перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998)




 

3. Классификация видов восприятия.

1 – классификация по преобладающей роли того или иного анализатора. Зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое восприятие, осязание. Полимодальность образа восприятия.

2 – классификация по степени волевых усилий. Произвольное и непроизвольное восприятие.

3 – классификация в зависимости от воспринимаемого объекта.

Восприятие пространства: бинокулярный параллакс, бинокулярная диспарантность, линейная перспектива, суперпозиция, градиент текстуры, параллакс движения.

Восприятие времени: факторы, влияющие на восприятие времени, гипотеза Хогланда, теория Орнштейна, когнитивно-аттенционная теория, восприятие времени и пространства (тау-эффект, каппа-эффект).

Восприятие движения: стробоскопический эффект, эффект индуцированного движения.

4. Организация восприятия.

Перцептивная сегрегация, перцептивная группировка, гештальтпсихология. Восприятие формы: целостность восприятия, принципы и законы восприятия – «фигура-фон», близость, сходство, однотипная связь, хорошее продолжение, общая судьба, симметрия, замкнутость, прегнантность. Субъективные контуры. Ориентация фигуры и восприятие формы. Перцептивная установка, эффект Струпа.

5. Психофизиологические теории восприятия.

Идея о мозговых гештальтах В.Келера.

Теория Д.О.Хебба: клеточные ансамбли и фазовые последовательности.

Гипотеза «детекторов признаков»: открытие Д.Хьюбела и Т.Визела. Восходящие и нисходящие процессы.

6. Теории перцептивной установки.

Сенсорно-тоническая теория поля (Уопнер и Вернер): позно-двигательный компонент восприятия.

Теория фиксированной установки (Д.Н.Узнадзе).

Теория перцептивной готовности (Дж.Брунер): категоризация, перцептивная гипотеза.

7. Теории активного восприятия:

Моторная теория (Д.Нотон и Л.Старк): «кольцо признаков».

Исследование зрительного восприятия (В.П.Зинченко и Б.Ф.Ломов): вспомогательные и гностические функции движений глаз.

Восприятие как действие (Запорожец В.П.): перцептивная задача, ориентировочные, предметно-образные, исполнительные компоненты восприятия.

Восприятие в теории Ж.Пиаже.

8. Информационно-когнитивный подход к восприятию (У.Найссер).

Схема, модель перцептивного цикла, эксперименты К.Блейкмора, Г.Купера, Р.Хелда, А.Хелда.

9. Экологический подход к восприятию (Дж.Гибсон).

Активность наблюдателя в процессе восприятия, инварианты событий – инварианты изменения освещения, инварианты изменения точки наблюдения, инварианты частичного наложения выборок, инварианты локальных возмущений структуры.

10. Иллюзии восприятия, их виды и психологическая основа их появления.

Зрительные иллюзии: иллюзия Луны, иллюзия Мюллера-Лайера, иллюзия Понцо, горизонтально-вертикальная иллюзия, иллюзии контраста (Эббингауз, Ястров), субъективные контуры и т.д. Факторы, определяющие возникновение иллюзий: оптико-ретинальные компоненты, когнитивные компоненты.

11. Нарушения в области восприятия. Агнозии.

Зрительные агнозии: предметная, пространственная, прозопагнозия, цветовая, буквенная, симультанная.

Тактильные агнозии: астереагнозия, соматоагнозия.

Слуховые агнозии: нарушение фонематического слуха, амузия.

Литература:

Андерсон Д.Р. Когнитивная психология. С-Пб., 2002.

Березанская Н.Б., Нуркова В.В. Психология. М., 2004. С.259-277.

Бодалёв А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1972.

Бом Д. Роль инвариантов в восприятии // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 208-216.

Брунер Дж. О перцептивной готовности // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 164-181.

Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия АР. Психология восприятия. М., 1973.

Веккер Л.М. Психика и реальность. М., 1998.

- Глава 8. Анализ структуры восприятия. С. 122-138.

- Глава 9. Эмпирические характеристики перцептивного образа. С. 139-158.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

Гибсон Дж. Восприятие как функция стимуляции // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 182-200.

Гибсон Дж. Основные термины, используемые в экологической оптике // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 201-207.

Гиппенрейтер Ю.Б. О месте движений глаз в деятельности человека и в ее исследовании // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 417-441.

Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М., 1977.

Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Минск, 2004. С. 57-105.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. М., 1974.

Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М., 1987.

Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М., 1975.

Осгуд Ч. Значение термина «восприятие» // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 113-116.

Осгуд Ч. Перцептивная организация // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 322-336.

Познавательные процессы: ощущения и восприятие / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова, В.П.Зинченко. М., 1982.

Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. М., 1999.

Хохберг Дж. Единицы мозговой активности, клеточные ансамбли и рецептивные поля // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 236-241.

Шриффман Х.Р. Ощущения и восприятие. СПб., 2003.

- Глава 7. Организация восприятия: высшие процессы. С. 270-305.

- Глава 10. Константность и иллюзии. С. 389-406. С. 406-443.

Ярбус А.Л. Движения глаз при восприятии сложных объектов // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 411-416.

 

Психология внимания

 

1. Общая характеристика внимания.

Внимание, объективные критерии внимания: внешние реакции, увеличение продуктивности когнитивной деятельности, селективность информации, ясность и отчетливость содержания сознания, находящегося в поле внимания.

2. Классификации видов внимания (см.Рис. 2).

Классификация по происхождению (природное и социальное);

Классификация по способу реализации (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

Классификация по контакту с объектом (непосредственное, опосредованное).

Виды зрительного внимания (фокальное и переферическое).

 

Рис.2. Виды внимания (М.В.Козубовский, 2004)

 

3. Свойства внимания.

Объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость внимания.

4. Классические теории внимания.

Внимание в теории В.Вундта: фокус, апперцепция.

Классификация внимания по Э.Титченеру: первичное внимание, вторичное внимание, первичное производное внимание.

Классификация внимания по В.Джеймсу: чувственное и интеллектуальное, непроизвольное и произвольное, непосредственное и опосредованное внимание.

Моторные теории внимания.

Теория Т.Рибо: умственный монодеизм, двигательные компоненты внимания – сосудистые, дыхательные, мимические и пантомимические.

Теория Н.Н.Ланге: концепция волевого внимания, классификация видов внимания - рефлексивное, инстинктивное, волевое.

Внимание в гештальтпсихологии: внимание как сила «эго» (К.Коффка). Принцип близости в структурировании поля восприятия, внимание и порог расчленения фигур.

5. Модели внимания в когнитивной психологии. Фильтр, релевантная информация, методика дихотонического слушания.

Теории ранней селекции: модель фильтра Д.Бродбента, модель аттенюатора А.Трейсман.

Теории поздней селекции: модель Д. и Э.Дойчей, «блок уместности» (Д.Норман).

Теории гибкой и множественной селекции: модель А.Трейсман, модель Р.Шиффрина.

Ресурсная модель внимания Д.Канемана (ресурс внимания, дополнительная мощность системы).

Концепция У.Найссера (познавательная схема, методика дихотонического смотрения).

6. Деятельностный подход к интерпретации внимания.

Внимание в концепции Л.С.Выготского (внимание, как высшая психическая функция, интериоризация, внешне опосредованное внимание, внутренне опосредованное внимание).

Внимание в концепции П.Я.Гальперина (внимание как функция умственного контроля, ориентировочная основа действия, исполнительная часть действия).

Литература:

Андерсон Д.Р. Когнитивная психология. С.-Пб., 2002.

Березанская Н.Б., Нуркова В.В. Психология. М., 2004. С.213-239.

Веккер Л.М. Психика и реальность. М., 1998. С. 586-604.

Величковский В.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. С. 151-183.

Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.1974.

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1999.

Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Минск, 2004. С. 119-144.

Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.

Норман Д. Память и внимание // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе, 1973. Ч. 2.

Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. М., 1998.

Психология ХХ1 века. Под ред. В.Н.Дружинина. М., 2003. С. 189-204.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

 

Психология памяти

1. Общая характеристика памяти.

Понятие, функциональное значение, связь с другими психическими процессами.

2. Классификация видов памяти.

Классификация по характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

- двигательная;

- эмоциональная (теория мобилизации-минимизации С.Тейлора, «эффект конгруэнтности настроения», «эффект оружия» (Э.Лофтус);

- образная (эйдетическая память);

- словесно-логическая.

Классификация по характеру целей деятельности:

- непроизвольная;

- произвольная.

Классификация по времени закрепления и сохранения материала:

- кратковременная;

- долговременная: эксплицитная, имлицитная (эффекты предшествования), семантическая, эпизодическая, автобиографическая (функции, парадоксы автобиографической памяти, «циклический календарный эффект», «телескопический эффект», «эффект пика воспоминаний»).

Оперативная память.

Метапамять.

3. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание, реминисценция (см. Табл. № 3).

 

Таблица № 3. Процессы памяти

 

Запоминание
непроизвольное произвольное
А) Исследования П.И.Зинченко: - деятельность с объектом, как условие запоминания; - место материала в структуре деятельности и продуктивность запоминания; - сложность материала и продуктивность запоминания. Б) Гештальтпсихология: «эффект Зейгарник». В) Исследования А.А.Смирнова (сравнение эффективности непроизвольного и произвольного запоминания).   А) Мнемическая установка (А.А.Смирнов). Б) Запоминание бессмысленного материала (Г.Эббингауз). В) Осмысленное запоминание (Н.А.Рыбников). Г) Факторы запоминания: - эмоциональная окраска; - позиционная зависимость (проактивное и ретроактивное торможение, Фуко; эффект первичности, эффект недавности, Р.Аткинсон) В) Роль повторения в произвольном запоминании (Г.Эббингауз, А.Пьерон, Р.Вудвортс).
Воспроизведение Узнавание
А) Виды: произвольное и непроизвольное. Б) Исследования припоминания Р.Браун и Д.Мак-Нейл (эффект «на кончике языка»). В) Показатели воспроизведения - время реакции; - скорость воспроизведения. Г) Воспоминание (С.Л.Рубинштейн). А) Эффективность воспроизведения и узнавания (гипотеза порога). Б) Исследования С.Эрлиха, Ц.Флоренса, Ж.Ф.Лени (исследование различия эффективности воспроизведения и узнавания).
Забывание Сохранение
А) Теория забывания Дж.Брауна. Б) «Ситуативное забывание» (Е.Тульвиг). В) Зависимость забывания от времени (Г.Эббингауз, А.Пьерон). Г) Исследования забывания осмысленного материала (С.Л.Рубинштейн). А) Факторы, влияющие на сохранение (объем, осмысленность, способы заучивания). Б) Характер деятельности и сохранение материала: - исследования Дж.Дженкинс и К.Далленбах; - ретроактивное торможение (Дж.Гилфорд, Р.Вудвортс); - проактивное торможение (Дж.Гилфорд, А.Р.Лурия). В) Эмоции и сохранение. Г) Исследование долговременной памяти (Х.Барт, С.Кофер, Х.Барик, В.Пенфилд).
Реминисценция
А) Исследования П.Балларда (интерес, непосредственное воспроизведение, повторение). Б) Исследования С.Л.Рубинштейна, Д.И.Красильщиковой (память и мышление, ассоциативные и смысловые связи).

 

4. Теории памяти.

Ассоциативная теория памяти (ассоциация, Г.Мюнстерберг, У.Джеймс, Г.Мюллер, А.Пильцеккер).

Теория памяти в бихевиоризме («когнитивная карта», Э.Торндайк, Э.Толмен).

Структурная теория памяти в гештальт-психологии («Эффект Ресторф», «Эффект Зейгарник»).

Социологическое направление в психологии памяти (прием последовательного припоминания, Ф.Бартлетт).

Деятельностная концепция памяти (память как социальное действие, П.Жане, исследования П.И.Зинченко, А.А.Смирнова).

Память в когнитивной психологии. Модели кратковременной памяти Д.Бродбента, Р.Аткинсона, Дж.Сперлинга. Модели долговременной памяти Р.Аткинсон, Р.Шиффрин Е.Тульвинга. Характеристики компонентов когнитивных систем хранения (Р.Солсо):

Ø Сенсорное хранение.

Ø Кратковременная память.

Ø Долговременная память.

5. Образы памяти.

Понятие образа. Характеристики образа по П.П.Блонскому (трансформация, реинтеграция, симплификация, схематизация).

Классификация образных явлений (место образов памяти в ряду других образных явлений).

Представления:

- классификация;

- характеристики представлений (Г.Эббингауз, Б.М.Теплов);

- индивидуальные особенности представлений («образная способность», А.А.Гостев; яркость, контролируемость, живость образа);

8. Развитие памяти.

Методика двойной стимуляции (А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия), «параллелограмм развития памяти».

Литература:

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.

Березанская Н.Б., Нуркова В.В. Психология. М., 2004. С. 278-319.

Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. М., 1973.

Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. С-Пб, 2002:

- Глава 7. Процессы памяти. С.112-146.

- Глава 4, 5. Модели памяти. С.63- 98.

- Глава 9. Образы памяти. С. 154-181.

Клацки Р. Память человека. М., 1978.

Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Минск, 2004.С.145-195.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.

Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

Норман Д. Память и научение. М., 1985.

Психология ХХ1 века / Под ред. В.Н.Дружинина. М., 2003. С. 205-236.

Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

Хрестоматия по психологии / Психология памяти. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. М.. 1998.

Мышление и речь

1. Общая характеристика мышления.

Рациональное познание, обобщенный и опосредованный характер познания, мышление и интеллект, репрезентация проблемной ситуации, пропозициональная репрезентация.

2. Операциональные компоненты мышления.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация.

3. Классификация видов мышления (см. Рис. 3).

Виды мышления

 
 


По форме

Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Абстрактно-логическое
По характеру Теоретическое   Понятийное
Образное
Практическое Наглядно-образное
Наглядно-действенное
По степени новизны   Репродуктивное  
Продуктивное    
По степени осознанности Дискурсивное  
Интуитивное  

 

Рис. 3. Виды мышления

4. Формы мыслительной деятельности.

Понятие (общее, единичное, конкретное, абстрактное), суждение (формальное, эмпирическое), умозаключение (индукция (эвристика репрезентативности, эвристика необычности), дедукция, аналогия, предположение).

5. Теории мышления.

Схема творческой задачи (У.Джемс).

Ассоциативная теория мышления. Теория констелляций (Г.Мюллер).

Мышление в Вюрцбургской школе. Мышление как внутреннее действие (О.Кюльпе, Н.Ах, К.Марбе). Мышление как функционирование интеллектуальных операций (О.Зельц), «проблемный комплекс», основные интеллектуальные операции – дополнение комплекса, абстракция, репродукция сходства.

Гештальт-теория мышления, метод «рассуждения вслух» (К.Дункер).

Мышление в бихевиоризме. Мышление как «вербальное поведение» (Б.Скиннер). Когнитивная теория мышления (Э.Толмен). Теория поведения (Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам), систематический план, эвристический план.

Исследование влияния прошлого опыта на мышление (А.и Е. Лачинсы).

6. Психология речи.

Понятие о языке и речи. Речь как носитель системы значений. Функции речи (сигнификативная, обобщение, коммуникация). Виды речи (монологическая и диалогическая, устная и письменная, внешняя и внутренняя, дактильная).

7. Мышление и речь.

Гипотеза лингвистической относительности Э.Сепира и Б.Уорфа. Уровни речевого мышления по Л.С.Выготскому, А.Р.Лурия (синкретическое, комплексное, понятийное мышление, псевдопонятие).

Литература:

Березанская Н.Б., Нуркова В.В. Психология. М., 2004. С.320-364.

Брунер Дж. О действенном и наглядно-образном представлении мира // Хрестоматия. Психология мышления / Под.ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Петухова. МГУ, 1981. С. 87-96.

Веккер Л.М. Психика и реальность. М., 1998. С. 167-366.

Величковский В.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.

Грановская Р.М., Березина И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. М., 1979.

Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Минск, 2004. С. 222-304.

Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1964.

Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.

Психология ХХ1 века / Под ред. В.Н.Дружинина. М., 2003. С. 291-440.

Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 2002.

Халперн Д. Критическое мышление. М., 1998.

Психология воображения

1. Общая характеристика воображения.

Воображение, механизмы воображения: гипотеза случайных находок, гипотеза рекомбинации.

2. Функции воображения: прагматическая, психотерапевтическая, познавательная, психодиагностическая.

 

3. Индивидуальные особенности воображения: ясность образов, степень реалистичности образов, степень организованности, доминирующий канал воображения, область проявления, деятельности.

4. Классификация видов воображения.

- активное и пассивное;

- воссоздающее и творческое воображение.

5. Формы воображения (мысленный эксперимент, фантазия, мечта, грезы, сновидения).

6. Приемы творческого воображения (агглютинация, типизация, гиперболизация, акцентирования, аналогия).

Литература:

Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. М., 1969.

Веккер Л.М. Психика и реальность. М., 1998. С. 574-586.

Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. М., 1987.

Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.

Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Минск, 2004. С. 196-221.

Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999.

Словарь терминов

А

Абсолютный порог чувствительности – величина раздражителя, разделяющая весь континуум раздражителей на два класса: вызывающие ответную реакцию организма и не вызывающие ее.

Абстрагирование – операциональный компонент мышления, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны или состояния предмета.

Агглютинация – прием творческого воображения, создание образа путем соединения, «склеивания» частей двух или нескольких предметов так, что получается образ нового предмета.

Агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии.

Адаптация ощущений – приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств адаптирующего раздражителя.

Акцентирование - прием творческого воображения, создание образа, в котором какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается.

Анализатор (И.П.Павлов), сенсорная система – это канал, который осуществляет прием и анализ сенсорной информации определенной модальности, анатомо-физиологическая основа ощущений, включающая рецептор, проводящие нервы и участки в коре головного мозга.

Анализ - операциональный компонент мышления, основанный на расчленении (мысленном, а также и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления.

Аналогия - прием творческого воображения, создание образа в чем-то похожего на реальную вещь, живой организм, действие.

Апперцепция – зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от общего содержания, направленности и других личностных особенностей его психической деятельности.

Ассоциация – возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания, которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой появление другого.

Б

Бинокулярное зрение – зрение двумя глазами; в совершенном виде – это зрение при двух открытых глазах, характеризующееся устойчивой фузией, то есть слиянием воедино изображений одного и того же предмета, проецируемых на сетчатки глаз.

Болевые ощущения – ощущения, которые сигнализируют об изменениях, происходящих в организме и могущих привести к повреждению органов и тканей. Болевые ощущения характеризуются выраженной эмоциональной окраской и почти полным отсутствием адаптации.

В

Верхний абсолютный порог ощущений – максимально допустимая величина внешнего раздражителя.

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Вибрационная чувствительность – чувствительность к действующим на кожу механическим, прежде всего звуковым колебаниям.

Вкусовое ощущение – ощущение, возникающее в результате воздействия раздражителя на хеморецепторы рта.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Внутренняя речь – беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению операций в уме.

Воображение – психический процесс создания новых целостных образов путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Восприятие (перцепция) – это психический процесс целостного отражения предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии адекватных физический раздражителей на органы чувств.

Восприятие движения – это отражение направления и скорости пространственного существования предметов.

Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Восприятие пространства – чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, ив глубину) и движений.

Воспроизведение – один из процессов памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, чувства, движения. В отличие от узнавания осуществляется в отсутствии объектов, вызвавших когда-то соответствующие следы памяти.

Временной порог тактильной чувствительности определяется по минимальному интервалу между последовательными прикосновениями к одному и тому же месту кожи, который обеспечивает их раздельное ощущение.

Вызванные потенциалы – биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на раздражение рецепторов или эффекторных путей и находящиеся в строго определенной временной связи с моментом предъявления стимула.

Г

Гаптика – сенсорная система, включающая все виды кожной рецепции и осязание.

Гемералопия – уменьшение способности видеть при слабом освещении.

Гештальтпсихология – психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х гг. ХХ в. Основные представители: М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка.

Гиперболизация – прием творческого воображения, это умышленное преувеличение (преуменьшение) характеристик объекта, распространенное на весь объект, на всю ситуацию.

Д

Дактильная речь – ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и со всеми, знакомыми с дактилологией.

Дедукция – вид умозаключения, в котором осуществляется переход от общего к частному.

Дейтеранопия – обычно врожденная частичная цветовая слепота, преимущественно на зелёный цвет.

Дискурсивное мышление – опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей.

Дифференциальный порог ощущений – минимальное различие между двумя раздражителями либо между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений.

Дихотоническое слушание – восприятие на слух двух разных по содержанию или звучанию сообщений, одно из которых поступает через наушник на левое ухо, а другое – на правое.

Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС.

Ж

Житейское понятие – традиционно признается как несовершенное, образующееся вне специального обучения, при спонтанном усвоении детьми значения слова, а потому ограниченное обобщением узкого круга практических явлений понятие, в котором слиты существенные и несущественные признаки.

З

Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта.

Закон Фехнера – величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.

Запоминание – один из процессов памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе запоминания включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит путем их ввода в систему ассоциативных связей.

И

Избирательность восприятия (селективность) – одно из свойств восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля каких-либо объектов (или их частей) и признаков. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», а остальные объекты – как её «фон».

Иконическая память – сенсорная копия зрительной информации, предъявленной наблюдателю на короткое время (до 100 мс.).

Иллюзии восприятия – искаженные восприятия реальных предметов.

Интеллект – 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме».

Интенсивность ощущения – количественная характеристика ощущения, которая определяется интенсивностью раздражителя, воздействующего на анализатор, и его пространственно-временными параметрами.

Интерорецепторы – рецепторы, находящиеся внутри организма (в желудке, кишечнике, легком, сердце, кровеносных сосудах и др.) и воспринимающие состояние внутренних органов и изменение давления или химизма крови, лимфы и т.д.

К

Кажущееся движение (стробоскопическое движение) – иллюзорное восприятие движения, возникающее при последовательном предъявлении статических стимулов на разных пространственных позициях.

Кинестетические ощущения – ощущения движения, положения частей собственного тела и прилагаемых мышечных усилий.

Классификация - операциональный компонент мышления, разделение и последующее объединение объектов по каким-либо свойствам.

Когнитивная теория памяти – трехкомпонентная модель памяти, концепция, в которой память рассматривается как результат совместной работы трех основных блоков: сенсорных регистров, кратковременного хранилища и долговременного хранилища.

Комплексное мышление – мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии.

Компонент принятия решения – несенсорный фактор в теории обнаружения сигнала, включающий вероятность сигнала и то значение, которое имеет для субъекта правильный ответ и ошибка обнаружения.

Константность восприятия – это восприятие объектов, как относительно постоянных по форме, размеру, цвету и т.д., несмотря на непрерывную изменчивость условий восприятия (освещенность, удаленность, ракурс, помехи и т.п.) и подвижность самого наблюдателя и его сенсорных систем.

Контраст ощущений – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

Концентрация внимания выражается степенью его сосредоточенности на объекте.

Концепция дискретности сенсорного ряда (Фехнер) – представление о том, что сенсорная система устроена по пороговому, прерывному принципу.

Концепция непрерывности сенсорного ряда (Мюллер) – представление о том, что сенсорный ряд строится по принципу непрерывности, то есть любой стимул может в принципе вызвать ощущение. Источником вариабельности результатов, получаемых в эксперименте, считаются несенсорные факторы, а не флуктуация порога во времени. Понятие порога в этом случае становится избыточным.

Кратковременная память – один из видов памяти, характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до30 сек.) и ограниченным количеством удерживаемых элементов.

Л

Латентный период ощущений – отрезок времени от действия раздражителя до возникновения ответной реакции.

Лингвистической относительности гипотеза – гипотеза Э.Сепира и Б.Уорфа об обусловленности восприятия и мышления структурами языка, о том, что языковые навыки и нормы бессознательно определяют образы мира, присущие носителям того или иного языка.

М

Макропсия – видение предметов (особенно удаленных) увеличенными по сравнению с их обычными размерами.

Механорецепторы – рецепторы, воспринимающие механические раздражения. К ним относятся механорецепторы кожи, кортиева органа, внутреннего уха, вестибулярного аппарата, сосудов и внутренних органов.

Мечта - форма воображения, имеющая под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время.

Модальность – термин, означающий в литературе по психологии и физиологии принадлежность к определенной сенсорной системе и использующийся для характеристики либо ощущения, либо сигнала.

Монокулярное зрение – зрение одним глазом.

Мысленный эксперимент – форма воображения, с помощью которой в сознании человека осуществляется опережающее отражение действительности.

Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного познания, состоящий в открытии отношений между предметами и явлениями действительности и их преобразовании.

Н

Наглядно-действенное мышление – один из видов мышления, с которого начинается непосредственное взаимодействие с реальными объектами, определение их существенных свойств и отношений.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений.

Надпороговый стимул – это стимул, интенсивность которого превосходит пороговое значение.

Нейрон-детектор – высокоспециализированная нервная клетка, способная избирательно реагировать на тот или иной признак сенсорного сигнала.

Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя. Например, сила и новизна раздражителя на фоне действующих вызывает непроизвольное внимание.

Нижний абсолютный порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

О

Обобщенность восприятия – свойство восприятия, которое заключается в том, что единичный объект-раздражитель, выступая во всей своей индивидуальности, вместе с тем воспринимается в качестве представителя класса объектов, однородных с данным по каким-либо признакам.

Обобщение - операциональный компонент мышления, объединение предметов или явлений по их существенным признаками свойствам.

Объем внимания – количество объектов, которые могут быть восприняты одновременно. Объем зрительного внимания составляет 7 + 2 отдельных объекта.

Объем кратковременной памяти – максимальное количество элементов (букв, цифр, слов, знаков и т.п.), припоминаемых без ошибок сразу или через несколько секунд после их предъявления.

Оперативный порог ощущений – наименьшая величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума.

Опознание – процесс перцептивной категоризации, отнесения воспринимаемого объекта к одному из множества классов. Согласно Дж.Брунеру, операция опознания («движение от признаков к категориям») является одной из главных характеристик всякого восприятия и может осуществляться непроизвольно и неосознанно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: