Определение социологического исследования




Социологическое исследование - способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа:

· подготовка исследования;

· сбор первичной социологической информации;

· подготовка собранной информации к обработке и ее обработку;

· анализ полученной информации, интерпретация полученных результатов, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

11.Виды социологического исследования·

социологические исследования подразделяются на:

· разведывательные (пилотажные,). С помощью такого исследования можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это "обкатка" инструментария. Инструментарием в социологии называют документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К таковым относятся анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения.

· описательные. Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть население города, района, области, где проживают и трудятся люди разных возрастных категорий, уровня образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.

· аналитические. Такие исследования ставят своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

 

12. Программа социологического исследования представляет собой изложение общей концепции методологических подходов в соответствии с целью предпринимаемого исследования, гипотез, правил процедуры и логически последовательных действий для проверки высказанных предложений.

. Методологический раздел программы, или стратегический документ исследования, имеет следующие части: 1) формулировка и обоснование программы; 2) указание цели; 3) определение объекта и предмета исследования; 4) логический анализ основных используемых понятий; 5) гипотезы и основные задачи исследования.

Методический раздел программы, или документ, отражающий тактику исследования, включает: 1) изложение методов сбора первичной социологической информации; 2) определение поля изучения обследуемой социальной совокупности; 3) логическую структуру инструментария для работы над первичными материалами и их обработку на ЭВМ.

Все социологические исследования, в том числе и теоретические, имеют прикладное значение, они содержат информацию, выводы, рекомендации для практической деятельности, для подготовки и принятия управленческих решений.

Любое социологическое исследование прикладной ориентации начинается с выявления научной проблемы, которая связана: 1) либо с противоречиями реальной действительности 2) либо с «белыми пятнами познания» (неизученностью тех или иных социальных явлений, событий); Объект – это часть действительности, которая нуждается в социологическом познании. Это может быть жизнедеятельность людей, организуемая определенными социальными институтами. Предмет исследования – это определенный аспект объекта, его некоторые стороны и свойства, которые в более полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению

13.Выборка.Определениеобслед. совокупности

Понятие "выборки" в статистике, социологии, маркетинге рассматривается в двух значениях. Во-первых, это совокупность элементов генеральной совокупности, подлежащих изучению, т.е. выборочная совокупность. Во-вторых, выборка - это процесс формирования выборочной совокупности при необходимом условии обеспечения репрезентативности.

Генеральная совокупность - это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования…….

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: