Композиция и оформление анкеты




Композиция анкеты включает в себя: титульный лист, вводная часть, основная часть, социально-демографическая часть. Титульный лист должен содержать наименование организации проводящей социс и тему, вводная часть - обращение к респонденту с необходимыми указаниями и условиями. Основная часть содержит вопросы социсс, которые должны располагаться по определенному принципу: расположение вопросов - первая треть - это постепенное включение в опрос, втора часть - наиболее трудные вопросы, третья часть - наиболее интимные вопросы.

Должна быть: разбивка вопросов по тематическим блокам; переключение внимания с помощью специальных обращений; не должно быть влияния предыдущих вопросов на последующие; не должно быть скопления однородных вопросов; использование специальной техники последовательности вопросов (дымовая техника).

Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы. Социально-демографическая часть - это паспартичка (данные о респонденте с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работыреспондента и т.д.)

При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. В самом начале задаются простые вопросы. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

 

15. Интервью - это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. Направление беседы определяется той проблемой, которая интересует интервьюера и является предметом прикладного социологического исследования. Характер общения, степень контакта, взаимодействия, взаимопонимания интервьюера и опрашиваемого лица во многом определяют глубину и качество получаемой информации о тот или иной социальный факт или явление. При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдение за поведением собеседника, может получить ту информацию, которую бы он вряд ли получил в случае осуществления анкетирования. Интервьюеру отводится ведущая роль инициатора в организации и проведении беседы, в то время как респондент выступает в роли ведомого, то в роли источника информации. Исследователь спрашивает, респондент отвечает, исследователь, оперируя вопросами, направляет беседу, респондент в своих ответах придерживается его.

Эффект интервьюера: возникает избирательное восприятие, неправильное понимание и стереотип узнавания. Это у не профессионалов. Место проведения: на рабочем месте, в квартире, на улице, в спец помещение. Интервью используется в пилотаже(для проверки инструмента) и в заказных исследованиях. Биографическое интервью – особый тип: глубоко, несколько раз, о жизни. Глубинное интервью – нацелено для получения текста для определения жизненных событий, их протекания, последовательности. (Задаются временные рамки и тематика биографии) Состоит из 2 этапов: 1. повествование, рассказ о жизни героя. 2. Уточнение некоторых моментов вопросами. Правила: Если респондент замолкает, нужно помочь ему вопросами. Если что-то неясно, после рассказа необходимо уточнить. Использовать в глубинном интервью хронологические записи данных, фото, видео, делать заметки.


 

 

16.Телефонный опрос - специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний. Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловленно отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами. Обязательные требования к методу: предварительное изучение карты города, мест контактного проживания представителей разных социальных групп, расположения АТС; разработка специального инструмента, включающего картограмму опроса, опросных бланков и кодировочных листов, дневника и протокола опроса, обстоятельной инструкции интервьюерам; наличие телефонных справочников; соблюдение заранее установленного шага (интервала) при наборе номера телефонов одной АТС; особая подготовка, в том числе, специальный тренинг телефонных интервьюеров; повышенная требовательность к их честности; обязательность контроля за их деятельностью; перепроверка полученных данных путем выборочных контрольных опросов опрошенных абонентов.


 

17. Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительст­вом и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственно­стью. Она принадлежит к важнейшим общественным ценностям.Семья образует базовые предусловия функционирования социума путем физи­ческого и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддер­жанию существования всех членов семьи.

Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие “функ­ции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и лично­сти.

Рассмотрим некоторые функции семьи.

1) репродуктивная - биологическое воспроиз­водство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане;

2) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

3) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

4) экономическая – экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов обще­ства;

5) первичный социальный контроль – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответствен­ности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представите­лями старшего и среднего поколений;

6) функция духовного общения – развитие личности членов семьи, духовное взаимообо­гащение;

7) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса чле­нам семьи, воспроизводство социальной структуры;

8) эмоциональная – психологическая защита, эмоциональная под­держка, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, семейных отношений. Семья ут­рачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в дру­гих важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хо­зяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собствен­ником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда, ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий.

18. Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис.

Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация, секуляризация и другие, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев» Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение ее места в ценностных ориентациях.

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны.

Экономические: низкий уровень заработной платы или ее невыплата; безработица; семьи пенсионеров, последние даже при максимальном размере пенсии остаются за чертой бедности.

Асоциальные: алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркомания, проституция.

Психологически-этические: жестокость, агрессивность, грубость, конфликность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров.

Медицинские: хронические инфекционные, психические и сексуальные отклонения.

Неуклонно усиливается нестабильность семейного образа жизни. Она выражается, прежде всего, в возрастании числа разводов. Проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару.

 

 

Социология в Беларуси


Становление социологии в Беларуси происходило под влиянием географических, социально-политических и национально-культурных особенностей социальных процессов на белорусских землях. Находясь в центре Европы, они испытывали на себе влияние со стороны как Запада, так и Востока. Здесь теснейшим образом переплетались политические и экономические интересы соседних народов и государств, что определило своеобразие белорусского фольклора, художественной и социально-философской литературы, науки, морали и права. Социология начала проникать в Беларусь в XIX в. с двух сторон: из России в виде переводов на русский язык работ классиков европейской социологии и из западных стран в виде оригинальных произведений на европейских языках. Кроме того, многие произведения русских социологов печатались в европейских странах в переводе на европейские языки и в этом виде возвращались в россию.

выделяет следующие этапы развития социологии в Беларуси:

1. Социологическая мысль дореволюционного периода

2. Социологическая мысль советского периода (1917-1991)

3. Постсоветский период

 

 

20.Свободное время – часть внерабочего времени, за вычетом необходимого для сна и др. нужд, использующаяся человеком по собственному усмотрению. В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное (духовное) потребление (чтение СМИ и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров), а также любительские занятия – личные хобби и занятия в различных объединениях. Социальная сущность свободного времени в том, что оно превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он вступает затем в непосредственный процесс производства.

В наше время повысился интерес населения к занятиям, связанным с культурой. При этом все больше людей связывают свободное времяпрепровождение не только с посещением кружков, но и с обучением различным народным ремеслам, музыке, хореографии и т.д. На сценах не только провинциальных, но и больших городов нередко выступают наравне с профессиональными коллективы художественной самодеятельности и любительские коллективы. Они также принимают участие в различных смотрах-конкурсах и фестивалях, что дает этим коллективам дополнительный стимул для повышения исполнительского мастерства. В наши дни появилась тенденция все большего привлечения в такие коллективы молодежи, ведь не всем по душе и по карману игорные заведения и ночные клубы. Среди повсеместной бездуховности, многие представители молодого поколения предпочитают играть в КВН, петь, танцевать, заниматься театральной и прочими творческими видами деятельности в свое свободное время.

 

 

21.Объем,структура и содержание свободного времени

Структура свободного времени - совокупность видов деятельности, которые характеризуют проведения свободного времени.

Она охватывает: индивидуальное потребление культуры (чтение книг, слушания радио); публично-зрелищное потребления культуры (посещаемость театров, кино, концертов,); общение с членами семьи, родственниками, друзьями; развлечения и игры, которые способствуют снятию умственной и физического напряжения (прогулки, спокойствие, дневной сон и др.); занятия, которые являются явлениями антикультуры (злоупотребление алкоголем, хулиганство, наркомания); бесцельное времяпрепровождение. Содержание свободного времени - формы занятий в свободное время, обусловленные социальной средой, уровнем культуры личности, ее самосознанием, потребностями, интересами, психологическими качествами.

При изучении содержания свободного времени используют такой показатель, как продолжительность времени, затрачиваемого на определенный вид деятельности в свободное время. С его помощью устанавливают место в жизни современного человека разнообразных способов проведения свободного времени.

Содержание свободного времени помогает охарактеризовать данные о видах занятий, их продолжительность, частоту, распространенность, соотношение между ними и т.д.

Необходимо знать, каким видам занятий человек предпочитает, происходит это по необходимости или заинтересованности. Важно выяснить ее отношение к конкретным видам занятий, удовлетворенность или неудовлетворенность ними. Не менее существенно - установить форму проведения свободного времени (активная, пассивная), что должно дать подробную характеристику его содержания, то есть выявить, как содержание свободного времени влияет на развитие личности, ее способностей, улучшение физического, эмоционального, социального бытия.

 

 

22) Факторы

Использование свободного времени должно способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности, так как и условия труда требуют всесторонне развитой личности.

Поэтому под рациональным использованием свободного времени понимается такое его использование, которое проявляется в гуманистических формах и в интересах, как отдельной личности, так и всего общества в целом.

Международный конгрес «Свободное время и его проведение», состоявшийся в Брюсселе в 1975 году, дал рекомендацию по использованию свободного времени:

 

1. Человек имеет право на свободное время и свободный выбор видов досуговой деятельности.

2. Свободное время не должно быть праздным временем. В досуговых видах деятельности человек должен реализовывать свои стремления и творческие потенции.

3. Свободное время необходимо для: сохранения и восстановления физических и духовных сил, активизации общественной жизни, поддержания контактов с природой, культурой, для самореализации.

4. Семья, школа и все виды воспитания должны играть определённую роль при знакомстве ребёнка с игровой и активной досуговой деятельностью.

5. Органы власти должны гарантировать активную досуговую деятельность, основанную на личных возможностях выбора.

6. Не только государство и его органы, но и различные общественные организации, и главным образом, сами граждане, имеют право участвовать в организации досуга и в мероприятиях, проводимых государственными и общественными учреждениями.

7. Средства коммуникации должны использоваться для реализации досуговой политики.

 

Развитие таких форм проведения свободного времени неразрывно связано с изменением содержания труда и рабочего времени.

Важное место в бюджете свободного времени должно принадлежать таким видам деятельности, которые создают возможность для усвоения завоеваний культуры с целью развития всесторонней личности. В свободное время человек не только узнаёт и усваивает то, что уже создано в процессе развития культуры, но и сам, в рамках своих возможностей, своей деятельности, будет способствовать её развитию.

Использование свободного времени для образования и повышения квалификации имеет и более широкое значение в условиях упрощения труда (то есть простых трудовых функций). Поэтому образование более широкое, чем то, которого требует непосредственно рабочее место, представляет одну из форм гуманизации упрощённого труда.

Велика и роль игр и развлечений. Развлечения и игры способствуют более полному отдыху человека от повседневного труда.

В каждом обществе существуют свои виды развлечений, зачастую регулируемые своими общественными правилами.

Отношение общества к развлечениям должно быть активным, то есть общество должно влиять на развитие тех форм развлечений, которые облагораживают человека, очеловечивают его, и препятствовать негуманным формам развлечений. Часть времени должна идти для общественно - политической деятельности.

 

Социология в СССР

В первые годы Советской власти социологи немарксистской ориентации издали ряд монографий и учебных пособий. Интенсивный процесс развития немарксистской социологии был остановлен прямыми репрессиями. В 1922 году многие ведущие ученые были высланы из страны, закрылись все кафедры социологии, перестали издаваться журналы.

С марксистской социологии 20-х годов были различные варианты биологизации и психофизиологизации общественных процессов, попытки соединить дарвинизм с марксизмом, фрейдизм с марксизмом. Многие марксистские работы были заполнены механистическими концепциями. Исторический материализм стал претендовать на общую социологическую теорию. В 30-е годы КПСС объявила социологию враждебной марксизму лженаукой. Период между 30-ми и 60-ми годами характеризуется как разрыв в эволюции социологической мысли в советском обществе.

Возрождение социологии происходило в период (60-е годы), когда информация о реальном положении советского общества была практически засекречена. Социология еще была в статусе лженауки. Исторический материализм был объявлен собственно социологией, а социология была определена как эмпирическая наука, занимающаяся прикладными исследованиями. Возрождение социологии было очень сложным. Главная задача – доказать, что социология не находится в противоречии с марксистской философией. Возрождение шло в русле эмпирических исследований, которые были необходимы для решения ряда важных вопросов: трудовые отношения, массовая коммуникация, семья, градостроительство. С 1974 года начинает издаваться первый журнал по социологии “Социологические исследования”. Ведущими социологами страны были: В.Я. Ядов, А.Т. Здравомыслов, Г. М. Андреева, Г. В. Осипов, Б. А. Грушин и др. Складывались свои социологические школы, направления, открывались многочисленные социологические службы и лаборатории.

Но истинное возрождение науки социологии в нашей стране началось только с начала 90-х годов 20-го столетия. Именно с этого момента отпала необходимость идентификации социологии с историческим материализмом. В университетах стали открываться факультеты, отделения, направления социологии. Отечественная социологическая мысль именно сейчас обретает статус законной науки, активно влияющей на общественную жизнь страны.

 

24.Развитие социологии в беларуси

 

 

25.Социология брестчины



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: