Первый этап: получение информации.




Важным фактором в выявлении и профилактике совершения преступлений в отношении детей в семье играет взаимодействие органов внутренних дел со специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (специалисты социальных служб, педагоги, воспитатели детских дошкольных учреждений, приемные родители, специалисты по работе с молодежью, руководители образовательных учреждений, тренеры спортивных секций, специалисты учреждений дополнительного образования, специалисты всех уровней системы здравоохранения, особенно педиатрии, травматологии и т.д.). Все указанные специалисты, вступают в контакт с детьми в процессе своей работы, а, следовательно, имеют возможность выявить на ранней стадии факты неблагополучия в семье. Потому информация, поступающая от них в органы внутренних дел, подлежит тщательной проверке с целью своевременного реагирования на ненадлежащее исполнение родителями (иными законными представителями) обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, принятие мер по профилактике совершения противоправных действий в отношении них.

Информация о жестоком обращении с ребенком поступает в органы внутренних дел из самых разных источников: органов управления образования и образовательных организаций; органов управления здравоохранения и медицинских организаций; органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания; органов опеки и попечительства; лечебно-профилактических учреждений о поступлении (обращении) несовершеннолетнего с телесными повреждениями насильственного характера и травмами, полученными в быту; органов по делам молодежи; службы занятости; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений уголовно-исполнительной системы, обращения граждан; средств массовой информации.

Признаки противоправных действий, совершаемых в отношении несовершеннолетних, зачастую обнаруживаются самими сотрудниками органов внутренних дел, в основном инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних и участковыми уполномоченными полиции при исполнении ими своих служебных обязанностей по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по его воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами, несовершеннолетний вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет – в суд. При этом несовершеннолетние, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ не предупреждаются.

Однако зачастую несовершеннолетние, страдающие от действий родителей, усыновителей, опекунов, по различным причинам (из-за нахождения в зависимом положении от родителей, страха перед ними, незнания своих прав, боязни помещения в детские учреждения и другим) не обращаются в компетентные органы за защитой своих прав, скрывают подобные факты.

Учитывая данное обстоятельство, законодатель в правовых нормах, сформулированных в ч. 3 ст. 56, ч. 1 ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», предусмотрел обязанность должностных лиц организаций и граждан, которым становится известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, незамедлительно сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка, в том числе путем обращения в правоохранительные органы.

Сообщения, содержащие признаки правонарушения либо преступления, совершенного в отношении несовершеннолетних, как правило, поступают либо передаются на рассмотрение в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Должностным лицом ОВД, получившим и принявшим подобное сообщение, после его рассмотрения в соответствии со ст. 143 УПК РФ составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Взаимодействие служб и подразделений органов внутренних дел по профилактике и выявлению фактов неисполнения (ненадлежащего исполнения) родителями либо иными законными представителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, жестокого обращения с детьми, а также совершения в отношении них преступлений, в том числе в сфере семейно-бытовых отношений, регламентируется приказом МВД России от 19.01.15 г. № 31-дсп «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов» с изменениями, предусмотренными приказом МВД России от 26.12.2017г. № 964 дсп. (далее – приказ МВД России от 19.01.15 г. № 31дсп). Так, согласно п. 10 данного приказа, сотрудники подразделений территориального органа МВД России незамедлительно докладывают начальнику территориального органа МВД России о выявленных ими:

- несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей либо иных законных представителей и (или) должностных лиц, на которых возложены обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, безнадзорных или беспризорных, а также семьях, находящихся в социально-опасном положении (п.10.1);

- родителях либо иных законных представителях несовершеннолетних и (или) должностных лицах, на которые возложены обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, если они не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (п.10.5).

Сотрудники отделов следствия и дознания не позднее 5 суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, - незамедлительно, с момента получения в ходе расследования уголовных дел по преступлениям, совершенным несовершеннолетними или в отношении них, сведений о неисполнении либо ненадлежащем исполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних и (или) должностными лицами своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, совершивших преступления, и (или) отрицательном влиянии на их поведение либо жестоком обращении с ними со стороны указанных лиц и (или) иных лиц информирует об этом территориальный орган МВД России по месту жительства или по месту пребывания несовершеннолетнего, совершившего преступление, либо в отношении которого совершено преступление (п. 14).

Сотрудники ПДН информируют следователей (дознавателей) о ранее выявленных недостатках в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, юридических и физических лиц применительно к обстоятельствам, установленным в ходе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении них, для внесения представлений о причинах и условиях, способствующих совершению преступления (п.20.1); а также используют информацию, полученную от следователя (дознавателя) в ходе расследования уголовных дел, по фактам совершения преступлений несовершеннолетними и в отношении их на основании мотивированного запроса для проведения профилактических мероприятий (п.20.2).

Участковые уполномоченные полиции выявляют факты неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних родителями (законными представителями), в том числе сопряженные с жестоким обращением с несовершеннолетними. В ходе отработки жилого сектора получают информацию о лицах, допускающих правонарушения в сфере семейно- бытовых отношений, страдающих хроническим алкоголизмом, психически больных, имеющих несовершеннолетних детей и создающих непосредственную угрозу их жизни и здоровью. Вышеуказанную информацию оформляют рапортом в установленном порядке, затем с резолюцией руководителя передают в подразделение по делам несовершеннолетних и (или) оперативное подразделение.

Основная цель вышеизложенных мероприятий – оперативное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в помощи, а также фактов совершения преступлений в отношении них.

Второй этап: отработка сигнала о случае жестокого обращения. На этом этапе необходимо проведение предварительной оценки выявленного случая жестокого обращения, проведение первичного опроса детей и родителей.

После получения информации необходимо проведение проверки, целью которой является определить: а) имел ли место случай жестокого обращения, б) безопасно ли ребенку оставаться в семье, в) оценка способности другого родителя (лица его заменяющего), не совершавшего жестокое обращение, обеспечить безопасность и защиту ребенка в настоящее время и в дальнейшем.

Своевременная и адекватная оценка безопасности и риска приобретает особое значение в ситуациях, когда ребенок подвергается физическому (сексуальному) насилию или находится в условиях отсутствия заботы и пренебрежения нуждами, так как при этих видах жестокого обращения ребенок может серьезно пострадать или погибнуть.

Актуальное состояние ребенка оценивается по состоянию его физического здоровья, эмоциональному состоянию, опасности ближайшего социального окружения и наличию высокого риска для его безопасности, жизни и здоровья в случае оставления без помощи.

Оценка физического состояния включает в себя оценку нанесенных повреждений и травм, степень истощения или длительное оставление без еды и питья (для маленьких детей), неоказание медицинской помощи, а также серьезные заболевания. Оценка эмоционального состояния включает в себя острые эмоциональные реакции: страх, гнев, панику и т.п. Оценка опасности среды включает в себя рассмотрение внешних условий, представляющих угрозу для ребенка (оставление без контроля или в опасном месте, нахождение с людьми, могущими нанести вред или неспособными обеспечить защиту).

Помимо угрожающих жизни и здоровью ребенка обстоятельств учитывается наличие защитных факторов или ресурсов семьи. Изъятие ребенка из семьи – мера крайняя и не является необходимой, если в семье есть люди, которые могут обеспечить безопасность ребенка и постоянную заботу о нем, например, бабушки, разведенные родители, проживающие отдельно от ребенка и готовые взять на себя ответственность за его жизнь и воспитание и т.д.

При оценке безопасности ребенка необходимо прийти к одному из решений:

– семья способна самостоятельно справиться с проблемами, не нуждается во вмешательстве;

– положение ребенка признается небезопасным, тогда необходимо принимать меры по обеспечению его безопасности. Изъятие из семьи всегда травматичный процесс для ребенка, поэтому применяется только в тех случаях, когда нет других возможностей защитить ребенка.

Оценка риска жестокого обращения включает в себя следующие параметры:

• Возраст и уровень развития ребенка (чем младше возраст, уровень развития ниже, тем больше вероятность жестокого обращения).

• Частота и длительность воздействия, выраженность последствий и длительность пребывания в условиях плохого обращения, создающих очевидную угрозу физическому и психическому здоровью (длительность применения жестокости способствует интенсификации ее тяжести и частоты проявления).

• Наличие в семье других взрослых, которые могут защищать и заботиться о ребенке.

• Осознание родителями (опекунами) ребенка опасности и готовность не допустить повторение опасной ситуации.

• Возможности социальных служб контролировать ситуацию.

Условно при оценке риска нужно иметь в виду четыре основных уровня опасности для ребенка:

1. Низкий уровень риска – опасность трагических последствий для жизни и здоровья ребенка минимальная или отсутствует. Факты плохого обращения с ребенком не подтверждаются либо носят единичный характер, не влекут за собой явных последствий для ребенка, родители серьезно относятся к случившемуся и могут влиять на ситуацию с тем, чтобы она не повторилась.

2. Средний уровень риска – факты жестокого обращения с ребенком подтверждаются. Серьезные последствия для жизни и здоровья ребенка могут и не наступить в ближайшем будущем, однако, если этой семье не помогать, она неизбежно перейдет на более высокую степень риска и встанет вопрос об изъятии ребенка.

3. Высокий уровень риска – оставление ребенка без немедленной помощи обязательно (с очень высокой степенью вероятности) приведет к смерти, заболеванию, физическим и психическим нарушениям, грубой дезадаптации ребенка.

4. Критический уровень – предполагает немедленное изъятие ребенка из семьи ввиду непосредственной угрозы его жизни и здоровью. Практически, когда речь идет о критическом уровне риска жестокого обращения, это означает, что оценка безопасности и оценка риска совпадают.

Положение о межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, на территории Удмуртской Республики, утвержденное на заседании Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Удмуртской Республики 18.10.12 г. (далее – Положение) в п. 4 определяет критерии определения семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении:

4.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей, защите прав и законных интересов несовершеннолетних (не обеспечивают детей ежедневным питанием, одеждой и обувью по возрасту и сезону, не обеспечивают обучение детей в школе, посещение детьми дошкольных учреждений, школьной формой, канцелярскими принадлежностями, не создают условий для выполнения домашних занятий).

4.2. Жестокое обращение с детьми:

- эмоционально-психологическое насилие над детьми (оскорбление, унижение достоинства ребенка, преднамеренная физическая или социальная изоляция, угрозы в адрес ребенка);

- физическое насилие над детьми (побои, истязания, нанесение физических повреждений ребенку, которые могут привести к серьезным нарушениям физического и психического здоровья или отставания в развитии и даже к смерти ребенка);

- покушение на половую неприкосновенность детей (вовлечение ребенка в действия сексуального характера);

- экономическое насилие — отказ в содержании детей, лишение их собственных денег, запрет работать, принуждение работать, растрачивание денег семьи.

4.3. Злоупотребление родителями спиртными напитками.

4.4. Употребление родителями наркотических средств и (или) психотропных веществ без назначения врача.

4.5. Бродяжничество родителей, отсутствие места жительства семьи, антисанитарные условия проживания и быта.

4.6. Привлечение родителей к уголовной ответственности с последующим осуждением к мерам наказания, связанным с лишением свободы.

4.7. Лишение родительских прав либо ограничение в родительских правах в отношении предыдущих детей и не должное выполнение родительских обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию в отношении остальных детей, а также при создании действиями или бездействием родителей (родителем) условий, представляющих угрозу жизни или здоровью данных детей или препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

4.8. Бродяжничество, попрошайничество, злостное уклонение несовершеннолетним от посещения занятий в школе.

4.9. Употребление несовершеннолетним спиртных напитков, употребление наркотических средств и (или) психотропных веществ без назначения врача.

4.10. Совершение несовершеннолетним правонарушения, повлекшее применение меры административного взыскания:

- совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

- осуждение несовершеннолетнего за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобождение судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

- совершение общественно опасного деяния, не подлежащего уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

- условно-досрочное освобождение несовершеннолетнего от отбывания наказания, освобождение актом об амнистии или в связи с помилованием;

- осуждение несовершеннолетнего к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Семья и несовершеннолетний признаются находящимися в социально опасном положении при наличии одного из критериев.

Выявление, оценку степени угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего, ведомственный учёт, принятие мер первичной профилактики к семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, осуществляют субъекты системы профилактики самостоятельно в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики. Системообразующим (интегративным) органом по координации межведомственного взаимодействия является Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Удмуртской Республики и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные в муниципальных образованиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: