Глобализация как современным этап развития мирового медиапространства




Содержание к диссертации

Введение

Журнальная периодика в условиях глобализации масс-медиа

1.1 Глобализация как современным этап развития мирового медиапространства

1.2 Российские масс-медиа в условиях глобализации 32

1.3 Трансформация современного журнального рынка России 51

Журиалы-травелоги в системе журнальной периодики россии: историко-исторический аспект

2.1 Типологические изменения в современной отечественной журнальной периодике и специфика журналов- травслогов

2.2 Журнал «Вокруг света» и его особенности 86

2.3 Журнал «National Geographic»: специфика бренда 100

2.4 Журнал «GEO» и его место в российском информационном пространстве

Новые типы журналов-травелогов в российских СМИ

3.1 «Бортовые» журналы (инфлайты) в контексте развития системы журналов-травелогов 122

3.2 Партворки как новый тин издания 134

3.3 «Нрагмапутеводители» как «туристический гид» в современных отечественных развлекательно-информационных журналах

Заключение

Библиографический список

  • Глобализация как современным этап развития мирового медиапространства
  • Трансформация современного журнального рынка России
  • Журнал «National Geographic»: специфика бренда
  • «Бортовые» журналы (инфлайты) в контексте развития системы журналов-травелогов

Введение к работе

Актуальность исследования связана с тем, что в постсоветский период в российских масс-медиа произошли серьезные типологические трансформации, связанные с социально-экономическими и политическими изменениями, произошедшими в стране

Быстрое развитие рыночных отношений привели к серьезным трансформациям как в структуре отечественной прессы, так и в подходах к ее созданию Появление крупных медиа-холдингов, приход на медиа-рынок иностранного капитала, активное включение российского информационного пространства в мировое подтверждают мнение многих современных исследователей масс-медиа о том, что глобализация является сегодня одним из основных факторов, влияющих на развитие средств массовой информации

Процесс глобализации стал неотъемлемой частью современного мира, но общепризнанного и универсального определения понятия «глобализация» пока еще не существует, так как данный феномен проявляется в экономической, политической, социокультурной и медийной сферах и речь, соответственно может идти о таких явлениях как финансовая глобализация, культурная глобализация, информационная глобализация

В недавно вышедшем «Словаре медиа-исследований» Н Аберкромби, Б Лонгхерста обозначено следующее «Глобализация -это процесс, в ходе которого мир превращается в единую глобальную систему В науке выделяют три измерения этого процесса экономическое, культурное и политическое» ' Данная дефиниция, несомненно, должна быть дополнена и медийным аспектом

Степень разработанности темы определяются следующими
обстоятельствами В исследовании глобалистской медиа-парадигмы
выделяются такие составляющие, как концептуализация понятия
глобального медиа-пространства, взаимоотношение концептов
«нация», «культура» и «масс-медиа», глобальные медиа-акторы,
проблемы регулирования глобальной коммуникации,

транснациональные тексты и аудитории

При изучении данного феномена мы обращались к классическим трудам таких зарубежных ученых, как Н Аберкромби, Д Белл, М Кастеллс, М Маклюэн, Э Тоффлер, Ф Уэбстер, а также к работам отечественных исследователей ЕВ Ахмадулина, ЕЛ Вартановой, Г Ф Вороненковой, Я Н Засурского, Л М Земляновой, Э Киселевой, Г Э Кучеровой, Л В Шарончиковой и др

1 Abcrcrombic N, Longhurst В Dictionary of Media Studies - L Penguin Reference Library, 2007

Теме глобализации в контексте типологических изменений в современной российской глянцевой периодики посвящена кандидатская диссертация С М Черменской 2

Важно проанализировать и процесс «глокализации»3, то есть процесс взаимовлияния «двух тенденций - к гомогенизации культурной жизни разных государств под воздействием глобализирующихся СМИ и к адаптации этого воздействия к локальным интересам пользователей на разных уровнях и в разных формах контактов (между странами, национальными языками и культурами, сообществами и организациями, поколениями и отдельными гражданами, образующими тенденцию к глобализации в локальных проявлениях (globalization in the local)» 4

Глокализация как один из аспектов процесса глобализации масс-медиа наиболее отчетливо проявляет себя в журналах-травелогах, ставших в последние десятилетия одной из важных составляющих современных масс-медиа, как наиболее адаптивных к данному процессу типов периодических изданий, тем более, что «массовый туризм и возросшая миграция населения усиливает культурное взаимодействие»

Стоит отметить и то обстоятельство, что «глобализация культуры является результатом коммерциализации культурных продуктов и распространения по всему миру идеологии консьюмеризма (потребительства), что привело к замене или дополнению более локализованных культур "" Культурной глобализации способствует маркетинговая деятельность транснациональных корпораций и развитие средств массовой оммуникации» 5

«Журналы-травелоги», или журналы-путешествий, на современном информационном рынке как в России, так и в мире представляют один из наиболее активно развивающихся и перспективных сегментов прессы путешествий, типологически восходящей к соответствующей литературе путешествий

Каждый год в мире появляются все новые и новые журналы, так или иначе предлагающие и описывающие путешествия Поэтому в условиях изменяющейся экономики и системы прессы в России

2 Чсрменская С М Зарубежные женские глянцевые журналы в информационном
пространстве России трансформация коммуникационных моделей в условиях
глобализации Дис канд филолог наук - М, 2006

3 Термин «глокализация» («glocahzation») образован из двух слов «globalization»
(«глобализация») и «localization» («локализация»)

4 Землянова Л М Коммуникативистика и средства информации Англо-русский
словарь концепций и терминов -М Изд-во МГУ, 2004 С 145

5 Abcrcrombic N, Longhurst В Dictionary of Media Studies - L Penguin Reference
Library, 2007

представляется важной необходимость осмыслить типологические характеристики данного вида средств массовой информации

Такого рода осмысление, помимо безусловной научной ценности, имеет конкретное прикладное значение оно способно помочь «обеспечить конкурентоспособность, найти каждому собственную читательскую аудиторию, смоделировать назначение, содержание, структуру, внешнюю и внутреннюю форму, стилистическое единство, оформление»6, - что особенно актуально при современном разнообразии журналов-путешествий

Комплексный характер диссертационного исследования современного рынка российской прессы путешествий в условиях глобализации диктует необходимость обращения к трудам таких ученых, как Е П Прохоров, М В Шкондин, Я Н Засурский, Е В Ахмадулин, разрабатывающих общенаучные проблемы системного подхода, а также особенности его применения в изучении масс-медиа Рассматривая журналы путешествий в историческом аспекте, мы обращались к основополагающим работам по истории журналистики таких исследователей, как Е В Ахмадулин, А Г Беспалова, Л П Громова, А П Короченский, Е А Корнилов, Ю В Лучинский, Р П Овсепян, А И Станько

Поскольку одним из аспектов анализа журналов-травелогов в диссертации является типологический, то для описания типологической структуры прессы путешествий и ее трансформации основой послужили исследования таких авторов, как А И Акопов, А А Грабельников, ЕА Корнилов, Д А Мурзин, А И Станько, В В Тулупов, Л Л Реснянская, М В Шкондин, М И Шостак

Хочется отметить и возросший в последнее время интерес к историко-типологическому изучению современной отечественной и зарубежной периодики в диссертационных исследованиях 7

Однако журналы-травелоги и их многочисленные разновидности ни как система, ни на уровне отдельных изданий практически не

6 Типология периодической печати - М, 1995 - С 91

7 Виниченко В М Газета «Интернэшнл геральд трибюн»(США) как тип глобального
издания (1944-1995гг) Автореф дис канд филол наук - Ростов н/Д РГУ, 1995,
Волкоморов В А Корпоративная пресса как фактор формирования и развития
экономической культуры организации Автореф дис канд филол наук -
Екатеринбург УрГУ, 2008, Еременко А В Деловая пресса в России история, типология,
моделирование изданий Автореф дис канд филол наук - Ростов н/Д РГУ, 2006,
Полева Т Е Французская национальная ежедневная пресса в эпоху новой конкуренции
со стороны бесплатных газет и Интернета Автореф дис канд филол наук - М
МГУ, 2009, Перегудов Г Ю Еженедельник как тип периодического издания Автореф
дис канд филол наук - Ростов н/Д РГУ, 2003, Чуков П И Специализированные

ГаЗЄТЬІ Как ТИП издания Автореф дис канд филол наук - Ростов н/Д РГУ, 2004 идр,

получили еще должного научного освещения На эту тему имеются только небольшие публикации или упоминания в общем контексте рассмотрения типологии современных журналов 8

Журналы путешествий не получили должной фиксации даже на терминологическом уровне - в авторитетном англо-русском толковом словаре концепций и терминов Л М Земляновой «Коммуникативистика и средства информации» (МГУ, 2004) понятия «журнала-травелога», «инфлайта», «партворка» не зафиксированы, хотя «инфлайты» и «партворки» на российском медиа-рынке присутствуют с начала 2000-х годов, а старейший отечественный журнал-травелог «Вокруг света» имеет более чем столетнюю историю

Научная новизна данного диссертационного исследования состоит в том, что впервые проведен комплексный анализ истории развития и функционирования журналов-травелогов на современном отечественном информационном рынке

Рассмотрен процесс глобализации масс-медиа в современном российском информационном пространстве, преимущественно в его журнальном сегменте

Впервые в отечественной журналистике предпринято комплексное изучение журналов-травелогов и их разновидностей как объекта исследования в динамике развития российских масс-медиа

Предложенный в работе прием системно-типологического описания позволил представить не только общий объем понятия журналов-травелогов, но и его концептуальные характеристики и системные разновидности В работе впервые

выявлена специфика функционирования журнала-травелога в условиях глобализации масс-медиа,

представлен комплексный (функциональный и структурный) анализ журнала-травелога,

определены концепция и параметры журнала-травелога,

- описаны другие разновидности журналов-травелогов
Впервые описаны новые виды изданий - бортовые журналы

(инфлайты), выходящие с начала XXI века при всех российских авиакомпаниях, а также гибридные формы изданий, активно

8 Ростоцкая Ю Журналы путешествий тенденции развития // Журналистика в 2004 году СМИ в многополярном мире М МГУ, 2005 Ч II С 156 - 159, Шостак МИ Журналы в системе СМИ типология и «ниши» изданий // Типология периодической печати / Под ред М В Шкондина, Л Л Реснянской - М Аспект Пресс, 2007 С 79 -92

использующих контент журналов-травелогов (партворки), а также самые различные виды «прагмо-путеводителей» (туристических гидов), активно включаемых в постоянные тематические рубрики информационно-развлекательных журналов (своего рода «журнал в журнале»)

Впервые описаны и систематизированы основные типологические категории прессы путешествий, на материале ведущих отечественных журналов-травелогов - «Вокруг света», «National Geographic» и «GEO», а также целого ряда других периодических изданий данного тематического поля

Объектом исследования стали журналы-травелоги в
российском медиапространстве конца XX - начала XXI веков, их
предметно-тематическое наполнение и особенности

функционирования в условиях глобализации масс-медиа

Предметом исследования выступают процесс развития отечественных журналов-травелогов, их функционально-типологические и предметно-тематические особенности, значение в истории отечественной культуры и журналистики, их роль и влияние на жизнь общества

Целью работы является всестороннее исследование и выявление
основных закономерностей формирования на российском
информационном рынке типа журнала-травелога в связи с процессом
становления и развития журналов путешествий от зарождения до
современности, изучение их типологических признаков, предметно-
тематического наполнения, особенностей журнальной
беллетристики, путей дальнейшего развития

Цель исследования определяет соответствующие задачи

определить специфику процесса глобализации масс-медиа в российском информационном пространстве,

описать феномен глокализации в контексте функционирования журналов-травелогов,

выявить условия и факторы зарождения и развития журналов-травелогов в отечественной периодике, рассмотрев основные этапы их функционирования в социально-историческом и культурном контексте,

определить и охарактеризовать основные типологические и структурные особенности журналов-травелогов, складывающиеся на разных этапах их существования,

установить закономерности развития журналов-травелогов в России,

подробно рассмотреть сформировавшийся в начале XX века особый тип журнала-травелога универсального характера,

- проанализировать основную проблематику исследуемых

изданий,

- на основе проведенного типологического анализа выработать
ориентиры, способные оптимизировать дальнейшее развитие
изучаемой информационной ниши

Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные положения теории и истории журналистики, а также типологии периодики, в частности труды Б И Есина и Е II Прохорова о методологии и методике журналистских исследований

В работе применен системно-типологический подход, позволяющий рассмотреть журналы-травелоги как целостную систему, обладающую единством целей и функций, а также как масштабную подсистему общественных отношений и всей системы социальных институтов в целом

В исследовании также использовались историко-типологический и классификационно-типологический подходы, что позволило провести классификацию прессы путешествий по целому ряду признаков -тематическому направлению, целевому назначению и типоформирующим признакам

Кроме того, при изучении публикаций использовался метод контент-анализа

Концептуальной основой настоящего исследования послужили работы историков и теоретиков журналистики, занимающихся проблемами типологии и функционирования масс-медиа А И Акопова, Е В Ахмадулина, А А Грабельникова, Я Н Засурского, Е А Корнилова, Р П Овсепяна, Е П Прохорова, Л Л Реснянской, М В Шкондина, М И Шостак, А И Станько и др

Эмпирическую базу исследования составили журналы-травелоги, выходившие в России в конце XX - начале XXI веков, специализированные Интернет-журналы, научные и журнальные статьи по теме исследования Следует учесть, что количество фактически изученных автором изданий значительно превосходит материал, представленный в диссертации

Таким образом, научная достоверность диссертации обеспечивается

обширным эмпирическим материалом,

применением научной методологии,

- использованием различных информационных источников
Теоретическая и практическая ценность работы заключается

в том, что собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет уточнить научные представления о процессе формирования типологической структуры журналов-травелогов в России, получить общую картину

особенностей их развития и функционирования в условиях глобализации масс-медиа

Настоящая работа пополняет представления о закономерностях и тенденциях развития системы прессы путешествий в целом, вносит коррективы в характеристику и оценку самого типа журнала-травелога и его разновидностей, дает важный опыт рассмотрения исторического материала в типологическом аспекте

Практическая направленность проведенного исследования обусловлена необходимостью систематизации растущего рынка журналов-травелогов и прояснения специфики их типологии

Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики при чтении лекций по истории отечественной журналистики и современных СМИ, при разработке тематики спецкурсов и спецсеминаров, квалификационных и курсовых работ Результаты диссертации также могут быть полезны при проектировании новых изданий журналов-травелогов, определении направлений коррекции концепции уже существующих, что поможет издателю действовать более эффективно в сложившихся условиях

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс глобализации масс-медиа определяет все стороны современного журнального процесса, что неизбежно влияет на типологические характеристики периодических изданий, приводя к трансформации уже сложившихся и появлению новых типов периодики

2. Журналы путешествий представляют собой специфическую информационную систему, имеющую свое устойчивое «нишевое» поле в современном медиапространстве как стремительно и динамично развивающийся сегмент отечественной журналистики

3. Журнал-травелог представляет собой журнал путешествий универсального типа, относящийся к массовому научно-популярному типу издания, ориентированный на читательскую аудиторию категории General Interest и рассказывающий о природе и человеке, путешествиях по различным странам, быте, культуре, истории и мифологии людей во всех уголках планеты

4 В условиях глобализации масс-медиа журнал-травелог
отражает идеологию глокализации, то есть вводит локальное в
контекст глобального, тем самым создавая и закрепляя через
страноведческий компонент кросс-культурные связи между разными
странами и включая в свой контент познавательные и практические
аспекты

5 Приход на российский информационный рынок таких журналов-травелогов, как «GEO», «National Geographic»,

потеснивших один из наиболее успешных отечественных журналов «Вокруг света», позволяет говорить о закреплении тенденции глобализации российского медиапространства

6 Российские журналы-травелоги развиваются, они востребованы рынком, пользуются устойчивым спросом у аудитории, вызывают интерес рекламодателей и имеют серьезные перспективы для дальнейшего развития и усложнения своей типологической структуры

7 Одной из тенденций в развитии журналов путешествий является появление новых видов изданий (партворки, инфлайты), а также использование в информационно-развлекательных журналах потенциала прагмапутеводителей как туристического гида (журнала в журнале)

Апробация результатов исследования основные результаты
исследования обсуждались и докладывались на заседаниях кафедры
истории журналистики и коммуникативистики КубГУ, на
Международной научно-практической конференции «Медийные
стратегии современного мира» (Сочи, 31 октября - 2 ноября 2007),
Второй Международной научно-практической конференции
«Медийные стратегии современного мира» (Сочи, 1 - 3 ноября
2008), Всероссийской научно-практической конференции
«Проблемы массовой коммуникации» (11 - 13 мая 2009),
Международной научно-практической конференции

«Журналистика история и современность» (Ростов на Дону, 1-4 окт2009), Третьей Международной научно-практической конференции «Медийные стратегии современного мира» (Сочи, 1-3 ноября 2009)

Результаты используются в преподавании учебных дисциплин «История отечественной журналистики», «Современные зарубежные СМИ» на факультете журналистики КубГУ

Структура диссертации определена целью исследования и поставленными задачами и основывается на системно-хронологическом принципе Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографического списка, насчитывающего 185 источников Общий объем работы - 165 с

Глобализация как современным этап развития мирового медиапространства

Канадский теоретик масс-медиа Герберт Маюпоэн одним из первых провозгласил, что в условиях глобализации экономические связи и отношения пес больше принимают форму обмена знаниями, а не обмена товарами, что, в свою очередь, непосредственно затрагивает сферу масс-медиа. Не случайно ряд исследователей (Д. Белл, М. Кастеллс, Э. Тоффлср, Ф. Уэбстер, Г.Э. Кучерова и другие) заговорили после Маклюэна о существовании информационной экономики в постиндустриальном обществе.

Таким образом, сам тип общества в значительной мере определяется доминирующим в этом обществе типом коммуникации, а человеческое восприятие - скоростью передачи транслируемой информации, при этом средства коммуникации определяют структуру знания, регулируя принципы восприятия пространства и времени, навязывая их как индивидууму, так и обществу в целом.

В данном типе коммуникаций действует знаменитый псстулат Маклюэна «Medium is Message» («СМИ - это послание»). Мир превращается в одну большую «глобальную деревню», в которой все, что происходит, сразу же (особенно в эпоху Интернета) становится известно всем ее обитателям. «Впрочем, благодаря масс-медиа, само происшествие изменило свой статус: из второстепенной категории, пришедшей к нам из альманахов и народных хроник, происшествие превратилось во всеобщую систему мифологической интерпретации, тесную сеть моделей значимости, из которой не может ускользнуть ни одно событие. В этом - сугь развития масс-медиа. Это не просто совокупность технических средств для распространения содержания информации, это навязывание моделей» (18).

Таким образом, современный человек попадает в ситуацию «плюрализма миров и культур». При этом наиболее подходящим средством удержания сознанием цельности восприятия бурно обновляющейся мозаично-резонансной реальности оказывается миф, который, в свою очередь, включен в глобализацию.

Для использования в исследовании понятия «глобализация», обратимся к дефиниции, данной в «Словаре медиа-исследований»:

«ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - это процесс, в ходе которого мир превращается в единую глобальную систему. В науке выделяют три измерения этого процесса: экономическое, культурное и политической

Первое - это экономическая глобализация, которая, в свою очередь, имеет три аспекта. Самый важный из них - расширение мировых финансовых рынков. Глобализация финансовых потоков, при которой капитал перемещается по миру и способствует финансированию международной торговли, стремительно развивается в последней четверги XX века благодаря развитию информационных технологий. В этот же период заметен дальнейший рост транснациональных компаний, работающих в различных странах мира и отвечающих за развитие международной торговли. Крупные транснациональные компании пытаются внедрить свою продукцию и ее производство во всем мире. Они попытаются, таким образом, продвигать этот товар в разных странах и продавать оборудование для производства этого товара для получения самой низкой себестоимости.

Вторая сторона глобализации - культурная. СМИ дают возможность идеям, новостям и знаниям из других стран распространяться по всему миру. Рыночная экономика транснациональных компаний также помогает совмещать различные национальные культуры. Наконец, массовый туризм и возросшая миграция населения усиливает культурное взаимодействие. Глобализация культуры является результатом коммерциализации культурных продуктов и распространения по всему миру идеологии потребительства (идеология консьюмеризма), что привело к замене или дополнению более локализованных культур. Культурной глобализации способствует маркетинговая деятельность транснациональных корпораций и развитие средств массовой коммуникации.

В-третьих, у глобализации есть политическое измерение. Международные организации стали более сильными, н в отдельных случаях Всемирная торговая организация. Всемирный банк и Международный валютный фонд, например, могут эффективно регулировать поведение государств.

Некоторые утверждают, что глобализация - это не что иное, как утверждение экономической и военной мощи развитых западных стран, особенно Америки. Результатом такого мнения стало появление политических движений, протестующих против социальной, политической и культурной гомогенизации (унификации) вследствие глобализации (139, с. 154).

Рассмотрим еще одно определение, связанное с понятием «глобализация масс-медиа»:

«В современных дискуссиях общим вопросом стала мысль о том, что повседневная жизнь людей становится более глобальной, более зависимой от событий, происходящих достаточно далеко. СМИ играют в этом процессе очень важную роль. Во-первых, содержание средств массовой информации всегда интернационально. Например, для телевидения это не только новостные программы, изображающие события в отдаленных местах планеты. Другие программы также используют экзотические места и при этом сообщают, как любая страна реагирует на международные события. Телевидение создает международную аудиторию Определенные события, например, вторую войну в Ираке в 2003 и 2004 гг. или захват школы в

России чеченскими боевиками в 2004 показывают зрителям в каждой стране.

Во-вторых, СМИ продаются и покупаются по всему миру. Американская киноиндустрия, например, приносит около 17 млрд. доллароз в год, большая часть которых идет от продажи фильмов за пределами Америки. То же обстоит с международной продажей продукции СМИ, в которых доминируют американские медиакомпании - хотя они, конечно, являются и самым важным провайдером. Бразильские «мыльные оперы» -телесериалы - сегодня экспортируются но многие страны.

В-третьих, средствами массовой информации владеют международные корпорации, в основном, в США и Европе. На национальном уровне владение медийными организациями становится чрезмерно концентрированным. То же происходит на международном уровне, так как относительно мало крупных медиакомпании работает в мире. Процесс глобального владения средствами массовой информации происходит благодаря тому, что правительство перестает регулировать его.

В-четвертых, медиапродукния производится на международном уровне. Например, спутниковые технологии ускорили тенденцию к интернационализации подготовки и выпуска телевизионных новостей. В освещении новостных событий инженер, отвечающий за установку спутниковой связи, является обычно главным лицом на этой сцене, за ним следует журналист, который комментирует это событие. Подобным образом телевизионная драма снимается для глобального вещания. По мере того как растет стоимость продукции, телевизионные компании получают стимул для совместного производства телевизионного фильма. Эти виды сотрудничества имеют разные формы, начиная от простой совместной оплаты до полномасштабного финансирования съемок фильма часто в стране партнера» (139, с.154).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: