Соотношение стилей межличностных отношений к характеристикам поведения во время конфликта.




Властно-лидирующий (авторитарный) стиль. Это догматизм и деспотичность в действиях и поступках, нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей.

Независимо-доминирующий. Уверенность и независимость в действиях, самодовольство, чувство превосходства по отношению к окружающим.

Прямолинейно-агрессивный. Настойчивость в достижении целей, чрезмерное упорство, недружелюбие по отношению к окружающим, несдержанность.

Недоверчиво-скептический. Обидчивый, недоверчивый, скептицизм и некомфортность, склонность к критицизму, недовольство к окружающим, подозрительность.

Покорно-застенчивый тип поведения. Полная покорность в отношениях с другими, скромность и застенчивость, комплекс вины, самоуничижение.

Зависимо-послушный. Потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, сверхкомфортность, полная зависимость от чужого мнения.

Конвенционально-сотрудничующий. Компромисное поведение, стремлен ие к сотрудничеству с группой, несдежанность возлияния своего дружелюбия.

Ответственно-великодушный. Гперсоциальные установки, альтруизм, готов помогать, мягкосердечность.

 

Любой конфликт когда-нибудь завершается и завершение конфликта- это его окончание, независимо от причин по которым он возник.

Завешение конфликта происходит по следующим путям:

1) Полное прекращение конфликта (разрешение), путём взаимного примирения сторон на основе ликвидации причин его возникновения.

2) Прекращение конфликта в следствии победы одной из сторон.

3) Ослабление конфликта почти до полного примирения (замораживания), на основе взаимных уступок или уступок одной из сторон.

4) Трансформация конфликта, путём перерастания его в новый конфликт, который затмевает первый или перерастания в перманентную конфликтную ситуацию.

5) Постепенное затухание конфликта на основе его самопроизвольного течения.

6) Механическое уничтожение конфликта.

Основными формами завершения конфликта явл:

1) Разрешение- это совместная деятельность его участников, направленное на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к становлению путём уничтожения основных причин такого конфликта. Разрешение- предполагает активность обеих сторон, по преобразованию условий в которых они взаимодействуют в целях устранения причин конфликтов, по формуле выйграть должен каждый. Кроме того часто, разрешение конфликта основывается на изменении отношений оппонентов к его объекту или друг к другу. Необязательно следует за инцидентом и конфликт можно разрешить на любой стадии, и до прямых конфликтных действий дело может даже не дойти. Конфликт также может остаться не разрешённым или остаться на стадии конфликтной ситуации. В этом случае конфликт не возникнет.

Существует несколько этапов разрешение конфликта:

- Установление участников

-Выявление мотивов, целей, особенностей, способностей, характера, профессиональной компетентности.

- Изучение существовавших до конфликтной ситуации межличностых отношений участников кофликта.

-Определение истинной причины возникновения конфликта.

- Изучение намерений и представлений конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта.

- Выявление отношений к конфликту лиц не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном решении.

- Определение и применение способов разрешения конфликтной ситуации, которые были бы адекватны характеру её причин, учитывали бы особенности лиц вовлечённых в конфликт, носили бы конструктивный характер, соответствовали бы целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива.

2) Урегулирование- отличается от разрешения тем, что как правило устранение противоречий достигается путём учета интересов противоположных сторон, переговоров, участия какой либо третьей стороны, причем обязательно с согласия противоборствующих сторон на основе сооветствующего анализа, что ведёт к его временной остнавке. При этом необходимо применить следующие действия:

- Выяснить причины, а не поводы конфликта

- Определить зоны конфликта, т.е. включенность определённых сил в данный конфликт с учётом разграничения деловых сторон конфликта и межличностных.

- Выяснить мотивы вступления людей в конфликт (при этом мотивировки причин могут не совпадать с истинным положением дела)

- При анализе конфликтных ситуаций необходима объективность.

 

3) Затухание

4) Устранение

5) Перерастание в другой конфликт.

В целом уригулирование конфликтов предполагает:

1) Повышение открытости и взаимного доверия конфликтующих сторон.

2) Налаживание их прямых контактов друг с другом.

3) Организация открытого непредвзятого суждения и совместного анализа совместных ситуации.

4) Воздействие на конфликтующие стороны, прежде всего в интересах уригулирования конфликтов.

Затухание конфликта – временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта и напряженных отношений между его участниками. В результате конфликт переходит из явной формы в форму скрытую.

Затухание конфликт происходит при:

1. Истощении ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы

2. Потере мотивов к борьбе, снижении важности объекта конфликта.

3. Переориентации мотивации сторон, при возникновении новых проблем, более значимых, чем борьба в данном конфликте.

Устранение конфликта – такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются важные структурные элементы конфликта, несмотря на неконструктивность такого устранения такого конфликта, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных, в том числе и силовых воздействий на конфликт. Например, угроза насилия, гибели людей, дефицит времени, материальных ресурсов.

Перерастание в другой конфликт – случается тогда, когда в отношении сторон возникает некое новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

При этом критериями конструктивного снятия конфликта является степень разрешения противоречия, лежащих в основе конфликта и победа в этом конфликте либо правого, либо обеих сторон.

В конфликтологии выделяют две основные группы методов снятия конфликтов:

1. Структурные. Разъяснение требований к какой-либо деятельности, каждый работник должен хорошо знать об ожидаемом уровне результатов, систему полномочий, ответственности и т. д. Координационные методы, например, цепь команд в соответствии с иерархией полномочий, что в итоге упорядочивает взаимодействие людей. Упорядочивает взаимодействие людей и информационные потоки внутри любой организации. Любой начальник может принять решение по какому-либо вопросу, вызвавшему противоречие и тем самым предупредить возникновение конфликта. Конфликт между двумя производственными подразделениями можно разрешить, создав промежуточную службу, которая бы координировала работу этих подразделений. Направление усилий всех участников на достижение общих целей. Создание системы вознаграждений и наказаний, что помогают управлять конфликтом и являются важным мотивом в деятельности людей.

2. Межличностные. Уклонение. Реакция на конфликт, которая выражается в игнорировании и фактическом отрицании конфликта. Недостаток ресурсов. Незначительность самой проблемы. Девиз такого поведения – «не стоит делать из мухи слона». Сглаживание. Конформирование. Удовлетворение интересов другой стороны через «приспособление» к ней. Чаще всего оно предполагает самые незначительные удовлетворения своих интересов. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». Компромисс. Открытое обсуждение мнений и позиций, направленной на поиск решения наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон. Метод частичных уступок во имя взаимного выигрыша, но без потери главного для сторон. Компромисс снимает напряженность и помогает найти оптимальное решение. Плохое решение лучше, чем отсутствие решения. Конкуренция. Может провести к доминированию одного партнера над другим вплоть до уничтожения конфликта. «Чтобы я победил, ты должен проиграть». Сотрудничество. Форма снятия конфликта, при которой удовлетворение интересов обеих сторон более важно, чем решение спорного вопроса. «Выиграть должен каждый».

 

Основные правила поведения в конфликтной ситуации:

1. Надо помнить, что в конфликтной ситуации над человеком владеет не разум, а эмоции. Состояние аффекта. Поэтому надо устранить суждения оценки, ущемляющие достоинства собеседника, например, покровительственные интонации, иронические замечания и тому подобное. Помнить, что интересуют не личные отношения, а решение проблемы.

2. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующе­го партнера совета. Задайте неожиданный вопрос, совсем о другом, но значимом для него. Напомните о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным. Сделайте комплимент. Выразите сочувствие: например, тому, что он (она) потерял слишком много.
Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, компли­менты переключали сознание разъяренного партнера с от­рицательных эмоций на положительные.

3. Попросите сформулировать желаемый конечный резуль­тат и проблему как цепь препятствий.

4. В любом случае дайте партнеру “сохранить свое лицо”. Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит, даже если и уступит нажиму. Не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступ­кам. Можно сказать: “Вы уже дважды не выполнили свое обещание”, но нельзя говорить: “Вы — необязательный человек”.

5. Можно предложить собеседнику встать на свое место. Переключает собеседника с эмоций на осознание ситуации.

6. Если вы и ваш собеседник эмоционально агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, «выпустить пар». Для этого лучше не разряжаться на окружающем.

7. Стремиться к вежливому обращению в конфликте. Уважительная манера разговора. Без иронии.

8. Стремиться вести обсуждение не по поводу занимаемых сторонами позиций, а по существу проблемы, основываясь на объективных критериях и аргументах. При этом надо стараться выслушать собеседника, поскольку это налаживает коммуникацию.

9. Надо придерживаться многоальтернативного подхода. Придерживаясь своего, не отвергать предложения партнера.

10. Надо стараться осознать значимость снятия конфликта для себя. Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.

11. Надо ориентироваться на что-то положительное в человеке.

12. Не надо переоценивать себя. Отсутствие знаков превосходства. Не обвиняйте только партнера. Обычно виноваты обе стороны.

13. Независимо от результатов, старайтесь не разрушать до конца отношения.

14. Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Не от “противника” требуйте: “Замолчи!… Прекрати!”, а от себя! Добиться этого легче всего.
Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвуют обычно две стороны, а если одна исчезла — с кем ссориться?
Если же ни один из участников не склонен замолчать, то обоих очень быстро захватывает отрицательное эмоци­ональное возбуждение. Напряжение стремительно возрас­тает. В таком “диалоге” взаимные реакции участников толь­ко подливают масла в огонь. Чтобы погасить это возбуж­дение, нужно убрать то, что его разжигает.
Молчание не должно быть обидным для партнера. Если же оно окрашено издевкой, злорадством или вызовом, оно может подействовать как красная тряпка на быка. Чтобы скандал прекратился, нужно молчанием игнорировать сам факт ссоры, отрицательное возбуждение партнера, как если бы ничего этого не было.

15. Не характеризуйте состояние оппонента. Всячески избегайте словесной констатации отрицатель­ного эмоционального состояния партнера: “Ну вот, полез в бутылку! … А чего ты нервничаешь, чего злишься?… Чего ты бесишься?”. Подобные “успокаивающие” слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта.

16. Говори, когда партнер остыл. Если вы замолчали, и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Позиция отказавшегося от ссо­ры должна исключать полностью, что бы то ни было обид­ное и оскорбительное для партнера. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.

Аналитическая карта конфликта:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: