Операция «Киндертранспорт»




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 54 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

Единый классный час

«Международный день памяти жертв Холокоста»

Хоцкая Наталья Васильевна,

Классный руководитель

А класса

Донецк–2021


Цель: ознакомление учащихся с трагедией Холокоста, как одним из примеровбесчеловечной политики нацистов в годы Второй мировой войны

 

Задачи:

 

1. пробудить у школьников интереса к истории Холокоста;

 

2. воспитывать негативное отношение к нацизму и фашизму, чувства толерантности и сострадания к жертвам нацизма;

 

3. формировать подлинно гражданское сознание

 

 

Ход классного часа

 

Организационный момент.

Основная часть.

 

Ученица читает стихотворение

 

Пока память жива!

 

Отгремели давно залпы наших орудий,

 

А в воронке от бомбы трава-мурава...

 

Но войну не забыли суровые люди

И смеются сквозь слезы,

Ведь память жива!

 

Они помнят походы и дальние страны,

 

И простые, от сердца, народа слова.

Помнят лица друзей, уходивших так рано.

Их слова и улыбки –

Ведь память жива!

 

Они помнят весну 45-го года...

 

Закружилась от счастья тогда голова!

 

Не узнали её те, что гибли в походах,

 

Но всё помнят друзья их,

 

Ведь память жива!

 

Эта память с корнями уходит всё глубже,

 

И шумит на ветвях, зеленея, листва...

 

Её времени бег никогда не заглушит!

Ведь душа молода,

Пока память жива!

 

(З. Чеботарева)

 

 

Вопросы учителя:

 

- Ребята каким событиям из истории нашей страны посвящено данное стихотворение? (ответы детей)

 

- А что вы знаете об этой войне? (ответы детей)

 

Слово учителя

 

1 сентября 1939 года с нападения Германии на Польшу началась Вторая мировая война.

 

Среди всех народов, которые были нацистами обречены на физическое истребление, евреев они объявили главным врагом и по их планам этот народ подлежал полному уничтожению («окончательное решение еврейского вопроса» по терминологии фашистов).

 

Преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны в истории получило название Холокост (в переводе с греческого языка – всесожжение, жертвоприношение с помощью огня).

В конце января есть скорбная дата —

Мы чтим память тех, кто не должен уйти,

Мы чтим души тех, кто ушел прямо в небо

От злых, бессердечных, жестоких людей

Холокост… Это страшное слово,

Это слезы из глаз миллионов детей,

Это крики и редкие стоны погибших,

Это сотни разрушенных судеб людей.

Гуманизм — это слово нацисты не знали,

Ими правили гнев и безумство крови,

 

Они любили себя лишь, и точка,

 

Истребляли другие народы земли.

 

 

27 января - Международный день памяти жертв Холокоста. Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим (территория нынешней Польши).

 

Всего за годы Холокоста в период с 1933 (после прихода к власти Гитлера) и до 1945 года (окончание Второй мировой войны) нацистами и их пособниками было уничтожено 6 миллионов евреев.

 

Несмотря на безразличие большинства европейцев и участие других из них в уничтожении евреев во время Холокоста, в каждой европейской стране находились люди самых разных религиозных убеждений, которые рисковали жизнью, чтобы помочь евреям. Помощь могла иметь разные масштабы — от одиночных действий отдельных людей до целых организованных групп, больших и малых, объединивших для этого свои усилия.

 

Евреи, обреченные на полное истребление в гетто и лагерях смерти, искали пути к спасению. Те, кто решался бежать, нуждались в надежном укрытии, в документах. Многое зависело от местного населения. Большинство людей были безучастны к судьбе своих еврейских соседей и занимали позицию сторонних наблюдателей. Мотивы такого отношения были различны: страх перед репрессиями нацистов, антисемитизм и прочее.

 

Десятки, а может быть, и сотни тысяч евреев остались бы живы, если бы страны антигитлеровской коалиции начали принимать беженцев из Германии и Австрии. Но этого не случилось. Большинство стран в качестве причины отказа приводили огромную безработицу и расходы на социальную помощь малоимущим. Швейцарские власти, например, заявили, что, в Первую мировую войну их страна приняла 15 тысяч детей, но теперь они не могут принять ни одного ребенка. Британские власти мобилизовали огромный флот, чтобы не дать кораблям с еврейскими беженцами достичь берегов Эрец-Исраэль. Швейцария выслала большинство нелегальных беженцев-евреев, объяснив это тем, что подвергающиеся расовым преследованиям не могут быть отнесены к политическим беженцам. Представители Красного Креста вообще заявили, что еврейский вопрос не входит в их компетенцию. О том, что в случае с евреями речь идет о жизни или смерти, никто тогда, видимо, не думал.

 

Самыми незащищёнными в годы любой войны становятся дети. В разгар нацистской антиеврейской политики проводились целые операции по спасению еврейских детей из Германии, Австрии, Чехословакии, Польши, большинство из которых больше никогда не вернулись к своим родителям.

 

И сегодня мы хотим познакомить вас с некоторыми историями спасения еврейских детей

 

2.3. Выступления учащихся. (сопровождается презентацией) История 1.

 

Операция «Киндертранспорт»

 

2 декабря 1938 года в английском порту Гарвик бросил якорь необычный корабль: с его борта на берег сошли 196 детей, вывезенных из берлинского еврейского детского дома. Менее чем за месяц до этого, в ночь с 9 на 10 ноября, ночь, ставшую известной в истории под названием «Хрустальной», здание детского дома было подожжено и дети оказались на улице.

 

Не имея возможности вырваться из гитлеровского ада и предвидя грядущую трагедию, еврейские общины начали предпринимать меры к спасению хотя бы детского населения. Евреи Германии и Австрии попросили у английского правительства разрешения вывезти в Палестину 10 тысяч детей, но им в этой гуманной акции было отказано. Двадцати тысячам еврейских детей из Германии было отказано в разрешении на въезд в США в течение 1938 и 1939 гг. Президент Рузвельт не утвердил закон об эмиграции детей. Фактически союзническое правительства подписали еврейским детям смертный приговор.

 

С того памятного дня 2 декабря 1938 г., когда первые еврейские дети из фашистской Германии ступили на английскую землю, и до того дня, когда 14 мая 1940 г. был обстрелян и подожжен последний корабль с еврейскими детьми (всего их было 80), направлявшийся в один из английских портов, шла беспримерная операция под названием «Киндертранспорт».

 

Отказав еврейским детям в спасении на территории Палестины, английское правительство вынуждено было разрешить им пребывание на Британских островах. Был только установлен предельный возраст – 17 лет.

Почти восемнадцать месяцев продолжалась операция «Киндертранспорт». Точной цифры числа спасенных еврейских детей в результате этой операции не знает никто. Сохранились лишь отдельные цифры. Считается, что в целом было вывезено морем в Англию около десяти тысяч детей. Их доставляли в портовые города из Германии, Австрии, из оккупированных Польши и Чехословакии. Ни один из них не взошел на борт корабля в сопровождении кого-либо из взрослых. Тех, кто еще не умел ходить, несли на руках ребята постарше. Почти никто из них своих родителей после войны не нашел.

 

В операции «Киндертранспорт» принимали участие люди самого различного общественного положения. Автором известного Воззвания к совести стал лорд Балдвин. Раввин Соломон Шёнфельд спас около тысячи детей из семей ортодоксальных евреев. Лидеры движения квакеров Берта Брасей и Джин Хоар спасали еврейских детей из Праги, причем Джин сама вела самолет с детьми на борту. Голландской героиней войны, бойцом сопротивления, и величайшей спасительницей евреев и была Гертруда (Труус) Виджсмюллер-Мейер. Ей удавалось работать практически на всей территории Европы: она вывез 600 детей на поезде из Вены, морем переправила группу детей из Риги в Швецию, а позднее в Марселе пробралась вместе с детьми на борт корабля, отплывающего в Палестину. В 1940 г. более тысячи еврейских детей было помещено в лагерь на острове Мэн в Ирландском море, а отдельные группы смогли достичь берега Канады и даже Австралии.

 

История 2.

Ирена Сендлер

 

Ирена Сендлер (Сендлерова, в девичестве Кржижановски) — активистка подпольного движения, которая спасла 2500 еврейских детей из Варшавского гетто во время Второй Мировой Войны.

 

Во время нацисткой оккупации Польши, Сендлер жила в Варшаве (до этого она работала в городских отделах Социальной защиты Отвоцка и Тарчина). В начале 1939 года, когда нацисты захватили Польшу, она начала помогать евреям. Ирена вместе с помощниками создала около 3000 фальшивых документов, чтобы помочь еврейским семьям, прежде чем присоединиться к подпольной организации сопротивления «Зегота». Помогать евреям было крайне рискованно, немедленному расстрелу подверглись бы все домочадцы, если бы в их жилище нашли прячущегося еврея.

В декабре 1942 года, недавно созданный совет помощи евреям «Зегота» предложил Ирене возглавить их «детское подразделение» под вымышленным именем Иоланта. Как работница отдела социальной защиты, у нее было специальное разрешение для допуска в варшавское гетто. По должности ей необходимо было проверять жителей гетто на признаки возникновения тифа, ведь немцы очень боялись что зараза может распространиться за его пределами. Во время таких визитов, Ирена одевала повязку со Звездой Давида в знак солидарности с евреями, а также для того, чтобы не привлекать к себе ненужного внимания.

 

Она выносила детей из еврейского гетто в коробках, чемоданах, а также на тележках. Под предлогом проверки санитарных условий во время вспышек эпидемий тифа, Сендлер приходила в гетто и вывозила из него маленьких детей в машине скорой помощи. Там же она возила собаку, которую натаскала лаять, когда немецкая охрана впускала и выпускала машину через ворота гетто. Солдаты, естественно, не хотели связываться с собакой, а её лай прикрывал звуки, которые могли издавать дети. Она также использовала старое здание суда на окраине варшавского гетто (которое до сих пор стоит) как основной пункт для передачи детей.

 

Детей оставляли в польских семьях, варшавских приютах или монастырях. Сендлер тесно сотрудничала с социальной работницей и католической монахиней Матильдой Геттер.

 

Данные о вывезенных детях Ирена записывала и складывала в банки, которые закапывала под деревом в саду подруги. В этих банках хранилась информация о настоящих и вымышленных именах детей, а также данные о том, куда они были отвезены и к какой семье принадлежали изначально. Это делалось для того, чтобы после окончания войны детей можно было вернуть в их семьи.

1943 году Сендлер была арестована Гестапо, ее жестоко пытали и приговорили к смерти. Она никого не выдала. К счастью, «Зегота» спасла ее, подкупив немецких охранников по пути на место ее расстрела. Ирену бросили в лесу, без сознания, с переломанными ногами и руками. Имя Сендлер значилось в списках казненных. До конца войны ей пришлось скрываться, но она продолжала спасать еврейских детей. После войны Ирена достала закопанные банки, в которых насчиталось 2500 записей о детях. Некоторых детей удалось вернуть в родные семьи, но, к сожалению, многие из родителей были уничтожены в концлагерях либо пропали без вести. После войны Ирену Сендлер продолжала преследовать тайная полиция, так как ее деятельность во время войны спонсировалась польским правительством.

 

В 1965 году Сендлер было присвоено звание «Праведника Мира» еврейской организацией «Яд ва-Шем». Только в этом году польское правительство разрешило ей покинуть пределы страны, чтобы получить награду в Израиле.

 

История 3.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: