Сценарий тренинга на сплочение учащихся в школьном летнем лагере
ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК
Участники: до 20 учащихся, которые посещают летом школьный лагерь. |
Цель: сплотить детский коллектив. |
Задачи: - развить умение работать в команде; - сформировать благоприятный психологический климат в школьном лагере. |
Примерное время: 1,5 часа. |
Часть 1. Вводная
20 мин
Педагог-психолог:
Здравствуйте! Меня зовут ……, я педагог-психолог. В школьном лагере вы оказались из разных классов, и вам предстоит вместе прожить это лето. Знакомиться с новыми людьми бывает неловко, тревожно, непонятно, к кому можно подойти, а к кому нет. Даже если вы знакомы, но начинать что-то новое вместе, совсем по-другому, чем во время школьных занятий. Нужен какой-то повод для развития дальнейших отношений. Моя задача – помочь вам познакомиться, лучше узнать друг друга. Так вам легче будет дальше сориентироваться.
Упражнение «Моя визитка»
Педагог-психолог:
Наше первое упражнение на знакомство. Как вы хотите, чтобы вас называли на тренинге? Подумайте и выберите себе имя. Ваше имя может отличаться от того, как вас называют в школе. Главное, чтобы оно вам нравилось. Все остальные участники будут обращаться к вам только по этому имени. Как придумаете, напишите его на бейдже, а под ним нарисуйте свое настроение.
Упражнение «Знакомство с правилами»
Педагог-психолог:
Для того чтобы нам комфортно было работать, нужно договориться о некоторых правилах нашего тренинга. Я буду называть правила по очереди, если считаете его важным и необходимым, то мы договариваемся его соблюдать – для этого хлопните в ладоши. Правила:
1. В эфир по одному (или правило поднятой руки) – когда говорит один, другие слушают внимательно, не перебивают. Возможность высказаться будет у каждого. Договорились?
|
2. Проба пера для каждого – у каждого из вас есть свое мнение, вы имеете право и возможность его высказывать. Договорились?
3. Здесь и сейчас – во время тренинга необходимо говорить только о том, что волнует вас именно сейчас, обсуждать то, что происходит с вами в группе. Договорились?
4. Правило конфиденциальности (пространство безопасности) – никто вас не будет критиковать и ругать за ваше мнение или вопрос. Все, что происходит у нас на тренинге, не выходит за его пределы. Договорились?
Часть 2. Основная
40 мин
Упражнения на сплочение последовательны – дают участникам время на сближение для общей совместной деятельности.
Упражнение «Объединитесь по…»
Педагог-психолог:
Наше первое упражнение активное. Ваша задача – по моей команде объединяться в определенные группы. Количество человек в группе должно равняться количеству пальцев, которые я буду показывать. Поехали!
Упражнение «Вопросы на бумажках»
Педагог-психолог:
Возьмите каждый по листочку и ручке. Напишите на нем вопрос, на который сами бы хотели ответить. Когда напишете, положите его в коробочку в центре круга. Когда вы закончите, я перемешаю листки и раздам в произвольном порядке. Каждый прочитает и ответит на тот вопрос, который ему достался.
Упражнение «Вавилонская башня»
Педагог-психолог:
Для выполнения этого упражнения вам надо разбиться на три группы. Каждая группа берет ватман, фломастеры и рисует одну общую башню. Башню нужно будет рисовать по индивидуальным заданиям, которые нужно выполнить. Задания строго конфиденциальны, показывать другим участникам их запрещается, иначе упражнение потеряет смысл. Все разговоры во время задания запрещены. Время выполнения – 10 минут.
|
Участники рисуют башню, следуя вашим заданиям.
Педагог-психолог:
Обсудите в подгруппах, что мешало, а что помогало выполнять задания и рисовать общую башню? Разработайте правила работы в группе, которые помогут вам сплоченно выполнять любые задания. Даю вам на это 3 минуты.
Какие трудности вы обнаружили и как можно их разрешить?
Вывод: достижение цели возможно при высоком уровне ответственности за результат каждого члена команды, а также умения учитывать интересы всех участников.
Часть 3. Заключительная
30 мин
Перед тем как подойти к общей рефлексии тренинга, проведите упражнение, которое закрепит совместный опыт и оставит эмоциональный подарок для каждого.
Упражнение «Ладошка»
Педагог-психолог:
Обведите фломастером свою ладонь на листочке, напишите имя. Затем передайте соседу справа. Сосед пишет на полученной ладошке одно положительное качество, которое он увидел в этом человеке. Листочки передают по кругу, пока они не вернутся к вам.
Рефлексия
Педагог-психолог:
Что интересного и полезного вы узнали на занятии? Удалось ли вам сплотиться? Чувствуете ли вы меньше напряжения в общении, чем было вначале?