Цель конспектирования-во-первых, для переработки информации и трансформации её вида. Во-вторых, для выделения в тексте самого необходимого с целью решения определённой задачи, ответа на определённый вопрос. В-третьих, для того, чтобы легче было запомнить текст. Кроме того, конспект помогает создать структурную или понятийную модель проблемы, а также накопить информацию для некой более объёмной работы (написания доклада, курсовой, диплома).
1. Работа с книгой
Понять, как построена книга, ее структуру.
Отобрать самое важное, основное из содержания книги.
Работу с книгой желательно строить в три этапа:
1. Первоначальное прочтение всего текста с целью ознакомления с ним;
2. Второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;
3. Третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.
Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.
1.1 Составление плана
Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на частные. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением краткого наименования каждой части.
План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделяются на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора. Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизовать внимание.
|
1.2 Составление тезисов
Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора.
Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов:
- извлечение авторских тезисов из текста;
- формулирование основных положений своими словами и понятиями.
1.3 Конспектирование
Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д. Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета.
Для составления тематического конспекта следует:
- осуществить подбор необходимой и рекомендованной литературы, наглядных пособий и иных учебных материалов;
- составить сложный план тематического конспекта, постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучению и осмыслению данной проблемы;
- дальнейшую работу построить в ранее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.
1.4 Требования к оформлению конспекта
- заглавия всех тем выполнять ярким, выделяющимся цветом; подзаголовки подчеркивать ярким цветом;
- на каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта;
|
- весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку;
- главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом;
- каждый учебный вопрос по необходимости, а тему каждого урока обязательно завершить обобщением (выводом), начиная словами: «итак», «таким образом» или «вывод»;
- тетрадь для конспектов по предмету обучения должна быть достаточно объемной (оптимальное количество листов - 48).
- несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала;
- в тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету;
- объем конспекта не должен превышать 30% исходного текста;
- следует помнить: конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося.
Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» - работа выполнена без ошибок; чисто, без исправлений;
оценка «4» - работа выполнена с незначительными ошибками;
оценка «3» - работа выполнена с серьёзными ошибками.