Атрибутивностью, то есть, способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями, отношениями и сферами.




Политический конфликт – борьба политических субъектов за влияние в политических отношениях, за доступ к принятию общезначимых управленческих решений, за распоряжение ресурсами, за монополию своих интересов и признанию из общественно необходимыми, то есть за все, что составляет власть и политическое господство.

Объект и предмет политических конфликтов. Объект – политическая и государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус тех или иных социальных групп, политические ценности и символы, являющиеся базой политической власти.

Источник и основа политического конфликта – противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством включенных в неё индивидов и групп, выраженных в иерархии политических статусов.

Типы политических конфликтов (по содержанию):

1. Конфликт интересов. Преобладают в экономически развитых странах, где политической нормой является торг. Размеры налогов, объемы социального обеспечения и т.д. Этот тип поддается наиболее легкому урегулированию, поскольку здесь всегда можно найти компромиссное решение.

2. Конфликты ценностей. Характерны для развивающихся государств. Требуют больше усилий по урегулированию, так как компромисс по поводу таких ценностей, как свобода, равенство, терпимость, труднодостижим, если возможен.

3. Конфликты идентификации. Характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с какой-то определенной группой, этнической, религиозной, языковой, а не с обществом и не государством в целом. Такой тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности, в условиях многонационального государства.

По уровню участников:

1. Межгосударственный.

2. Государственный, где субъекты – ветви власти.

3. Региональный.

4. Внутриполитические конфликты (позиционные, т.е. горизонтальные, оппозиционные, т. е. вертикальные). Субъектами позиционных внутриполитических конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие политическое руководство в рамках данной системы, но занимающие различные позиции. Субъектами оппозиционных внутриполитических конфликтов выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, политические организации и их лидеры, а также группы, выступающие против политической власти. Конечный итог разрешения такого конфликта – смена политической системы. Внутриполитические конфликты подразделяются на режимные и легитимные. Режимные внутриполитические конфликты – конфликты, когда целью одного з субъектов является захват власти в государстве или смена политической системы, но без разрушения территориальной целостности государства. Легитимные – когда часть государства стремится отделиться от целого, объявить себя самостоятельным государством. Сопровождается другими конфликтами. Но не всегда такие конфликты являются легитимными. Например, требования автономии, отделения государства.

Субъектами международного политического конфликта являются отдельные государства, группы государств, объединенные в союзы, коалиции, представляющие их организации. Сферой зарождения и действия международных конфликтов являются те или иные страны или международные политические отношения, но не взаимодействия субъектов в рамках одной политической системы. Международный конфликт возникает, когда одно государство или группы государств стремится навязать свои интересы другим, объявляет и добивается монополии этих интересов, ущемляя при этом или не принимая во внимание иные интересы. Спектр таких конфликтов весьма широк. Международные национальные конфликты, информационные конфликты. Идеологические конфликты. Религиозные конфликты. По отдельности эти конфликты обычно себя не проявляют. В целях снятия таких конфликтов применяются политические переговоры с привлечением посредников, международные конференции, саммиты. Также применяются международные санкции. Форматы принуждения к миру.

 

Политические кризисы

Понятие и типология политических кризисов. Для характеристики конфликтов, затрагивающих, прежде всего, государство как основной институт политической системы в конфликтологии используется понятие политический кризис. Кризис – состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов в резком, радикальном усилении политической напряженности.

Политический кризис характеризует:

1. Делигитимация структур власти.

2. Отсутствие взаимодействия между различными центрами власти

3. Блокированием одного центра другим.

4. Снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля.

5. Эскалация (возрастание) стихийных форм политического процесса. Митинги.

Внешнеполитические кризисы. Международные. Обусловленные международными противоречиями конфликты. Правительственный. Парламентский. Конституционный кризис.

1) Правительственный кризис. Весьма частое явление, которое выражается в потере правительством авторитета или невыполнении его распоряжений правительственными органами. Парламент может отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отставку. При этом правительственный кризис может сопровождаться сменой министров, сменой форм правления.

2) Парламентский. Изменение соотношений сил в органах законодательной власти (парламент), когда решение парламента резко расходятся с волей большинства граждан страны. Возможен роспуск парламента и назначение новых органов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе. Это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. Роспуск парламента и назначение новых выборов.

3) Конституционный кризис. Связан с фактическим прекращением действия прежнего основного закона страны, т. е. Конституции, когда она утрачивает легитимность.

Кризисы политического развития. В зависимости от особенности проявления и причин возникновения политического кризиса в конфликтологии выделяют такие формы, как:

· Кризис легитимности. Возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и другом. Для поддержания легитимности в этом случае используются различные средства. Изменение законодательства с учетом требования населения. Изменить механизм государственного управления. Использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политике. Реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти. Поддержание необходимыми мерами в обществе закона и правопорядка. При этом показателями легитимности выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики, наличие попыток свержения правительства или лидеров, сила проявления гражданского неповиновения в масштабах всей страны, результаты выборов и референдумов, массовость демонстраций в поддержку власти или в поддержку оппозиции.

· Кризис идентичности. Он возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой. Проблема идентификации решается несколькими путями:

1. С помощью харизматичных лидеров, способных объединить этнические общности. При этом обычно используются радикальные средства политической мобилизации населения, что чревато насилием, несущим внутреннее отрицание цели политической модернизации.

2. Осуществление государственной политики, нацеленной на создание механизма содействия людям в поисках идентичности. С помощью профессионального обучения, широкого использования опыта других стран и через формирование благоприятных условия для социальной мобильности. Социальная мобильность – работа социальных лифтов. Решающим оказываются два слоя – интеллигенция, которая вносит инновации и бюрократия, которая способна обеспечивать сохранение социальной наследственности и социальных структур, которые развились в прежние времена.

· Кризис политического участия. Характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий по включению в активную политическую жизнь каких-либо социальных групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострение проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях роста групп с противоречивыми интересами.

· Кризис проникновения. Проявляется в снижении способности государственного управления проводить в массах свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой власти и провозглашенными политикой целями.

· Кризис распределения. Означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его правильного распределения. Чтобы избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность социальных благ всем слоям населения.

Правовые конфликты.

Правовой конфликт – противоборство субъектов права с противоположными пониманиями, действиями по отношению к принципам и нормам права с целью изменения своего статуса и юридического состояния.

Право всегда объективно по содержанию. Как идеал правовые принципы и нормы характеризуют объективно значащие для общественного субъекта всеобщие правила поведения. Вместе с тем право субъективно, поскольку оно творится субъектами и реализуется ими в своих целях и интересах. Единство объективного и субъективного в праве противоречиво, что всегда порождает реальную возможность формирования многообразных полей конфликта. Отмеченные противоречия обусловливают ситуацию, при которой каждый субъект одновременно признается участником двух разных правопорядков: устаревшего, но еще действующего и нового, который идет ему на смену, но еще не утвержденного государством. Конфликт между старым и новым. Конфликт между законом и массовым поведением населения, включая элиту. При этом основной причиной противостояния правового и неправового является само состояние легитимности (законности) государственного строя и существующего правопорядка. Отсюда – правовой нигилизм, проявление контркультуры в агрессивной и безобидной форме, конфликты, связанные с ними, которые всегда усиливаются в сложные периоды.

Разновидности правовых конфликтов:

1. Собственно правовые. Присущи правосознанию и правоотношению. Связаны с противоречиями в самом правосознании и праве – формы борьбы за чистоту права, за его адекватные выражения, объективных потребностей его реальности. Форма разрешения противоречий между различными элементами правосознания и правовых отношений. Коллизия норм права.

2. Правовые по форме выражения и способам регулирования и разрешения. Возникают в зоне взаимодействия права с другими сферами общественной жизни. Конфликты симбиоза. В сферах практической жизни или прямо с ними связанных. Экономические, политические, социальные. Созидательные или разрушительные. В первом случае они способствуют реализации имеющихся в обществе законов. Другие связаны с нарушением Конституции.

Снятие правовых конфликтов происходит в различных формах:

1) Путем парламентских или каких-либо иных процедур.

2) Посредством рассмотрения уголовных, гражданских и других дел в суде. Налоговая инспекция, полиция, в других учреждениях, где применяется право. Между этими субъектами есть 4 общих признака: конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным для этого государством, орган, снимающий конфликт, действует на основе и во исполнение норм права, конфликтующие стороны наделяются определенными правами и обязанностями, решения, принятые по конфликту, обязательны для сторон и других лиц и организаций.

Юридические средства:

1. Конституционные процедуры (в основном при возникновении конфликтов в политической сфере)

2. Судебные и арбитражные рассмотрения дел.

3. Административные процедуры, практикуемые в различных правоохранительных органах.

Кроме конституционного суда существует несколько видов судопроизводства:

1. Гражданское.

2. Уголовное.

3. Административное.

4. Арбитражный процесс.

Административно-управленческий конфликт – конфликт между членами управляющей организации, между руководителями и исполнителями, между образующимися группами, между подразделениями в данной системе управления по поводу: целей, методов, средств управленческой и организационной деятельности, её результатов, социальных последствий.

Типы конфликтов:

1) Конфликт распределения статусов и власти.

2) Конфликт из-за проявлений недостатков в организации, обусловленных объективными и субъективными обстоятельствами.

3) Конфликты из-за разделения труда, неадекватной ролевой структуры коллектива.

4) Нарушение норм. Правила поощрений и правила наказаний.

5) Конфликт из-за нарушения формальных и неформальных норм.

6) Нарушение с т.з. внутренней интеграцией. Сплочение коллектива. Специфика проявления конфликта проявляется в дезорганизации. Отказ от приписанных шаблонов норм поведения. Неисполнение в полной мере своих обязанностей, поскольку оспаривается их легитимность.

Конечный итог негативной напряженности – хаос. Наличие определенных привилегий.

Самая опасная конфронтация – та, которая ведет к расколу организацией, связанной с подменой общих интересов частными.

Управление конфликтом:

1. Четкая формулировка прав и обязанностей сотрудников.

2. Использование координирующих механизмов.

3. Постановка единых целей, формирование общих ценностей.

4. Система поощрений и наказаний, адекватных действиям сотрудников.

Для реализации этих методов применяются стратегии:

1. Принуждение, силовые приемы.

2. Уход, уклонение от конфликта.

3. Приспособление к руководству.

4. Частичное принятие мнение другой стороны.

5. Сотрудничество.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: