология представляет интеграционное, комплексное, междисциплинарное знание. Если понимать политологию как междисциплинарное знание, то этом случае она предстает в качестве разветвленной структуры наук о политике и будет включать в себя следующие направления:
- политическая философия (философия политики), которая выявляет наиболее общие закономерности политической жизни, создает мировоззренческую и методологическую базу исследования, осуществляет формирование понятийного аппарата политической науки;
- теория политики. Более конкретная отрасль, которая развивается на базе обобщения эмпирического материала. У теории политики есть свои внутренние структурные звенья: теория международных отношений, теория бюрократии и элит и т.п.;
- история политических учений, изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах в различные исторические эпохи;
- политическая социология. Выявляет связь политики и различных сфер жизнедеятельности человеческого общества. Изучает конкретные политические явления и процессы, используя сбор, обобщение и анализ эмпирических данных;
- политическая психология, исследующая политическое поведение и его мотивацию (особенно в массовых формах);
- политическая антропология, которая устанавливает связь политики с социобиологическими качествами человека. Ее приоритетное направление - выявление особенностей политической культуры того или иного народа, "национального духа";
- политическая география. Изучает зависимость политических процессов от экономико-географических, климатических и других природных факторов.
Сложность, многосторонность политической жизни порождает реальное многообразие типов ее осмысления, политических методологий среди которых выделяют:
- теологическую интерпретациюполитики, в рамках которой политическая власть рассматривается как проявление Божественной воли;
- натуралистическую, когда рассматривается обусловленность политической жизни географической средой, климатом и иными природными факторами;
- психологическую интерпретацию политики, когда источник политических проблем видят в психических свойствах людей, в подсознательных импульсах, определяющих характер политического поведения и конфликтов, возникающих в политике (З. Фрейд, Г. Лассуэл);
- экономический детерминизм, например, марксистский взгляд на политику как "концентрированное выражение экономики";
- институционалистская версия, в рамках которой политика предстает в виде совокупности организаций, в основе существования которых лежат фиксированные правила поведения, содержащиеся в программах, уставах, конституциях. Смысл политики видится в правильном определении характера отношений между этими образованиями;
- бихевиористская версия (от англ. behaviour - поведение) рассматривает политику как взаимодействие целей, поступков людей, политическое поведение признается единственным фрагментом политической реальности, подлежащей эмпирической фиксации.
Политология подразделяется на теоретическую и прикладную, каждая из которых дополняет и обогащает другую. Теоретическая политология ставит своей основной задачей познание и лучшее понимание политической жизни общества. Прикладная политология связана с прагматическими задачами оказания влияния на политику, осуществляемую в стране. Она является совокупностью теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также политических технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального политического эффекта.
2. В отечественной теоретической политологии достаточно распространенным является мнение о трех больших группах методов, которые, используются политической наукой. В первую из них предлагается включить общие методы, характерные для всех наук – как гуманитарных, так и технических. Это, например, тот же логический анализ и синтез, дедукция и индукция, мысленный эксперимент и т.д.
Вторую группу составляют методы, связанные с особой ориентацией исследователя на изучаемый объект, с его оценочными критериями. Мы нашли возможным назвать их общегуманитарными методами.
По поводу третьей группы единства среди политологов нет. Одна часть настаивает на том, что в нее должны войти эмпирические методы, т.е. методы получения и сбора информации о первичных политических фактах. Но очевидно, что методы сбора информации опять же не являются прерогативой собственно политологии – скорее они относятся к компетенции социологической науки. Другая часть исследователей считает, что к третьей группе следует отнести те методы, которые были наработаны собственно политологией. Но при перечислении этих методов возникают очевидные трудности – чаще всего среди методов третьей группы указываются приемы, явно относящиеся к ведению прикладной политологии. Тем самым они также опровергают суждение о том, что теоретическая политология имеет в своем арсенале собственные аналитические процедуры, оставляя это право за политологией прикладной. Любопытно в этом плане мнение западных исследователей Р. Пэнто и М. Гравитца, открыто заявлявших, что теоретическая политология «не имеет своих методов и техники и использует методы и технику других общественных наук, выбирая то, что в данном случае больше подходит к объекту исследования.
В настоящее время в политологии сложилось многообразие теоретических и эмпирических методов исследования. Среди методов теоретического познания, т.е. приемов обобщения полученных в ходе эмпирического исследования данных, создания систем знания, обычно выделяют следующее:
- диалектику, которая предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом факта их постоянного качественного изменения, умения видеть взаимосвязи частей и компонентов политической жизни, противоречивость политических процессов;
- формализацию (сравнительный подход), которая дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства;
- исторический метод, предполагающий изучение политических явлений в процессе их становления и развития, установление связи с прошлым;
- нормативно-ценностный метод, когда политические процессы оцениваются с точки зрения оптимального варианта, идеала. Например, для З. Бжезинского таким идеалом является американская демократия, другие системы оцениваются по тому насколько они к ней близки.
- системный метод, в рамках которого политика рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием элементов, находящихся в многообразных связях с внешней средой. В качестве последней выступают природа, культура, экономика и др.
Наряду с теоретическими в политологии применяются многочисленные эмпирические методы. Считается, что политология стала подлинной наукой с тех пор, когда она от умозрительных рассуждений и построения теоретических конструкций перешла на почву реальной жизни. Эмпирический уровень
- это уровень прикладных исследований, имеющих непосредственную практическую направленность. Сюда относят:
- опрос, один из самых распространенных методов сбора политической информации. Опрос - это устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей -респондентов с вопросами. Опрос может проводиться в форме бесед, интервью, анкетирования, позволяющих выявить состояние общественного мнения по тому или иному вопросу;
- наблюдение. Как метод сбора первичных эмпирических данных он заключается в преднамеренном и непосредственном восприятии и регистрации политических фактов. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. При невключенном наблюдении события и факты отслеживаются со стороны. Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в каком-либо событии или деятельности организации;
- статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, отражающих различные состояния объекта;
- математические метод, открывают возможность моделирования политических процессов
-составления схематических образцов изучаемых объектов, отражающих их сущностные качества;
- методы семиотики - науки о знаковых системах, которые весьма продуктивны в изучении политики, т.к. она во многих своих проявлениях (традиции, церемонии, ритуалы) представляет собой именно знаковую символическую систему;
- методы герменевтики, целью которых служит не столько фиксация объективной стороны существования политических явлений, сколько понимание, выявление смысла, который они в себе несут для действующих в политике субъектов.
3. Поскольку политика существует в различных формах – в виде мышления, речи и поведения людей, она имеет достаточно сложную структуру. В качестве основных структурных элементов политики обычно выделяют: политическую культуру, включающую политическое сознание и поведение; субъекты политики (политические акторы); политические организации и политические институты; политические отношения и процессы; политические интересы и политические конфликты; международные отношения.
Центральной методологической проблемой политологии является познание и определение политических закономерностей (законов).
Исходя их того, что предметом политологии является политическая власть, изучаемые ею закономерности непосредственно связаны с формированием, развитием и функционированием этой власти. Эти закономерности могут быть объединены в несколько групп. В качестве критериев выделения таких групп используются самые различные характеристики политической власти. Если в основание классификации положить основные сферы общественной жизни, в которых проявляется политическая власть, то можно выделить три группы закономерностей политологии.
1-я группа – закономерности, проявляющиеся в экономической сфере жизни общества. Они отражают соотношение между экономикой и политикой. В этом случае политическая власть обусловлена развитием экономических процессов. Экономические интересы являются социальной причиной политической деятельности, политического процесса. Возникновение политической власти неразрывно связано с экономической властью.
2-я группа – закономерности, действующие в социальной сфере общественной жизни. Эти закономерности характеризуют развитие политической власти как одной из социальных систем общества.
3-я группа – закономерности, отражающие взаимоотношения между личностью и властью.
В политологии существуют и другие системы законов (закономерностей):
– закономерности возникновения, функционирования и развития политических интересов, взглядов, концепций и теорий;
закономерности становления, функционирования и изменения политической власти;
закономерности функционирования и развития политического процесса (политических отношений, политической деятельности).
Наряду с этими общими законами политологии выделяются и конкретные закономерности:
приоритет прав личности над правами государства;
верховенство закона в политической жизни;
разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной);
политический плюрализм (равноправное функционирование и развитие политических партий и общественно-политических движений в рамках парламентской демократии);
обеспечение политической стабильности и надежной безопасности и др.
Политология как наука, изучающая политическую власть в обществе, использует самые различные понятия и категории. Все это образует в системе понятийно-категориальный аппарат политологии. В соответствии с предметом политологии используемые его понятия и категории могут быть разделены на три основные группы.
Первую группу составляют собственно политологические («родные») понятия и категории, непосредственно относящиеся к политической власти и отражающие ее специфику. К ним относят такие понятия, как: политическая власть, политический режим, политическая система, политическое лидерство, политический процесс, политическая культура, политическое участие и другие.
Вторую группу составляют понятия, принадлежащие ко всем наукам политического цикла, так называемые, заимствованные. К их числу относят такие понятия, как: политика, политическая жизнь общества, политические отношения, право, правовая система, правовая культура, правовое государство, конституция и другие.
Третью группу составляют понятия, используемые как в общественных, так и в естественных и технических науках, без которых политология просто не может обойтись. К их числу относят такие понятия, как: техника и технология политики, политический климат, политический маркетинг, процессы интеграции, дифференциации в политике и другие.
Социальная значимость политической науки, ее влияние на обновление и функционирование современного общества проявляется в ее функциях. Основываясь на сущности и структуре предмета, можно утверждать, что политология выполняет следующие основные функции:
описательная – описывает ту политическую реальность, что происходит в том или ином обществе;
объяснительная – объясняет политические явления и процессы на основе установленных фактов;
экспертно-прогностическая – способствует подготовке прогнозов на основе утверждений, которые объясняют данные политические явления, процессы и факты;
инструментальная – служит инструментом для принятия конкретных политических решений и действий;
методологическая – служит для получения новых знаний, анализа приемов и способов практической деятельности;
управленческая – дает конкретную информацию, необходимую для осуществления эффективного политического руководства и управления общественными процессами;
идейно-политическая – позволяет оценить влияние идеологии на политическую реальность, формирует идейно-теоретическую позицию граждан.
Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования.
Первый уровень политики (макроуровень) – собственно политический уровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.
Второй уровень политики (микроуровень) охватывает отдельные политические организации и институты: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы. На данном уровне, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ и т.д.
Третий уровень политики (мегауровень) характеризует деятельность международных политических организаций – ООН, НАТО, МАГАТЭ.
Следует отметить, что именно первый уровень занимает главенствующую позицию, второй и третий дополняют его.